Развитие, практика

 

 

 

Преамбула:

… проблема развития является центральной и основной для всех
областей действительности и для всех областей научного знания …

 

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Снимок-экрана-2020-09-25-в-13.16.21.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Онлайн-марафон по теме № 3
(оптимизированная схема)

 

Психология развития: воплощение
теории в различных видах практик

 

 

 

Тактически мать ругает ребенка,
потому что
стратегически его любит.
Нет ничего страшнее безразличия. …
[1]

 

 


 

Организационный момент,
«входящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 

О рейтинге

О содержании

О ходе занятия

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

 

 

Вводный час, актуализация: √! Задание Ultra Light

Лекционный час: информация √! Задание Lecture

Практический час, закрепление: √! Задание Light 

 

Перерыв (+ час самоподготовки)

 

Дискуссионный час, спич-дискуссия: √! Задание Pro

Аттестационный час, тест: √! Задание Ultra Pro 

Завершающий час: рефлексия √! Задание Project Creation

 

 

√! — обязательно для рейтинга

√! — рекомендательно

 

 

 

 


 

 

 

Контактный блок

 

 

 

 


Вводный час (актуализация содержания)
тайминг 50 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)

 

 

«Умный глаз наблюдателя важнее
глупого эксперимента» (Д.Б. Эльконин)

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

«О чем и зачем?:

 

1) «7 вопросов — 7 ответов»

 

Вопрос № 1. В чем сущность «межстадиального подхода» к проблеме онтогенетического развития?

Вопрос № 2. Как воплощаются в отраслях прикладной психологии положения «межстадиального подхода»?

Вопрос № 3. В чем сущность «внутристадиального» подхода к проблеме онтогенетического развития?

Вопрос № 4. Как воплощаются в отраслях практической психологии положения «внутристадиального подхода»?

Вопрос № 5. Каковы биологические, антропологические, социальные и психологические факторы развития на разных возрастных этапах?

Вопрос № 6. Каковы особенности методов диагностики и практик развития на разных возрастных этапах?

Вопрос № 7. Каковы предмет, виды и особенности профессиональной деятельности практического психолога в контексте психологии развития и возрастной психологии?

 

2) Ключевые слова:

Онтогенетическое развитие

 

3) Опорный сигнал № 3 — смотреть

 

 

 

В о п р о с   № 1 

В чем сущность «межстадиального подхода»
к проблеме онтогенетического развития?

 

 

Вводный интерактив
√! Задание Ultra Light


«Социальная среда — мозг — развитие»,
или «Нейробиология vs or & Психология … ?»

 

1. Ознакомьтесь с предлагаемым видео (с любым/любыми на Ваш выбор) (5 минут): «Нейробиологические исследования в психологии».

2. Ознакомьтесь с ключевыми словами в опорном сигнале № 3 (5 минут).

3. Исходя из анализа содержания просмотренного материала сформулируйте одно проблемное, на Ваш взгляд, направление отраслевой психологии (можно в контексте темы Вашей прикладной курсовой или диссертации) (10 минут).

 

Уточняющая инструкция:

Формулировка должна состоять из 7-11 слов, отражать объект (явление) и предмет исследования («сторона» явления).

Посмотрите примеры формулировок отраслевых направлений исследований на данном ресурсе «Нейропсихология».

 

Вашу формулировку внесите по данной ссылке

 

Уточнение:

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая  составляющая — почему это может быть актуально для психологической практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической психологии следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

4. Примите участие в свободном обсуждении результатов выполненной работы (10 минут).

 

[/su_expand]

 

 

в начало раздела        к следующему разделу

 


Лекционный час  (ключевая информация)
тайминг 40 минут;
ТФ — лекция-информация (с презентацией)

 

 

Нравственное уродство и преступность являются
результатом недостатка воспитания и испорченности,
идущей с раннего возраста (В.М. Бехтерев)

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

В о п р о с ы   №№ 2, 3, 4 

Как воплощаются в отраслях прикладной психологии положения «межстадиального подхода»?

В чем сущность «внутристадиального» подхода к проблеме онтогенетического развития?

Как воплощаются в отраслях практической психологии положения «внутристадиального подхода»?

 

 

√! Задание Lecture

 

 

Опорная презентация № 3 — ознакомиться

 

[/su_expand]

 

 

Перерыв 10 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу


Практический час (закрепление)
тайминг 20 минут; ТФ — практическая работа с опорным сигналом

 

 

Непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые преломляют
и интегрируют все объективные воздействия. … [1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

В о п р о с ы   №№ 2, 3, 4 

Как воплощаются в отраслях прикладной психологии положения «межстадиального подхода»?

В чем сущность «внутристадиального» подхода к проблеме онтогенетического развития?

Как воплощаются в отраслях практической психологии положения «внутристадиального подхода»?

 

 

√! Задание Light

 

Бланк для ПР № 3 («Закрепление») — скачать

Инструкция: скачайте данный бланк и работайте в нем по
рекомендованным заданиям, используйте для выполнения
заданий опорную презентацию № 3, 
заполненный бланк по
завершении работы
 отправьте на проверку,
имя файла — фамилия студента

 

[/su_expand]

 

 

Перерыв 20 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 

 


Час самоподготовки
(по вопросам спич-дискуссии) 
ТФ — самостоятельная работа с рекомендуемой информацией

 

 

Субъективное удовольствие,
не совпадающее с объективной пользой,
потенциально опасно. … [1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

В о п р о с ы  № 5, 6

Каковы биологические, антропологические, социальные и психологические факторы развития на разных возрастных этапах?

Каковы особенности методов диагностики и практик  развития на разных возрастных этапах?

 

 

Используя рекомендуемые варианты для поиска информации, подготовьте экспресс-выступление («speech») по одной позиции из предлагаемого списка вопросов.

Тезисы выступления внесите на Ваш «именной» фрейм 

Образец № 1 оформления тезисов на слайде

Образец № 2 оформления тезисов на слайде

Рекомендуемое время на подготовку — 60-90 минут

 

 

Варианты поиска информации:

 

№ 1 Свободный веб-сёрфинг по ключевому слову (предпочтительно)

№ 2 Источники по разным возрастам (рекомендательно)

№ 3  Академический учебник (рекомендательно):

Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 413 с.

Необходимая (очень подробная) информация находится
в Разделе II (главы с 19-й по 28-ю, страницы с 259-й по 397-ю)

Для получения доступа необходимо зарегистрироваться на сайте
образовательной платформы «Юрайт» https://urait.ru/

На сайте предлагается также мобильное приложение Юрайт.Библиотека 
Для доступа к каталогу образовательной платформы Юрайт установите мобильное приложение Юрайт.Библиотека, доступное для платформ iOS и Android.
Юрайт.Библиотека позволяет:

— скачивать книги на устройство для чтения офлайн;
— читать сотни бесплатных книг из раздела «Легендарные книги»;
— искать книги в каталоге образовательной платформы Юрайт.

 

 

Вопросы для самоподготовки

Примечание: подготовьте выступление на семинаре 
по одному вопросу (устно, регламент выступления — 5-7 минут)

 

1) пренатальный период

2) период новорожденности (0 — 1 мес.)

3) младенческий период (1 мес. — 1 год) 

4) период раннего детства ( 1 — 3 года) 

5) дошкольный период (3 — 6-7 лет) 

6) младший школьный возраст (6-7 — 10-11 лет) 

7) подростковый возраст (10-11 — 15 лет)

8) юношеский период (15 — 18 лет)

9) период взрослости, по Д. Левинсону: 

— ранняя взрослость — 17 — 22 года
— переход 30-летия — 28 — 33 года 
— средняя взрослость — 40—45 лет 
— переход 50-летия — 50—55 лет
— переход к поздней взрослости — 60—65 лет

10) период геронтогенеза

 

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая характеристика периода («Когда происходит и каковы задачи развития?»);

2) специфические особенности и новообразования, факторы развития («Что и как развивается, что новое образуется и зачем?», «Что помогает развитию, а что его затрудняет?»);

3) методы (диагностические и практические) изучения развития в данном периоде («Что и как «измерить», как интерпретировать развитие?», «Как активизировать, а при необходимости — корректировать развитие?»). 

При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:

1) диагностика психического развития детей в раннем онтогенезе (до 5 лет);
2) диагностика психологической готовности к школьному обучению;
3) методы диагностики интеллектуального развития;
4) методы диагностики развития личности (черты, свойства, сферы);
5) методы исследования пожилых людей.

Тезисы выступления внесите на Ваш «именной» фрейм 

Образец № 1 оформления тезисов на слайде

Образец № 2 оформления тезисов на слайде

Рекомендуемые дополнительные ссылки:

Ссылка 1. Развитие личности в период взрослости. [Интернет-ресурс].

 

[/su_expand]

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Дискуссионный час (спич-дискуссия) 
тайминг 90 минут
; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение заранее подготовленных вопросов)

 

 

Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания …
[1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

В о п р о с  ы   № 5, 6

Каковы биологические, антропологические, социальные и психологические факторы развития на разных возрастных этапах?

Каковы особенности методов диагностики и практик  развития на разных возрастных этапах?

 

 

Спич-дискуссия √! Задание Pro

 

 

Регламент (организация и проведение) «Speech-Discussion»

 

Актуализация (введение)

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (5 минут).

Основная «спич-дискуссия»

2. Выступления каждого спикера по индивидуальным вопросам (5 минут).
Наглядность —  онлайн-доска, пройти по ссылке

3. Каждому спикеру задается вопрос (3 минуты).

Рефлексия (подведение итогов)

4. Общее мнение, вопросы (минут).

 

[/su_expand]

 

 

Перерыв 10 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу


 

 

Самостоятельный блок
(дедлайн — 14.00 следующего дня)

 

 


Аттестационный час (тест-самопроверка) 
тайминг 60 минут; ТФ — онлайн-тест — самопроверка

 

 

Личность характеризуется не только и не столько тем,
что для нее значимо, сколько тем, что для нее безразлично –
что не ценит, чем готов пожертвовать, чем пренебречь,
без чего обойтись. …
[1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Тест-самопроверка √! Задание Ultra Pro

 

Пройти тест
зачет в формате E-Learning

 

[/su_expand]

 

 

Перерыв 10 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Завершающий час (рефлексия содержания)
тайминг 20 минут ; ТФ — обсуждение, инструктаж 

 

 

В основе мании величия всегда
лежит комплекс неполноценности,
а в основе комплекса неполноценности –
мания величия. …
[1]

 

 

 

В о п р о с   № 7 

Каковы предмет, виды и особенности профессиональной деятельности практического психолога в контексте психологии развития и возрастной психологии?

 

 

 


 

√! Задание Project Creation
(для магистрантов)

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

1) Продолжите проектирование избранной Вами психологической практики (работа в подгруппе). Выполните задания в предлагаемом ниже опорном бланке. 

Бланк для ПР № 3 («Проектирование») — скачать

2) О результатах выполнения данного задания отчитайтесь на следующем занятии.

3) Для отчета подготовьте краткий анонс (до 10-ти минут)  основных положений этапа. Можно выбрать от подгруппы одного спикера, можно выступить вместе. 

 

Домашнее задание дополнительное
(рекомендательно):

 

Психологу (клиницисту): Ознакомьтесь самостоятельно с материалом: «Патопсихологические исследования (зачем, как, кому, почему?)». Внесите, при необходимости, дополнения в Ваш проект. Рекомендуемый источник информации: «Патопсихологическое исследования. Прием ведет Борисов Д.А. [Веб-сайт психологической службы].

Психологу (управленцу): ознакомьтесь самостоятельно с материалом: «Структура ГБУ МСППН«. Внесите, при необходимости, дополнения в Ваш проект. Рекомендуемый источник информации: «Московская служба психологической помощи населению. [Веб-сайт психологической службы].

[/su_expand]

 


 

 

Организационный момент,
«исходящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 

 


 

Рекомендуемые источники информации

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к первому разделу

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.