Psy-Edu-ED

Education & Development

Развитие —  Обучение — Обучаемость, или 
онтогенетические предпосылки обучения

К постановке проблемы:
… развитие является центральной и основной для всех областей
действительности и для всех областей научного знания … (Л.С. Выготский)
К
аково же соотношение развития и обучения и что есть обучаемость?

Организационный момент
тайминг 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы

1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — задания для учета посещаемости и рейтинга
3) общий 
Google-диск со всеми материалами, по приглашению
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению

О правилах аттестации, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

Почему развитие человека в системе сложных средовых взаимодействий и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики, в том числе образования?

В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития,  возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики?

В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития и образования?

Каковы теории, концепции, типологии (периодизации) онтогенетического развития человека?

В чем сущность «межстадиального» и «внутристадиального» подходов к проблеме онтогенетического развития и как они воплощаются в сфере педагогической психологии и педагогики?

Каковы психологические факторы и особенности развития человека на разных возрастных этапах и возможности их диагностики в контексте обучения?

Каковы предмет, виды и особенности практики 
психолога в образовании в контексте развития обучающихся?

Тактически мать ругает ребенка, потому что стратегически его любит.
Нет ничего страшнее безразличия. …
[1]

Почему развитие человека в системе сложных средовых взаимодействий и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики, в том числе образования?

Интерактив-проблематизация
тайминг 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

 Уважаемые коллеги,  перед началом занятия традиционно ответьте на три вопроса:

1. Какие из перечисленных качеств способствуют наиболее успешной практике психолога в образовании? (выберите пять приоритетных, на Ваш взгляд, в зависимости от степени важности)

2. Какие биологические, социальные, психологические предпосылки развития человека  Вы могли бы назвать? Дайте три варианта ответа, можно по одному на каждую группу.

3. Выберите один из трех вариантов ответа на вопрос 2 и кратко раскройте, почему это может влиять на успешность обучения?

Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.

Перейти в форму для ответов



 

Ознакомьтесь с видео:
«Возрастные кризисы. Большой скачок».

Ответьте на три вопроса, поставив себя в разные роли:

 1. «Вы — студент»

Какие Ваши личностные черты/свойства/способности помогают Вам обучаться более успешно сегодня, то есть на факультете психологии на 3-м курсе? Назовите одну-две-три. Изменились ли они в сравнении с 1-м курсом? 

2. «Вы — преподаватель»

Как на данный момент Вы понимаете взаимосвязь обучения и развития человека на разных возрастных этапах? Кратко сформулируйте свой вариант.


3.  «Вы — исследователь»

Каковы, на Ваш взгляд,  наиболее актуальные для современной педагогической психологии и педагогики проблемы, которые связаны с возрастными особенностями обучения?

Перейти в форму для ответов

 

Для обсуждения к п. 3
(подумайте «для себя»):

 

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» Обучение — Развитие — Обучаемость …

«Умный глаз наблюдателя важнее
глупого эксперимента» (Д.Б. Эльконин)

В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития,  возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Нравственное уродство и преступность являются
результатом недостатка воспитания и испорченности,
идущей с раннего возраста (В.М. Бехтерев)

В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития и образования?

Практика-закрепление
тайминг 60 минут; ТФ — закрепление информации
(общая учебная дискуссия, и/или кейс, и/или практическая работа)

Выполните задания «Закрепление»
Отправьте на проверку

Непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые преломляют
и интегрируют все объективные воздействия. … [1]

Каковы теории, концепции, типологии (периодизации)
онтогенетического развития человека?

Онлайн-аналитика
тайминг — или индивидуально (дома) или 30 минут на занятии;
ТФ — индивидуальная работа, поиск и анализ информации в онлайн

Выполните задания

 

1. Используя свободный веб-серфинг и данный рекомендуемый материал (будет направлен в группу во время занятия), подготовьтесь к спич-дискуссии по своему вопросу. 

2. Внесите тезисы на свой слайд в любой удобной для Вас программе,  используйте пример.

Пример слайда 1
Пример слайда 2

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-дискуссии на занятии, используйте рекомендуемую схему выступления (см. ниже).
 

Развитие — Обучение — Обучаемость:
проблема соотношения обучения и развития

1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии (спикер 1)

2. Основные ориентации человекознания (проблема генотипической и средовой обусловленности развития) (спикер 2)

3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь (спикер 3)

4. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: обучение и развитие — тождественные процессы (спикер 4)

5. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием существует тесная связь (спикер 5)

6. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: основные направления разработки (спикер 6)

7. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): понятие о зоне ближайшего развития (спикер 7)

8. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): обученность, воспитанность, развитость (спикер 8)

9. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): обучаемость, развиваемость, воспитуемость (спикер 9)

10. Обучаемость как способность к обучению: понятие обучаемости (спикер 10)

11. Обучаемость как способность к обучению: показатели обучаемости (спикер 11)

12. Учебная деятельность: понятие и сущность (спикер 12)

13. Учебная деятельность: особенности и диагностика (спикер 13)

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);

2) сущность и содержание проблемы («Каковы возможности педагогической психологии и педагогики в ее решении?»);

3) практические методы психологии (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя). 

 

При подготовке п. 3 (практика и диагностика)
для подбора методов используйте данный ресурс:

«Каталог психологических тестов«

 

Субъективное удовольствие, не совпадающее
с объективной пользой, потенциально опасно … [1]

В чем сущность «межстадиального» и «внутристадиального» подходов к проблеме онтогенетического развития и как они воплощаются в сфере педагогической психологии и педагогики?

Спич-дискуссия
тайминг 50 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

Регламент выступления:
7-8 мин. от каждого спикера

Общий регламент спич-семинара

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5 минут).

2. Выступления каждого спикера/зала, ответ на вопрос «из аудитории» (до 40  минут).

3. Общее мнение, вопросы (до минут).

_____

Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания …
[1]

Каковы психологические факторы и особенности развития человека на разных возрастных этапах и возможности их диагностики в контексте обучения?

Тест-самопроверка
тайминг 60 минут; ТФ — 
онлайн-тестирование

Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания …
[1]

 Каковы предмет, виды и особенности практики 
психолога в образовании в контексте развития обучающихся

Интерактив-проектирование
тайминг самостоятельно; ТФ — инструктаж, самостоятельная работа

Дедлайн — к первой паре следующей тетрады

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.