Psy-Edu-Devo

 

 

Преамбула:

«… становление человека как индивида и личности предполагает особое сочетание, совпадение во времени внутренних процессов развития и внешних условий

…. Оно является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые качественно своеобразные психологические образования

взаимодействие, одновременное взаимовлияние социального и индивидуального на процессы развития личности в онтогенезе четко выражено в предложенном Л.С. Выготским в понятии «социальная ситуация развития» …» [9, с. 9]

 

 

Из истории

 

 

 

Из истории …

Оформление психологии развития как самостоятельной отрасли произошло во второй половине XIX в. в результате соединения независимых естественнонаучных и медицинских исследований в сфере детского развития, а также этнографических исследований детства и языка, детских игр и сказок. 

Первым в мире научным трудом по детской психологии стала книга немецкого ученого-дарвиниста Прейера Тьерри Вильяма «Душа ребенка», в которой автор описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Наблюдения Прейера стали основой для введения в психологию развития метода объективного наблюдения. [13]

 

 

 

Сама же идея «развития» пришла в психологию из биологии. Начало этим исследованиям положил  Чарльз Дарвин.

В книге «Происхождение видов путем естественного отбора…» (1859) он вскрыл движущие факторы и причины развития живых организмов. Что и побудило исследователей к изучению психического развития детей.

Интересно, что Дарвин в 1877 г. опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка Додди («Биографический очерк одного ребенка»).

 

 


 

 

Онлайн-марафон
(оптимизированная схема)

 

 

Индивид — Среда — Развитие,
или «Life Long Learning: непрерывное vs ситуативное»?

 

 

 

Человек с раннего детства постоянно проверяет
и уточняет, что «можно» из того, что «нельзя» … [1]

 

 

 

Организационный момент,
«входящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 

О рейтинге

О теме

О ходе занятия

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

 

 

Актуализация (вводный час): √! Ultra Light

Основная информация (теоретический час) √! Lecture

Закрепление (практический час): √! Light 

 

Самоподготовка или работа по сессионным залам

+ спич-дискуссия: √! Pro — только для практических занятий в группах

 

Тест-самопроверка (час аттестации): √! Ultra Pro 

Рефлексия (час домашней работы) √! Задание Project Creation

 

 

√! — контактный блок на занятии

√! — рекомендательно

 

 


 

 

 

Контактный блок

 

 

 


Актуализация
тайминг 50 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)

 

 

Детство и юность прекрасны
богатством позитивных
ожиданий …
[1]

 

 

 

О чем и зачем?

 

 

7 вопросов — 7 ответов

 

Вопрос № 1. Почему развитие человека в системе сложных взаимодействий с окружающей средой и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики?

Вопрос № 2. В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития и возрастной психологии?

Вопрос № 3. В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных  методов исследования  и почему их применение принципиально значимо для психологии развития?

Вопрос № 4. Какова предыстория формирования и каковы современные подходы к  разработке теорий онтогенетического развития человека?

Вопрос № 5. Каковы подходы к изучению психического развития человека в онтогенезе и его периодизации?

Вопрос № 6. Каковая специфика развития индивидных и индивидуально-психологических особенностей человека на разных возрастных этапах?

Вопрос № 7. Что есть жизненный путь (биография) личности с точки зрения психологии развития и каковы возможности (+методы) его изучения в академической и практической психологии?


 

 

 

В о п р о с   № 1 

Какова роль исследования развития человека в системе его сложных взаимодействий с окружающей средой на разных возрастных этапах онтогенеза и в разных сферах человеческой практики?

 

 

√! Ultra Light

 


Детство, юность, молодость, зрелость, старость …,
или «Возрастные кризисы — «большой скачок»?

 

1. Ознакомьтесь с предлагаемым видео (25 минут): «Возрастные кризисы. Большой скачок».

2. Исходя из полученной информации с (с позиций преподавателя-исследователя) сформулируйте одно проблемное, на Ваш взгляд, исследовательское направление, которое сегодня следовало бы было реализовать, например, в рамках диссертации 

Уточняющая инструкция

Посмотрите примеры формулировок отраслевых направлений исследований на данном ресурсе.

 

Для ответа пройдите по данной ссылке

 

3. Примите участие в свободном обсуждении результатов выполненной работы.

Для обсуждения подумайте

а) какова социальная составляющая проблемы  заложена в Вашей формулировке («Каков будет ответ на актуальный запрос общества?»);
б) в чем прикладная/практическая составляющая — почему это может быть актуально для психологической практики («Как это поможет людям в адаптации в быстроизменяющихся социальных условиях?»);
в) в какой отрасли академической/теоретической психологии может быть выполнена данное исследования и с какой целью  («Что нового это привнесет в теорию психологии, что будет уточнено, интерпретировано, конкретизировано?»)

 

 

 

 

Технический перерыв

 

 

в начало раздела        к следующему разделу

 


Основная информация 
тайминг индивидуально;
ТФ — анонс презентации и/или самостоятельная работа

 

 

Смысл жизни – не только в достижении
значимых результатов, но и в обеспечении
позитивного процесса жизнедеятельности….
[1]

 

 

 

В о п р о с ы   №№ 2, 3, 4 

2. В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития и возрастной психологии?

3. В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития?

4. Какова предыстория формирования и каковы современные подходы к  разработке теорий онтогенетического развития человека?

 

 

√! Lecture

 

Опорная презентация
прослушайте анонс или ознакомьтесь самостоятельно

 

Рекомендуемые дополнительные ссылки:

Ссылка 1. О психологии развития (кейс-статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 2. О возрастной психологии (кейс-статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 3. Аспекты старости (кейс-статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 4. Проблема периодизации развития (статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 5. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину (статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 6. Периодизация психического развития по Ж. Пиаже (статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 7. Периодизация психического развития по Э. Эриксону (статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 8. Периодизация психического развития по Д. Бромлей (статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 9. Периодизация психического развития по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву (статья). [Интернет-ресурс]

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу


Практический час (закрепление и проектирование)
тайминг 40 минут; ТФ — практическая работа с опорным сигналом

 

 

Одна сторона стратегии человеческой жизнедеятельности
состоит в том, чтобы удовлетворить все потребности,
т.е. сделать их незначимыми и избавиться от них.
Но вторая сторона стратегии состоит в том,
чтобы актуализировать потребности и
обогатить потребностную сферу. … [1]

 

 

 

В о п р о с   № 5 

Каковы подходы к периодизации психического развития
человека в онтогенезе?

 

 

 

√! Light

 

 

Бланк «Закрепление» — рекомендательно

Инструкция: скачайте данный бланк и работайте в нем по рекомендованным заданиям, используйте для выполнения заданий опорную презентацию (см. выше)

 

Бланк «ПЗ-A-L» отправьте на проверку (только если это требуется)

или сразу перейдите к разделу «Час аттестации»: √! Ultra Pro 

 

 

 

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 

 


Самоподготовка
(по вопросам спич-дискуссии) 
ТФ — самостоятельная работа с рекомендуемой информацией

 

 

Оптимизация функционирования требует гармонии,
а оптимизация развития требует разумного диссонанса
с опережением либо мотивации, либо способностей … [1]

 

 

 

В о п р о с   № 6 

Каковы особенности развития индивидуально-психологических особенностей
(+ разных сфер личности) человека на разных возрастных этапах?

 

 

Используя рекомендуемые варианты для поиска информации, подготовьте экспресс-выступление («speech») по одной позиции из предлагаемого списка вопросов.

 

Тезисы/спич отразите на слайде (в удобной для Вас программе)

 

Образец № 1 оформления тезисов на слайде

Образец № 2 оформления тезисов на слайде

 

 

Варианты поиска информации:

 

Свободный веб-сёрфинг по ключевому слову (предпочтительно)

 

Работа с данным источником (рекомендательно)

Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 413 с.

Необходимая (очень подробная) информация находится
в Разделе II (главы с 6-й по 18-ю, страницы с 41-й по 341-ю)

Для получения доступа необходимо зарегистрироваться на сайте
образовательной платформы «Юрайт» https://urait.ru/

как студент ФП ИОН РАНХиГС

 

 

 

Вопросы для самоподготовки

Примечание: подготовьте выступление на семинаре 
по одному вопросу (устно, регламент выступления — 3 минуты)

 

1) физическое развитие — телосложение (1 спикер/подгруппа)

2) физическое развитие — биологический возраст (1 спикер/подгруппа)

3) физическое развитие — психомоторика (1 спикер/подгруппа)

4)  когнитивное развитие — интеллект (1 спикер/подгруппа)

5)  когнитивное развитие — речь (1 спикер/подгруппа)

6)  когнитивное развитие — креативность (1 спикер/подгруппа)

7) эмоциональное развитие (1 спикер/подгруппа)

8) развитие мотивационной сферы (1 спикер/подгруппа)

9) развитие волевой сферы (1 спикер/подгруппа)

10) развитие ценностно-смысловой сферы (1 спикер/подгруппа)

11) развитие типов и черт личности (1 спикер/подгруппа)

12) развитие Я-концепции (1 спикер/подгруппа)

13) развитие морально-нравственной сферы (1 спикер/подгруппа)

14) развитие субъективной картины мира (1 спикер/подгруппа)

15) развитие совладающего поведения (1 спикер/подгруппа)

16) развитие психологической зрелости (1 спикер/подгруппа)

17) развитие межличностных отношений (1 спикер/подгруппа)

 

Рекомендуемая схема выступления:

1)  сущность явления («Какое развитие?» — физическое, когнитивное и т.д., и что оно из себя представляет); и его общая характеристика («Что именно развивается?», в т.ч. свойства и функции организма, и/или когнитивные процессы, и/или свойства личности, и/или психические состояния);

2) особенности (индивидуально-психологические), а также поведенческие критерии и показатели развития («Как проявляется развитие?», в т.ч. в видах деятельности — умственной, учебной, трудовой, …) на разных возрастных этапах;

3) методы (диагностические и практические) исследования типологических, и/или индивидуально-психологических, и/или личностных особенностей, развития  («Как «измерить» и интерпретировать развитие?», «Как активизировать, а при необходимости — корректировать развитие?», в т.ч. опросные методы, а также консультативные, коррекционные, терапевтические). 

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Спич-дискуссия
тайминг 60 минут
; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение заранее подготовленных вопросов)

 

 

Стратегия жить сегодняшним днем –
признак низкого личностного потенциала. …
[1]

 

 

 

В о п р о с   № 6 

Каковы особенности развития индивидуально-психологических особенностей
(+ разных сфер личности) человека на разных возрастных этапах?

 

! Pro

 

 

Регламент (организация и проведение) «Speech-Discussion»

 

Актуализация (введение)

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (5 минут).

Основная «спич-дискуссия»

2. Выступления каждого спикера по индивидуальным вопросам (5 минут).
Наглядность —  онлайн-доска

3. Каждому спикеру задается вопрос (3 минуты).

Рефлексия (подведение итогов)

4. Общее мнение, вопросы (минут).

 

Технический перерыв

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

№ышч


 

 

Час аттестации

 

 

 


Тест-самопроверка
тайминг индивидуально; ТФ — онлайн-тест — самопроверка

 

 

Личность характеризуется не только и не столько тем,
что для нее значимо, сколько тем, что для нее безразлично –
что не ценит, чем готов пожертвовать, чем пренебречь,
без чего обойтись. …
[1]

 

 

 

! Ultra Pro

 

Пройти проверочный тест
зачет в формате E-Learning

 

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Час домашней работы
тайминг индивидуально; ТФ — домашняя самостоятельная работа 

 

 

Задача учебного курса – не столько в том,
чтобы удовлетворить познавательные потребности,
сколько в том, чтобы их актуализировать …
[1]

 

 

 

В о п р о с   № 7 


Что есть жизненный путь (биография) личности с позиций психологии развития и каковы возможности (+методы) его изучения в академической и практической психологии?

 

 

√! Project Creation

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

√! Задание Project Creation
(вариант первый)

 

1) Продолжите проектирование избранной Вами психологической практики (работа в подгруппе). Выполните задания в предлагаемом ниже опорном бланке. 

Бланк для ПР № 2 («Проектирование») — скачать

2) О результатах выполнения данного задания, а также задания по  э т а п у  № 1,  отчитайтесь на следующей триаде в рамках практического часа.

3) Для отчета подготовьте краткий анонс (до 10-ти минут) темы проекта и его основных положений. Можно выбрать от подгруппы одного спикера, можно выступить вместе. 

 

√! Задание Project Creation
(вариант второй)

 

Психологу и педагогу: Ознакомьтесь самостоятельно с темой: «Основные возрастные (кризисные) этапы развития ребенка». Рекомендуемый источник информации: Баранская Л.Т. «Основные возрастные (кризисные) этапы развития ребенка». [Электронный ресурс].

Психологу и педагогу: ознакомьтесь самостоятельно с темой: «Жизненный путь личности и психобиографические методы«. Рекомендуемый источник информацииПсихология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. С. 343-358.

[/su_expand]


 

 

Организационный момент,
исходящие вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 

 


 

Рекомендуемые источники информации

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к первому разделу

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.