Цифровизация vs Образование
Digital-преподаватель и Digital-обучение,
или «IT vs AI, cмешанное vs гибридное»?
Цель психологии образования
… освещение механизмов формирования его личностного результата … тех эталонов («образов»), которые будут предопределять поведение человека в совершенно различных жизненных ситуациях … [40, с. 7-8]
Организационный момент
тайминг до 10 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
О ресурсах и контактах:
1) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) development-eco.ru
2) СДО и/или общий диск с материалами, по приглашению
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению
О теме и ходе занятия, про аттестацию
О чем и зачем?
Ход занятия
Digital Education — каковы вызовы, актуальные проблемы и возможные пути их решения?
Digital-teacher — каково будущее профессии («умник на сцене», «гид в сторонке», «активный субъект», «онлайн-модератор», «онлайн-фасилитатор» …)??
ДИСКУССИИ / ДИАЛОГИ («ЛЕКЦИИ»)
——
ПРАКТИКИ / ДИАЛОГИ («СЕМИНАРЫ»)
——
Проектирование
(индивидуальное задание)
Про результат образования
«… все высшие достижения располагаются в золотой середине …» … [1]
Интерактив-проблематизация
тайминг до 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Digital Education — главные вызовы,
или «Цифровизация vs or & Образование … ?»
Вы просмотрели вводное видео о невероятных случаях, связанных с искусственным интеллектом. Ознакомьтесь также (опционально) с видео: «Что такое искусственный интеллект (AI) и как его используют сегодня».
Ответьте на вопросы, исходя из той ролевой позиции, которая предлагается ниже:
1. Вы — студент
- как Вы относитесь к идее использования AI в обучении, и в целом к цифровизации образования? Выберите до трех вариантов
2. Вы — преподаватель
- как Вы относитесь к идее использования AI в обучении, и в целом к цифровизации образования? Свободная формулировка
3. Вы — исследователь
(опционально)
- каковы проблемы, актуальные для современной педагогики и психологии образования, если речь идет о внедрении в систему образования искусственного интеллекта? Сформулируйте одну, наиболее значимую, на Ваш взгляд, сегодня (посмотрите примеры ниже, можно ориентироваться на них)
Для внесения Ваших ответов
пройдите по данной ссылке
Рекомендации:
В первом случае дайте свой ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя как на студента»).
Во втором случае дайте свой ответ в формате педагогической рефлексии («взгляд на студента со стороны в роли преподавателя»).
В третьем случае дайте свой ответ в формате сопоставления с возможностью реализации темы в курсовой и/или диссертационной работе («какую тему я хотел-бы взять, если бы мне пришлось выполнять исследование по психологии образования»).
Для обсуждения к п. 3 (подумайте «для себя»):
а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)
Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» Digital Education — главные вызовы, или «Цифровизация vs or & Образование … ?»
БЛИЦ-ОПРОС
Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации, ответьте на три вопроса (для обратной связи используйте группу в ТГ)
1. Какие из рисков цифровизации образования, на Ваш взгляд, наиболее «опасны»?
2. Выберите один из первых трех рисков по рангу и кратко обоснуйте, в чем собственно риск?
3. Но если цифровое образование рассматривать как одну из необходимых инноваций, то в чем его преимущества перед традиционным? Дайте три варианта ответа
Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.
Про классическое и цифровое образование
«… человек отвергает не только то, что ему не
нравится, но и то, что ему недоступно …» [1]
Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)
Вызов первый — для общества — здоровье и благополучие студентов,
преподавателей и сотрудников, vs образованный человек?
Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»
Про классическое и цифровое образование
«… значимо не только то, что я хочу, но не имею,
но и то, что я имею и очень не хочу лишиться …» [1]
Практика-закрепление
тайминг до 30 минут; ТФ — закрепление информации
(общая учебная дискуссия, или кейс, или практическая работа)
Вызов второй — для образования: оперативная коммуникация новых процедур и правил игры; + будущее — цифровое. смешанное или гибридное?
Выполните задание «Закрепление», примите участие в обсуждении и/или отправьте файл на проверку
Про мотивацию достижения в образовании
«… веришь только в то, что помогает, но и помогает только то, во что веришь. Установки сверхвысокой значимости актуализируют то, о чем сам человек и не подозревал. Болезнь близкого человека может атеиста превратить в верующего. Но те же установки могут привести к открытию …» [1]
Онлайн-аналитика
тайминг: индивидуально; ТФ — дистанционно
(поиск и анализ информации в сети)
Вызов третий — для вуза: минимальная инфраструктура для перехода в онлайн; + будущее — Class-teacher, or Digital-teacher, or AI-teacher?
Задания
Подготовьтесь и примите участие в дистанционных учебных дебатах «Цифровизация vs Образование, или сможет ли онлайн-образование заменить традиционное?»
1. Используя рекомендуемый справа материал, свободный веб-серфинг и данные справа отсылки к избранным статьям, подготовьте письменно детализацию по двум тезисам из предложенных тезисов. Обязательное условие: один тезис должен быть из блока «За», второй тезис — из блока «Против». Ниже рекомендуется алгоритм подготовки ответа.
2. Оформите ответ в процессе подготовки в письменном виде в любой удобной для Вас программе и разместите файл с ответом в системе дистанционного образования для дальнейшей взаимной оценки.
3. Прокомментируйте в рамках взаимной оценки ответы других участников курса.
Материалы для подготовки к учебным дебатам
«Цифровизация vs Образование, или сможет ли онлайн-образование заменить традиционное?»
Блок («правительство») № 1: Три тезиса «За»
1) «Смешанное обучение — инновация XXI века» (тезис 1)
2) «Может ли онлайн-образование заменить традиционное?» (тезис 2)
3) «Цифровая дидактика“ запускает вузы в совершенно новое пространство деятельности» (тезис 3)
Блок («оппозиция») № 2: Три тезиса «Против»
4) «E-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна» (тезис 4)
5) «Современная дидактика массового электронного образования» (тезис 5)
6) «Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение» (тезис 6)
Блок («правительство») № 3: Три тезиса «За»
7) «Адаптация студентов к обучению в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза» (тезис 7)
8) «Адаптивное обучение с использование ресурсов информационно-образовательной среды» (тезис 8)
9) «Применение искусственного интеллекта в высшем образовании: большие перспективы и неоднозначные последствия» (тезис 9)
Блок («оппозиция») № 4: Три тезиса «Против»
10) «Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм» (тезис 10)
11) «Технологии в образовании: как искусственный интеллект помогает развивать человеческий» (тезис 11)
12) «Искусственный интеллект в образовании: примеряем на Россию» (тезис 12)
Дополнительно
13) «Электронный учитель: как школы могут применять искусственный интеллект»
Алгоритм подготовки развернутого комментария:
1) общая информация по заданному вопросу («Какая актуальная проблема поднимается в статье / одна из актуальных проблем образования?»);
2) психологическая составляющая проблемы («Каковы плюсы — «За» — или каковы минусы «Против» — цифровизации образования, каковы перспективы — «За» — или каковы риски — «Против», в чем однозначность/ неоднозначность последствий?»);
3) практическая составляющая проблемы («Какие полезные техники можно и нужно использовать в обучении/образовании, в чем их преимущества перед традиционными — «За», и в чем их «слабина» — «Против»?»).
Про неоднозначность цифровизации образования
«… все ошибки сводятся к тому, что мы поддаемся тем соблазнам, которым надо противостоять, и противостоим тем, которым надо поддаваться …» [1]
Спич-дискуссия
тайминг до 40 минут; ТФ — «Speech-Discussion» в форме учебных дебатов
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)
Вызов четвертый — для студента: доступ к интернету и месту для занятий, стресс от обучения в новом формате, чувство одиночества из-за внезапной социальной изоляции; + будущее — каков»эталон» («образ»») — личности, специалиста, человека?
3-5 мин. от каждого спикера
Регламент спич-дискуссии
1. Актуализация (введение), общий инструктаж, распределение по залам (10 минут)
2. Дебаты «За» и «Против» (основная часть), открытие дебатов, выступления каждого из трех спикеров от каждого «Правительства» и каждой «Оппозиции» (5-7 минут на спикера)
3. Рефлексия (подведение итогов), общее голосование «За» и/или «Против», закрытие дебатов (10 минут)
Про неоднозначность цифровизации образования
«… есть три вида значимых событий: то, что и желательно, и необходимо; то, что желательно, но не необходимо; то, что необходимо, хотя и нежелательно. То, что и нежелательно, и не необходимо, – безразлично для человека …» [1]
Интерактив-обобщение
тайминг до 80 минут; ТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)
Вызов пятый — для преподавателя: технические вопросы Teams (+ альтернативных платформ); + как изменить систему оценивания, как бороться со списыванием; + будущее — каков «эталон» («образ») …?
Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ
«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций
Диалог № 3: об основных технологических формах организации занятий в высшей школе (см. «Основной — ОТ в ВМШС». С. 14-16, С. 73-79)
Альтернативный вариант
(анализ рекомендуемой информации в сессионных залах)
Работа в сессионных залах
1. Используя свободный веб-серфинг и рекомендуемый справа дискуссионный тезис, подготовьте в каждом из сессионных залов спикера, который развернет его в кратком выступлении (5-7 минут).
2. При подготовке ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос «Что делать?» в условиях:
— формирования нового типа социокультурного наследования,
— принципиально новой ситуации в образовании,
— «появления» когорты студентов, которых можно отнести к «цифровому поколения».
3. Сделайте соответствующие комментарии в выступлении.
Тезис 1: «Актуальное поколение студентов чуть ли не с момента рождения общается с внешним миром преимущественно через экраны мобильных телефонов и дисплеи компьютеров».
Тезис 2: «Современным студентам трудно заводить друзей в реальном мире; виртуальное общение преобладает над личным; они быстро вступают в онлайновый контакт, однако реальные социальные связи для них затруднены.
Тезис 3: «При виртуальном общении визуальный язык заменяет современным студентам привычный для предыдущего поколения обычный текст».
Тезис 4: «Каждый день современные студенты успевает просмотреть множество экранов, поэтому у них растёт скорость восприятия информации, однако они с трудом удерживают внимание на одном предмете».
Тезис 5: «Для современных студентов гораздо привычнее читать короткие новости, чем какую-нибудь статью; образ их мыслей отличается фрагментарностью, а суждения – поверхностностью»
Тезис 6: «Авторитет преподавателя уменьшается в пользу «всезнающего» Интернета, увеличивается психологическая дистанция между молодежью и старшим поколением, а вместе с этим страдает процесс передачи опыта преподавателем студенту».
Тезис 7: «Недостаток позитивных эмоциональных контактов в семье и избыток информации приводят к нарушениям развития нервной системы: молодые современные студенты возбудимы, впечатлительны, менее ответственны и дисциплинированы».
Тезис 8. «Многие молодые люди сегодня зачастую плохо ориентируются даже в собственном городе, хотя быстро найдут нужное место на своем мобильнике».
Тезис 9: «Растет число молодых людей поколения Z, у которых размыты социальные и гендерные ориентации, возникают проблемы самоидентификации; зыбкими становятся понятия брака и семьи».
Тезис 10: «У современных студентов отсутствует реальный жизненный опыт, они не могут решат некоторые небольшие проблемы, для них характерна чувствительность и пессимистичность, немногие могут добиваться независимости собственными усилиями».
Тезис 11: «Студентам Z-поколения присуще «витание в фантазиях», им с трудом удаётся отделить черты виртуальных героев от реальных; основная причина оторванности от реальности – навязчивая массовая культура».
Тезис 12: «Современные студенты максимум информации получает из Сети, что придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны».
Тезис 13: «Студенты этого поколения ориентированы на потребление и более индивидуалистичны, чем предыдущего поколения; они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом менее амбициозны».
Про ожидания от результатов образования
«… если объективно важная потребность гарантирована в успешном удовлетворении, она не становится субъективно значимой или перестает быть таковой …» [1]
Проектирование (домашнее задание)
тайминг самостоятельно; ТФ — инструктаж, самостоятельная работа
Digital-teacher — каково будущее профессии («умник на сцене», «гид в сторонке»,
«активный субъект», «онлайн-модератор», «онлайн-фасилитатор» …)?
Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции
Организационный момент
тайминг 5 минут