Преамбула:
«… становление человека как индивида и личности предполагает особое сочетание, совпадение во времени внутренних процессов развития и внешних условий …
…. Оно является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые качественно своеобразные психологические образования …
… взаимодействие, одновременное взаимовлияние социального и индивидуального на процессы развития личности в онтогенезе четко выражено в предложенном Л.С. Выготским в понятии «социальная ситуация развития» …» [9, с. 9]
Из истории
Из истории …
Оформление психологии развития как самостоятельной отрасли произошло во второй половине XIX в. в результате соединения независимых естественнонаучных и медицинских исследований в сфере детского развития, а также этнографических исследований детства и языка, детских игр и сказок.
Первым в мире научным трудом по детской психологии стала книга немецкого ученого-дарвиниста Прейера Тьерри Вильяма «Душа ребенка», в которой автор описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Наблюдения Прейера стали основой для введения в психологию развития метода объективного наблюдения. [13]
Сама же идея «развития» пришла в психологию из биологии. Начало этим исследованиям положил Чарльз Дарвин.
В книге «Происхождение видов путем естественного отбора…» (1859) он вскрыл движущие факторы и причины развития живых организмов. Что и побудило исследователей к изучению психического развития детей.
Интересно, что Дарвин в 1877 г. опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка Додди («Биографический очерк одного ребенка»).
Онлайн-марафон
(оптимизированная схема)
Индивид — Среда — Развитие,
или «Life Long Learning: непрерывное vs ситуативное»?
Человек с раннего детства постоянно проверяет
и уточняет, что «можно» из того, что «нельзя» … [1]
Организационный момент,
«входящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация
О рейтинге
О теме
О ходе занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
Актуализация (вводный час): √! Ultra Light
Основная информация (теоретический час) √! Lecture
Закрепление (практический час): √! Light
Самоподготовка или работа по сессионным залам
+ спич-дискуссия: √! Pro — только для практических занятий в группах
Тест-самопроверка (час аттестации): √! Ultra Pro
Рефлексия (час домашней работы) √! Задание Project Creation
√! — контактный блок на занятии
√! — рекомендательно
Контактный блок
Актуализация
тайминг 50 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)
Детство и юность прекрасны
богатством позитивных
ожиданий … [1]
О чем и зачем?
7 вопросов — 7 ответов
Вопрос № 1. Почему развитие человека в системе сложных взаимодействий с окружающей средой и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики?
В о п р о с № 1
Какова роль исследования развития человека в системе его сложных взаимодействий с окружающей средой на разных возрастных этапах онтогенеза и в разных сферах человеческой практики?
√! Ultra Light
Детство, юность, молодость, зрелость, старость …,
или «Возрастные кризисы — «большой скачок»?
1. Ознакомьтесь с предлагаемым видео (25 минут): «Возрастные кризисы. Большой скачок».
2. Исходя из полученной информации с (с позиций преподавателя-исследователя) сформулируйте одно проблемное, на Ваш взгляд, исследовательское направление, которое сегодня следовало бы было реализовать, например, в рамках диссертации
Уточняющая инструкция
Посмотрите примеры формулировок отраслевых направлений исследований на данном ресурсе.
Для ответа пройдите по данной ссылке
3. Примите участие в свободном обсуждении результатов выполненной работы.
Для обсуждения подумайте
а) какова социальная составляющая проблемы заложена в Вашей формулировке («Каков будет ответ на актуальный запрос общества?»);
б) в чем прикладная/практическая составляющая — почему это может быть актуально для психологической практики («Как это поможет людям в адаптации в быстроизменяющихся социальных условиях?»);
в) в какой отрасли академической/теоретической психологии может быть выполнена данное исследования и с какой целью («Что нового это привнесет в теорию психологии, что будет уточнено, интерпретировано, конкретизировано?»)
Технический перерыв
в начало раздела к следующему разделу
Основная информация
тайминг индивидуально; ТФ — анонс презентации и/или самостоятельная работа
Смысл жизни – не только в достижении
значимых результатов, но и в обеспечении
позитивного процесса жизнедеятельности…. [1]
В о п р о с ы №№ 2, 3, 4
2. В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития и возрастной психологии?
3. В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития?
4. Какова предыстория формирования и каковы современные подходы к разработке теорий онтогенетического развития человека?
√! Lecture
Опорная презентация
прослушайте анонс или ознакомьтесь самостоятельно
Рекомендуемые дополнительные ссылки:
Ссылка 1. О психологии развития (кейс-статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 2. О возрастной психологии (кейс-статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 3. Аспекты старости (кейс-статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 4. Проблема периодизации развития (статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 5. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину (статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 6. Периодизация психического развития по Ж. Пиаже (статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 7. Периодизация психического развития по Э. Эриксону (статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 8. Периодизация психического развития по Д. Бромлей (статья). [Интернет-ресурс]
Ссылка 9. Периодизация психического развития по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву (статья). [Интернет-ресурс]
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Практический час (закрепление и проектирование)
тайминг 40 минут; ТФ — практическая работа с опорным сигналом
Одна сторона стратегии человеческой жизнедеятельности
состоит в том, чтобы удовлетворить все потребности,
т.е. сделать их незначимыми и избавиться от них.
Но вторая сторона стратегии состоит в том,
чтобы актуализировать потребности и
обогатить потребностную сферу. … [1]
В о п р о с № 5
Каковы подходы к периодизации психического развития
человека в онтогенезе?
√! Light
Бланк «Закрепление» — рекомендательно
Инструкция: скачайте данный бланк и работайте в нем по рекомендованным заданиям, используйте для выполнения заданий опорную презентацию (см. выше)
Бланк «ПЗ-A-L» отправьте на проверку (только если это требуется)
или сразу перейдите к разделу «Час аттестации»: √! Ultra Pro
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Самоподготовка
(по вопросам спич-дискуссии) —
ТФ — самостоятельная работа с рекомендуемой информацией
Оптимизация функционирования требует гармонии,
а оптимизация развития требует разумного диссонанса
с опережением либо мотивации, либо способностей … [1]
В о п р о с № 6
Каковы особенности развития индивидуально-психологических особенностей
(+ разных сфер личности) человека на разных возрастных этапах?
Используя рекомендуемые варианты для поиска информации, подготовьте экспресс-выступление («speech») по одной позиции из предлагаемого списка вопросов.
Тезисы/спич отразите на слайде (в удобной для Вас программе)
Образец № 1 оформления тезисов на слайде
Образец № 2 оформления тезисов на слайде
Варианты поиска информации:
Свободный веб-сёрфинг по ключевому слову (предпочтительно)
Работа с данным источником (рекомендательно)
Необходимая (очень подробная) информация находится
в Разделе II (главы с 6-й по 18-ю, страницы с 41-й по 341-ю)
Для получения доступа необходимо зарегистрироваться на сайте
образовательной платформы «Юрайт» https://urait.ru/
как студент ФП ИОН РАНХиГС
Вопросы для самоподготовки
Примечание: подготовьте выступление на семинаре
по одному вопросу (устно, регламент выступления — 3 минуты)
1) физическое развитие — телосложение (1 спикер/подгруппа)
2) физическое развитие — биологический возраст (1 спикер/подгруппа)
3) физическое развитие — психомоторика (1 спикер/подгруппа)
4) когнитивное развитие — интеллект (1 спикер/подгруппа)
5) когнитивное развитие — речь (1 спикер/подгруппа)
6) когнитивное развитие — креативность (1 спикер/подгруппа)
7) эмоциональное развитие (1 спикер/подгруппа)
8) развитие мотивационной сферы (1 спикер/подгруппа)
9) развитие волевой сферы (1 спикер/подгруппа)
10) развитие ценностно-смысловой сферы (1 спикер/подгруппа)
11) развитие типов и черт личности (1 спикер/подгруппа)
12) развитие Я-концепции (1 спикер/подгруппа)
13) развитие морально-нравственной сферы (1 спикер/подгруппа)
14) развитие субъективной картины мира (1 спикер/подгруппа)
15) развитие совладающего поведения (1 спикер/подгруппа)
16) развитие психологической зрелости (1 спикер/подгруппа)
17) развитие межличностных отношений (1 спикер/подгруппа)
Рекомендуемая схема выступления:
1) сущность явления («Какое развитие?» — физическое, когнитивное и т.д., и что оно из себя представляет); и его общая характеристика («Что именно развивается?», в т.ч. свойства и функции организма, и/или когнитивные процессы, и/или свойства личности, и/или психические состояния);
2) особенности (индивидуально-психологические), а также поведенческие критерии и показатели развития («Как проявляется развитие?», в т.ч. в видах деятельности — умственной, учебной, трудовой, …) на разных возрастных этапах;
3) методы (диагностические и практические) исследования типологических, и/или индивидуально-психологических, и/или личностных особенностей, развития («Как «измерить» и интерпретировать развитие?», «Как активизировать, а при необходимости — корректировать развитие?», в т.ч. опросные методы, а также консультативные, коррекционные, терапевтические).
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Спич-дискуссия—
тайминг 60 минут; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение заранее подготовленных вопросов)
Стратегия жить сегодняшним днем –
признак низкого личностного потенциала. … [1]
В о п р о с № 6
Каковы особенности развития индивидуально-психологических особенностей
(+ разных сфер личности) человека на разных возрастных этапах?
√! Pro
Регламент (организация и проведение) «Speech-Discussion»
Актуализация (введение)
1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (5 минут).
Основная «спич-дискуссия»
2. Выступления каждого спикера по индивидуальным вопросам (5 минут).
Наглядность — онлайн-доска
3. Каждому спикеру задается вопрос (3 минуты).
Рефлексия (подведение итогов)
4. Общее мнение, вопросы (5 минут).
Технический перерыв
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
№ышч
Час аттестации
Тест-самопроверка
тайминг индивидуально; ТФ — онлайн-тест — самопроверка
Личность характеризуется не только и не столько тем,
что для нее значимо, сколько тем, что для нее безразлично –
что не ценит, чем готов пожертвовать, чем пренебречь,
без чего обойтись. … [1]
√! Ultra Pro
Пройти проверочный тест
зачет в формате E-Learning
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Час домашней работы
тайминг индивидуально; ТФ — домашняя самостоятельная работа
Задача учебного курса – не столько в том,
чтобы удовлетворить познавательные потребности,
сколько в том, чтобы их актуализировать … [1]
В о п р о с № 7
Что есть жизненный путь (биография) личности с позиций психологии развития и каковы возможности (+методы) его изучения в академической и практической психологии?
√! Project Creation
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
√! Задание Project Creation
(вариант первый)
1) Продолжите проектирование избранной Вами психологической практики (работа в подгруппе). Выполните задания в предлагаемом ниже опорном бланке.
Бланк для ПР № 2 («Проектирование») — скачать
2) О результатах выполнения данного задания, а также задания по э т а п у № 1, отчитайтесь на следующей триаде в рамках практического часа.
3) Для отчета подготовьте краткий анонс (до 10-ти минут) темы проекта и его основных положений. Можно выбрать от подгруппы одного спикера, можно выступить вместе.
√! Задание Project Creation
(вариант второй)
Психологу и педагогу: Ознакомьтесь самостоятельно с темой: «Основные возрастные (кризисные) этапы развития ребенка». Рекомендуемый источник информации: Баранская Л.Т. «Основные возрастные (кризисные) этапы развития ребенка». [Электронный ресурс].
Психологу и педагогу: ознакомьтесь самостоятельно с темой: «Жизненный путь личности и психобиографические методы«. Рекомендуемый источник информации: Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. С. 343-358.
[/su_expand]
Организационный момент,
исходящие вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация
Рекомендуемые источники информации
в начало раздела к предыдущему разделу к первому разделу