Psy-Edu-Individual-Devo

Education & Development

Развитие —  Обучение — Обучаемость, или 
онтогенетические предпосылки обучения

К постановке проблемы:
… развитие является центральной и основной для всех областей
действительности и для всех областей научного знания … (Л.С. Выготский)
К
аково же соотношение развития и обучения и что есть обучаемость?

Организационный момент
тайминг до 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы 

О ресурсах и контактах:
1) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) development-eco.ru
2) общий диск One Drive с материалами, по приглашению
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению

О теме и ходе занятия, про аттестацию

О чем и зачем?

Ход занятия 

Почему развитие человека в системе сложных средовых взаимодействий и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики, в том числе образования?

В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития,  возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики?

В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития и образования?

Каковы теории, концепции, типологии (периодизации) онтогенетического развития человека?

В чем сущность «межстадиального» и «внутристадиального» подходов к проблеме онтогенетического развития и как они воплощаются в сфере педагогической психологии и педагогики?

Каковы психологические факторы и особенности развития человека на разных возрастных этапах и возможности их диагностики в контексте обучения?

Каковы предмет, виды и особенности практики 
психолога в образовании в контексте развития обучающихся?

Тактически мать ругает ребенка, потому что стратегически его любит.
Нет ничего страшнее безразличия. …
[1]

Интерактив-проблематизация
тайминг 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Почему развитие человека в системе сложных средовых взаимодействий и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики, в том числе образования?

Задание



1. ОБСУЖДЕНИЕ В ЧАТЕ СОБРАНИЯ 

Вы просмотрели вводное видео «Преодоление нарушений обучаемости в школе»

Если Вас заинтересовала данная проблематика, ознакомьтесь также с дополнительным материалом (см. справа).

Ответьте кратко на вопрос:

какие Ваши личностные черты/свойства/способности помогают Вам обучаться сегодня, после окончания высшего учебного заведения? Назовите одну-две-три. Изменились ли они в сравнении с 1-м курсом высшей школы?

Свободная обратная связь — в чате текущего собрания

 

Дополнительный материал для размышления и дискуссии  

Видео «Возрастные кризисы. Большой скачок»

Кейс-статья «Что такое обучаемость и как ее повысить?»

2. БЛИЦ-ОПРОС

Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации ответьте на три вопроса
(для внесения Ваших ответов пройдите по данной ссылке в форму обратной связи):

 

1. Какие из перечисленных качеств способствуют наиболее успешной практике помогающего специалиста (психолога, педагога, врача, психотерапевта, коуча, социального работника)? (выберите пять приоритетных, на Ваш взгляд, в зависимости от степени важности)

2. Какие биологические, социальные, психологические предпосылки развития человека Вы могли бы назвать? Дайте три варианта ответа.

3. Выберите один из трех вариантов ответа на вопрос 2 и кратко раскройте, почему это может влиять на успешность обучения?

 

Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.2

«Умный глаз наблюдателя важнее
глупого эксперимента» (Д.Б. Эльконин)

Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития,  возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики?

Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»

Нравственное уродство и преступность являются
результатом недостатка воспитания и испорченности,
идущей с раннего возраста (В.М. Бехтерев)

Практика-закрепление
тайминг до 30 минут; ТФ — закрепление информации
(общая учебная дискуссия, и/или кейс, и/или практическая работа)

В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития и образования?

Выполните задание «Закрепление», примите участие в обсуждении и/или отправьте файл на проверку

Непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые преломляют
и интегрируют все объективные воздействия. … [1]

Онлайн-аналитика
тайминг до 40 минут (если аудитория или онлайн); индивидуально (если дома);   ТФ — работа индивидуальная и/или в подгруппах (поиск и анализ информации в онлайн)

Каковы теории, концепции, типологии (периодизации)
онтогенетического развития человека?

Выполните задания

 

1. Используя свободный веб-серфинг и данный рекомендуемый материал Педагогическая психология / Айсмонтас Б.Б., 2022 (выдержка из учебника) подготовьтесь к спич-дискуссии по своему вопросу. 

2. Оформите ответ в процессе подготовки в виде  тезисов Вашего выступления, разместите их на одном слайде (ссылка ресурс будет рекомендована во время занятия)

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-дискуссии на занятии, используйте рекомендуемую схему выступления (см. ниже).
 

Развитие — Обучение — Обучаемость:
проблема соотношения обучения и развития

1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии (спикер 1)

2. Основные ориентации человекознания (проблема генотипической и средовой обусловленности развития) (спикер 2)

3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь (спикер 3)

4. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: обучение и развитие — тождественные процессы (спикер 4)

5. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием существует тесная связь (спикер 5)

6. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: основные направления разработки (спикер 6)

7. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): понятие о зоне ближайшего развития (спикер 7)

8. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): обученность, воспитанность, развитость (спикер 8)

9. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): обучаемость, развиваемость, воспитуемость (спикер 9)

10. Обучаемость как способность к обучению: понятие обучаемости (спикер 10)

11. Обучаемость как способность к обучению: показатели обучаемости (спикер 11)

12. Учебная деятельность: понятие и сущность (спикер 12)

13. Учебная деятельность: особенности и диагностика (спикер 13)

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);

2) сущность и содержание проблемы («Каковы возможности педагогической психологии и педагогики в ее решении?»);

3) практические методы психологии (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя). 

 

При подготовке п. 3 (практика и диагностика)
для подбора методов используйте данный ресурс:

«Каталог психологических тестов«

 

Субъективное удовольствие, не совпадающее
с объективной пользой, потенциально опасно … [1]

Спич-дискуссия
тайминг до 60 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

В чем сущность «межстадиального» и «внутристадиального» подходов к проблеме онтогенетического развития и как они воплощаются в сфере педагогической психологии и педагогики?

Регламент выступления:
7-8 мин. от каждого спикера

Общий регламент спич-семинара

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5 минут).

2. Выступления каждого спикера/зала, ответ на вопрос «из аудитории» (до 50  минут).

3. Общее мнение, вопросы (до минут).

_____

Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания …
[1]

Интерактив-обобщение
тайминг до 80 минутТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)

Каковы психологические факторы и особенности развития человека на разных возрастных этапах и возможности их диагностики в контексте обучения?

Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ

«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций

Диалог № 5: о кейсах как интерактивной форме обучения в высшей школе  (см. «Основной — ОТ в ВМШС». С. 14-16, С. 73-79)

Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания …
[1]

Индивидуальный проект
тайминг самостоятельно; ТФ — инструктаж, самостоятельная работа

 Каковы предмет, виды и особенности практики 
психолога в образовании в контексте развития обучающихся

Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.