Psy-Edu-Student

Студент vs Образование

Поколение Z: современный студент,
или «Как обучать сегодня»?

Цель психологии образования
 … 
освещение механизмов формирования его личностного результата … уверенности молодого человека в себе и своих возможностях в противоположность выученной беспомощности и отсутствию желания реализовать себя …  [40, с. 7-8]

Организационный момент
тайминг 10 минутТФ –  входящие вопросы/ответы 

О наших ресурсах и контактах:
1) СДО РАНХиГС – информация (ссылки), тесты для учета рейтинга и посещаемости
2) данный ресурс (как вариант веб-сайта преподавателя) development-eco.ru
3) общий диск со всеми материалами, по приглашению
4) ТГ – контакт для личных сообщений, по приглашению

О правилах аттестации, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

 

Общий модуль

дискуссии, диалоги (пары 1-2)

Интерактив-ипроблематизация

Теория-актулизация

 Практика-закрепление

___

Проектирование
(домашнее задание)

—–

Индивидуально-групповая
мыследеятельность 
практики, диалоги (пары 3-4)

Онлайн-аналитика

Спич-дискуссия

Интерактив-обобщение

___

Самопроверка (тест)

Смысл образования
… не только в достижении значимых результатов,
но и
в обеспечении позитивного процесса жизнедеятельности … [1]

Интерактив-проблематизация
тайминг 40 минут; ТФ – анализ проблемного контента + техника “Brainstorm” (актуализация темы, свободное обсуждение, “столкновение мнений”)

Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента,
или 
«Психология vs or & Образование … ?»



Ознакомьтесь с видео 
«Поколение X, Y и Z: к Какому из Них Принадлежите Вы?»

1. Вы — студент:

– какие типичные черты современного студента (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд” .

2. Вы — преподаватель:

– каковы черты типичного представителя поколения Z (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд». 


3.  Вы — исследователь:

– сформулируйте одну проблему, связанную с данной темой, и на Ваш взгляд, наиболее актуальную для современной психологии образования  (7-10 слов). Посмотрите примеры ниже, можно выбрать из них. 

Для всех трех ответов используйте данную ссылку 

Рекомендации:

В первом случае дайте свой ответ в формате самооценки (“взгляд на самого себя как на студента”).

Во втором случае дайте свой ответ в формате педагогической рефлексии (“взгляд на студента со стороны в роли преподавателя”).

В третьем случае дайте свой ответ в формате сопоставления с возможностью реализации темы в курсовой и/или диссертационной работе (“какую тему я хотел-бы взять, если бы мне пришлось выполнять исследование по психологии образования”). 

 Для обсуждения к п. 3 (подумайте «для себя»): 

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» «Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента, или «Психология vs or & Образование … ?»Ответ в формате самооценки (“взгляд на самого себя”).

Примеры актуальных проблем (формулировки слушателей курса):

Проблема прокрастинации в условиях онлайн образования: методы и пути её преодоления
Стремление к чрезмерной цифровизации образовательных процессов
Патриотическое воспитание молодежи в рамках образовательного процесса
Психолого-педагогические характеристики вовлечённости в учебный процесс
Развитие аналитических способностей у студентов поколения Z
Психологические травмы у студентов, нанесенные преподавателями
Дистанционная форма обучения как новый вызов сферы образования
Анализ значимости элементов соревнования и конкуренции в процессе образования
Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе
Социально-психологический анализ неравенств и структуры общества
Способы противодействия распространению токсичной и искаженной информации в детской и подростковой аудитории
Влияние дистанционного обучения на студентов-преподавателей высшей школы: положительные и негативные стороны.
социализация студентов с различными типами аутизма
Дистанционная форма обучения как новый вызов сферы образования
Скучное преподавание
Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе
Быстрая впитываемость информации студентов и подготовка платформы для их обучения
Проблемы потребительского отношения к жизни в современном обществе
Психологические особенности, характерные для представителей различных поколений, в процессе образования в ВУЗах, проблемы мотивации и взаимодействия представителей различных поколений в группе
Удержание внимания при различных типах передаваемой информации
Влияние особенностей дизайна информационных интерфейсов на скорость обучения.
Обязательно требуется практическая практика в смежных отраслях
Гендерная идентичность выпускников высших учебных заведений
как создать эффективную коммуникацию между преподавателями и учащимися
актуальные проблемы дистанционного преподавания
Оценка потенциальных академических и карьерных успехов школьников на основе подписок в социальных сетях
Способы восприятия информации студентом
Рефлексия студента в условиях формирования цифрового общества
Как более наглядно показать практическую пользу конкретных полученных знаний
Преодоление (или смягчение) клипового мышления
Формальный характер некоторых педагогических систем
Высшее образование как фактор социально-экономической дифференциации и отражения общественного психологического восприятия социальной страты
Эмоциональный интеллект в преподавании в высшей школе
Методы повышения вовлечённости современного студента в образовательный процесс и их эффективность
Дистанционное обучение как неэффективная практика в перспективе развития высшего образования
Проблема адаптации старшеклассников к профильному обучению
Разница в восприятии мира, поколенческий конфликт
Формирование концепции развития и адаптации лучших практик удержания вовлеченности студентов
Внедрение цифровых технологий во взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе
Умение преподавателя строить диалог со студентами
Управление и обучение over-qualified специалистами
Хуже усваиваются и запоминаются большие объемы информации. Одна из причин –клиповое мышление
Разное понимание происходящего вокруг (в мире и в быту), интерпретация и умение применения накопленного опыта.
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Адаптация к цифровой образовательной среде и глубина освоения предмета
Отсутствие заинтересованности у преподавателя
Формирование структуры профессиональной деятельности в деятельности преподавателя высшей школы
Формирование верных преставлений об образовании у студентов
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Формирование структуры профессиональной деятельности в рамках профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Апробация практико-ориентированной программы
Адаптивность и Обучаемость преподавателя, в плане изучение и внедрения современных методов обучения (лекции, семинары)
Искусственный интеллект в педагогике – заменит ли машина человека?
Привязанность к гос. стандарту и определенным правилам ведения урока.

Трудный выбор в образовании 
… к высокозначимым событиям нужно готовиться и ждать, даже если они маловероятны; но к очень маловероятным событиям не нужно готовиться и ждать, даже если они высоко значимы … [1]

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ – анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Современный студент — кто он (в чем особенности поколенческой когорты)?

Созидание в образовании 
… здесь и сейчас – трудности, в будущем – 
удовольствие от результата …  [1]

Практика-закрепление
тайминг 40 минут; ТФ – закрепление информации
(учебная дискуссия, или кейс, или практическая работа)

Современный студент  кто он (как включить в конструктивную учебную коммуникацию)?

 Выполните задание на бланке и отправьте файл на проверку

Непродуктивность в образовании 
… думать о прошлых “победах”, жить сегодняшним днем 
и работать 
ради абстрактного будущего …  [1]

Онлайн-аналитика
тайминг 30 минут (если аудитория или онлайн); индивидуально (в рамках дедлайна, если занятия в СДО);
  
ТФ – работа индивидуальная и/или в подгруппах (поиск и анализ информации в онлайн)

Современный студент — кто он (какие практики обучения применять сегодня)?

Выполните задание

Подготовьтесь к спич-дискуссии “Преподаватель: личностные предпосылки, конфликты в учебной коммуникации, риски профессии”

1. Используя свободный веб-серфинг (или  рекомендуемый материал: Асмолов А.Г. (ред.)  “Психология образования” …), подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого справа списка.

2. Внесите тезисы по  Вашему вопросу на слайд в любой удобной для Вас программе или в заготовленный фрейм по данной ссылке

!!! Ответ в форме скрина слайда отправьте в СДО (рейтинг)

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-дискуссии (если семинар аудиторный), либо
сделайте взаимную оценку трех ответов Ваших сокурсников (если семинар дистанционный в СДО).  

1) профессиональное развитие преподавателя высшей школы: сущность, личностные качества и умения педагога

2) тактика поведения преподавателя в ситуациях так называемой “ученической провокации” 

3) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления лабильной акцентуации характера обучающегося 

4) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления демонстративной акцентуации характера обучающегося

5) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления астенической акцентуации характера обучающегося

6) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления тревожно-мнительной акцентуации характера обучающегося 

7) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления инертно-импульсивной акцентуации характера обучающегося

8) педагогический конфликт: сущность и классификация

9) педагогический конфликт: стадии и условия (варианты) предотвращения/прекращения

10) конфликты между преподавателями и студентами: типология и особенности проявления

11) групповая учебная коммуникация: педагогическая помощь группе в осознании проблем 

12) групповая учебная коммуникация: групповое обсуждение проблемы

13) групповая учебная коммуникация: факторы, осложняющиепроцесс группового решения (свободный спикер)

14) групповая учебная коммуникация: интеграция группы как фактор развития отдельной личности (свободный спикер) 

15) групповая учебная коммуникация: групповая сплоченность и ее диагностика (свободный спикер)

16) групповая учебная коммуникация: группа как источник психологической травмы личности  (свободный)

17) групповая учебная коммуникация: работа с негативными групповыми лидерами  (свободный спикер)

18) профессиональное выгорание преподавателя: стадии, симптомы, профилактика  (свободный спикер) 

 

Пример слайда 1   Пример слайда 2

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);

2) возможности психологии образования в решении данной проблемы («Как выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию на индивидуальном уровне / на групповом уровне?»);

3) практические методы психологии образования (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя). 

 

При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:

 

Акцентуации

Акцентуации Чертова дюжина (онлайн)

Опросник Леонгарда-Шмишека (онлайн)

Акцентуации личности, 9 из 72 (Ник. Козлов) (онлайн)

Группа

Тест межличностных отношений Лири (онлайн)

Опросник межличностных отношений ОМО/FIRO (онлайн)

Тест Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации (онлайн)

Социометрия Дж. Морено (бланковый)

Внешнегрупповая референтометрия (бланковый)

 

Для самостоятельного подбора методов, 
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:

Каталог психологических тестов

 

Преодоление трудностей в образовании
 … 
страх перед заботами и тяжелым трудом рождает иллюзию беззаботного и бездеятельного существования как счастья, на самом же деле это жизненная трагедия … [1]

Спич-дискуссия
тайминг 60-120 минут
(если занятие аудиторное); 
индивидуально 
(в рамках дедлайна, если занятия в СДО); ТФ – “Speech-Discussion”
(экспресс-обсуждение подготовленных ответов на заданные вопросы
или взаимное оценивание нескольких работ участников семинара в СДО)

Каковы возможности  “сопровождения” студента преподавателем (индивидуальные особенности и конфликты в учебной коммуникации)?

5-7 мин. от каждого спикера

Регламент спич-дискуссии

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5 минут).

2. Выступления каждого спикера/зала, ответ на вопрос «из аудитории» (до 120  минут).

3. Общее мнение, вопросы (до минут).

Интерактив-обобщение
тайминг 60 минут
ТФ – анализ проблемного контента + техника “Brainstorm”
(актуализация темы, свободное обсуждение, “столкновение мнений”)

Значимость образования
 
… события сверхвысокой значимости – то, ради чего готов на любые затраты; события сверхнизкой значимости – то, что требует несущественных затрат … [1]

Самопроверка (тест)
тайминг 60 минут; ТФ – 
“исходящие” вопросы/ответы, онлайн-тестирование

Дедлайн – 10 утра следующего дня

Каковы возможности  “поддержки” студента преподавателем
(как оценить  эффективность учебной коммуникации)?

Студент и преподаватель в образовании
… семь раз объяснишь – глядишь, и сам понял … [1]

Проектирование (домашнее задание)
тайминг самостоятельно; ТФ – инструктаж, самостоятельная работа

Дедлайн – к началу следующего тематического блока

 

Студент сегодня: class-student or digital-student — кто он? —
и в чем могут заключаться инновации в высшей школы?

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.