Education & Development
Развитие — Обучение — Обучаемость, или
онтогенетические предпосылки обучения
К постановке проблемы:
… развитие является центральной и основной для всех областей
действительности и для всех областей научного знания … (Л.С. Выготский)
Каково же соотношение развития и обучения и что есть обучаемость?
Организационный момент
тайминг до 10 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
О ресурсах и контактах:
1) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) development-eco.ru
2) общий диск One Drive с материалами, по приглашению
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению
О теме и ходе занятия, про аттестацию
О чем и зачем?
Ход занятия
Тактически мать ругает ребенка, потому что стратегически его любит.
Нет ничего страшнее безразличия. … [1]
Интерактив-проблематизация
тайминг до 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Почему развитие человека в системе сложных средовых взаимодействий и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики, в том числе образования?
2. БЛИЦ-ОПРОС
Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации ответьте на три вопроса
(для внесения Ваших ответов пройдите по данной ссылке в форму обратной связи):
1. Какие из перечисленных качеств способствуют наиболее успешной практике помогающего специалиста (психолога, педагога, врача, психотерапевта, коуча, социального работника)? (выберите пять приоритетных, на Ваш взгляд, в зависимости от степени важности)
2. Какие биологические, социальные, психологические предпосылки развития человека Вы могли бы назвать? Дайте три варианта ответа.
3. Выберите один из трех вариантов ответа на вопрос 2 и кратко раскройте, почему это может влиять на успешность обучения?
Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.2
Задание
Вы просмотрели вводное видео о преодолении нарушений обучаемости в школе.
Ознакомьтесь также (опционально) с видео «Возрастные кризисы. Большой скачок».
Ответьте на вопросы, исходя из той ролевой позиции, которая предлагается ниже:
1. Вы — студент
Какие Ваши личностные черты/свойства/способности помогают Вам обучаться более успешно сегодня? Назовите одну-две-три. Изменились ли они в сравнении с Вашим обучением на первом курсе вуза?
2. «Вы — преподаватель»
Как на данный момент Вы понимаете взаимосвязь обучения и развития человека на разных возрастных этапах? Кратко сформулируйте свой вариант.
3. «Вы — исследователь»
Каковы, на Ваш взгляд, наиболее актуальные для современной педагогической психологии и педагогики проблемы, которые связаны с возрастными особенностями обучения?
Для внесения Ваших ответов и комментариев
пройдите в форму обратной связи по данной ссылке
Рекомендации:
В первом случае дайте свой ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя как на студента»)
Во втором случае дайте свой ответ в формате педагогической рефлексии («взгляд на студента со стороны в роли преподавателя»).
В третьем случае дайте свой ответ в формате сопоставления с возможностью реализации темы в курсовой и/или диссертационной работе («какую тему я хотел-бы взять, если бы мне пришлось выполнять исследование по психологии образования»).
Для обсуждения к п. 3 (подумайте «для себя»):
а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)
«Умный глаз наблюдателя важнее
глупого эксперимента» (Д.Б. Эльконин)
Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)
В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития, возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики?
Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»
Нравственное уродство и преступность являются
результатом недостатка воспитания и испорченности,
идущей с раннего возраста (В.М. Бехтерев)
Практика-закрепление
тайминг до 40 минут (инструктаж, подготовка, обсуждение) + индивидуально (самостоятельная работа)
ТФ — закрепление информации (лекционно-практическая работа), конструирование, описание и решение педагогических кейсов на основе одной рекомендованной ситуации
В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития и образования?
Задания
Вместе. Выполите задание № 1 из опорной схемы «Закрепление» (см. ниже): используя заданную педагогическую ситуацию, сконструируйте педагогический кейс на основе Вашего опыта обучения в вузе, предложите возможное его решение. Примите участие в групповом обсуждении выполненного задания.
Индивидуально: выполните остальные задания из опорной схемы «Закрепление» самостоятельно. В оставшееся время выполните самопроверку по теме (красная кнопка ниже).
! Важно: внесите Ваши ответы в соответствующий раздел темы в СДО РАНХиГС или в рекомендуемую ниже форму (без СДО) для учета в рейтинге не позднее начала следующего занятия.
Непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые преломляют
и интегрируют все объективные воздействия. … [1]
Онлайн-аналитика
тайминг до 40 минут (если аудитория или онлайн); индивидуально (если дома); ТФ — работа индивидуальная и/или в подгруппах (поиск и анализ информации в онлайн)
Периодизации онтогенетического развития человека:гипотезы, теории, практики — как они используются или могут быть использованы в работе с обучающимися?
Задание
1. Что сделать?
Используя свободный веб-серфинг и возможности нейросети, например, на базе Яндекс (при возможности и желании), а также уже заданные источники к вариациям в колонке справа (рекомендуется) интерпретируйте один вопрос (по Вашему выбору) из предлагаемых справа в формате трех развернутых тезисов. Обратите внимание при подготовке интерпретации каждого тезиса на данные ниже рекомендации «Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде?».
2. Какие ориентиры?
При подготовке интерпретации тезиса также ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос «Что делать?» в условиях:
— формирования альтернативного типа социокультурного наследования все более активного обращения к прошлому опыту на фоне стремительного и неоднозначного развития мирового социума;
— развития адаптивной системы образования в российской высшей школе и в целом на фоне все более активной манифестации идей интеграции отечественных традиций и инновационных подходов;
— цифровизации всех сфер жизни на всех уровнях, включая образование, где современный педагог работает с особенной когортой студентов («цифровое поколение, родившиеся с кнопкой на пальце») на фоне быстро устаревающих в этой связи многих традиционных технологий, включая и формы, и методы, и средств обучения.
3. Что из IT использовать?
Как свободный веб-серфинг, так и доступные gpt чаты, но при условии обязательной собственной интерпретацией полученных от нейросети данных.
Параметры:
1) Текст — интерпретации трех тезисов — до 70-ти слов в каждом, до 210-ти слов всего (в любом удобном редакторе текстов).
2) Презентация — один слайд с кратким вариантом интерпретации каждого из трех тезисов (слайд готовится в любой доступной программе).
3) Структура информации в тексте и на слайде (см. ниже рекомендации «Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде?»).
4) Интерактив — включите на слайд элементы медиа и т.п.
Итог:
— сделайте устный комментарий от комнаты (до 5-ти минут) к подготовленному материалу в рамках спич-дискуссии. Ответьте на вопросы, если они будут. При необходимости предложите альтернативные варианты интерпретации.
! Отчетность:
— подгрузите текст интерпретации Ваших тезисов (каждый участник из комнаты) в предлагаемую ниже отчетную форму.«Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде?»
ВАРИАЦИЯ № 1, «индивидуальная»:
«О проблеме соотношения обучения и развития»
Для данной вариации рекомендуется первоисточник:
Педагогическая психология / Айсмонтас Б.Б., 2022(см. общий диск)
1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии (спикер 1)
2. Основные ориентации человекознания (проблема генотипической и средовой обусловленности развития) (спикер 2)
3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь (спикер 3)
4. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: обучение и развитие — тождественные процессы (спикер 4)
5. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием существует тесная связь (спикер 5)
6. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: основные направления разработки (спикер 6)
7. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): понятие о зоне ближайшего развития (спикер 7)
8. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): обученность, воспитанность, развитость (спикер 8)
9. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): обучаемость, развиваемость, воспитуемость (спикер 9)
10. Обучаемость как способность к обучению: понятие обучаемости (спикер 10)
11. Обучаемость как способность к обучению: показатели обучаемости (спикер 11)
12. Учебная деятельность: понятие и сущность (спикер 12)
13. Учебная деятельность: особенности и диагностика (спикер 13)
ВАРИАЦИЯ № 2, «командная»:
«О психологической периодизации развития человека»
Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде? (рекомендации)
1) общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);
2) сущность и содержание проблемы («Каковы возможности педагогической психологии и педагогики в ее решении?»);
3) практические методы психологии (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя).
При подготовке п. 3 (практика и диагностика)
для подбора методов используйте данный ресурс:
«Каталог психологических тестов«
Субъективное удовольствие, не совпадающее
с объективной пользой, потенциально опасно … [1]
Спич-дискуссия
тайминг до 60 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)
В чем сущность «межстадиального» и «внутристадиального» подходов к проблеме онтогенетического развития и как они воплощаются в сфере педагогической психологии и педагогики?
Регламент выступления:
до 5-ти мин. от каждого спикера или от каждой сессионной комнаты
Общий регламент спич-дискуссии
1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5-ти минут).
2. Выступления каждого спикера/комнаты, ответ на вопрос «из аудитории» (всего до 50-ти минут).
3. Общее мнение, вопросы (до 5-ти минут).
_____
Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания … [1]
Интерактив-обобщение
тайминг до 80 минут; ТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)
Каковы психологические факторы и особенности развития человека на разных возрастных этапах и возможности их диагностики в контексте обучения?
Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ
«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций
Диалог № 5: о кейсах как интерактивной форме обучения в высшей школе (см. «Основной — ОТ в ВМШС». С. 14-16, С. 73-79)
Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания … [1]
Индивидуальный проект
тайминг самостоятельно; ТФ — инструктаж, самостоятельная работа
Каковы предмет, виды и особенности практики
психолога в образовании в контексте развития обучающихся
Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции
Организационный момент
тайминг 5 минут