Psy-Edu-Digitalization

Цифровизация vs Образование

Digital-преподаватель и Digital-обучение,
или «IT vs AI, cмешанное vs гибридное»?

Цель психологии образования
 … 
освещение механизмов формирования его личностного результата … тех эталонов («образов»), которые будут предопределять поведение человека в совершенно различных жизненных ситуациях … [40, с. 7-8]

Организационный момент
тайминг до 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы 

О ресурсах и контактах:
1) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) development-eco.ru
2) СДО и/или общий диск с материалами, по приглашению
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению

О теме и ходе занятия, про аттестацию

О чем и зачем?

Ход занятия 

Digital Education — каковы вызовы, актуальные проблемы и возможные пути их решения?

Вызов первый — для общества — здоровье и благополучие студентов, преподавателей и сотрудников, vs образованный человек?

Вызов второй — для образования: оперативная коммуникация новых процедур и правил игры; + будущее — цифровое. смешанное или гибридное?

Вызов третий — для вуза: минимальная инфраструктура для перехода в онлайн; + будущее — Class-teacher, or Digital-teacher, or AI-teacher?

Вызов четвертый — для студента: доступ к интернету и месту для занятий, стресс от обучения в новом формате, чувство одиночества из-за внезапной социальной изоляции; + будущее — каков «эталон» («образ»») — личности, специалиста, человека?

Вызов пятый — для преподавателя: технические вопросы Teams (+ альтернативных платформ); + как изменить систему оценивания, как бороться со списыванием; + будущее — каков «эталон» («образ») … ?

Digital-teacher — каково будущее профессии («умник на сцене», «гид в сторонке», «активный субъект», «онлайн-модератор», «онлайн-фасилитатор» …)??

Про результат образования
«… все высшие достижения располагаются в золотой середине …» … [1]

Интерактив-проблематизация
тайминг до 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Digital Education — главные вызовы,
или 
«Цифровизация vs or & Образование … ?»

БЛИЦ-ОПРОС

Уважаемые коллеги, перед началом занятия ответьте на три вопроса 
(для обратной связи пройдите по данной ссылке в форму обратной связи)

1. Какие из рисков цифровизации образования, на Ваш взгляд, наиболее «опасны»?
(проранажируйте предлагаемые варианты)

2. Выберите один из первых трех рисков по рангу и кратко обоснуйте, в чем собственно риск?

3. Если цифровое образование рассматривать как одну из инноваций в образовании, то в чем его преимущества перед традиционным?
Предложите один вариант ответа.

Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.



 Вы просмотрели вводное видео о невероятных случаях, связанных с искусственным интеллектом. Ознакомьтесь также (опционально) с видео: «Что такое искусственный интеллект (AI) и как его используют сегодня» (Rutube).

Ответьте на вопросы, исходя из той ролевой позиции, которая предлагается ниже: 

1. Вы — студент

  • как Вы относитесь к идее использования AI в обучении, и в целом к цифровизации образования? Выберите до трех вариантов

2. Вы — преподаватель

  • как Вы относитесь к идее использования AI в обучении, и в целом к цифровизации образования? Свободная формулировка

3.  Вы — исследователь
(опционально)

  • каковы проблемы, актуальные для современной педагогики и психологии образования, если речь идет о внедрении в систему образования искусственного интеллекта? Сформулируйте одну, наиболее значимую, на Ваш взгляд, сегодня (посмотрите примеры ниже, можно ориентироваться на них)


 
Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» Digital Education — главные вызовы, или «Цифровизация vs or & Образование … ?»

Для внесения Ваших ответов и комментариев
пройдите в форму обратной связи по данной ссылке

Рекомендации:

В первом случае дайте свой ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя как на студента»)
Во втором случае дайте свой ответ в формате педагогической рефлексии («взгляд на студента со стороны в роли преподавателя»).
В третьем случае дайте свой ответ в формате сопоставления с возможностью реализации темы в курсовой и/или диссертационной работе («какую тему я хотел-бы взять, если бы мне пришлось выполнять исследование по психологии образования»). 

 Для обсуждения к п. 3 (подумайте «для себя»): 

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

 

Про классическое и цифровое образование 
«… человек отвергает не только то, что ему не
нравится, но и то, что ему недоступно …» [1]

Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Вызов первый — для общества — здоровье и благополучие студентов,
преподавателей и сотрудников, vs образованный человек?

Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»

Про классическое и цифровое образование
«… значимо не только то, что я хочу, но не имею,
но и то, что я имею и очень не хочу лишиться …» [1]

Практика-закрепление
тайминг до 40 минут (инструктаж, подготовка, обсуждение) + индивидуально (самостоятельная работа)
  
ТФ — закрепление информации (лекционно-практическая работа), конструирование, описание и решение педагогических кейсов на основе одной рекомендованной ситуации

Вызов второй — для образования: оперативная коммуникация новых процедур и правил игры; + будущее — цифровое. смешанное или гибридное?

Задания

Вместе. Выполите задание № 1 из опорной схемы  «Закрепление» (см. ниже): используя заданную педагогическую ситуацию, сконструируйте педагогический кейс на основе Вашего опыта обучения в вузе,  предложите возможное его решение. Примите участие в групповом обсуждении выполненного задания. 

Индивидуально: выполните остальные задания из опорной схемы «Закрепление» самостоятельно. В оставшееся время выполните самопроверку по теме (красная кнопка ниже).

Важно: внесите Ваши ответы в соответствующий раздел темы в СДО РАНХиГС или в  рекомендуемую ниже форму (без СДО) для учета в рейтинге не позднее начала следующего занятия.  

Про мотивацию достижения в образовании
«… веришь только в то, что помогает, но и помогает только то, во что веришь. Установки сверхвысокой значимости актуализируют то, о чем сам человек и не подозревал. Болезнь близкого человека может атеиста превратить в верующего. Но те же установки могут привести к открытию …»  [1]

Онлайн-аналитика
тайминг до 40 минутТФ — работа индивидуальная или в малых группах,
самостоятельный и/или совместный поиск и анализ учебной информации, 
подготовка кратких аналитических комментариев по избранному вопросу

Вызов третий — для вуза: минимальная инфраструктура для перехода в онлайн; + будущее — Class-teacher, or Digital-teacher, or AI-teacher?

Учебные дебаты, вариация 1, «индивидуальная»

 

ЗАДАНИЕ

Подготовьтесь и в дистанционном режиме примите участие в учебных дебатах «Цифровизация vs Образование: адаптация и/или интеграция традиций и инноваций, или способно ли онлайн-образование заменить традиционное?»

 

1. Что сделать?

Индивидуально: используя свободный веб-серфинг и возможности нейросети, например, на базе Яндекс (при возможности и желании), а также уже заданные отсылки к избранным статья к каждому тезису в колонке справа (рекомендуется), интерпретируйте два тезиса из предложенных. 

! Обязательное условие: один тезис должен быть из блока «За», второй тезис — из блока «Против». Ниже рекомендуется алгоритм подготовки ответа.

2. Какие ориентиры? 

При подготовке интерпретации тезиса также ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос  «Что делать?» в условиях:

 формирования  альтернативного  типа социокультурного наследования все более активного обращения к прошлому опыту на фоне  стремительного и неоднозначного развития мирового социума;

— развития адаптивной системы образования в российской высшей школе и  в целом на фоне  все более активной манифестации идей интеграции отечественных традиций и инновационных подходов;

— цифровизации всех сфер жизни на всех уровнях, включая образование, где современный педагог работает с особенной когортой студентов («цифровое поколение, родившиеся с кнопкой на пальце») на фоне быстро  устаревающих в этой связи многих   традиционных технологий, включая и формы, и методы, и средств обучения.

3.  Что из IT использовать?

Как свободный веб-серфинг, так и доступные gpt чаты, но при условии обязательной собственной интерпретацией полученных от нейросети данных.

Параметры:

1) Текст — интерпретации дву тезисов (один — «За», второй — «Против») — до 100 слов в каждом, до 200  слов всего (в любом удобном редакторе текстов).

2) Презентация — один слайд с кратким вариантом  интерпретации каждого из двух тезисов (слайд готовится в любой доступной программе).

3) Структура информации в тексте и на слайде (см. ниже рекомендации «Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде?»).

4) Интерактив — включите на слайд элементы медиа и т.п.

Итог: 

— сделайте два письменных комментария (один «За», второй «Против»), при необходимости предложите альтернативные варианты интерпретации.

! Отчетность: 

 — подгрузите текст интерпретации Ваших тезисов (каждый участник) в предлагаемую ниже отчетную форму.

 

МАТЕРИАЛЫ

 

Блок («правительство») № 1Три тезиса «За» 

1) «Смешанное обучение  — инновация XXI века» (тезис 1)

2) «Может ли онлайн-образование заменить традиционное?»   (тезис 2)

3) «Цифровая дидактика“ запускает вузы в совершенно новое пространство деятельности»  (тезис 3)

Блок («оппозиция») № 2Три тезиса «Против» 

4) «E-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна» (тезис 4)

5) «Современная дидактика массового электронного образования»  (тезис 5)

6) «Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение» (тезис 6) 

Блок («правительство») № 3Три тезиса «За» 

7) «Адаптация студентов к обучению в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза»  (тезис 7)

8) «Адаптивное обучение с использование ресурсов информационно-образовательной среды» (тезис 8)

9) «Применение искусственного интеллекта в высшем образовании: большие перспективы и неоднозначные последствия» (тезис 9)

Блок («оппозиция») № 4: Три тезиса «Против» 

10) «Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм» (тезис 10)

11) «Технологии в образовании: как искусственный интеллект помогает развивать человеческий» (тезис 11)

12) «Искусственный интеллект в образовании: примеряем на Россию»   (тезис 12)

  Дополнительно

13) «Электронный учитель: как школы могут применять искусственный интеллект» 

14) «100 профессий будущего (с 74 по 80-ю — «Образование»)

Учебные дебаты, вариация 2, «командная»

 

ЗАДАНИЕ

Подготовьтесь и примите участие в дистанционных учебных дебатах «Цифровизация vs Образование: адаптация и/или интеграция традиций и инноваций, или способно ли онлайн-образование заменить традиционное?»

Разделение на четыре сессионных комнаты: 
— комнаты №№ 1 и 3 — «За» и комнаты №№ 2 м 4 — «Против» 

1. Что сделать?

В каждой комнате: используя свободный веб-серфинг и возможности нейросети, например, на базе Яндекс (при возможности и желании), а также уже заданные отсылки к избранным статья к каждому тезису в колонке справа (рекомендуется), интерпретируйте три тезиса «За» или три тезиса «Против» из предложенных справа в соответствии с номером Вашей комнаты. 

2. Какие ориентиры? 

При подготовке интерпретации тезиса также ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос  «Что делать?» в условиях:

 формирования  альтернативного  типа социокультурного наследования все более активного обращения к прошлому опыту на фоне  стремительного и неоднозначного развития мирового социума;

— развития адаптивной системы образования в российской высшей школе и  в целом на фоне  все более активной манифестации идей интеграции отечественных традиций и инновационных подходов;

— цифровизации всех сфер жизни на всех уровнях, включая образование, где современный педагог работает с особенной когортой студентов («цифровое поколение, родившиеся с кнопкой на пальце») на фоне быстро  устаревающих в этой связи многих   традиционных технологий, включая и формы, и методы, и средств обучения.

3.  Что из IT использовать?

Как свободный веб-серфинг, так и доступные gpt чаты, но при условии обязательной собственной интерпретацией полученных от нейросети данных.

Параметры:

1) Текст — интерпретации каждого из трех тезисов «За» или трех тезисов «Против» — до 70-ти слов в каждом, до 210-ти  слов всего (в любом удобном редакторе текстов).

2) Презентация — один слайд с кратким вариантом  интерпретации каждого из трех тезисов (слайд готовится в любой доступной программе).

3) Структура информации в тексте и на слайде (см. ниже рекомендации «Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде?»).

4) Интерактив — включите на слайд элементы медиа и т.п.

Итог: 

— сделайте устный комментарий от каждой комнаты по каждому из трех тезисов «За» или трех тезисов «Против» (до 5-7 минут на каждый тезис) в рамках спич-дискуссии. Ответьте на вопросы, если они будут. При необходимости предложите альтернативные варианты интерпретации.

! Отчетность: 

 — подгрузите текст интерпретации Ваших тезисов (каждый участник из каждой) в предлагаемую ниже отчетную форму.

 

МАТЕРИАЛЫ

 

Блок («правительство») № 1Три тезиса «За» 

1) «Смешанное обучение  — инновация XXI века» (тезис 1)

2) «Может ли онлайн-образование заменить традиционное?»   (тезис 2)

3) «Цифровая дидактика“ запускает вузы в совершенно новое пространство деятельности»  (тезис 3)

Блок («оппозиция») № 2Три тезиса «Против» 

4) «E-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна» (тезис 4)

5) «Современная дидактика массового электронного образования»  (тезис 5)

6) «Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение» (тезис 6) 

Блок («правительство») № 3Три тезиса «За» 

7) «Адаптация студентов к обучению в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза»  (тезис 7)

8) «Адаптивное обучение с использование ресурсов информационно-образовательной среды» (тезис 8)

9) «Применение искусственного интеллекта в высшем образовании: большие перспективы и неоднозначные последствия» (тезис 9)

Блок («оппозиция») № 4: Три тезиса «Против» 

10) «Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм» (тезис 10)

11) «Технологии в образовании: как искусственный интеллект помогает развивать человеческий» (тезис 11)

12) «Искусственный интеллект в образовании: примеряем на Россию»   (тезис 12)

  Дополнительно

13) «Электронный учитель: как школы могут применять искусственный интеллект» 

14) «100 профессий будущего (с 74 по 80-ю — «Образование»)

Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде? (рекомендации)

1)  общая информация по заданному вопросу («Какая актуальная проблема поднимается в статье / одна из актуальных проблем образования?»);

2) основная составляющая («Каковы плюсы — «За» — или каковы минусы «Против» — цифровизации образования, каковы перспективы — «За» — или каковы  риски — «Против», в чем однозначность/ неоднозначность последствий?»);

3) практическая составляющая («Какие полезные техники можно и нужно использовать в обучении/образовании, в чем их преимущества перед традиционными — «За», и в чем их «слабина» — «Против»).

Про неоднозначность цифровизации образования
«… все ошибки сводятся к тому, что мы поддаемся тем соблазнам, которым надо противостоять, и противостоим тем, которым надо поддаваться …» [1]

Спич-дискуссия
тайминг до 40 минутТФ — «Speech-Discussion» (экспресс-обсуждение подготовленных ответов на заданные вопросы или взаимное оценивание нескольких работ участников семинара в ДО)

Вызов четвертый — для студента: доступ к интернету и месту для занятий, стресс от обучения в новом формате, чувство одиночества из-за внезапной социальной изоляции; + будущее — каков»эталон» («образ»») — личности, специалиста, человека?

Регламент выступления:

5-7 мин. от каждого из трех спикеров от каждого «Правительства» и каждой «Оппозиции»

Регламент спич-дискуссии

1. Актуализация (введение), общий инструктаж, распределение по залам (10 минут)

2. Дебаты «За» и «Против» (основная часть), открытие дебатов, выступления каждого из трех спикеров от каждого «Правительства» и каждой «Оппозиции» (5-7 минут на спикера)

3. Рефлексия (подведение итогов), общее голосование «За» и/или «Против», закрытие дебатов (10 минут)

Альтернативный вариант
(анализ рекомендуемой информации в сессионных залах)

Работа в сессионных залах

1. Используя свободный веб-серфинг и рекомендуемый справа дискуссионный тезис, подготовьте в каждом из сессионных залов спикера, который развернет его в кратком выступлении (5-7 минут).

2. При подготовке ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос  «Что делать?» в условиях:

—  формирования  нового типа социокультурного наследования, 

— принципиально новой ситуации в образовании,

— «появления» когорты студентов, которых можно отнести к «цифровому поколения». 

3. Сделайте соответствующие  комментарии в выступлении. 

Тезис 1: «Актуальное поколение студентов чуть ли не с момента рождения общается с внешним миром преимущественно через экраны мобильных телефонов и дисплеи компьютеров».


Тезис 2:
«Современным студентам трудно заводить друзей в реальном
мире; виртуальное общение преобладает над личным; они быстро вступают в онлайновый контакт, однако реальные социальные связи для них затруднены.


Тезис 3:
«При виртуальном общении визуальный язык заменяет современным студентам привычный для предыдущего поколения обычный текст».


Тезис 4:
«Каждый день современные студенты успевает просмотреть множество экранов, поэтому у них растёт скорость восприятия информации, однако они с трудом удерживают внимание на одном предмете».


Тезис 5:
«Для современных студентов гораздо привычнее читать короткие новости, чем какую-нибудь статью; образ их мыслей отличается фрагментарностью, а суждения – поверхностностью»


Тезис 6:
 «Авторитет преподавателя уменьшается в пользу «всезнающего» Интернета, увеличивается психологическая дистанция между молодежью и старшим поколением, а вместе с этим страдает процесс передачи опыта преподавателем студенту».


Тезис 7:
«Недостаток позитивных эмоциональных контактов в семье и избыток информации приводят к нарушениям развития нервной системы: молодые современные студенты возбудимы, впечатлительны, менее ответственны и дисциплинированы».


Тезис 8.
«Многие молодые люди сегодня зачастую плохо ориентируются даже в собственном городе, хотя быстро 
найдут нужное место на своем мобильнике».


Тезис 9:
«Растет число молодых людей поколения Z, у которых
 размыты социальные и гендерные ориентации, возникают проблемы самоидентификации; зыбкими становятся понятия брака и семьи».


Тезис 10:
«У современных студентов отсутствует реальный жизненный опыт, они не могут решат некоторые небольшие проблемы, для них характерна чувствительность и пессимистичность, немногие могут добиваться независимости собственными усилиями».


Тезис 11:
«Студентам Z-поколения присуще «витание в фантазиях», им с трудом удаётся отделить черты виртуальных героев от реальных; основная причина оторванности от реальности – навязчивая массовая культура».


Тезис 12:
«Современные студенты максимум информации получает из Сети, что придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны».


Тезис 13:
«Студенты этого поколения ориентированы на потребление и более
индивидуалистичны, чем предыдущего поколения; они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом менее амбициозны».

Идея: [см. 44]

Про неоднозначность цифровизации образования
«… есть три вида значимых событий: то, что и желательно, и необходимо; то, что желательно, но не необходимо; то, что необходимо, хотя и нежелательно. То, что и нежелательно, и не необходимо, – безразлично для человека …» [1]

Интерактив-обобщение
тайминг до 80 минут
ТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)

Вызов пятый — для преподавателя: технические вопросы Teams (+ альтернативных платформ); + как изменить систему оценивания, как бороться со списыванием; + будущее — каков «эталон» («образ») …?

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ

«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций

Диалог № 3: об основных  технологических формах организации занятий в высшей школе

Задание № 1: прочитайте рекомендованную на занятии информацию,
дайте обратную связи в виде одной из форм рефлексивного анализа данного занятия
(выделено темно-розовым цветом, см. ниже) 

Задание № 2: Выполните «Самопроверку», используя презентацию «Актуализация»

Про ожидания от результатов образования
«… если объективно важная потребность гарантирована в успешном удовлетворении, она не становится субъективно значимой или перестает быть таковой …» [1]

Проектирование (индивидуальное задание)
тайминг до 30 минут на занятии; или индивидуально после занятияТФ — самостоятельная работа

Дедлайн (промежуточное обсуждение): к началу следующей темы текущего модуля

Digital-teacher — каково будущее профессии («умник на сцене», «гид в сторонке»,
«активный субъект», «онлайн-модератор», «онлайн-фасилитатор» …)?

 
Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.