Psy-Edu-ED

Education & Development

Развитие —  Обучение — Обучаемость, или 
онтогенетические предпосылки обучения

К постановке проблемы:
… развитие является центральной и основной для всех областей
действительности и для всех областей научного знания … (Л.С. Выготский)
К
аково же соотношение развития и обучения и что есть обучаемость?

Организационный момент
тайминг 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы

1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — задания для учета посещаемости и рейтинга
3) общий 
Google-диск со всеми материалами, по приглашению
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению

О правилах аттестации, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

Почему развитие человека в системе сложных средовых взаимодействий и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики, в том числе образования?

В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития,  возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики?

В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития и образования?

Каковы теории, концепции, типологии (периодизации) онтогенетического развития человека?

В чем сущность «межстадиального» и «внутристадиального» подходов к проблеме онтогенетического развития и как они воплощаются в сфере педагогической психологии и педагогики?

Каковы психологические факторы и особенности развития человека на разных возрастных этапах и возможности их диагностики в контексте обучения?

Каковы предмет, виды и особенности практики 
психолога в образовании в контексте развития обучающихся?

Тактически мать ругает ребенка, потому что стратегически его любит.
Нет ничего страшнее безразличия. …
[1]

Почему развитие человека в системе сложных средовых взаимодействий и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики, в том числе образования?

Интерактив-проблематизация
тайминг 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)



 

Ознакомьтесь с видео:
«Возрастные кризисы. Большой скачок».

 1. «Вы — студент»

Какие Ваши личностные черты/свойства/способности помогают Вам обучаться более успешно сегодня, то есть на факультете психологии на 4-м курсе? Назовите одну-две-три. Изменились ли они в сравнении с 1-м курсом? 

Для ответа пройдите по данной ссылке

2. «Вы — преподаватель»

Как на данный момент Вы понимаете взаимосвязь обучения и развития человека на разных возрастных этапах? Выберите один вариант. 

Для ответа пройдите по данной ссылке


3.  «Вы — исследователь»

Каковы, на Ваш взгляд,  наиболее актуальные для современной педагогической психологии и педагогики проблемы, которые связаны с возрастными особенностями обучения?

Для ответа используйте чат/голос

 

Для обсуждения к п. 3
(подумайте «для себя»):

 

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» Обучение — Развитие — Обучаемость …

«Умный глаз наблюдателя важнее
глупого эксперимента» (Д.Б. Эльконин)

В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития,  возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Нравственное уродство и преступность являются
результатом недостатка воспитания и испорченности,
идущей с раннего возраста (В.М. Бехтерев)

В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития и образования?

Практика-закрепление
тайминг 60 минут; ТФ — закрепление информации
(общая учебная дискуссия, и/или кейс, и/или практическая работа)

Выполните задания «Закрепление»
Отправьте на проверку

Непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые преломляют
и интегрируют все объективные воздействия. … [1]

Каковы теории, концепции, типологии (периодизации)
онтогенетического развития человека?

Онлайн-аналитика
тайминг — или индивидуально (дома) или 30 минут на занятии;
ТФ — индивидуальная работа, поиск и анализ информации в онлайн

Выполните задания

 

1. Используя свободный веб-серфинг и данный рекомендуемый материал (Педагогическая психология / Айсмонтас Б.Б., 2022, выдержка из учебника) подготовьтесь к спич-дискуссии по своему вопросу. 

2. Внесите тезисы на свой слайд по данной ссылке.

Пример слайда 1
Пример слайда 2

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-дискуссии на занятии, используйте рекомендуемую схему выступления (см. ниже).
 

Развитие — Обучение — Обучаемость:
проблема соотношения обучения и развития

1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии (спикер 1)

2. Основные ориентации человекознания (проблема генотипической и средовой обусловленности развития) (спикер 2)

3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь (спикер 3)

4. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: обучение и развитие — тождественные процессы (спикер 4)

5. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием существует тесная связь (спикер 5)

6. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: основные направления разработки (спикер 6)

7. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): понятие о зоне ближайшего развития (спикер 7)

8. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): обученность, воспитанность, развитость (спикер 8)

9. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): обучаемость, развиваемость, воспитуемость (спикер 9)

10. Обучаемость как способность к обучению: понятие обучаемости (спикер 10)

11. Обучаемость как способность к обучению: показатели обучаемости (спикер 11)

12. Учебная деятельность: понятие и сущность (спикер 12)

13. Учебная деятельность: особенности и диагностика (спикер 13)

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);

2) сущность и содержание проблемы («Каковы возможности педагогической психологии и педагогики в ее решении?»);

3) практические методы психологии (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя). 

 

При подготовке п. 3 (практика и диагностика)
для подбора методов используйте данный ресурс:

«Каталог психологических тестов«

 

Субъективное удовольствие, не совпадающее
с объективной пользой, потенциально опасно … [1]

В чем сущность «межстадиального» и «внутристадиального» подходов к проблеме онтогенетического развития и как они воплощаются в сфере педагогической психологии и педагогики?

Спич-дискуссия
тайминг 50 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

Регламент выступления:
7-8 мин. от каждого спикера

Общий регламент спич-семинара

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5 минут).

2. Выступления каждого спикера/зала, ответ на вопрос «из аудитории» (до 40  минут).

3. Общее мнение, вопросы (до минут).

_____

Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания …
[1]

Каковы психологические факторы и особенности развития человека на разных возрастных этапах и возможности их диагностики в контексте обучения?

Тест-самопроверка
тайминг 60 минут; ТФ — 
онлайн-тестирование

Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания …
[1]

 Каковы предмет, виды и особенности практики 
психолога в образовании в контексте развития обучающихся

Интерактив-проектирование
тайминг самостоятельно; ТФ — инструктаж, самостоятельная работа

Дедлайн — к первой паре следующей тетрады

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.