Psy-Edu-IC

Introduction & Сontent

 

Психология vs Образование:
преподаватель и студент — проблема диалога

 

К постановке проблемы:

образование как целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития личности в  сотрудничестве обучающего и обучающегося: А) актуальный стиль педагогической коммуникации; Б) пространство для педагогической рефлексии; В) современный тренд педагогической психологии и педагогики

Организационный момент
тайминг до 20 минутТФ —  входящие вопросы/ответы

1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — задания для учета посещаемости и рейтинга
3) общий 
Google-диск со всеми материалами, по приглашению
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению

О правилах аттестации, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?
(содержание модуля)

Ход занятия
(структура модуля)

Лекционно-практический блок

Интерактив-проблематизация

Теория-актулизация

Практика-закрепление
——————————————————-

Диалогово-дискуссионный блок

Онлайн-аналитика

Спич-дискуссия

Тест-самопроверка
————————————————————
Самостоятельный блок (дома)

Интерактив-проектирование

 

… Образование это то, что остается, когда все выученное забыто …
Беррес Ф. Скиннер [15]

Обучающий (преподаватель) и обучающийся (студент) в педагогической коммуникации:
каковы противоречия, проблемы, ошибки и перспективы их разрешения?

Интерактив-проблематизация
тайминг до 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Задания 

1. Ознакомьтесь с видео «Как повысить эффективность обучения?» (здесь на Rutube).

 

2. Подумайте  «Какие трудности испытывают обучающие (преподаватели) и обучающиеся (студенты) в процессе общения?» 

 

2. Ответьте на три вопроса, поставив себя в разные роли:

Вы — студент: какие эмоции Вы чаще всего испытывали при общении с преподавателями вуза, в который Вы закончили (или в котором обучаетесь сегодня)?» (выберите один вариант)

Вы — преподаватель: какие ошибки совершает преподаватель в своей работе наиболее часто? Назовите пять наиболее значимых, на Ваш взгляд.» (каждая формулировка может состоять не более, чем из 5-ти слов)

Вы — исследователь: сформулируйте одну проблему, связанную с данной темой, и на Ваш взгляд, наиболее актуальную для современной педагогики и психологии образования (7-10 слов)

 Ответ внесите в данную форму

 Для обсуждения к п. 3
(подумайте «для себя»):

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» «Преподаватель/студент глазами студента/преподавателя, или «Психология vs or & Образование … ?»

Ценность образования
» … поистине ценны только процессы, обеспечивающие позитивный результат … » [1]

Курс «Педагогика и педагогическая психология»:
каковы возможности для педагогической рефлексии
?

Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс информационной презентации
(лекционно-практическая работа)

Управление образованием
» … в едином управленческом пространстве должны оптимально сочетаться внешне
противоположные принципы индивидуального подхода и единства требований … » [1]

Курс «Педагогика и педагогическая психология«:
ответ на вопрос «Как обучать эффективно?»

Практика-закрепление
тайминг до 30 минут; ТФ — обсуждение и закрепление информации.
лекционно-практическая работа (первая форма письменной отчетности)

Дедлайн10 утра следующего дня

Отправьте выполненное задание (имя файла Фамилия Имя) в СДО для учета в рейтинге

Профессия в образовании
«… выбирать профессию и круг близкого общения нужно так,
чтобы не только результат, но и процесс взаимодействия
был в целом приятным … » [1]

Каковы типичные трудности в работе преподавателя?

Онлайн-аналитика
тайминг индивидуально (если дома) или до 40  минут (если на занятии); ТФ — самостоятельная работа (поиск и анализ информации в онлайн), подготовка краткого спич с иллюстрацией (слайд)

Задания

 Задания к лекционно-практическому блоку 

1. Используя  данные  материалы (Асмолов А.Г. «Психология образования», глава 4) и свободный веб-поиск, подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого справа списка (можно распределиться в группе).

2. Оформите тезисы выступления в виде одного слайда в любой удобной для Вас программе.

Пример слайда 1

Пример слайда 2

3. Прокомментируйте
результаты
в рамках спич-дискуссии на занятии.

Вопросы к спич-дискуссии

1) учебная коммуникация в образовании: коммуникативная культура преподавателя (Спикер 1)

2) учебная коммуникация в образовании: условия возникновения отношений доверия «преподаватель-студент» (Спикер 2)

3) учебная коммуникация в образовании: нарушения в межличностной коммуникации «преподаватель-студент» и их коррекция (Спикер 3)

4) модели поведения преподавателя, типология И.Б. Назаровой (Спикер 4)

5) модели поведения преподавателя, типология А.В. Юревича  (Спикер 5)

6) модели поведения преподавателя, классификация Л.Д. Столяренко (Спикер 6)

7) модель толерантного поведения преподавателя (Спикер 7)

8) модель авторитарного поведения преподавателя (Спикер 8)

9) модель неконструктивного (в учебной коммуникации) поведения преподавателя (Спикер 9)

10) сценарии поведения преподавателя, № 1: «Ни на что не хватает времени, я перегружен на работе» (Спикер 10)

11) сценарии поведения преподавателя, № 2: «Все плохо, никто меня здесь не понимает» (Спикер 11)

12) сценарии поведения преподавателя, № 3: «Коллеги, которые выше меня по статусу, добились этого благодаря нужным связям»  (Спикер 12)

13) сценарии поведения преподавателя, № 4: «У меня все равно ничего не получится» (Спикер 13)

Дополнительно

14) сценарии поведения преподавателя, № 5: «Да разве они могут лучше, чем я …?» (свободный спикер)

15) сценарии поведения преподавателя, № 6: «Вот в наши годы …» (свободный спикер)

16) сценарии поведения преподавателя, № 7: «Я и так все знаю …?» (свободный спикер)

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем преподавания сегодня?»);

2) возможности психологии образования в решении данной проблемы на теоретическом уровне («Как преподавателю избежать возможных ошибок и выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию со студентами?»);

3) возможности и практические методы (диагностики, коррекции, консультирования) психологии образования в повышении эффективности преподавания («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение преподавателя). 

При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:

диагностика модели педагогического общения бланковый (стр. 129-131)
тест на тип личности по типологии Майерс-Бриггс (МВТI) онлайн;
тест «Темная триада» личностных черт онлайн;
пятифакторный опросник личности 5PFQ онлайн;
индивидуально-типологический опросник ИТО онлайн;
тест ориентационного стиля профессионального общения онлайн.

Для самостоятельного подбора методов, 
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:

Каталог психологических тестов

Навыки в образовании
» … чтобы избавиться от тревожных переживаний, достаточно отработать
до автоматизма соответствующие действия … » [1]

Как преподавателю избежать ошибок и выстроить конструктивную
педагогическую коммуникацию со студентами?

Спич-дискуссия
тайминг до 40 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение, дискуссия, аналитические комментарии)

5-7 мин. каждое выступление

 

Эффективность образования
» … непосредственным регулятором поведения выступают субъективные оценки, которые
преломляют и интегрируют все объективные воздействия … » [1]

Что есть готовность к педагогической деятельности и как ее формировать?

Тест-самопроверка
тайминг 30 минут; ТФ — 
онлайн-тестирование (вторая форма письменной отчетности)

Дедлайн 10 утра следующего дня

Педагог, психолог, студент в образовании
» … поистине высокий потенциал характеризуется не высокой внешней активностью, а внутренней
готовностью к любому виду активности и к любой цели … » [1]

Психолог в образовании: кто он сегодня? — практический психолог, педагог-психолог
и/или преподаватель психологии (каковы его задачи и функционал)?

Интерактив-проектирование
тайминг 10 минут (инструктаж),  при необходимости совместно до 20 минут (на занятии), далее индивидуально (дома);
ТФ — самостоятельная работа (третья форма письменной отчетности)

Дедлайн — к первой паре следующей тетрады

Проект —  это поэтапные задания, которые выполняются в течении всего семестра студентом индивидуально и самостоятельно. Отчет по каждому этапу — в форме заполненного бланка — загружается в СДО для учета в рейтинге, не позднее начала первой пары следующего модуля (для обсуждения). 

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.