НИР/НИС

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательский семинар

Что такое НИР в магистратуре

Научно-исследовательская работа (НИР) магистрантов включает различные формы их самостоятельной работы по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ, а также специально организованную форму взаимодействия магистрантов и научных консультантов (кураторов по разным направлениям НИР),   в том числе так называемые научно-исследовательские семинары (НИС), а также  индивидуальную работу с магистрантами по выполнению итоговых заданий к зачету. 

Что такое НИС в магистратуре

Научно-исследовательский семинар (НИС) — одна из основных форм организации научно-исследовательской работы магистрантов, которая реализуется на каждой магистерской программе. 

Цель НИР/НИС в магистратуре

Расширение компетенций и навыков исследовательской работы в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации. 

Задачи НИР/НИС в магистратуре:

— поддержка и помощь магистрантам в выборе (корректировке) направления и темы исследования (проекта); 
— получение магистрантами навыков академической работы, включая как подготовку и проведение исследований, так и собственно написание научных работ (элементы академического письма); 
— знакомство с элементами подготовки и постановки развивающего (в т.ч. обучающего) эксперимента (на примере развития п.а. компетентности руководителя, а также тем диссертаций магистрантов);
— обсуждение (дискутирование) проектов и исследовательских работ магистрантов, находящихся на разных стадиях подготовки;
— выработка у магистрантов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов; 
– включение магистрантов в научную работу как в постоянный и систематический элемент учебного процесса, в жизнь научного сообщества факультета;
— поддержка и помощь магистрантам в освоении методологии, технологии и инструментария научно-исследовательской деятельности (на примере тем диссертационных работ).

Как организованы занятия

Формы работы в рамках НИР/НИС отражают принцип пересечения двух циклов самостоятельной поисковой деятельности магистрантов во взаимодействии с научными руководителями, научными консультантами (кураторами научных направлений) и др. привлеченными специалистами по теме диссертации (эксперты, рецензенты, коллеги и др.).

1. Цикл подготовки магистерской диссертации

Поскольку изначально НИР/НИС ориентированы на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой подготовки диссертации является курсовая работа, которая рассматривается как важный этап в процессе подготовки диссертации и, в идеале, представляет собой ее часть. Цикл подготовки магистерской диссертации является основным, под него подстраивается цикл организационных форм НИР/НИС. 

2. Цикл организационных форм взаимодействия

Является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла. Структура цикла предполагает постоянное чередование «фазы вложений» (преподаватель и приглашенные научные консультанты — кураторы научных направлений — информационные беседы, интерактив) и «фазы отдачи» (магистранты — индивидуальные вопросы/ответы, собеседования, консультации, мозговые штурмы, обсуждения, самопроверка).

Темы и содержание

Формы работы

 

Как организованы занятия

 

Для оптимизации взаимодействия в рамках НИР/НИС 
вводные встречи поочередно сочетаются с отчетными
(3 блока = 3 вводных + 3 отчетных встречи)

 

Логика вводной встречи

 

19.00-19.10 — организационный момент, «входящие» вопросы/ответы

19.10-20.00 — профориентационный час — групповая активность, мозговой штурм, анализ и обсуждение проблемного информационного контента, общие вопросы/ответы. 

20.00-20.10 перерыв

20.10-21.00 — инструктивный час — методические указания и рекомендации по одному из блоков задания (№1, №2 и №3) 

21.00-21.10 — перерыв

21.10-22.00 — консультационный час, индивидуальная активность, «исходящие» + индивидуальные  вопросы/ответы по темам диссертационных исследований.

 

Логика отчетной встречи

 

19.00-19.10 — организационный момент, входящие вопросы/ответы

19.10-22.00 — индивидуальные собеседования по ниже прилагаемому графику с целью обсуждения-отчета по выполненным блокам заданий (№1, №2 и №3), актуализации и уточнения темы/структуры/направлений диссертационного исследования, проектирования процедурно-методологической схемы («дизайна исследования»), обсуждения выполненного объема на данный момент, формирования стратегии дальнейших действий. 

21.50-22.00 — организационный момент, исходящие вопросы/ответы

График индивидуальных собеседований
(единый на все три отчетных встречи)

19.10-19.30 

19.30-19.50 

19.50-20.10 

20.10-20.30 

20.30-20.50 

20.50-21.10 

21.10-21.30 

21.30-21.50 

 

По обоюдному согласию можно менять время
индивидуальных собеседований друг с другом

 

Как пройдет зачет

 

Зачет будет проставлен в день зачета по совокупности баллов в рейтинге

В день зачета могут быть приглашены должники, если таковые будут

 

 

Блок № 1

Тайминг 280 минут

Формы: групповой анализ контента + техника «Brainstorm»; индивидуальные собеседования по блоку заданий № 1 с целью актуализация тем и объема выполненной работы по диссертации, индивидуальные консультации, «столкновение мнений», корректировка планов, формирование дальнейшей тактики работы над диссертацией

Рейтинг: 30 баллов

 

Предполагаемые вопросы для обсуждения

Личность руководителя: что, как и зачем изучать
(каковы предпосылки, реальность, возможные перспективы)? 

Каков смысл методологии прикладного исследования в психологии? 

В чем заключается:
А) «идеальная» (системно-методологическая) схема любого исследования и его методологические характеристики;

Б) процедурно-методологическая (“дизайн”) схема и формальная структура «текста» диссертации; 

В) этапность прикладного изучения личностно-профессиональных особенностей руководителя как явлений объективной реальности (от методологии к практике)?

Блок № 2

Тайминг 280 минут

Формы: групповой анализ контента + техника «Brainstorm»; индивидуальные собеседования по блоку заданий № 2 с целью актуализация тем и объема выполненной работы по диссертации, индивидуальные консультации, «столкновение мнений», корректировка планов, формирование дальнейшей тактики работы над диссертацией

Рейтинг: 30 баллов

 

Предполагаемые вопросы для обсуждения

А) Формулировка темы и определение проблемы прикладного психологического исследования.

Б) Примеры системного планирования прикладного психологического исследования.

В) Планирование, организация, анализ данных прикладного эксперимента (на примере развивающего).


Блок № 3

Тайминг 280 минут

Формы: групповой анализ контента + техника «Brainstorm»; индивидуальные собеседования по блоку заданий № 3 с целью актуализация тем и объема выполненной работы по диссертации, индивидуальные консультации, «столкновение мнений», корректировка планов, формирование дальнейшей тактики работы над диссертацией

Рейтинг: 30 баллов

 

Предполагаемые вопросы для обсуждения

А) Особенности сбора первичной научной информации: этапы, ресурсы, анализ, систематизация (на примере тем магистрантов).

Б) Написание научных текстов: компетенция, процесс, публикация (на примере тем  магистрантов).

В) Композиция и прочтение научного доклада на защите диссертации (на примере тем магистрантов)

Аттестация

Тайминг выполнения индивидуальный 

Формы: самостоятельная письменная работа,
письменный отчет по блокам заданий №№ 1, 2, 3

Рейтинг: 10 баллов

По материалам выполненных заданий оформляется
отчет по НИР, который сдается на кафедру 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.