Студент vs Образование
Поколение Z: современный студент,
или «Как обучать сегодня»?
Цель психологии образования
… освещение механизмов формирования его личностного результата … уверенности молодого человека в себе и своих возможностях в противоположность выученной беспомощности и отсутствию желания реализовать себя … [40, с. 7-8]
Организационный момент
тайминг до 10 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
О теме и ходе занятия
О чем и зачем?
Ход занятия
Студент сегодня: каковы противоречия — новое поколение, стремительно изменяющийся социум, неопределенность ситуации развития, «вариабельность» парадигмы образования… ?
Современный студент кто он (в чем особенности поколенческой когорты)?
Современный студент кто он (как включить в конструктивную учебную коммуникацию)?
Современный студент — кто он (какие практики обучения применять сегодня)?
ДИСКУССИИ / ДИАЛОГИ («ЛЕКЦИИ»)
——
ПРАКТИКИ / ДИАЛОГИ («СЕМИНАРЫ»)
——
Смысл образования
… не только в достижении значимых результатов,
но и в обеспечении позитивного процесса жизнедеятельности … [1]
Интерактив-проблематизация
тайминг до 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента,
или «Психология vs or & Образование … ?»
БЛИЦ-ОПРОС
Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации, ответьте на три вопроса (для внесения Ваших ответов пройдите по данной ссылке в форму обратной связи)
1. В педагогике и психологии образования весьма популярны понятия: «сопровождение студента преподавателем» и «поддержка студента преподавателем». Можно ли провести четкую грань между ними?
2. Если таковые различия так или иначе имеются, кратко констатируйте, в чем они конкретно заключаются?
3. На протяжении последних трех десятилетий педагоги и психологи непрерывно говорят об необходимости инноваций в высшем образовании. Как Вы считаете, в чем они на самом деле могут заключаться сегодня? Дайте два-три тезисных варианта ответа.
Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.
Вы просмотрели вводное видео о поколениях X, Y и Z. Просмотрите также (опционально) данное видео (19 минут): Теория Поколений. Поколение Z, как с ними взаимодействовать? (Rutube)
Ответьте на вопросы, исходя из той ролевой позиции, которая предлагается ниже:
1. Вы — студент
Каковы типичные черты современного студента (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Выберите пять наиболее ярких, соответствующих, на Ваш взгляд
2. Вы — преподаватель
Каковы черты типичного представителя поколения Z (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд
3. Вы — исследователь
Каковы проблемы, актуальные для современной педагогики и психологии образования, если речь идет о современном студенте? Сформулируйте одну, наиболее значимую, на Ваш взгляд, сегодня (посмотрите примеры ниже, можно ориентироваться на них)
Прокомментируйте в совместном обсуждении проблемную «связку» «Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента, или «Психология vs or & Образование … ?» в формате самооценки («взгляд на самого себя»).
Для внесения Ваших ответов и комментариев пройдите
в форму обратной связи по данной ссылке
Рекомендации:
В первом случае дайте свой ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя как на студента»)
Во втором случае дайте свой ответ в формате педагогической рефлексии («взгляд на студента со стороны в роли преподавателя»).
В третьем случае дайте свой ответ в формате сопоставления с возможностью реализации темы в курсовой и/или диссертационной работе («какую тему я хотел-бы взять, если бы мне пришлось выполнять исследование по психологии образования»).
Для обсуждения к п. 3 (подумайте «для себя»):
а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)
Примеры актуальных проблем (формулировки слушателей курса):
Проблема прокрастинации в условиях онлайн образования: методы и пути её преодоления
Стремление к чрезмерной цифровизации образовательных процессов
Психолого-педагогические характеристики вовлечённости в учебный процесс
Развитие аналитических способностей у студентов поколения Z
Психологические травмы у студентов, нанесенные преподавателями
Дистанционная форма обучения как новый вызов в сфере образования
Анализ значимости элементов соревнования и конкуренции в процессе образования
Психологическая культура и задачи воспитания в современной высшей школе
Социально-психологический анализ неравенств и структуры общества
Способы противодействия распространению токсичной и искаженной информации в детской и подростковой аудитории
Влияние дистанционного обучения на студентов-преподавателей высшей школы: положительные и негативные стороны
Социализация студентов с различными типами аутизма
Дистанционная форма обучения как новый вызов сферы образования
Чувство вины и стыда у студентов как причина затруднений в обучении
Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе
Быстрая впитываемость информации студентов и подготовка платформы для их обучения
Проблемы потребительского отношения к жизни в современном обществе
Психологические особенности, характерные для представителей различных поколений, в процессе образования в ВУЗах, проблемы мотивации и взаимодействия представителей различных поколений в группе
Удержание внимания при различных типах передаваемой информации
Влияние особенностей дизайна информационных интерфейсов на скорость обучения.
Обязательно требуется практическая практика в смежных отраслях
Гендерная идентичность выпускников высших учебных заведений
как создать эффективную коммуникацию между преподавателями и учащимися
актуальные проблемы дистанционного преподавания
Оценка потенциальных академических и карьерных успехов школьников на основе подписок в социальных сетях
Способы восприятия информации студентом
Рефлексия студента в условиях формирования цифрового общества
Как более наглядно показать практическую пользу конкретных полученных знаний
Преодоление (или смягчение) клипового мышления
Формальный характер некоторых педагогических систем
Высшее образование как фактор социально-экономической дифференциации и отражения общественного психологического восприятия социальной страты
Эмоциональный интеллект в преподавании в высшей школе
Методы повышения вовлечённости современного студента в образовательный процесс и их эффективность
Дистанционное обучение как неэффективная практика в перспективе развития высшего образования
Проблема адаптации старшеклассников / первокурсников к профильному обучению
Различия в восприятии бывшие и актуальными студентами мира: поколенческий конфликт
Формирование концепции развития и адаптации лучших практик удержания вовлеченности студентов
Внедрение цифровых технологий во взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе
Умение преподавателя строить диалог со студентами
Управление и обучение over-qualified специалистами
Усвоение и запоминание учебной информации в условиях развития «клипового мышления»
Разное понимание происходящего вокруг (в мире и в быту), интерпретация и умение применения накопленного опыта.
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Адаптация к цифровой образовательной среде и глубина освоения предмета
Отсутствие заинтересованности у преподавателя
Формирование структуры профессиональной деятельности в деятельности преподавателя высшей школы
Формирование верных преставлений об образовании у студентов
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Формирование структуры профессиональной деятельности в рамках профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Апробация практико-ориентированной программы
Адаптивность и Обучаемость преподавателя, в плане изучение и внедрения современных методов обучения (лекции, семинары)
Искусственный интеллект в педагогике — заменит ли машина человека?
Привязанность к гос. стандарту и определенным правилам ведения урока
Трудный выбор в образовании
… к высокозначимым событиям нужно готовиться и ждать, даже если они маловероятны; но к очень маловероятным событиям не нужно готовиться и ждать, даже если они высоко значимы … [1]
Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)
Современный студент — кто он (в чем особенности поколенческой когорты)?
Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»
Созидание в образовании
… здесь и сейчас – трудности, в будущем –
удовольствие от результата … [1]
Практика-закрепление
Тайминг до 20 минут (инструктаж, вопросы/ответы, комментарии) + далее индивидуально (работа на второй паре с дедлайном до следующего занятия)
ТФ — закрепление информации (лекционно-практическая работа), конструирование, описание и решение педагогических кейсов на основе одной рекомендованной ситуации
Современный студент — кто он и как включить его в конструктивную учебную коммуникацию?
Задания
Вместе. Выполите задание № 1 из опорной схемы «Закрепление» (см. ниже): используя заданную педагогическую ситуацию, сконструируйте педагогический кейс на основе Вашего опыта обучения в вузе, предложите возможное его решение. Примите участие в групповом обсуждении выполненного задания.
Индивидуально: выполните остальные задания из опорной схемы «Закрепление» самостоятельно. В оставшееся время выполните самопроверку по теме (красная кнопка ниже).
! Важно: внесите Ваши ответы в соответствующий раздел темы в СДО РАНХиГС или в рекомендуемую ниже форму (без СДО) для учета в рейтинге не позднее начала следующего занятия.
Непродуктивность в образовании
… думать о прошлых «победах», жить сегодняшним днем
и работать ради абстрактного будущего … [1]
Онлайн-аналитика
тайминг до 40 минут; ТФ — работа индивидуальная или в малых группах,
самостоятельный и/или совместный поиск и анализ учебной информации,
подготовка кратких аналитических комментариев по избранному вопросу
Современный студент — кто он (какие практики обучения применять сегодня)?
Выполните задание
Подготовьтесь к спич-семинару «Студент и преподаватель: о конфликтах в учебной коммуникации, их индивидуально-личностных предпосылках и вариантах разрешения»
1. Используя собственный опыт обучения и/или преподавания в вузе, свободный поиски в сети или рекомендованный на занятии материал, подготовьте сообщение («speech») по одному вопросу из предлагаемого справа списка.
2. Оформите ответ в виде кратких тезисов , разместите их на одном слайде (в любой удобной для Вас программе).
3. Прокомментируйте результаты в рамках спич-семинара.
1) профессиональное развитие преподавателя высшей школы: сущность, личностные качества и умения педагога
2) тактика поведения преподавателя в ситуациях так называемой “ученической провокации”
3) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления лабильной акцентуации характера обучающегося
4) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления демонстративной акцентуации характера обучающегося
5) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления астенической акцентуации характера обучающегося
6) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления тревожно-мнительной акцентуации характера обучающегося
7) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления инертно-импульсивной акцентуации характера обучающегося
8) педагогический конфликт: сущность и классификация
9) педагогический конфликт: стадии и условия (варианты) предотвращения/прекращения
10) конфликты между преподавателями и студентами: типология и особенности проявления
11) групповая учебная коммуникация: педагогическая помощь группе в осознании проблем
12) групповая учебная коммуникация: групповое обсуждение проблемы
13) групповая учебная коммуникация: факторы, осложняющиепроцесс группового решения (свободный спикер)
14) групповая учебная коммуникация: интеграция группы как фактор развития отдельной личности (свободный спикер)
15) групповая учебная коммуникация: групповая сплоченность и ее диагностика (свободный спикер)
16) групповая учебная коммуникация: группа как источник психологической травмы личности (свободный)
17) групповая учебная коммуникация: работа с негативными групповыми лидерами (свободный спикер)
18) профессиональное выгорание преподавателя: стадии, симптомы, профилактика (свободный спикер)
Рекомендуемая схема выступления:
1) общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);
2) возможности психологии образования в решении данной проблемы («Как выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию на индивидуальном уровне / на групповом уровне?»);
3) практические методы психологии образования (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя).
При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:
Акцентуации
Акцентуации Чертова дюжина (онлайн)
Опросник Леонгарда-Шмишека (онлайн)
Акцентуации личности, 9 из 72 (Ник. Козлов) (онлайн)
Группа
Тест межличностных отношений Лири (онлайн)
Опросник межличностных отношений ОМО/FIRO (онлайн)
Тест Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации (онлайн)
Социометрия Дж. Морено (бланковый)
Внешнегрупповая референтометрия (бланковый)
Для самостоятельного подбора методов,
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:
Каталог психологических тестов
… Преодоление трудностей в образовании
… страх перед заботами и тяжелым трудом рождает иллюзию беззаботного и бездеятельного существования как счастья, на самом же деле это жизненная трагедия … [1]
Спич-дискуссия
тайминг до 40 минут; ТФ — «Speech-Discussion» (экспресс-обсуждение подготовленных ответов на заданные вопросы или взаимное оценивание нескольких работ участников семинара в ДО)
Каковы возможности «сопровождения» студента преподавателем (индивидуальные особенности и конфликты в учебной коммуникации)?
5-7 мин. от каждого спикера
Регламент спич-семинара
1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5 минут).
2. Выступления каждого спикера/комната, ответы на вопросы «из аудитории» (до 120 минут).
3. Общее мнение, вопросы (до 5 минут).
Значимость образования
… события сверхвысокой значимости – то, ради чего готов на любые затраты; события сверхнизкой значимости – то, что требует несущественных затрат … [1]
Интерактив-обобщение
тайминг до 80 минут; ТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)
Каковы возможности «поддержки» студента преподавателем
(как оценить эффективность учебной коммуникации)?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ
«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций
Диалог № 2: учебная дискуссия как системообразующая форма образовательной рефлексии
Задание № 1: прочитайте рекомендованную на занятии информацию,
дайте обратную связи в виде одной из форм рефлексивного анализа данного занятия
(выделено темно-розовым цветом, см. ниже)
Задание № 2: Выполните «Самопроверку», используя презентацию «Актуализация»
Студент и преподаватель в образовании
… семь раз объяснишь – глядишь, и сам понял … [1]
Проектирование (домашнее задание)
тайминг самостоятельно; ТФ — инструктаж, самостоятельная работа
Дедлайн (промежуточное обсуждение): к началу следующей темы текущего модуля
Студент сегодня: class-student or digital-student — кто он? —
и в чем могут заключаться инновации в высшей школы?
Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции
Организационный момент
тайминг 5 минут
