ПРиПО

 

Психология развития и образования:
актуальные проблемы теории и практики

(общий блок в курсе ОПППиПС)

 

 

 

Учебные тетрады

 

 

 

Т е т р а д а   1
Психология как теория и методология:
отрасли академической психологии
(введение)

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Академическая составляющая
Тенденции развития современной психологии (дифференциация, интеграция). Психология как  разветвленная система теоретических и прикладных исследовательских направлений и дисциплин. Специфика психологического знания о человеке, специфике его бытия, природе познания и поведения. Господствующие научные парадигмы как основа для формирования теоретических и практических  направлений в психологии, для  постановки ее задач, для определения ее места в системе наук, а также для формулировки ее принципов и разработки исследовательских и практических методов. Научная, практическая, фундаментальная и прикладная психология (психологическая практика и  фундаментальная психология, отличие практической психологии от прикладной психологии). Понятие об «отрасли» вообще и «отрасли психологии», — в частности. Основания для выделения самостоятельной отрасли науки. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии (классика и современность). Проблема реализация академической и прикладной составляющих разных отраслей психологии в конкретных психологических практиках. 

Проектная составляющая
Сквозная практическая работа «Как спроектировать собственную практику … ?».
Э т а п   1. Выбор отрасли (+ практики) и актуализация в теме учебного проекта. Понятие о проекте, модели, конструкте, проектировании, моделировании, конструировании в контексте создания учебного проекта психологической практики. Дидактика и дидактическое проектирование (воплощение академических знаний и практического опыта в дидактической форме проекта). Актуализация в концепции учебного проекта как итогового задания по курсу.

[/su_expand]

 

Т е т р а д а   2
Психология развития как отрасль современной психологии

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Академическая составляющая
Проблематика развития человека в системе его сложных взаимодействий с окружающей средой как теоретический «интеграл» всех областей человеческой практики.  Соотношение предмета психологии развития и возрастной психологии; функции психологии развития; методы исследования).
Теории онтогенетического развития человека: 1) биологический (эволюционный) подход, 2) поведенческий (этологический) подход, 3) психоаналитический подход, 4) когнитивно-генетический подход, 5) контекстуальный подход, 6) культурно-исторический подход, 8) временной аспект развития в онтогенезе.
Периодизация психического развития в онтогенезе: 1) онтологический, хронологический, структурно-динамический и каузальный подходы в психологии развития и возрастной психологии; 2) подходы к периодизации психического развития: Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.В. Бромлей, В.И. Слободчиков — Е.И. Исаев.
Психическое развитие человека в течении всего жизненного цикла: 1)
физическое развитие, 2) развитие когнитивных процессов, 3) эмоциональное развитие, 4) развитие потребностно-мотивационной сферы, 5) развитие волевой сферы, 6) развитие ценностно-смысловой сферы, 7) развитие морально-нравственной сферы, 8) развитие Я-концепции, 9) развитие типов и черт личности, 10) развитие картины мира (субъективной реальности), 11) развитие совладающего поведения, 12) развитие «психологической зрелости», 13) развитие межличностных отношений.
Жизненный путь (биография) личности как объект академических исследований и практического приложения психологии развития.

Проектная составляющая
Сквозная практическая работа «Как спроектировать собственную практику … ?».
Э т а п   2. Профессиональная деятельность практического психолога (в контексте различных видов практик). Общее понятие и структура психологической практики: предмет, цель, предпосылки, основания, принципы, системогенез и основные методы. 

Дополнительно
Проектирование диагностического инструментария для эмпирических и практических исследований в сфере психологии развития (биография жизненного пути личности). Возрастной психолог и специфика психолого-педагогической практики.

[/su_expand]

 

Т е т р а д а   3 
Психология развития: воплощение
теории в различных видах практик

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Академическая составляющая 
Психология развития как комплекс прикладных и практико-ориентированных направлений: педагогическая психология, детская психопатология, психология развития ребёнка, психология когнитивного развития, экологическая психология (в бихевиоризме и поведенческой психологии), культурно-историческая и др. 
Возрастная психология как направление, изучающее психологические изменения человека по мере взросления (геронтопсихология, детская психология, пре- и перинатальная психология).
Понятие  о биологических, антропологических, социальных и психологических факторах, влияющих на развитие человеческого организма и психики на всех возрастных этапах  (периоды и стадии): 1) пренатальный период; 2) период новорожденности (0 — 1 мес.); 3) младенческий период (1 мес. — 1 год); 4) период раннего детства ( 1 — 3 года); 5) дошкольный период (3 — 6-7 лет); 6) младший школьный возраст (6-7 — 10-11 лет); 7) подростковый возраст (10-11 — 15 лет); 8) юношеский период (15 — 18 лет); 9) период взрослости (18 — 55-60 лет); 10) период геронтогенеза. Особенности методов
 изучения и диагностики показателей психического развития на разных возрастных этапах.

Проектная составляющая
Сквозная практическая работа «Как спроектировать собственную практику … ?».
Э т а п   3. Развитие профессионализма психолога. Особенности психологических  практик в решении актуальных социально-психологических проблем. Понятие «форма психологической практики». Основные виды психологических практик. Классификации видов психологических практик: естественные, искусственные и иные. Психологическая служба как отдельная форма организации психологической практики.

Дополнительно
Проектирование диагностического инструментария для эмпирических и практических исследований в сфере психологии развития: 1) диагностика психического развития детей в раннем онтогенезе (до 5 лет); 2) диагностика психологической готовности к школьному обучению; 3) методы диагностики интеллектуального развития; 4) методы диагностики развития личности; 5) методы исследования пожилых людей. Возрастной психолог и специфика психолого-педагогической практики.

[/su_expand]

 

Т е т р а д а   4
Психология образования:
преподаватель и студент — проблема диалога?

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Академическая составляющая
Психология образования: проблемное поле.
Преподаватель «глазами студента» (классика и современность). Студент «глазами преподавателя» (классика и современность). Образование «глазами психолога».
Психология образования (+ педагогическая психология, + психология и педагогика высшей школы):
а) возможность самоанализа и осмысления (педагогической рефлексии) «самого себя» одновременно в роли: преподавателя, студента, психолога;
б) 
прикладная дисциплина, нацеленная на исследование и реализацию в практике особенностей обучения и развития человека на разных возрастных этапах;
в) поддержка преподавателя в решении типичных профессиональных трудностей: избежать ошибок в обучении, 2)  выстроить  взаимоотношения со студентами; 3) повысить эффективность обучения; 4) как оценить собственную готовность к работе в качестве педагога.

Проектная составляющая
Сквозная практическая работа «Как спроектировать собственную практику … ?».
Э т а п   4. Модели и алгоритмы организации психологической практики (на примере психологической службы в образовании). Виды моделей психологической службы в образовании и особенности их организации.

Дополнительно
Проектирование как инструмент формирования личности субъектов образовательного процесса. Психолог образования и специфика психолого-педагогической практики.

[/su_expand]

 

Т е т р а д а    5 
Психология образования:
поколение Z — как обучать эффективно?

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Академическая составляющая
Представители поколения Z: психологическая характеристика поколенной когорты.
Обучение как единство преподавания и учения
.
Соотношение понятий обучения и развития. Процесс обучения с поведенческой и когнитивной точек зрения. Современные дидактические идеи и наработки (актуальные проблемы проектирования и реализации образовательной среды в современном вузе). Проблема поиска эффективных методов обучения и преподавания в современном вузе. 

Проектная составляющая
Сквозная практическая работа «Как спроектировать собственную практику … ?
Э т а п   5. Модели и алгоритмы организации психологической практики (на примере проектируемой психологической службы). Этапы моделирования (постановочный, диагностический, теоретический, прогностический, организационный, практический, обобщающий) и алгоритм реализации практики.

Дополнительно
Проектирование как инструмент формирования личности субъектов образовательного процесса. Психолог и специфика психолого-педагогической практики.

[/su_expand]

 

Т е т р а д а   6
Психология образования: 
Digital-Ed — IT, AI, смешанное или гибридное?

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Академическая составляющая
Цифровизация образования: психология и практика обучения. «Цифровая дидактика». Понятие о практике «смешанного образования» и «смешанного обучения». Преподаватель как фасилитатор командного взаимодействия в онлайн-обучении студентов. Активные и командные методы взаимодействия студентов и преподавателя в онлайн и оффлайн образовательной среде. Онлайн-инструментарий для работы преподавателя в онлайн образовательной среде. 

Проектная составляющая
Сквозная практическая работа «Как спроектировать собственную практику … ?».
Э т а п   6. Презентация проекта на специальном интернет-ресурсе или в социальных сетях. Разработка идеи и схемы сайта будущей психологической практики (группы, сообщества в социальных сетях). Подготовка постов/статей на своем ресурсе и презентация их целевой аудитории.

Дополнительно
Технологии SMM. Маркетинг в социальных сетях. Правила разработки презентационных материалов. 

[/su_expand]

 

Т е т р а д а   7
Тренды современной психологии: воплощение
в реальных практиках и службах
(итог)

+ рейтинг, требования к аттестации, тест к экзамену

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Академическая составляющая
Социальная потребность в практической психологии. Создание особой сферы психологических услуг. Основные цели объединения психологов в общественные организации. Международные общества и ассоциации по отдельным направлениям. Понятие о психологических службах, их цели, задачи, структура. Психологические службы: 1) в системе здравоохранения, 2) в организации, 3) в силовых структурах, 4) в спорте, 5) в медицине. Экстренная телефонная служба. Основные направления деятельности психологических служб с кризисными состояниями. 

Практическая составляющая
Конференция (отчет
по  учебным проектам психологических практик). Подведение итогов проектирования психологической практики. Презентация индивидуально-групповых проектов.

Дополнительно
Подготовка к экзамену (пробное тестирование).

 

[/su_expand]

 

Рекомендуемые источники информации