Как «порождается» научная проблема учебного исследования?
Начинающему исследователю, выполняющему квалификационную работу, важно сразу осмыслить вот эту позицию: «научная проблема» — это не мантра … , сколько не повторяй «где/какая проблема, где /какая/проблема, где/какая проблема» … она (проблема для решения научными методами) не появится «сама собой». Можно даже написать/сказать, что проблема же очевидна, но от этого она не станет понята читателю … Проблема квалификационного научного исследования «порождается» в реальном поиске … (работа с информацией, общение с коллегами, собственные размышления и предположения …) … И это принципиально важно. При этом поиск такой проблемы может идти по самым разным направлениям. Именно поиск. Поскольку курсовая/выпускная работа — работа квалификационная по сути, но исследовательская по форме, ведь основная ее задача — не сделать научное открытие, а осмыслить логику поиска объективных фактов, связанных с тем или иным явлением окружающей нас реальности, и показать комиссии, что Вы умеете такую работу делать в пределах своей будущей специальности.
Вот некоторые варианты (вполне для курсовой/ВКР/НКР достаточно, но могут быть и другие, конечно …):
1) социальный запрос (как пример, а почему вышли 300 подростков — движение «Редан» на улицы Москвы? — вот это и есть «запрос социума» специалистам-психологам — почему агрессия и тревога, а у них наверняка это имеется, или зачем они вышли? Или кто-то «заставил»? Вот она реальная проблема для психолога. Или в параллели с указанными реактивными эмоциями всегда идет буллинг — наверняка (мы предполагаем гипотетически, и слово красивое, и сегодня эта тема популярна, а в реальности то что — это просто травля друг друга людьми, и причины понятны … эксперты Вам сразу зададут вопрос — что тут изучать? … где проблема то? … ). А проблема то есть. И чтобы ее озвучить для начала, а потом исследовать … , надо поизучать актуальное «состояние дел» …. Есть и другая сложность — такую выборку для эксперимента сформировать непросто, … что делать? Возможно, не ставить для себя те задачи, которые априори решить невозможно … А этим грешат практически все курсовые/ВКР/НКР — задачи надо ставить реальные … (мечтать, как говорится, не вредно, но это уже не наука, а практика …);
2) интерактивный поиск информации по электронным научным базам (что сегодня изучают … в России и за ее пределами психологи, педагоги, социологи, … что актуально и важно?, ищите здесь проблему) — и тогда социальный запрос Вы сформируете в научную задачу, пусть даже в частную (один «кирпичик» в разработку темы, но внесете его Вы …);
3) «перекрестный мониторинг» — не менее, а может быть и более, в ситуации беспрецедентного «потока информации», важный вариант — анализ любой, особенно новостной, и другой информации, в сети, близкой к теме Вашей курсовой/ВКР/НКР …
Есть и другие варианты поиска научной проблемы, если такой вопрос стоит … А на самом деле, проблему не ищут, и не «изобретают», и не просто прописывают во введении, проблема «порождается», как? Ну, например, известная такая позиция: «Проблемы порождаются изменчивостью мира и внутренней активностью самих людей, их постоянным изменением»; или вот такой вариант: «Не стоит пытаться найти и/или исправить проблему…Лучше изменить свои мысли … И проблема удивительным образом исправит «сама себя» (URL: https://millionstatusov.ru/aforizmy/problemy.html) …