Студент vs Образование
Поколение Z: современный студент,
или «Как обучать сегодня»?
Цель психологии образования
… освещение механизмов формирования его личностного результата … уверенности молодого человека в себе и своих возможностях в противоположность выученной беспомощности и отсутствию желания реализовать себя … [40, с. 7-8]
Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
О наших ресурсах и контактах:
1) СДО РАНХиГС — информация (ссылки), тесты для учета рейтинга и посещаемости
2) данный ресурс (как вариант веб-сайта преподавателя) development-eco.ru
3) общий диск со всеми материалами, по приглашению
4) ТГ — контакт для личных сообщений, по приглашению
О правилах аттестации, о теме и ходе занятия
О чем и зачем?
Ход занятия
Студент сегодня: каковы противоречия — новое поколение, стремительно изменяющийся социум, неопределенность ситуации развития, «вариабельность» парадигмы образования… ?
Современный студент кто он (в чем особенности поколенческой когорты)?
Современный студент кто он (как включить в конструктивную учебную коммуникацию)?
Современный студент — кто он (какие практики обучения применять сегодня)?
Общий модуль
дискуссии, диалоги (пары 1-2)
Интерактив-ипроблематизация
___
Проектирование
(домашнее задание)
——
Индивидуально-групповая
мыследеятельность
практики, диалоги (пары 3-4)
___
Самопроверка (тест)
Смысл образования
… не только в достижении значимых результатов,
но и в обеспечении позитивного процесса жизнедеятельности … [1]
Интерактив-проблематизация
тайминг 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента,
или «Психология vs or & Образование … ?»
Ознакомьтесь с видео
«Поколение X, Y и Z: к Какому из Них Принадлежите Вы?»
1. Вы — студент:
— какие типичные черты современного студента (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд» .
2. Вы — преподаватель:
— каковы черты типичного представителя поколения Z (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд».
3. Вы — исследователь:
— сформулируйте одну проблему, связанную с данной темой, и на Ваш взгляд, наиболее актуальную для современной психологии образования (7-10 слов). Посмотрите примеры ниже, можно выбрать из них.
Рекомендации:
В первом случае дайте свой ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя как на студента»).
Во втором случае дайте свой ответ в формате педагогической рефлексии («взгляд на студента со стороны в роли преподавателя»).
В третьем случае дайте свой ответ в формате сопоставления с возможностью реализации темы в курсовой и/или диссертационной работе («какую тему я хотел-бы взять, если бы мне пришлось выполнять исследование по психологии образования»).
Для обсуждения к п. 3 (подумайте «для себя»):
а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)
Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» «Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента, или «Психология vs or & Образование … ?»Ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя»).
Примеры актуальных проблем (формулировки слушателей курса):
Проблема прокрастинации в условиях онлайн образования: методы и пути её преодоления
Стремление к чрезмерной цифровизации образовательных процессов
Патриотическое воспитание молодежи в рамках образовательного процесса
Психолого-педагогические характеристики вовлечённости в учебный процесс
Развитие аналитических способностей у студентов поколения Z
Психологические травмы у студентов, нанесенные преподавателями
Дистанционная форма обучения как новый вызов сферы образования
Анализ значимости элементов соревнования и конкуренции в процессе образования
Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе
Социально-психологический анализ неравенств и структуры общества
Способы противодействия распространению токсичной и искаженной информации в детской и подростковой аудитории
Влияние дистанционного обучения на студентов-преподавателей высшей школы: положительные и негативные стороны.
социализация студентов с различными типами аутизма
Дистанционная форма обучения как новый вызов сферы образования
Скучное преподавание
Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе
Быстрая впитываемость информации студентов и подготовка платформы для их обучения
Проблемы потребительского отношения к жизни в современном обществе
Психологические особенности, характерные для представителей различных поколений, в процессе образования в ВУЗах, проблемы мотивации и взаимодействия представителей различных поколений в группе
Удержание внимания при различных типах передаваемой информации
Влияние особенностей дизайна информационных интерфейсов на скорость обучения.
Обязательно требуется практическая практика в смежных отраслях
Гендерная идентичность выпускников высших учебных заведений
как создать эффективную коммуникацию между преподавателями и учащимися
актуальные проблемы дистанционного преподавания
Оценка потенциальных академических и карьерных успехов школьников на основе подписок в социальных сетях
Способы восприятия информации студентом
Рефлексия студента в условиях формирования цифрового общества
Как более наглядно показать практическую пользу конкретных полученных знаний
Преодоление (или смягчение) клипового мышления
Формальный характер некоторых педагогических систем
Высшее образование как фактор социально-экономической дифференциации и отражения общественного психологического восприятия социальной страты
Эмоциональный интеллект в преподавании в высшей школе
Методы повышения вовлечённости современного студента в образовательный процесс и их эффективность
Дистанционное обучение как неэффективная практика в перспективе развития высшего образования
Проблема адаптации старшеклассников к профильному обучению
Разница в восприятии мира, поколенческий конфликт
Формирование концепции развития и адаптации лучших практик удержания вовлеченности студентов
Внедрение цифровых технологий во взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе
Умение преподавателя строить диалог со студентами
Управление и обучение over-qualified специалистами
Хуже усваиваются и запоминаются большие объемы информации. Одна из причин —клиповое мышление
Разное понимание происходящего вокруг (в мире и в быту), интерпретация и умение применения накопленного опыта.
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Адаптация к цифровой образовательной среде и глубина освоения предмета
Отсутствие заинтересованности у преподавателя
Формирование структуры профессиональной деятельности в деятельности преподавателя высшей школы
Формирование верных преставлений об образовании у студентов
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Формирование структуры профессиональной деятельности в рамках профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Апробация практико-ориентированной программы
Адаптивность и Обучаемость преподавателя, в плане изучение и внедрения современных методов обучения (лекции, семинары)
Искусственный интеллект в педагогике — заменит ли машина человека?
Привязанность к гос. стандарту и определенным правилам ведения урока.
Трудный выбор в образовании
… к высокозначимым событиям нужно готовиться и ждать, даже если они маловероятны; но к очень маловероятным событиям не нужно готовиться и ждать, даже если они высоко значимы … [1]
Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)
Современный студент — кто он (в чем особенности поколенческой когорты)?
Созидание в образовании
… здесь и сейчас – трудности, в будущем –
удовольствие от результата … [1]
Практика-закрепление
тайминг 40 минут; ТФ — закрепление информации
(учебная дискуссия, или кейс, или практическая работа)
Современный студент кто он (как включить в конструктивную учебную коммуникацию)?
Выполните задание на бланке и отправьте файл на проверку
Непродуктивность в образовании
… думать о прошлых «победах», жить сегодняшним днем
и работать ради абстрактного будущего … [1]
Онлайн-аналитика
тайминг 30 минут (если аудитория или онлайн); индивидуально (в рамках дедлайна, если занятия в СДО);
ТФ — работа индивидуальная и/или в подгруппах (поиск и анализ информации в онлайн)
Современный студент — кто он (какие практики обучения применять сегодня)?
Выполните задание
Подготовьтесь к спич-дискуссии «Преподаватель: личностные предпосылки, конфликты в учебной коммуникации, риски профессии»
1. Используя свободный веб-серфинг (или рекомендуемый материал: Асмолов А.Г. (ред.) «Психология образования» …), подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого справа списка.
2. Внесите тезисы по Вашему вопросу на слайд в любой удобной для Вас программе или в заготовленный фрейм по данной ссылке.
!!! Ответ в форме скрина слайда отправьте в СДО (рейтинг)
3. Прокомментируйте
результаты в рамках спич-дискуссии (если семинар аудиторный), либо сделайте взаимную оценку трех ответов Ваших сокурсников (если семинар дистанционный в СДО).
1) профессиональное развитие преподавателя высшей школы: сущность, личностные качества и умения педагога
2) тактика поведения преподавателя в ситуациях так называемой “ученической провокации”
3) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления лабильной акцентуации характера обучающегося
4) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления демонстративной акцентуации характера обучающегося
5) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления астенической акцентуации характера обучающегося
6) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления тревожно-мнительной акцентуации характера обучающегося
7) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления инертно-импульсивной акцентуации характера обучающегося
8) педагогический конфликт: сущность и классификация
9) педагогический конфликт: стадии и условия (варианты) предотвращения/прекращения
10) конфликты между преподавателями и студентами: типология и особенности проявления
11) групповая учебная коммуникация: педагогическая помощь группе в осознании проблем
12) групповая учебная коммуникация: групповое обсуждение проблемы
13) групповая учебная коммуникация: факторы, осложняющиепроцесс группового решения (свободный спикер)
14) групповая учебная коммуникация: интеграция группы как фактор развития отдельной личности (свободный спикер)
15) групповая учебная коммуникация: групповая сплоченность и ее диагностика (свободный спикер)
16) групповая учебная коммуникация: группа как источник психологической травмы личности (свободный)
17) групповая учебная коммуникация: работа с негативными групповыми лидерами (свободный спикер)
18) профессиональное выгорание преподавателя: стадии, симптомы, профилактика (свободный спикер)
Рекомендуемая схема выступления:
1) общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);
2) возможности психологии образования в решении данной проблемы («Как выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию на индивидуальном уровне / на групповом уровне?»);
3) практические методы психологии образования (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя).
При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:
Акцентуации
Акцентуации Чертова дюжина (онлайн)
Опросник Леонгарда-Шмишека (онлайн)
Акцентуации личности, 9 из 72 (Ник. Козлов) (онлайн)
Группа
Тест межличностных отношений Лири (онлайн)
Опросник межличностных отношений ОМО/FIRO (онлайн)
Тест Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации (онлайн)
Социометрия Дж. Морено (бланковый)
Внешнегрупповая референтометрия (бланковый)
Для самостоятельного подбора методов,
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:
Каталог психологических тестов
… Преодоление трудностей в образовании
… страх перед заботами и тяжелым трудом рождает иллюзию беззаботного и бездеятельного существования как счастья, на самом же деле это жизненная трагедия … [1]
Спич-дискуссия
тайминг 60-120 минут (если занятие аудиторное);
индивидуально (в рамках дедлайна, если занятия в СДО); ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение подготовленных ответов на заданные вопросы
или взаимное оценивание нескольких работ участников семинара в СДО)
Каковы возможности «сопровождения» студента преподавателем (индивидуальные особенности и конфликты в учебной коммуникации)?
5-7 мин. от каждого спикера
Регламент спич-дискуссии
1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5 минут).
2. Выступления каждого спикера/зала, ответ на вопрос «из аудитории» (до 120 минут).
3. Общее мнение, вопросы (до 5 минут).
Интерактив-обобщение
тайминг 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Уважаемые коллеги, пожалуйста, ответьте на три вопроса
(для этого пройдите по ссылкам ниже и попадете в форму для ответа):
2. Если таковые различия так или иначе имеются, кратко констатируйте, в чем они заключаются?
Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.
Значимость образования
… события сверхвысокой значимости – то, ради чего готов на любые затраты; события сверхнизкой значимости – то, что требует несущественных затрат … [1]
Самопроверка (тест)
тайминг 60 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы, онлайн-тестирование
Дедлайн — 10 утра следующего дня
Каковы возможности «поддержки» студента преподавателем
(как оценить эффективность учебной коммуникации)?
Студент и преподаватель в образовании
… семь раз объяснишь – глядишь, и сам понял … [1]
Проектирование (домашнее задание)
тайминг самостоятельно; ТФ — инструктаж, самостоятельная работа
Дедлайн – к началу следующего тематического блока
Студент сегодня: class-student or digital-student — кто он? —
и в чем могут заключаться инновации в высшей школы?
Организационный момент
тайминг 5 минут
