Psy-Edu-SL

Student & Learning

Психология vs Образование:

обучающийся сегодня (научение — учение — обучение)

К постановке проблемы:

 … Обучающийся (на примере возрастной когорты поколения Z),
или 
современный студент: как обучать эффективно? …

Организационный момент
тайминг 20 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы

Еще раз про ресурсы и контакты:

1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — тесты для учета в рейтинге и посещаемости
3) общий 
Google-диск со всеми материалами, по данной ссылке
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению
5) сообщество ВК с тематической информацией, по данной  ссылке

О рейтинге, экзамене, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

Смысл образования
… не только в достижении значимых результатов,
но и
в обеспечении позитивного процесса жизнедеятельности … [1]

Современный студент — кто он: взгляд студента, преподавателя, исследователя, или
«Каковы противоречия: новое 
поколение, стремительно изменяющийся социум,
неопределенность ситуации развития, «вариабельность» парадигмы образования … ?»,

Интерактив-проблематизация
-тайминг 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)



1. «Вы — студент»

Ознакомьтесь с видео: «Как поступить в РАНХиГС (студенты говорят …)»

«Какие черты типичного современного студента (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд.» Формулировка каждой черты в одном-двух словах.

Для ответа пройдите по данной ссылке

2. «Вы — преподаватель»

Ознакомьтесь с видео «Поколение Z. Дети Интернета. Кто они?»

«Каковы черты типичного представителя поколения Z (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд.» Формулировка каждой черты в одном-двух словах.

Для ответа пройдите по данной ссылке


3.  «Вы — исследователь»

Каковы, на Ваш взгляд,  наиболее актуальные для современной педагогической психологии и педагогики проблемы,  которые связаны с особенностями студента

Посмотрите примеры формулировок

Для ответов используйте общий чат

 

Для обсуждения к п. 3
(подумайте «для себя»):

 

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» «Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента, или «Психология vs or & Образование … ?»

Трудный выбор в образовании 
… к высокозначимым событиям нужно готовиться и ждать, даже если они маловероятны; но к очень маловероятным событиям не нужно готовиться и ждать, даже если они высоко значимы … [1]

Современный студент — кто он (каковы особенности поколенческой когорты)?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Созидание в образовании 
… здесь и сейчас – трудности, в будущем – 
удовольствие от результата …  [1]

Современный студент  кто он (как включить в педагогическую коммуникацию)?

Практика-закрепление
тайминг 60 минут; ТФ — закрепление информации
(учебная дискуссия, или кейс, или практическая работа)

 Выполните задание на бланке и загрузите файл  с названием «Фамилия Имя» в данную общую папку  для учета в рейтинге

Непродуктивность в образовании
… думать о прошлых победах, жить сегодняшним днем
и работать ради абстрактного будущего …
 [1]

Современный студент — кто он (какие практики обучения применять)?

Онлайн-аналитика
тайминг индивидуально, + 20 минут на занятии; ТФ — самостоятельная работа
(поиск и анализ информации в онлайн)

Выполните задания

Домашнее задание 
к лекционно-практическому 

блоку

1. Используя свободный веб-серфинг (или  рекомендуемые материалы — Асмолов А.Г. «Психология образования» …), подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого справа списка.

2. Внесите тезисы по указанной  ссылке на фрейм Вашего вопроса. 

Ссылка на Jamboard

Пример слайда 1

 Пример слайда 2

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-дискуссии.
  

 

1) профессиональное развитие преподавателя высшей школы: сущность, личностные качества и умения педагога (спикер 1)

2) тактика поведения преподавателя в ситуациях так называемой “ученической провокации”   (спикер 2)

3) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления лабильной акцентуации характера обучающегося  (спикер 3)

4) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления демонстративной акцентуации характера обучающегося  (спикер 4)

5) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления астенической акцентуации характера обучающегося  (спикер 5)

6) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления тревожно-мнительной акцентуации характера обучающегося  (спикер 6)

7) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления инертно-импульсивной акцентуации характера обучающегося  (спикер 7)

8) педагогический конфликт: сущность и классификация (спикер 8)

9) педагогический конфликт: стадии и условия (варианты) предотвращения/прекращения  (спикер 9)

10) конфликты между преподавателями и студентами: типология и особенности проявления (спикер 10)

11) групповая учебная коммуникация: педагогическая помощь группе в осознании проблем (спикер 11)

12) групповая учебная коммуникация: групповое обсуждение проблемы (спикер 12)

13) групповая учебная коммуникация: факторы, осложняющиепроцесс группового решения (спикер 13)

Дополнительно

14) групповая учебная коммуникация: интеграция группы как фактор развития отдельной личности (свободный спикер) 

15) групповая учебная коммуникация: групповая сплоченность и ее диагностика (свободный спикер)

16) групповая учебная коммуникация: группа как источник психологической травмы личности  (свободный)

17) групповая учебная коммуникация: работа с негативными групповыми лидерами  (свободный спикер)

18) профессиональное выгорание преподавателя: стадии, симптомы, профилактика  (свободный спикер) 

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);

2) возможности психологии образования в решении данной проблемы («Как выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию на индивидуальном уровне / на групповом уровне?»);

3) практические методы психологии образования (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя). 

 

При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:

 

Акцентуации

Акцентуации Чертова дюжина (онлайн)

Опросник Леонгарда-Шмишека (онлайн)

Акцентуации личности, 9 из 72 (Ник. Козлов) (онлайн)

Группа

Тест межличностных отношений Лири (онлайн)

Опросник межличностных отношений ОМО/FIRO (онлайн)

Тест Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации (онлайн)

Социометрия Дж. Морено (бланковый)

Внешнегрупповая референтометрия (бланковый)

 

Для самостоятельного подбора методов, 
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:

Каталог психологических тестов

 

Преодоление трудностей в образовании … 
страх перед заботами и тяжелым трудом рождает иллюзию беззаботного и бездеятельного существования как счастья, на самом же деле это жизненная трагедия …
 [1]

Современный студент — каковы возможности его  сопровождения преподавателем
(индивидуальные особенности и конфликты в педагогической коммуникации)?

Спич-дискуссия
тайминг 80 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

5-7 мин. от каждого спикера

Регламент спич-дискуссии

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5 минут).

2. Выступления каждого спикера/зала, ответ на вопрос «из аудитории» (до 50  минут).

3. Общее мнение, вопросы (до минут).

Значимость образования
 … события сверхвысокой значимости – то, ради чего готов на любые затраты; события сверхнизкой значимости – то, что требует несущественных затрат … [1]

Современный студент — каковы возможности  его поддержки преподавателем
(как оценить  эффективность педагогической коммуникации)?

Тест-самопроверка
тайминг 40 минут; ТФ — 
«исходящие» вопросы/ответы, онлайн-тестирование

Дедлайн 10 утра следующего дня

Студент и преподаватель в образовании
… семь раз объяснишь – глядишь, и сам понял … [1]

Современный студент — кто он: class-student or digital-student
(в чем могут заключаться психолого-педагогические инновации)?

Интерактив-проектирование

тайминг 10 минут (инструктаж),  индивидуально (дома);
ТФ — самостоятельная работа (третья форма письменной отчетности)

Дедлайн — к первой паре следующей тетрады

Домашнее задание к дискуссионно-диалоговому блоку

Проект —  выполняется в течении всего семестра студентом индивидуально.
Отчет по каждому этапу — в форме заполненного бланка — загружается на общий диск до конца текущей тетрады для учета в рейтинге, не позднее начала первой пары следующей тетрады (для обсуждения). Сохраняется до отчета в форме презентация на учебной конференции.

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.