«E» (environment)

 

 

Преамбула:

… психологически окружающая среда состоит изо всей совокупности
воздействий, которые индивид получает от зачатия до смерти.
Это активное понятие окружающей среды, при котором физическое
присутствие объектов не означает, что мы относим их
к окружающей среде, — это происходит только в том случае,
если объекты служат стимулами для того или иного
поведения индивидов  …

Анна Анастази, 2001 [3]

 

 

 

 

 


 

 

Онлайн-марафон по теме «E»
(оптимизированная схема)

 

 

Индивид – личность – индивидуальность
Индивид — Среда — Поведение
(темперамент, характер, личность)

 

 

 

 

О пренатальной среде и поведении индивида:
… исследуя поведенческое развитие индивида, нельзя
игнорировать тот факт, что многие функции
развиваются у него еще до рождения …
[3]

 

 


 

Организационный момент,
входящие вопросы, ответы
тайминг 10 минут, ТФ — консультация

 

 

О чем и зачем?

 

 

7 вопросов — 7 ответов

 

Вопрос № 1. Если существует психологическая вариативность (разнообразие) человека, то зачем это изучать, каковы источники знаний об индивидуальных различиях, как эти различия «измерить»?

Вопрос № 2.  Какова роль среды (и какой среды?) в формировании индивида как индивидуальности и почему темперамент — ее интеграционная основа?

Вопрос № 3. Как характер связан с темпераментом, каковы подходы, теории и концепции, связанные с разными типологиями характера?

Вопрос № 4. Личность и индивидуальность – как это соотносится, что есть индивидуальность и как ее дифференцировать?

Вопрос № 5. Как проявляются индивидуальные различия в общении, какие бывают коммуникативные стили и как выявить признаки манипуляции в межличностных контактах?

Вопрос № 6. Каковы особенности речевого поведения, как оно проявляется в межличностном взаимодействии и какие особенности определяют специфику невербальной коммуникации?

Вопрос № 7. Личность в группе – как проявляется, определяется, оценивается и/или «измеряется» индивидуальность?

 

 


Ход занятия

 

 

√! Вводный час (по сессионным залам) Ultra Light

Перерыв

√! Самостоятельная работа с предлагаемой информацией  Light

Темперамент

Характер 

Личность

+ Дискуссия √! Pro — только для работы в группах на практических занятиях

√! Аттестационный час Ultra Pro

√! Домашний час Project Creation

 


√! интерактив на занятии (онлайн)

√! рекомендательно (самостоятельный блок)

 


 

 

Контактный блок

 

 

 

 


√! Вводный час (актуализация содержания)
тайминг 50 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)

 

 

 

Про наследственность как врожденное и среду как приобретенное:

... каждое качество индивида и каждая проявляемая им реакция
зависят и от его наследственности, и от окружающей его среды
поведение не может разделяться на то, которое наследуется,
и на то, которое приобретается … [3]

 

 


 

В о п р о с  № 1

Если существует психологическая вариативность (разнообразие) человека, то зачем это изучать, каковы источники знаний об индивидуальных различиях, как эти различия «измерить»?

 

 

√! Ultra Light
(работа в сессионных залах)

тайминг 50 минут

 


Индивид — Среда (Цвет) — Поведение,
или «Что мы желаем знать об индивидуальности?» 

 

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Снимок-экрана-2020-04-08-в-08.30.37-1024x634.png

 


 

 

1. Ознакомьтесь с данным видео

 

Залы 1 и 5: Цветотерапия: влияние цвета на эмоциональное состояние человека

Залы 2 и 6: Влияние цвета на продажи

Залы 3 и 7: Психология цветов в дизайне и маркетинге

Залы 4 и8: 12 цветов одежды говорят о Вашем характере

 

Также просмотрите данную кейс-статью:
«Как цвет влияет на поведение человека?»

 

2. Пройдите данный диагностический тест:
Макс Люшер. Цветовой тест — полный вариант

 

 

3. В процессе работы сформулируйте тезисы в формате «3/7»
(три тезиса — до семи слов в каждом) 

В тезисах отразите, как Вы понимаете
идею природной (средовой) обусловленности
психики и поведения.

Пример одного тезиса:
«Окружающая нас природа (среда)
меняет наше поведение».

 

 

Примите участие в обсуждении,
прокомментируйте тезисы

 

Тезисы (от каждого сессионного зала)
можно внести в общий чат

 


2. Ознакомьтесь с вводной информацией,
необходимой при выполнении теста
(рекомендательно)


3. Ознакомьтесь с ключевыми понятиями
темы в данном опорном сигнале

(рекомендательно)


 

Дополнительные материалы

Статья 1. Джеймс Л. Адамс. Модель личностных черт «Большая пятерка»
Статья 2. Егорова М.С., Ситникова М.А. Темная триада.
Макс Люшер. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию (книга)
Макс Люшер. Четырехцветный человек (тест, «бумажный»)

 

 

Технический перерыв

 

 

 

в начало раздела        к следующему разделу

 


ТЕМПЕРАМЕНТ

тайминг 25 минут 
ТФ — самостоятельная работа на занятии

 

 

Про теорию совместного вклада:

и наследственность, и окружающая среда влияют на все
поведенческое развитие и итоговые поведенческие с
войства
могут рассматриваться как результат их совместного
влияния (теория совместного вклада) … [3

 

 

 

В о п р о с   № 2

Какова роль среды (и какой среды?) в формировании
индивида как индивидуальности и почему темперамент
ее интеграционная основа?

 

 

 

√! Light (A, B, C, D)

 

 

Ознакомьтесь с данной опорной презентацией
(самостоятельно)

 

Пройдите диагностический тест

Исследование психологической структуры темперамента
Время прохождения теста — 5 минут

 

Начните работу в файле «ПЗ-A-L» — рекомендательно

Выполните практические задания A, B, C, D

 

 


 

Ознакомьтесь с информацией ниже:

 

Опорный сигнал
(ключевые понятия, итоговые тезисы)

 

«Раздатка» 1
(темпераменты по Я. Стреляу)

 

«Раздатка» 2
(темпераменты по В.Д. Небылицину, по В.С. Мерлину)

 

Отмеченные в опорной презентации
тесты
(пройдите в свободное время)

Темперамент. Тест Айзенка (онлайн)
Личностный опросник Айзенка EPQ (онлайн)
Диагностика темперамента PTS по Стреляу
Опросник Р. Клонингера («бумажный»)
Опросник Р. Клонингера (статья)
Батарейный тест-опросник «Темперамент — Характер» (статья)
Опросник структуры темперамента В.М. Русалова ОСТ («бумажны
й»)
Опросник структуры темперамента В.М. Русалова ОСТ (онлайн)
Формула темперамента А.Н. Белова (онлайн)

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу


ХАРАКТЕР

тайминг 25 минут 
ТФ — самостоятельная работа на занятии

 

 

 

Про теорию взаимодействия:
… поведение определяется и наследственностью, и окружающей средой,
но эти факторы редко проявляются сами по себе
… действие наследственности
и среды не является накопительным или дополнительным, но, скорее,
таким, что природа и степень влияния каждого из факторов
взаимозависимы от вклада другого …
[3]

 

 

 

В о п р о с   № 3

Как характер связан с темпераментом, каковы подходы, теории и концепции, связанные с разными типологиями характера?

 

 

 

√! Light (E, F, G, H)

 

 

Ознакомьтесь с данной опорной презентацией
(самостоятельно)

 

Пройдите диагностический тест

Тест Леонгарда — опросник Шмишека (онлайн)
Время прохождения теста — 9 минут

 

Продолжайте работу в файле «ПЗ-A-L» — скачать

Выполните практические задания E, F, G, H

 


 

 

Ознакомьтесь с данной информацией

 

Опорный сигнал
(ключевые понятия, итоговые тезисы)

 

«Раздатка» 3
(характеры по А.Ф. Лазурскому, по К.Г. Юнгу, по А.Е. Личко)

 

«Раздатка» 4
(акцентуации характеров по К. Леонгарду)

 

Отмеченные в опорной презентации
тесты
(пройдите в свободное время)

Тест Леонгарда » Опросник Шмишека-Русалова
Тест Леонгарда » Опросник Шмишека-Мюллера / Акцент-2-90

 

Дополнительная литература

Биоэнергетический анализ Лоуэна (1)
Биоэнергетический анализ Лоуэна (2)

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 

 


ЛИЧНОСТЬ

тайминг 25 минут 
ТФ — самостоятельная работа на занятии

 

 

 

Про несостоятельность теории пропорционального вклада:
… любой средовой фактор будет иметь различное влияние,
в зависимости от специфики наследуемого материала,
с которым
он имеет дело. Точно так же любой наследственный
фактор будет иметь различное влияние в условиях
различной окружающей сред ..
. [3]

 

 

 

В о п р о с   № 4

Личность и индивидуальность – как это соотносится,
что есть индивидуальность и как ее дифференцировать?

 

 

 

√! Light (I, J, K, L)

 

 

Ознакомьтесь с данной опорной презентацией
(самостоятельно)

 

 

Пройдите диагностический тест

Пятифакторный опросник личности 5PFQ
Время прохождения теста — 9 минут

 

Продолжайте работу в файле «ПЗ-A-L» — рекомендательно

Выполните практические задания I, J, K, L

 

 


 

 

Ознакомьтесь с данной информацией

 

Опорный сигнал
(ключевые слова, итоговые тезисы)

 

Отмеченные в опорной презентации
тесты
(пройдите в свободное время)

«Большая пятерка» (разные варианты)
«Темная триада» (негативные качества)
Тест на тип личности по типологии Майерс-Бриггс (МВТI) (онлайн)
Тест на тип личности по типологии Майерс-Бриггс (МВТI) («бумажный»)
HEXACO шестифакторный тест (онлайн)
The HEXACO-PI-R website

 

Дополнительная литература

Люсин Д.В., Кожухова Ю.А., Сучкова Е.А. Эмоциональная конгруэнтность при восприятии неоднозначных выражений лица (интернет-ресурс)

Барабанщиков В.А., Беспрозванная И.И., Ананьева К.И. Оценка индивидуально-психологических свойств человека в зависимости от конфигурационных изменений его лица (интернет-ресурс)

 


Бланк «ПЗ-A-L» отправьте на проверку (только если это требуется)
или сразу перейдите к разделу «Аттестационный час» 

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Дискуссионный час (спич-дискуссия) 
тайминг 60 минут
; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение заранее подготовленных вопросов)

 

 

 

Еще немного про взаимозависимость:

…  влияние любого средового фактора на конкретный признак
зависит от особенностей наследственности; и, наоборот,
влияние любого наследственного фактора зависит
от условий среды, в которых он действует .
.. [3]

 

 

 

В о п р о с ы   №№ 5, 6

Как проявляются индивидуальные различия в общении,
какие бывают коммуникативные стили и как выявить
признаки манипуляции в межличностных контактах
?

Каковы особенности речевого поведения, как оно проявляется
в межличностном взаимодействии и какие особенности
определяют специфику невербальной коммуникации?

 

 

 

√! Pro (спич-дискуссия для практического занятия)

тайминг 60 минут (семинарское занятие)

 

Материал для самоподготовки

Самостоятельно изучите данный материал: Марютина Т.М. Дифференциальная психология. В 2 ч.: учебник для бакалавриата и магистратуры. Часть 2. Глава 18. М.: Издательство Юрайт, 2017. С 86-102.

Прямая ссылка на главу 18

 

Вопросы спич-дискуссии

1. Каковы основные подходы к определению сущности общительности как свойства личности?

2. Дайте определение общения и перечислите варианты классификации его стилей.

3. Что есть манипуляция и каковы ее негативные последствия и позитивные аспекты?

4. Дайте характеристику методике «Окно Джери». Как ее использовать для оценки стиля общения?

5. Как связан темперамент и характер человека с его коммуникативными способностями?

6. Каковы различия понятий «жанрово-ролевая компетенция», «культурно-речевая компетенция»?

7. Какие признаки входят в структуру невербального поведения человека?

8. Чем определяется специфика невербальной коммуникации по сравнению с речевой коммуникацией?

9. Какой вклад вносят эмоции в межличностную коммуникацию и невербальное поведение человека?

 

Регламент спич-дискуссии

 

1. Вводные замечания
5 минут

2. Выступления спикеров по каждому вопросу
7 минут на вопрос

3. Общее мнение
5 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу


 

 

Итоговый блок

 

 

 


√! Аттестационный час (тест-самопроверка) 
тайминг 60 минут; ТФ — онлайн-тест — самопроверка
(крайний дедлайн — 14.00 следующего дня)

 

 

 

Про результат взаимодействия «Индивид — Среда»:

… индивидуальные признаки могут рассматриваться
скорее как результат («умножение»), чем как
совокупность («сложение»)  действия факторов
наследственности и окружающей среды … [3]

 

 

 

√! Ultra Pro (рефлексия)

 

Проверьте себя тест «Е»
зачет в формате E-Learning

 

 

Вопросы к зачету («E»)
только для аудиторного зачета в формате face-to-face

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Домашний час (рефлексия содержания)
тайминг 40 минут; ТФ — обсуждение, инструктаж 

 

 

 

Про личность, группу и  индивидуальность:
… каким образом можно объяснить «индивидуальность»
каждой личности с позиций общего опыта? Ключ к этой проблеме
лежит в разнообразии пересекающихся групп, с которыми индивид
идентифицирует себя на поведенческом уровне. Число этих групп
так велико, что для каждого индивида складывается
 своя уникальная комбинация («мозаика») … [3]

 

 

В о п р о с   № 7

Каково «социальное отражение» биологии человека и что
определяет специфику его невербального поведения
и межличностной коммуникации?

 

 

 

√! Project Creation
(общее, рекомендательно)

 

 

 
Тема задания:
«Биологические предпосылки невербального
поведения и межличностной коммуникации»

(продолжение)

 

Проектный продукт:
«Психологический портрет
избранного респондента»

 

 

Опорная презентация, ознакомьтесь

 

Бланк ПРОЕКТИРОВАНИЕ, часть 1
заполняется на печатном бланке

 

Бланк ПРОЕКТИРОВАНИЕ, часть 2
заполняется в электронном виде

 

Материалы для проектирование

 

№ 1. «Психологический портрет личности студента. М.: РАНХиГС, 2016.
№ 2. Фулфер, М. Искусство чтения по лицу. Мн.: «Поппури», 2007.
№ 3. 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (онлайн)
№ 4. Панасюк А.Ю. Современные психотехнологии управления поведением людей.
№ 5. Язык политических телодвижений.
№ 6. Лапутин А., Кашуба В. Кинетика тела человека (статья)
Ссылка на первоисточник информации

 

 

√! Задание Project Creation
(для магистрантов)

 

 

 


Проектное задание № 2 (из 3-х)

В чем проблема и ее актуальность?

 

1. Сформулируйте одну проблему, связанную с изучением индивидуальных различий, на Ваш взгляд, актуальную для современной дифференциальной психологии. Формулировка может состоять не более, чем из 7-11 слов и должна отражать объект (проблемное психологическое явление).

Подсказка:

посмотрите данную схему (для ПУ)

посмотрите данную схему (для КП)

посмотрите данные формулировки

 

2. Продумайте («для себя» и для обсуждения):

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая  составляющая — почему это может быть актуально для психологической практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической психологии следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

 

3. Прокомментируйте (в свободном обсуждении в конце занятия) проблемную «связку»: ««Индивид – личность – индивидуальность»«, или «Почему личность — стержневая категория в психологии … ?»

 

 


1. Как правильно оформить наглядность?

 

Пройдите по этой ссылке в jamboard и создайте свой фрейм
(один слайд),
внесите в него вторую (из трех) формулировок

 

 

2. Как будет проходить отчет?

 

На последнем занятии, регламент

 

Вводные замечания 
5 минут

Просмотр слайдов, спич-дискуссия 
до 140 минут (до 3 минут на каждого) 

Резюме по итогам
5 минут

 

 

3. Как задать вопрос по подготовке отчетного задания?

 

чат через профиль «ВК»
https://vk.com/developmentonline

 

 

 


 

 

Организационный момент,
«исходящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 

 


 

Рекомендуемые источники информации

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к первому разделу

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.