Psy-Edu-Student

Студент vs Образование

Поколение Z: современный студент,
или «Как обучать сегодня»?

Цель психологии образования
 … 
освещение механизмов формирования его личностного результата … уверенности молодого человека в себе и своих возможностях в противоположность выученной беспомощности и отсутствию желания реализовать себя …  [40, с. 7-8]

Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы

Еще раз про наши ресурсы и контакты:
1) СДО РАНХиГС — информация и тест для учета рейтинга
2) 
 development-eco.ru как вариант веб-сайта преподавателя
3) общий google — архив со всеми материалами

О рейтинге и зачете, о теме, о ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

Смысл образования
… не только в достижении значимых результатов,
но и
в обеспечении позитивного процесса жизнедеятельности … [1]

Вводный интерактив
тайминг 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента,
или 
«Психология vs or & Образование … ?»



1. «Вы — студент»

Ознакомьтесь с видео: «Как поступить в РАНХиГС (студенты говорят …)»

«Какие типичные черты современного студента (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд.» Формулировка каждой черты из одного-двух слов.

Для ответа используйте общий чат

2. «Вы — преподаватель»

Ознакомьтесь с видео «Поколение Z. Дети Интернета. Кто они?»

«Каковы черты типичного представителя поколения Z (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд.» Формулировка каждой черты из одного-двух слов.

Для ответа используйте общий чат


3.  «Вы — аспирант-исследователь»
(для 2-го года обучения)

Сформулируйте одну проблему, связанную с особенностями современного студента, и на Ваш взгляд, актуальную для современной педагогики (психологии) высшей школы. Формулировка может состоять не более, чем из 7-11 слов и должна отражать объект (проблемное явление в контексте образования). 

Посмотрите примеры формулировок

Для ответов используйте общий чат

 

Для обсуждения к п. 3
(подумайте «для себя»):

 

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» «Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента, или «Психология vs or & Образование … ?»

Трудный выбор в образовании 
… к высокозначимым событиям нужно готовиться и ждать, даже если они маловероятны; но к очень маловероятным событиям не нужно готовиться и ждать, даже если они высоко значимы … [1]

Актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Современный студент — кто он (в чем особенности поколенческой когорты)?

Созидание в образовании 
… здесь и сейчас – трудности, в будущем – 
удовольствие от результата …  [1]

Закрепление
тайминг 40 минут; ТФ — закрепление информации
(учебная дискуссия, или кейс, или практическая работа)

Современный студент  кто он (как включить в конструктивную учебную коммуникацию)?

Вариант 1. Общая дискуссия, выступления желающих спикеров
(регламент до 3-х минут)

Вариант 2. Групповое решение педагогического кейса.

Решите кейс, сформулируйте свой вариант решения и примите участие в общем обсуждении.

Вариант 3. Индивидуальное решение теоретического задания

 Выполните задание на бланке и отправьте файл
(
Фамилия Имя Группа) в общую папку  для учета в рейтинге

Непродуктивность в образовании 
… думать о прошлых «победах», жить сегодняшним днем 
и работать 
ради абстрактного будущего …  [1]

Онлайн-аналитика
тайминг 30 минут; ТФ — работа в сессионных залах
(поиск и анализ информации в онлайн)

Современный студент — кто он (какие практики обучения применять сегодня)?

Задания для 2-го семестра первого года обучения
(анализ предлагаемой онлайн-информации, работа в залах)

Выполните задания

Домашнее задание: подготовьтесь к спич-дискуссии «Преподаватель: личностные предпосылки, конфликты в учебной коммуникации, риски профессии»

1. Используя свободный веб-серфинг (или  рекомендуемые материалы — Асмолов А.Г. «Психология образования» …), подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого справа списка.

2. Внесите тезисы по  Вашему вопросу на слайд по данной ссылке. 

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-дискуссии.
  

1) профессиональное развитие преподавателя высшей школы: сущность, личностные качества и умения педагога (зал 1)

2) тактика поведения преподавателя в ситуациях так называемой “ученической провокации”   (зал 2)

3) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления лабильной акцентуации характера обучающегося  (зал 3)

4) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления демонстративной акцентуации характера обучающегося  (зал 4)

5) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления астенической акцентуации характера обучающегося  (зал 5)

6) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления тревожно-мнительной акцентуации характера обучающегося  (зал 6)

7) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления инертно-импульсивной акцентуации характера обучающегося  (зал 7)

8) педагогический конфликт: сущность и классификация (зал 8)

9) педагогический конфликт: стадии и условия (варианты) предотвращения/прекращения  (зал 9)

10) конфликты между преподавателями и студентами: типология и особенности проявления (зал 10)

11) групповая учебная коммуникация: педагогическая помощь группе в осознании проблем (зал 11)

12) групповая учебная коммуникация: групповое обсуждение проблемы ал 12)

13) групповая учебная коммуникация: факторы, осложняющиепроцесс группового решения (свободный спикер)

14) групповая учебная коммуникация: интеграция группы как фактор развития отдельной личности (свободный спикер) 

15) групповая учебная коммуникация: групповая сплоченность и ее диагностика (свободный спикер)

16) групповая учебная коммуникация: группа как источник психологической травмы личности  (свободный)

17) групповая учебная коммуникация: работа с негативными групповыми лидерами  (свободный спикер)

18) профессиональное выгорание преподавателя: стадии, симптомы, профилактика  (свободный спикер) 

 

Пример слайда 1   Пример слайда 2

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);

2) возможности психологии образования в решении данной проблемы («Как выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию на индивидуальном уровне / на групповом уровне?»);

3) практические методы психологии образования (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя). 

 

При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:

 

Акцентуации

Акцентуации Чертова дюжина (онлайн)

Опросник Леонгарда-Шмишека (онлайн)

Акцентуации личности, 9 из 72 (Ник. Козлов) (онлайн)

Группа

Тест межличностных отношений Лири (онлайн)

Опросник межличностных отношений ОМО/FIRO (онлайн)

Тест Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации (онлайн)

Социометрия Дж. Морено (бланковый)

Внешнегрупповая референтометрия (бланковый)

 

Для самостоятельного подбора методов, 
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:

Каталог психологических тестов

 

Преодоление трудностей в образовании
 … 
страх перед заботами и тяжелым трудом рождает иллюзию беззаботного и бездеятельного существования как счастья, на самом же деле это жизненная трагедия … [1]

Спич-дискуссия
тайминг 60-140 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

Каковы возможности  «сопровождения» студента преподавателем (индивидуальные особенности и конфликты в учебной коммуникации)?

5-7 мин. от каждого спикера

Регламент спич-дискуссии

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5 минут).

2. Выступления каждого спикера/зала, ответ на вопрос «из аудитории» (до 120  минут).

3. Общее мнение, вопросы (до минут).

Промежуточный интерактив
тайминг 60 минут
ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Задание для 3-го семестра второго года обучения

(решение кейсов «Педагогическая ситуация», работа в залах)

В течении отведенного тайминга решите кейс для Вашего зала,
либо Вы можете предложить от зала свой кейс и его решение.

О результатах расскажите в рамках спич-дискуссии

Значимость образования
 
… события сверхвысокой значимости – то, ради чего готов на любые затраты; события сверхнизкой значимости – то, что требует несущественных затрат … [1]

Диалог — вопросы-ответы,
+ тест-самопроверка

тайминг 60 минут; ТФ — 
«исходящие» вопросы/ответы, онлайн-тестирование

Дедлайн для теста — 10 утра следующего дня

Каковы возможности  «поддержки» студента преподавателем
(как оценить  эффективность учебной коммуникации)?

Студент и преподаватель в образовании
… семь раз объяснишь – глядишь, и сам понял … [1]

Рефлексия (задание к зачету)
тайминг самостоятельно; ТФ — инструктаж, самостоятельная работа

Студент сегодня: class-student or digital-student — кто он? —
и в чем могут заключаться инновации в высшей школы?

 
Выполняется каждым слушателем одно
задание на выбор, позиция для зачета/экзамена
обязательная. Для «должников» и пропускавших занятия
также может сыграть роль в повышении рейтинга. 

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.