Psy-Edu-PD

Psychology & Didactics

Воспитание — Среда — Социализация,
или формирование и развитие личности в социальной среде

«… становление человека как индивида и личности предполагает особое сочетание, совпадение во времени внутренних процессов развития и внешних условий … … взаимодействие, одновременное взаимовлияние социального и индивидуального на процессы развития личности в онтогенезе четко выражено в предложенном Л.С. Выготским в понятии «социальная ситуация развития» …» [9, с. 9]

Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы

Ресурсы и контакты:

1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — тесты для учета в рейтинге и посещаемости
3) общий 
Google-диск со всеми материалами, по данной ссылке
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению
5) сообщество ВК с тематической информацией, по данной  ссылке

О рейтинге, экзамене, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

Человек с раннего детства постоянно проверяет
и уточняет, что «можно» из того, что «нельзя» … [1]

Что есть «воспитание средой», каковы его принципы, теории,  концепции, практики?

Вводный интерактив
тайминг 30 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)



Социальная среда воспитания: что это за феномен и каковы
ее возможные компоненты? 

Ознакомьтесь с видео: «Восемь основных ошибок в воспитании детей«. Как Вы бы сформулировали определения понятию «Социальная среда воспитания»? Каковы компоненты такой среды, которые можно рассматривать как социально-средовые факторы воспитания? 

Ответ устный или в чате

Детство и юность прекрасны богатством позитивных ожиданий … [1]

Воспитание средой: миф, реальность или прочные традиции российской педагогики и психологии?

Теория-актуализация
тайминг 40 минут; ТФ — анонс презентации, инструктаж к разделу «Практика-закрепление», совместное выполнение первого задания

Смысл жизни – не только в достижении
значимых результатов, но и в обеспечении
позитивного процесса жизнедеятельности….
 [1]

Социализация и воспитание, каково соотношение, что понимать под социальным воспитанием?

Практика-закрепление
тайминг 40 минут (совместно) + 40 минут (самостоятельно); ТФ — закрепление информации
(беседа по понятийному аппарату, + кейс, + индивидуальная практическая работа)

Лекционно-практические задания

№ 1

Выполните задания в бланке «Закрепление» к данной теме. Заполните бланк и подгрузите файл (Фамилия Имя Группа) в общую папку для учета в рейтинге

 № 2

Используя только свободный веб-сёрфинг «по ключевому слову» проведите 
экспресс-анализ любого одного из рекомендуемых ниже вопросов 
(работа непосредственно на занятии 20 минут), отчитайтесь устно

——- 

Вопросы для экспресс-анализа

1) физическое развитие — телосложение (1 спикер/подгруппа)

2) физическое развитие — биологический возраст (1 спикер/подгруппа)

3) физическое развитие — психомоторика (1 спикер/подгруппа)

4)  когнитивное развитие — интеллект (1 спикер/подгруппа)

5)  когнитивное развитие — речь (1 спикер/подгруппа)

6)  когнитивное развитие — креативность (1 спикер/подгруппа)

7) эмоциональное развитие (1 спикер/подгруппа)

8) развитие мотивационной сферы (1 спикер/подгруппа)

9) развитие волевой сферы (1 спикер/подгруппа)

10) развитие ценностно-смысловой сферы (1 спикер/подгруппа)

11) развитие типов и черт личности (1 спикер/подгруппа)

12) развитие Я-концепции (1 спикер/подгруппа)

13) развитие морально-нравственной сферы (1 спикер/подгруппа)

14) развитие субъективной картины мира (1 спикер/подгруппа)

15) развитие совладающего поведения (1 спикер/подгруппа)

16) развитие психологической зрелости (1 спикер/подгруппа)

17) развитие межличностных отношений (1 спикер/подгруппа)

——-

Рекомендуемая схема выступления:

1)  сущность явления («Какое развитие?» — физическое, когнитивное и т.д., и что оно из себя представляет); и его общая характеристика («Что именно развивается?», в т.ч. свойства и функции организма, и/или когнитивные процессы, и/или свойства личности, и/или психические состояния);
2) особенности (индивидуально-психологические), а также поведенческие критерии и показатели развития («Как проявляется развитие?», в т.ч. в видах деятельности — умственной, учебной, трудовой, …) на разных возрастных этапах;
3) методы (диагностические и практические) исследования типологических, и/или индивидуально-психологических, и/или личностных особенностей, развития  («Как «измерить» и интерпретировать развитие?», «Как активизировать, а при необходимости — корректировать развитие?», в т.ч. опросные методы, а также консультативные, коррекционные, терапевтические). 

 

Одна сторона стратегии человеческой жизнедеятельности
состоит в том, чтобы удовлетворить все потребности,
т.е. сделать их незначимыми и избавиться от них.
Но вторая сторона стратегии состоит в том,
чтобы актуализировать потребности и
обогатить потребностную сферу. … [1]

Какова роль педагогических технологий в контексте социализации личности?

Онлайн-аналитика
тайминг индивидуально, + 20 минут на занятии; ТФ — домашняя работа или работа в сессионных залах (поиск и анализ информации в онлайн)

Домашнее задание по подготовке к спич-дискуссии
(анализ предлагаемой онлайн-информации, подготовка спич)

Домашнее задание

1. Используя свободный веб-серфинг, а также  рекомендуемые справа спич-темы, подготовьте выступление. Материалы: 
№ 1
№ 2

2. В процессе  подготовки оформите слайд, заготовки слайдов по данной ссылке.

3. Сделайте соответствующие  комментарии в своем  выступлении в рамках спич-дискуссии (спич на 7-10 минут). 

Что есть социализация личности в образовательной среде и каковы возможные технологии воспитания с целью социализации?

Спич-темы и рекомендуемые источники

Спикер 1. Информационно-коммуникационная технология

Спикер 2. Технология развития критического мышления

Спикер 3. Проектная технология

Спикер 4. Технология развивающего обучения

Спикер 5. Здоровьесберегающие технологии

Спикер 6. Технология проблемного обучения

Спикер 7. Игровые технологии

Спикер 8. Модульная технология

Спикер 9. Технология мастерских

Спикер 10. Кейс – технология

Спикер 11. Технология интегрированного обучения

Спикер 12. Педагогика сотрудничества

Спикер 13.  Технологии уровневой дифференциации

Подробнее см. здесь

Рекомендуемая схема выступления

1) общая информация по заданной спич-теме (содержание вопроса, в чем проблема);

2) психологическая/педагогические составляющие (авторский аналитический комментарий);

3) дидактическая и практическая составляющие (собственное практическое видение).

Оптимизация функционирования требует гармонии,
а оптимизация развития требует разумного диссонанса
с опережением либо мотивации, либо способностей … [1]

Имеются ли исторические примеры «социального воспитания средой»?

Спич-дискуссия
тайминг 120 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(обсуждение подготовленных аналитических комментариев)

Регламент спич-дискуссии

1. Актуализация в проблеме (введение), групповая беседа (30 минут)

2. Основная часть, выступления каждого из спикеров 7-10 минут, всего 80 минут

3. Рефлексия (подведение итогов) (10 минут)

Некоторые статьи по теме тетрады (ознакомьтесь, если интересно). Общая проблематика: «Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика»

НейропсихологияПедагогическая психологияПсихология образования  |  Горячева Т.Г., Нестеренко-Костенко И.В.

Влияние нейропсихологической коррекции на учебную деятельность младших школьников

Педагогическая психологияПсихология образования  |  Турчин А.С.

Моделирование и учебная деятельность

Педагогическая психологияПсихология образования  |  Репина О.К.

Модель оценки профессиональных компетенций учителя начальной школы

Педагогическая психологияПсихология образования  |  Кагермазова Л.Ц.

Основы и перспективы развития дополнительного профессионального образования

Педагогическая психологияПсихология образования  |  Каплунович С.М.

Продуктивное обучение как один из путей реализации деятельностного подхода в профессиональном образовании

Педагогическая психологияПсихология кризисных ситуацийПсихология образования  |  Сеимова А.К., Федосеева С.Ю.

Психологическое сопровождение обучающихся в кризисные периоды обучения

Педагогическая психологияПсихология образования  |  Пежемская Ю.С.

Развивающий диалог в образовании

Педагогическая психологияПсихология образования  |  Черная А.В.

Развивающий потенциал самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам

Педагогическая психологияПсихология образования  |  Караванова Л.Ж.

Развитие личности профессионала: гуманистический подход

Инновационные моделиПедагогическая психологияПсихология образования  |  Гуружапов В.А.

Роль теории и практики развивающего обучения в становлении современного педагогического мышления

Педагогическая психологияПсихология образования  |  Криулина А.А.

Стратегия и средства исследования феномена профессионального самопознания студентов (постановочно-пилотный вариант)

Педагогическая психологияПсихология образования  |  Подосинников С.А.

Технологическая модель развития конкурентоспособности специалиста в профессиональном образовании


(Первоисточник: Портал психологических изданий PsyJournals.ru
https://psyjournals.ru/education21/rub4/index.shtml [PsyJournals.ru]

 

Актуализация в проблеме, групповая беседа

Попытайтесь сформулировать не используя опорных материалов и интернет-информации три дидактических принципа развивающего образованияОбратите внимание, что в данном конкретном случает приставка «дидактический» предполагает лишь одну цель — ответить (может быть со временем) на вопрос: «Как осмысленно и результативно … воспитывать, развивать,  социализировать … ?»  Все три ответа дайте в открытом варианте (Ваше мнение). Формулировки внесите по следующим ссылкам в соответствии с вопросами:

? 1 — Какую дефиницию Вы бы дали дидактическому принципу «воспитание личности в  среде»?

? 2 — Какую дефиницию Вы бы дали дидактическому принципу «формирование и развитие личности в среде»?

? 3 — Какую дефиницию Вы бы дали принципу «социализация личности в среде»

 

 Заранее спасибо! 

Результаты обсудим в реальном времени.

_____

Стратегия жить сегодняшним днем –
признак низкого личностного потенциала. … 
[1]

Технология развивающей образовательной среды: практическое отражение идей психологической дидактики?

Тест-самопроверка

тайминг 30 минут; ТФ —  онлайн-тестирование

Дедлайн — 10 утра следующего дня

Личность характеризуется не только и не столько тем,
что для нее значимо, сколько тем, что для нее безразлично –
что не ценит, чем готов пожертвовать, чем пренебречь,
без чего обойтись. … 
[1]

Воспитаниеформированиеразвитие личности в социальной среде: какова взаимосвязь теории, дидактики и практики?

Интерактив-проектирование
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

 
Выполняется каждым студентом индивидуально

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.