Psy-Edu-PD

Psychology & Didactics

Воспитание — Среда — Социализация,
или развитие личности в социальной среде

«… становление человека как индивида и личности предполагает особое сочетание, совпадение во времени внутренних процессов развития и внешних условий … … взаимодействие, одновременное взаимовлияние социального и индивидуального на процессы развития личности в онтогенезе четко выражено в предложенном Л.С. Выготским в понятии «социальная ситуация развития» …» [9, с. 9]

Организационный момент
тайминг 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы

1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — задания для учета посещаемости и рейтинга
3) общий 
Google-диск со всеми материалами, по приглашению
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению

О правилах аттестации, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

 

Лекционно-практический блок
(опционально — не оценивается)

Интерактив-проблематизация

Теория-актулизация

Практика-закрепление

___

Диалогово-дискуссионный блок
(обязательно — рейтинг)

Онлайн-аналитика

Спич-дискуссия

Тест-самопроверка

___

Интерактив-проектирование

Человек с раннего детства постоянно проверяет
и уточняет, что «можно» из того, что «нельзя» … [1]

Что есть «воспитание средой», каковы его принципы, теории,  концепции, практики?

Интерактив-проблематизация
тайминг 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

 

Уважаемые коллеги,  перед началом занятия традиционно ответьте на три вопроса
(просто пройдите по соответствующей ссылке и попадете в форму для ответа)

Сформулируйте три принципа развивающего обучения (образования), обращаясь к содержанию вводного видео, а также используя следующие “подсказки”:

? 1 — Какое определение Вы бы дали принципу «воспитания личности в  среде»?

? 2 — Какое определение Вы бы дали принципу «формирования личности в среде»?

? 3 — Какое определение Вы бы дали принципу «социализации личности в среде»

 Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.

Задание



Ответьте на вопрос: 

Развивающее образование: в чем общее (как для образования вообще) и в чем его специфика, то есть отличие от других вариантов образования? Ответ выполните в формате краткой интерпретации тезисов:

развивающее образование – это такое образование, которое нацелено как умственное развитие (например, как в развивающем обучении), так и других сфер  личности обучающегося (физической, творческой, эстетической, духовной, …) в соответствии с его индивидуальными особенностями;

— развивающее образование — это такое образование, которое осуществляется средствами образовательной среды, специально организованной как комплекс условий для развития различных сфер психики обучающегося (когнитивной, эмоциональной, личностной, нравственной …) в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Ответ дайте устно или в чат

 Используйте как подсказку:

Детство и юность прекрасны богатством позитивных ожиданий … [1]

«Воспитание средой»: миф, реальность или прочные традиции российской педагогики и психологии?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации, инструктаж к разделу «Практика-закрепление», совместное выполнение первого задания

Смысл жизни – не только в достижении
значимых результатов, но и в обеспечении
позитивного процесса жизнедеятельности….
 [1]

Социализация и воспитание, каково соотношение, что понимать под социальным воспитанием?

Практика-закрепление
тайминг 40 минут (совместно) + 20 минут (самостоятельно); ТФ — закрепление информации
(беседа по понятийному аппарату, + кейс, + индивидуальная практическая работа)

Лекционно-практические задания

Выполните задания «Закрепление»
Отправьте на проверку

Одна сторона стратегии человеческой жизнедеятельности
состоит в том, чтобы удовлетворить все потребности,
т.е. сделать их незначимыми и избавиться от них.
Но вторая сторона стратегии состоит в том,
чтобы актуализировать потребности и
обогатить потребностную сферу. … [1]

Какова роль педагогических технологий развития личности в контексте воспитания и социализации?

Онлайн-аналитика
тайминг 40 минут (если на занятии), или индивидуально (если дома); ТФ — самостоятельная работа на паре, или работа в сессионных залах, или домашняя работа (поиск и анализ информации в онлайн)

Вариант № 1: подготовка к спич-дискуссии в формате свободного поиска информации по ключевому слову с дальнейшим экспресс-анализом по предлагаемому алгоритму

Задание

1. Используя только свободный поиск по ключевому слову проведите 
экспресс-анализ одного (на выбор) из рекомендуемых справа вопросов.

2. Оформите ответ в виде тезисов на одном слайде в любой удобной для Вас программе.

Отправьте ответ на проверку

3. Прокомментируйте результаты в рамках спич-дискуссии, используя рекомендуемую ниже схему выступления.

 

Каковы направления развития личности в контексте воспитания и социализации?

Вопросы для анализа и подготовки к спич-дискуссии

1) физическое развитие — телосложение (1 спикер/подгруппа)

2) физическое развитие — биологический возраст (1 спикер/подгруппа)

3) физическое развитие — психомоторика (1 спикер/подгруппа)

4)  когнитивное развитие — интеллект (1 спикер/подгруппа)

5)  когнитивное развитие — речь (1 спикер/подгруппа)

6)  когнитивное развитие — креативность (1 спикер/подгруппа)

7) эмоциональное развитие (1 спикер/подгруппа)

8) развитие мотивационной сферы (1 спикер/подгруппа)

9) развитие волевой сферы (1 спикер/подгруппа)

10) развитие ценностно-смысловой сферы (1 спикер/подгруппа)

11) развитие типов и черт личности (1 спикер/подгруппа)

12) развитие Я-концепции (1 спикер/подгруппа)

13) развитие морально-нравственной сферы (1 спикер/подгруппа)

14) развитие субъективной картины мира (1 спикер/подгруппа)

15) развитие совладающего поведения (1 спикер/подгруппа)

16) развитие психологической зрелости (1 спикер/подгруппа)

17) развитие межличностных отношений (1 спикер/подгруппа)

 

Алгоритм анализа информации для подготовки к спич по варианту № 1

1)  сущность явления («Какое развитие?» — физическое, когнитивное и т.д., и что оно из себя представляет); и его общая характеристика («Что именно развивается?», в т.ч. свойства и функции организма, и/или когнитивные процессы, и/или свойства личности, и/или психические состояния);
2) особенности (индивидуально-психологические), а также поведенческие критерии и показатели развития («Как проявляется развитие?», в т.ч. в видах деятельности — умственной, учебной, трудовой, …) на разных возрастных этапах;
3) методы (диагностические и практические) исследования типологических, и/или индивидуально-психологических, и/или личностных особенностей, развития  («Как «измерить» и интерпретировать развитие?», «Как активизировать, а при необходимости — корректировать развитие?», в т.ч. опросные методы, а также консультативные, коррекционные, терапевтические). 

Вариант № 2: подготовка к спич-дискуссии в формате критического анализа рекомендуемой информации по предлагаемому алгоритму

Задание

1. Выберите справа один из вопросов и подготовьтесь к спич-дискуссии, используя  следующие рекомендуемые материалы:

основной
дополнительный

2. Оформите ответ в виде тезисов на одном слайде в любой удобной для Вас программе.

Отправьте ответ на проверку

3. Прокомментируйте результаты в рамках спич-дискуссии, используя рекомендуемую ниже схему выступления.

Каковы конкретные педагогические технологии воспитания с целью социализации?

Вопросы для анализа и подготовки к спич-дискуссии

Спикер 1. Информационно-коммуникационная технология

Спикер 2. Технология развития критического мышления

Спикер 3. Проектная технология

Спикер 4. Технология развивающего обучения

Спикер 5. Здоровьесберегающие технологии

Спикер 6. Технология проблемного обучения

Спикер 7. Игровые технологии

Спикер 8. Модульная технология

Спикер 9. Технология мастерских

Спикер 10. Кейс – технология

Спикер 11. Технология интегрированного обучения

Спикер 12. Педагогика сотрудничества

Спикер 13.  Технологии уровневой дифференциации

Алгоритм анализа информации для подготовки к спич по варианту № 2

1) общая информация по заданной спич-теме (содержание вопроса, в чем проблема);

2) психологическая/педагогические составляющие (авторский аналитический комментарий);

3) дидактическая и практическая составляющие (собственное практическое видение).

Вариант № 3: подготовка к спич-дискуссии в формате выбора одного прикладного исследования (статьи) с дальнейшим экспресс-анализом по предлагаемому алгоритму

Задание 

1. По данной ссылке выберите одну из статей, познакомьтесь с ней, сделайте краткий устный анонс

2. Оформите ответ в виде тезисов на одном слайде в любой удобной для Вас программе.

Отправьте ответ на проверку

3. Прокомментируйте результаты в рамках спич-дискуссии, используя рекомендуемую ниже схему выступления.

 

Каковы инновационные модели образования, представленные в современных прикладных исследованиях?

Алгоритм анализа информации для подготовки к спич по варианту № 3

1) сформулируйте 3-5 ключевых слов, словосочетаний, позиций, отражающих сущность проблемы, поднятой автором (авторами) статьи;

2) раскройте сущность проблемы (содержания статьи) в форме тезисов – 3-5 коротких предложений и/или вопросов, раскрывающих сущность;

3) отразите в устном комментарии свое отношение к проблеме, обозначенной в статье, здесь можно указать на  возможные перспективы ее изучения, дать свои замечания и пожелания, отметить возможное использования этой информации в психологической и педагогической практике, в других сферах жизнедеятельности человека и т.п.

Оптимизация функционирования требует гармонии,
а оптимизация развития требует разумного диссонанса
с опережением либо мотивации, либо способностей … [1]

Имеются ли исторические примеры «социального воспитания средой»?

Спич-дискуссия
тайминг 60 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(обсуждение подготовленных аналитических комментариев)

Регламент спич-дискуссии

1. Актуализация в проблеме (введение), групповая беседа (5 минут)

2. Основная часть, выступления каждого из спикеров 5-7 минут, всего 50 минут

3. Рефлексия (подведение итогов) (5 минут)

_____

Стратегия жить сегодняшним днем –
признак низкого личностного потенциала. … 
[1]

Технология развивающей образовательной среды: практическое отражение идей психологической дидактики?

Тест-самопроверка

тайминг 30 минут; ТФ —  онлайн-тестирование

Личность характеризуется не только и не столько тем,
что для нее значимо, сколько тем, что для нее безразлично –
что не ценит, чем готов пожертвовать, чем пренебречь,
без чего обойтись. … 
[1]

Воспитаниеформированиеразвитие личности в социальной среде: какова взаимосвязь теории, дидактики и практики?

Интерактив-проектирование
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

 
Выполняется каждым студентом индивидуально

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.