Воспитание — Среда — Социализация, или развитие личности в социальной среде
«… становление человека как индивида и личности предполагает особое сочетание, совпадение во времени внутренних процессов развития и внешних условий … … взаимодействие, одновременное взаимовлияние социального и индивидуального на процессы развития личности в онтогенезе четко выражено в предложенном Л.С. Выготским в понятии «социальная ситуация развития» …» [9, с. 9]
Организационный момент тайминг 10 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
Заранее спасибо!Результаты обсудим в реальном времени.
Задание
Ответьте на вопрос:
Развивающее образование: в чем общее (как для образования вообще) и в чем его специфика, то есть отличие от других вариантов образования? Ответ выполните в формате краткой интерпретации тезисов:
— развивающее образование – это такое образование, которое нацелено как умственное развитие (например, как в развивающем обучении), так и других сфер личности обучающегося (физической, творческой, эстетической, духовной, …) в соответствии с его индивидуальными особенностями;
— развивающее образование — это такое образование, которое осуществляется средствами образовательной среды, специально организованной как комплекс условий для развития различных сфер психики обучающегося (когнитивной, эмоциональной, личностной, нравственной …) в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Одна сторона стратегии человеческой жизнедеятельности состоит в том, чтобы удовлетворить все потребности, т.е. сделать их незначимыми и избавиться от них. Но вторая сторона стратегии состоит в том, чтобы актуализировать потребности и обогатить потребностную сферу. …[1]
Какова роль педагогических технологий развития личности в контексте воспитания и социализации?
Онлайн-аналитика тайминг 40 минут (если на занятии), или индивидуально (если дома); ТФ — самостоятельная работа на паре, или работа в сессионных залах, или домашняя работа (поиск и анализ информации в онлайн)
Вариант № 1: подготовка к спич-дискуссии в формате свободного поиска информации по ключевому слову с дальнейшим экспресс-анализом по предлагаемому алгоритму
2.Оформите ответ в виде тезисов на одном слайде в любой удобной для Вас программе.
Отправьте ответ на проверку
3. Прокомментируйте результаты в рамках спич-дискуссии, используя рекомендуемую ниже схему выступления.
Каковы направления развития личности в контексте воспитания и социализации?
Вопросы для анализа и подготовки к спич-дискуссии
1) физическое развитие — телосложение(1 спикер/подгруппа)
2) физическое развитие — биологический возраст(1 спикер/подгруппа)
3) физическое развитие — психомоторика(1 спикер/подгруппа)
4) когнитивное развитие — интеллект (1 спикер/подгруппа)
5) когнитивное развитие — речь(1 спикер/подгруппа)
6) когнитивное развитие — креативность(1 спикер/подгруппа)
7) эмоциональное развитие (1 спикер/подгруппа)
8) развитие мотивационной сферы (1 спикер/подгруппа)
9) развитие волевой сферы(1 спикер/подгруппа)
10) развитие ценностно-смысловой сферы(1 спикер/подгруппа)
11) развитие типов и черт личности (1 спикер/подгруппа)
12) развитие Я-концепции (1 спикер/подгруппа)
13) развитие морально-нравственной сферы (1 спикер/подгруппа)
14) развитие субъективной картины мира(1 спикер/подгруппа)
15) развитие совладающего поведения(1 спикер/подгруппа)
16) развитие психологической зрелости(1 спикер/подгруппа)
17) развитие межличностных отношений(1 спикер/подгруппа)
Алгоритм анализа информации для подготовки к спич по варианту № 1
1)сущность явления («Какое развитие?» — физическое, когнитивное и т.д., и что оно из себя представляет); и его общая характеристика («Что именно развивается?», в т.ч. свойства и функции организма, и/или когнитивные процессы, и/или свойства личности, и/или психические состояния); 2) особенности (индивидуально-психологические), а также поведенческие критерии и показатели развития («Как проявляется развитие?», в т.ч. в видах деятельности — умственной, учебной, трудовой, …) на разных возрастных этапах; 3) методы (диагностические и практические) исследования типологических, и/или индивидуально-психологических, и/или личностных особенностей, развития («Как «измерить» и интерпретировать развитие?», «Как активизировать, а при необходимости — корректировать развитие?», в т.ч. опросные методы, а также консультативные, коррекционные, терапевтические).
Вариант № 2: подготовка к спич-дискуссии в формате критического анализа рекомендуемой информации по предлагаемому алгоритму
Задание
1.Выберите справа один из вопросов и подготовьтесь к спич-дискуссии, используя следующие рекомендуемые материалы:
3) дидактическая и практическая составляющие (собственное практическое видение).
Вариант № 3: подготовка к спич-дискуссии в формате выбора одного прикладного исследования (статьи) с дальнейшим экспресс-анализом по предлагаемому алгоритму
Задание
1. Поданной ссылкевыберите одну из статей, познакомьтесь с ней, сделайте краткий устный анонс
2.Оформите ответ в виде тезисов на одном слайде в любой удобной для Вас программе.
Отправьте ответ на проверку
3. Прокомментируйте результаты в рамках спич-дискуссии, используя рекомендуемую ниже схему выступления.
Каковы инновационные модели образования, представленные в современных прикладных исследованиях?
Алгоритм анализа информации для подготовки к спич по варианту № 3
2) раскройте сущность проблемы (содержания статьи) в форме тезисов – 3-5 коротких предложений и/или вопросов, раскрывающих сущность;
3) отразите в устном комментарии свое отношение к проблеме, обозначенной в статье, здесь можно указать на возможные перспективы ее изучения, дать свои замечания и пожелания, отметить возможное использования этой информации в психологической и педагогической практике, в других сферах жизнедеятельности человека и т.п.
Оптимизация функционирования требует гармонии, а оптимизация развития требует разумного диссонанса с опережением либо мотивации, либо способностей … [1]
Имеются ли исторические примеры «социального воспитания средой»?
Личность характеризуется не только и не столько тем, что для нее значимо, сколько тем, что для нее безразлично – что не ценит, чем готов пожертвовать, чем пренебречь, без чего обойтись. … [1]
Воспитание – формирование — развитие личности в социальной среде: какова взаимосвязь теории, дидактики и практики?
Интерактив-проектирование тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа