Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательский семинар

Что такое НИР в магистратуре
Научно-исследовательская работа (НИР) магистрантов включает различные формы их самостоятельной работы по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ, а также специально организованную форму взаимодействия магистрантов и научных консультантов (кураторов по разным направлениям НИР), в том числе так называемые научно-исследовательские семинары (НИС), а также индивидуальную работу с магистрантами по выполнению итоговых заданий к зачету.
Что такое НИС в магистратуре
Научно-исследовательский семинар (НИС) — одна из основных форм организации научно-исследовательской работы магистрантов, которая реализуется на каждой магистерской программе.
Цель НИР/НИС в магистратуре
Расширение компетенций и навыков исследовательской работы в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации.
Задачи НИР/НИС в магистратуре:
— поддержка и помощь магистрантам в выборе (корректировке) направления и темы исследования (проекта);
— получение магистрантами навыков академической работы, включая как подготовку и проведение исследований, так и собственно написание научных работ (элементы академического письма);
— знакомство с элементами подготовки и постановки развивающего (в т.ч. обучающего) эксперимента (на примере развития п.а. компетентности руководителя, а также тем диссертаций магистрантов);
— обсуждение (дискутирование) проектов и исследовательских работ магистрантов, находящихся на разных стадиях подготовки;
— выработка у магистрантов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов;
– включение магистрантов в научную работу как в постоянный и систематический элемент учебного процесса, в жизнь научного сообщества факультета;
— поддержка и помощь магистрантам в освоении методологии, технологии и инструментария научно-исследовательской деятельности (на примере тем диссертационных работ).
Как организованы занятия
Формы работы в рамках НИР/НИС отражают принцип пересечения двух циклов самостоятельной поисковой деятельности магистрантов во взаимодействии с научными руководителями, научными консультантами (кураторами научных направлений) и др. привлеченными специалистами по теме диссертации (эксперты, рецензенты, коллеги и др.).
1. Цикл подготовки магистерской диссертации
Поскольку изначально НИР/НИС ориентированы на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой подготовки диссертации является курсовая работа, которая рассматривается как важный этап в процессе подготовки диссертации и, в идеале, представляет собой ее часть. Цикл подготовки магистерской диссертации является основным, под него подстраивается цикл организационных форм НИР/НИС.
2. Цикл организационных форм взаимодействия
Является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла. Структура цикла предполагает постоянное чередование «фазы вложений» (преподаватель и приглашенные научные консультанты — кураторы научных направлений — информационные беседы, интерактив) и «фазы отдачи» (магистранты — индивидуальные вопросы/ответы, собеседования, консультации, мозговые штурмы, обсуждения, самопроверка).
Темы и содержание
Формы работы
Как организованы занятия
Для оптимизации взаимодействия в рамках НИР/НИС
вводные встречи поочередно сочетаются с отчетными
(3 блока = 3 вводных + 3 отчетных встречи)
Логика вводной встречи
19.00-19.10 — организационный момент, «входящие» вопросы/ответы
19.10-20.00 — профориентационный час — групповая активность, мозговой штурм, анализ и обсуждение проблемного информационного контента, общие вопросы/ответы.
20.00-20.10 — перерыв
20.10-21.00 — инструктивный час — методические указания и рекомендации по одному из блоков задания (№1, №2 и №3)
21.00-21.10 — перерыв
21.10-22.00 — консультационный час, индивидуальная активность, «исходящие» + индивидуальные вопросы/ответы по темам диссертационных исследований.
Логика отчетной встречи
19.00-19.10 — организационный момент, входящие вопросы/ответы
19.10-22.00 — индивидуальные собеседования по ниже прилагаемому графику с целью обсуждения-отчета по выполненным блокам заданий (№1, №2 и №3), актуализации и уточнения темы/структуры/направлений диссертационного исследования, проектирования процедурно-методологической схемы («дизайна исследования»), обсуждения выполненного объема на данный момент, формирования стратегии дальнейших действий.
21.50-22.00 — организационный момент, исходящие вопросы/ответы
График индивидуальных собеседований
(единый на все три отчетных встречи)
19.10-19.30
19.30-19.50
19.50-20.10
20.10-20.30
20.30-20.50
20.50-21.10
21.10-21.30
21.30-21.50
По обоюдному согласию можно менять время
индивидуальных собеседований друг с другом
Как пройдет зачет
Зачет будет проставлен в день зачета по совокупности баллов в рейтинге
В день зачета могут быть приглашены должники, если таковые будут
Блок № 1
Тайминг 280 минут
Формы: групповой анализ контента + техника «Brainstorm»; индивидуальные собеседования по блоку заданий № 1 с целью актуализация тем и объема выполненной работы по диссертации, индивидуальные консультации, «столкновение мнений», корректировка планов, формирование дальнейшей тактики работы над диссертацией
Рейтинг: 30 баллов
Предполагаемые вопросы для обсуждения
Личность руководителя: что, как и зачем изучать
(каковы предпосылки, реальность, возможные перспективы)?
Каков смысл методологии прикладного исследования в психологии?
В чем заключается:
А) «идеальная» (системно-методологическая) схема любого исследования и его методологические характеристики;
Б) процедурно-методологическая (“дизайн”) схема и формальная структура «текста» диссертации;
В) этапность прикладного изучения личностно-профессиональных особенностей руководителя как явлений объективной реальности (от методологии к практике)?
Блок № 2
Тайминг 280 минут
Формы: групповой анализ контента + техника «Brainstorm»; индивидуальные собеседования по блоку заданий № 2 с целью актуализация тем и объема выполненной работы по диссертации, индивидуальные консультации, «столкновение мнений», корректировка планов, формирование дальнейшей тактики работы над диссертацией
Рейтинг: 30 баллов
Предполагаемые вопросы для обсуждения
А) Формулировка темы и определение проблемы прикладного психологического исследования.
Б) Примеры системного планирования прикладного психологического исследования.
В) Планирование, организация, анализ данных прикладного эксперимента (на примере развивающего).
Об академическом письме
(Как избежать «проблемных точек» в научной коммуникации?)
Блок № 3
Тайминг 280 минут
Формы: групповой анализ контента + техника «Brainstorm»; индивидуальные собеседования по блоку заданий № 3 с целью актуализация тем и объема выполненной работы по диссертации, индивидуальные консультации, «столкновение мнений», корректировка планов, формирование дальнейшей тактики работы над диссертацией
Рейтинг: 30 баллов
Предполагаемые вопросы для обсуждения
А) Особенности сбора первичной научной информации: этапы, ресурсы, анализ, систематизация (на примере тем магистрантов).
Б) Написание научных текстов: компетенция, процесс, публикация (на примере тем магистрантов).
В) Композиция и прочтение научного доклада на защите диссертации (на примере тем магистрантов)
Аттестация
Тайминг выполнения индивидуальный
Формы: самостоятельная письменная работа,
письменный отчет по блокам заданий №№ 1, 2, 3
Рейтинг: 10 баллов
По материалам выполненных заданий оформляется
отчет по НИР, который сдается на кафедру