Psy-Edu-Student

Студент vs Образование

Поколение Z: современный студент,
или «Как обучать сегодня»?

Цель психологии образования
 … 
освещение механизмов формирования его личностного результата … уверенности молодого человека в себе и своих возможностях в противоположность выученной беспомощности и отсутствию желания реализовать себя …  [40, с. 7-8]

Организационный момент
тайминг до 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы 

О ресурсах и контактах:
1) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) development-eco.ru
2) СДО и/или общий диск с материалами, по приглашению
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению

О теме и ходе занятия, про аттестацию

О чем и зачем?

Ход занятия 

Смысл образования
… не только в достижении значимых результатов,
но и
в обеспечении позитивного процесса жизнедеятельности … [1]

Интерактив-проблематизация
тайминг до 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента,
или 
«Психология vs or & Образование … ?»



Вы просмотрели вводное видео о поколениях X, Y и Z.  Просмотрите также (опционально) данное видео (19 минут): Теория Поколений. Поколение Z, как с ними взаимодействовать?

Ответьте на вопросы, исходя из той ролевой позиции, которая предлагается ниже:

1. Вы — студент

Каковы типичные черты современного студента (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Выберите три наиболее соответствующих, на Ваш взгляд

2. Вы — преподаватель

Каковы черты типичного представителя поколения Z (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд 


3.  Вы — исследователь
(опционально)

Каковы проблемы, актуальные для современной педагогики и психологии образования, если речь идет о  современном студенте? Сформулируйте одну, наиболее значимую, на Ваш взгляд, сегодня (посмотрите примеры ниже, можно ориентироваться на них)

Для внесения Ваших ответов
пройдите по данной ссылке

Рекомендации:

В первом случае дайте свой ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя как на студента»).

Во втором случае дайте свой ответ в формате педагогической рефлексии («взгляд на студента со стороны в роли преподавателя»).

В третьем случае дайте свой ответ в формате сопоставления с возможностью реализации темы в курсовой и/или диссертационной работе («какую тему я хотел-бы взять, если бы мне пришлось выполнять исследование по психологии образования»). 

 Для обсуждения к п. 3 (подумайте «для себя»): 

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» «Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента, или «Психология vs or & Образование … ?» Ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя»).

Примеры актуальных проблем (формулировки слушателей курса):

Проблема прокрастинации в условиях онлайн образования: методы и пути её преодоления
Стремление к чрезмерной цифровизации образовательных процессов
Психолого-педагогические характеристики вовлечённости в учебный процесс
Развитие аналитических способностей у студентов поколения Z
Психологические травмы у студентов, нанесенные преподавателями
Дистанционная форма обучения как новый вызов в сфере образования
Анализ значимости элементов соревнования и конкуренции в процессе образования
Психологическая культура и задачи воспитания в современной высшей школе
Социально-психологический анализ неравенств и структуры общества
Способы противодействия распространению токсичной и искаженной информации в детской и подростковой аудитории
Влияние дистанционного обучения на студентов-преподавателей высшей школы: положительные и негативные стороны
Социализация студентов с различными типами аутизма
Дистанционная форма обучения как новый вызов сферы образования
Чувство вины и стыда у студентов как причина затруднений в обучении
Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе
Быстрая впитываемость информации студентов и подготовка платформы для их обучения
Проблемы потребительского отношения к жизни в современном обществе
Психологические особенности, характерные для представителей различных поколений, в процессе образования в ВУЗах, проблемы мотивации и взаимодействия представителей различных поколений в группе
Удержание внимания при различных типах передаваемой информации
Влияние особенностей дизайна информационных интерфейсов на скорость обучения.
Обязательно требуется практическая практика в смежных отраслях
Гендерная идентичность выпускников высших учебных заведений
как создать эффективную коммуникацию между преподавателями и учащимися
актуальные проблемы дистанционного преподавания
Оценка потенциальных академических и карьерных успехов школьников на основе подписок в социальных сетях
Способы восприятия информации студентом
Рефлексия студента в условиях формирования цифрового общества
Как более наглядно показать практическую пользу конкретных полученных знаний
Преодоление (или смягчение) клипового мышления
Формальный характер некоторых педагогических систем
Высшее образование как фактор социально-экономической дифференциации и отражения общественного психологического восприятия социальной страты
Эмоциональный интеллект в преподавании в высшей школе
Методы повышения вовлечённости современного студента в образовательный процесс и их эффективность
Дистанционное обучение как неэффективная практика в перспективе развития высшего образования
Проблема адаптации старшеклассников / первокурсников к профильному обучению
Различия в восприятии бывшие и актуальными студентами мира: поколенческий конфликт
Формирование концепции развития и адаптации лучших практик удержания вовлеченности студентов
Внедрение цифровых технологий во взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе
Умение преподавателя строить диалог со студентами
Управление и обучение over-qualified специалистами
Усвоение и запоминание учебной информации в условиях развития «клипового мышления»
Разное понимание происходящего вокруг (в мире и в быту), интерпретация и умение применения накопленного опыта.
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Адаптация к цифровой образовательной среде и глубина освоения предмета
Отсутствие заинтересованности у преподавателя
Формирование структуры профессиональной деятельности в деятельности преподавателя высшей школы
Формирование верных преставлений об образовании у студентов
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Формирование структуры профессиональной деятельности в рамках профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Апробация практико-ориентированной программы
Адаптивность и Обучаемость преподавателя, в плане изучение и внедрения современных методов обучения (лекции, семинары)
Искусственный интеллект в педагогике — заменит ли машина человека?
Привязанность к гос. стандарту и определенным правилам ведения урока

БЛИЦ-ОПРОС

Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации, ответьте на три вопроса (для внесения Ваших ответов пройдите по данной ссылке в форму обратной связи)

1. В педагогике и психологии образования весьма популярны понятия: «сопровождение студента преподавателем» и «поддержка студента преподавателем». Можно ли провести четкую грань между ними?

2. Если таковые различия так или иначе имеются, кратко констатируйте, в чем они конкретно  заключаются? 

3. На протяжении последних трех десятилетий педагоги и психологи непрерывно говорят об необходимости инноваций в высшем образовании. Как Вы считаете, в чем они на самом деле могут заключаться сегодня? Дайте два-три тезисных варианта ответа. 

Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.

 

Трудный выбор в образовании 
… к высокозначимым событиям нужно готовиться и ждать, даже если они маловероятны; но к очень маловероятным событиям не нужно готовиться и ждать, даже если они высоко значимы … [1]

Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Современный студент — кто он (в чем особенности поколенческой когорты)?

Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка» 

Созидание в образовании 
… здесь и сейчас – трудности, в будущем – 
удовольствие от результата …  [1]

Практика-закрепление
тайминг до 30 минут; ТФ — закрепление информации
(учебная дискуссия, или кейс, или практическая работа)

Современный студент — кто он и как включить его в конструктивную учебную коммуникацию?

Выполните задание «Закрепление», примите участие в обсуждении и/или отправьте файл на проверку 

Непродуктивность в образовании 
… думать о прошлых «победах», жить сегодняшним днем 

и работать ради абстрактного будущего …  [1]

Онлайн-аналитика
тайминг до 40 минут (если аудитория или онлайн); индивидуально (если дома);
  
ТФ — работа индивидуальная и/или в подгруппах (поиск и анализ информации в онлайн)

Современный студент — кто он (какие практики обучения применять сегодня)?

Выполните задание

Подготовьтесь к спич-семинару «Студент и преподаватель: о конфликтах в учебной коммуникации, их индивидуально-личностных предпосылках и вариантах разрешения»

1. Используя свободный веб-серфинг или  рекомендуемый материал:  «Психология образования» (2022), подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого справа списка.

2. Оформите ответ в процессе подготовки в виде  тезисов Вашего выступления, разместите их на одном слайде (ссылка ресурс будет рекомендована во время занятия).

3. Прокомментируйте результаты в рамках спич-семинара.  

1) профессиональное развитие преподавателя высшей школы: сущность, личностные качества и умения педагога

2) тактика поведения преподавателя в ситуациях так называемой “ученической провокации” 

3) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления лабильной акцентуации характера обучающегося 

4) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления демонстративной акцентуации характера обучающегося

5) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления астенической акцентуации характера обучающегося

6) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления тревожно-мнительной акцентуации характера обучающегося 

7) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления инертно-импульсивной акцентуации характера обучающегося

8) педагогический конфликт: сущность и классификация

9) педагогический конфликт: стадии и условия (варианты) предотвращения/прекращения

10) конфликты между преподавателями и студентами: типология и особенности проявления

11) групповая учебная коммуникация: педагогическая помощь группе в осознании проблем 

12) групповая учебная коммуникация: групповое обсуждение проблемы

13) групповая учебная коммуникация: факторы, осложняющиепроцесс группового решения (свободный спикер)

14) групповая учебная коммуникация: интеграция группы как фактор развития отдельной личности (свободный спикер) 

15) групповая учебная коммуникация: групповая сплоченность и ее диагностика (свободный спикер)

16) групповая учебная коммуникация: группа как источник психологической травмы личности  (свободный)

17) групповая учебная коммуникация: работа с негативными групповыми лидерами  (свободный спикер)

18) профессиональное выгорание преподавателя: стадии, симптомы, профилактика  (свободный спикер) 

 

Пример слайда 1   Пример слайда 2

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);

2) возможности психологии образования в решении данной проблемы («Как выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию на индивидуальном уровне / на групповом уровне?»);

3) практические методы психологии образования (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя). 

 

При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:

 

Акцентуации

Акцентуации Чертова дюжина (онлайн)

Опросник Леонгарда-Шмишека (онлайн)

Акцентуации личности, 9 из 72 (Ник. Козлов) (онлайн)

Группа

Тест межличностных отношений Лири (онлайн)

Опросник межличностных отношений ОМО/FIRO (онлайн)

Тест Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации (онлайн)

Социометрия Дж. Морено (бланковый)

Внешнегрупповая референтометрия (бланковый)

 

Для самостоятельного подбора методов, 
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:

Каталог психологических тестов

 

Преодоление трудностей в образовании
 … страх перед заботами и тяжелым трудом рождает иллюзию беззаботного и бездеятельного существования как счастья, на самом же деле это жизненная трагедия … [1]

Спич-семинар
тайминг до 40 минут
; ТФ — экспресс-обсуждение подготовленных ответов на заданные вопросы

Каковы возможности  «сопровождения» студента преподавателем (индивидуальные особенности и конфликты в учебной коммуникации)?

5-7 мин. от каждого спикера

Регламент спич-семинара

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5 минут).

2. Выступления каждого спикера/комната, ответы на вопросы «из аудитории» (до 120  минут).

3. Общее мнение, вопросы (до минут).

Значимость образования
 … события сверхвысокой значимости – то, ради чего готов на любые затраты; события сверхнизкой значимости – то, что требует несущественных затрат … [1]

Интерактив-обобщение
тайминг до 80 минут
ТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)

Каковы возможности  «поддержки» студента преподавателем
(как оценить  эффективность учебной коммуникации)?

Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ

«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций

Диалог № 2: учебная дискуссия как системообразующая форма образовательной рефлексии (см. «Основной — ОТ в ВМШС». С. 14-16, С. 73-79)

Студент и преподаватель в образовании
… семь раз объяснишь – глядишь, и сам понял … [1]

Проектирование (домашнее задание)
тайминг самостоятельно; ТФ — инструктаж, самостоятельная работа

Дедлайн (промежуточное обсуждение): к началу следующей темы текущего модуля

 

Студент сегодня: class-student or digital-student — кто он? —
и в чем могут заключаться инновации в высшей школы?

Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.