Преамбула:
… проблема развития является центральной и основной для всех
областей действительности и для всех областей научного знания …
Онлайн-марафон по теме № 3
(оптимизированная схема)
Психология развития: воплощение
теории в различных видах практик
Тактически мать ругает ребенка,
потому что стратегически его любит.
Нет ничего страшнее безразличия. … [1]
Организационный момент,
«входящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация
О рейтинге
О содержании
О ходе занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводный час, актуализация: √! Задание Ultra Light
Лекционный час: информация √! Задание Lecture
Практический час, закрепление: √! Задание Light
Перерыв (+ час самоподготовки)
Дискуссионный час, спич-дискуссия: √! Задание Pro
Аттестационный час, тест: √! Задание Ultra Pro
Завершающий час: рефлексия √! Задание Project Creation
√! — обязательно для рейтинга
√! — рекомендательно
Контактный блок
Вводный час (актуализация содержания)
тайминг 50 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)
«Умный глаз наблюдателя важнее
глупого эксперимента» (Д.Б. Эльконин)
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
«О чем и зачем?:
1) «7 вопросов — 7 ответов»
Вопрос № 1. В чем сущность «межстадиального подхода» к проблеме онтогенетического развития?
Вопрос № 2. Как воплощаются в отраслях прикладной психологии положения «межстадиального подхода»?
Вопрос № 3. В чем сущность «внутристадиального» подхода к проблеме онтогенетического развития?
Вопрос № 6. Каковы особенности методов диагностики и практик развития на разных возрастных этапах?
2) Ключевые слова:
3) Опорный сигнал № 3 — смотреть
В о п р о с № 1
В чем сущность «межстадиального подхода»
к проблеме онтогенетического развития?
Вводный интерактив
√! Задание Ultra Light
«Социальная среда — мозг — развитие»,
или «Нейробиология vs or & Психология … ?»
1. Ознакомьтесь с предлагаемым видео (с любым/любыми на Ваш выбор) (5 минут): «Нейробиологические исследования в психологии».
2. Ознакомьтесь с ключевыми словами в опорном сигнале № 3 (5 минут).
3. Исходя из анализа содержания просмотренного материала сформулируйте одно проблемное, на Ваш взгляд, направление отраслевой психологии (можно в контексте темы Вашей прикладной курсовой или диссертации) (10 минут).
Уточняющая инструкция:
Формулировка должна состоять из 7-11 слов, отражать объект (явление) и предмет исследования («сторона» явления).
Вашу формулировку внесите по данной ссылке
Уточнение:
а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для психологической практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической психологии следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)
4. Примите участие в свободном обсуждении результатов выполненной работы (10 минут).
[/su_expand]
в начало раздела к следующему разделу
Лекционный час (ключевая информация)
тайминг 40 минут; ТФ — лекция-информация (с презентацией)
Нравственное уродство и преступность являются
результатом недостатка воспитания и испорченности,
идущей с раннего возраста (В.М. Бехтерев)
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
В о п р о с ы №№ 2, 3, 4
Как воплощаются в отраслях прикладной психологии положения «межстадиального подхода»?
В чем сущность «внутристадиального» подхода к проблеме онтогенетического развития?
Как воплощаются в отраслях практической психологии положения «внутристадиального подхода»?
√! Задание Lecture
Опорная презентация № 3 — ознакомиться
[/su_expand]
Перерыв 10 минут
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Практический час (закрепление)
тайминг 20 минут; ТФ — практическая работа с опорным сигналом
Непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые преломляют
и интегрируют все объективные воздействия. … [1]
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
В о п р о с ы №№ 2, 3, 4
Как воплощаются в отраслях прикладной психологии положения «межстадиального подхода»?
В чем сущность «внутристадиального» подхода к проблеме онтогенетического развития?
Как воплощаются в отраслях практической психологии положения «внутристадиального подхода»?
√! Задание Light
Бланк для ПР № 3 («Закрепление») — скачать
Инструкция: скачайте данный бланк и работайте в нем по
рекомендованным заданиям, используйте для выполнения
заданий опорную презентацию № 3, заполненный бланк по
завершении работы отправьте на проверку,
имя файла — фамилия студента
[/su_expand]
Перерыв 20 минут
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Час самоподготовки
(по вопросам спич-дискуссии) —
ТФ — самостоятельная работа с рекомендуемой информацией
Субъективное удовольствие,
не совпадающее с объективной пользой,
потенциально опасно. … [1]
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
В о п р о с ы № 5, 6
Каковы биологические, антропологические, социальные и психологические факторы развития на разных возрастных этапах?
Каковы особенности методов диагностики и практик развития на разных возрастных этапах?
Используя рекомендуемые варианты для поиска информации, подготовьте экспресс-выступление («speech») по одной позиции из предлагаемого списка вопросов.
Тезисы выступления внесите на Ваш «именной» фрейм
Образец № 1 оформления тезисов на слайде
Образец № 2 оформления тезисов на слайде
Рекомендуемое время на подготовку — 60-90 минут
Варианты поиска информации:
№ 1 Свободный веб-сёрфинг по ключевому слову (предпочтительно)
№ 2 Источники по разным возрастам (рекомендательно)
№ 3 Академический учебник (рекомендательно):
Необходимая (очень подробная) информация находится
в Разделе II (главы с 19-й по 28-ю, страницы с 259-й по 397-ю)
На сайте предлагается также мобильное приложение Юрайт.Библиотека
Для доступа к каталогу образовательной платформы Юрайт установите мобильное приложение Юрайт.Библиотека, доступное для платформ iOS и Android. Юрайт.Библиотека позволяет:
— скачивать книги на устройство для чтения офлайн;
— читать сотни бесплатных книг из раздела «Легендарные книги»;
— искать книги в каталоге образовательной платформы Юрайт.
Вопросы для самоподготовки
Примечание: подготовьте выступление на семинаре
по одному вопросу (устно, регламент выступления — 5-7 минут)
1) пренатальный период
2) период новорожденности (0 — 1 мес.)
3) младенческий период (1 мес. — 1 год)
4) период раннего детства ( 1 — 3 года)
5) дошкольный период (3 — 6-7 лет)
6) младший школьный возраст (6-7 — 10-11 лет)
7) подростковый возраст (10-11 — 15 лет)
8) юношеский период (15 — 18 лет)
9) период взрослости, по Д. Левинсону:
— ранняя взрослость — 17 — 22 года
— переход 30-летия — 28 — 33 года
— средняя взрослость — 40—45 лет
— переход 50-летия — 50—55 лет
— переход к поздней взрослости — 60—65 лет
10) период геронтогенеза
Рекомендуемая схема выступления:
1) общая характеристика периода («Когда происходит и каковы задачи развития?»);
2) специфические особенности и новообразования, факторы развития («Что и как развивается, что новое образуется и зачем?», «Что помогает развитию, а что его затрудняет?»);
3) методы (диагностические и практические) изучения развития в данном периоде («Что и как «измерить», как интерпретировать развитие?», «Как активизировать, а при необходимости — корректировать развитие?»).
При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:
1) диагностика психического развития детей в раннем онтогенезе (до 5 лет);
2) диагностика психологической готовности к школьному обучению;
3) методы диагностики интеллектуального развития;
4) методы диагностики развития личности (черты, свойства, сферы);
5) методы исследования пожилых людей.
Тезисы выступления внесите на Ваш «именной» фрейм
Образец № 1 оформления тезисов на слайде
Образец № 2 оформления тезисов на слайде
Рекомендуемые дополнительные ссылки:
Ссылка 1. Развитие личности в период взрослости. [Интернет-ресурс].
[/su_expand]
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Дискуссионный час (спич-дискуссия) —
тайминг 90 минут; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение заранее подготовленных вопросов)
Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания … [1]
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
В о п р о с ы № 5, 6
Каковы биологические, антропологические, социальные и психологические факторы развития на разных возрастных этапах?
Каковы особенности методов диагностики и практик развития на разных возрастных этапах?
Спич-дискуссия √! Задание Pro
Регламент (организация и проведение) «Speech-Discussion»
Актуализация (введение)
1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (5 минут).
Основная «спич-дискуссия»
2. Выступления каждого спикера по индивидуальным вопросам (5 минут).
Наглядность — онлайн-доска, пройти по ссылке
3. Каждому спикеру задается вопрос (3 минуты).
Рефлексия (подведение итогов)
4. Общее мнение, вопросы (5 минут).
[/su_expand]
Перерыв 10 минут
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Самостоятельный блок
(дедлайн — 14.00 следующего дня)
Аттестационный час (тест-самопроверка)
тайминг 60 минут; ТФ — онлайн-тест — самопроверка
Личность характеризуется не только и не столько тем,
что для нее значимо, сколько тем, что для нее безразлично –
что не ценит, чем готов пожертвовать, чем пренебречь,
без чего обойтись. … [1]
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Тест-самопроверка √! Задание Ultra Pro
Пройти тест
зачет в формате E-Learning
[/su_expand]
Перерыв 10 минут
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Завершающий час (рефлексия содержания)
тайминг 20 минут ; ТФ — обсуждение, инструктаж
В основе мании величия всегда
лежит комплекс неполноценности,
а в основе комплекса неполноценности –
мания величия. … [1]
В о п р о с № 7
Каковы предмет, виды и особенности профессиональной деятельности практического психолога в контексте психологии развития и возрастной психологии?
√! Задание Project Creation
(для магистрантов)
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
1) Продолжите проектирование избранной Вами психологической практики (работа в подгруппе). Выполните задания в предлагаемом ниже опорном бланке.
Бланк для ПР № 3 («Проектирование») — скачать
2) О результатах выполнения данного задания отчитайтесь на следующем занятии.
3) Для отчета подготовьте краткий анонс (до 10-ти минут) основных положений этапа. Можно выбрать от подгруппы одного спикера, можно выступить вместе.
Домашнее задание дополнительное
(рекомендательно):
Психологу (клиницисту): Ознакомьтесь самостоятельно с материалом: «Патопсихологические исследования (зачем, как, кому, почему?)». Внесите, при необходимости, дополнения в Ваш проект. Рекомендуемый источник информации: «Патопсихологическое исследования. Прием ведет Борисов Д.А. [Веб-сайт психологической службы].
Психологу (управленцу): ознакомьтесь самостоятельно с материалом: «Структура ГБУ МСППН«. Внесите, при необходимости, дополнения в Ваш проект. Рекомендуемый источник информации: «Московская служба психологической помощи населению. [Веб-сайт психологической службы].
[/su_expand]
Организационный момент,
«исходящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация
Рекомендуемые источники информации
в начало раздела к предыдущему разделу к первому разделу