Psy-Edu-Individual-Devo

Education & Development

Развитие —  Обучение — Обучаемость, или 
онтогенетические предпосылки обучения

К постановке проблемы:
… развитие является центральной и основной для всех областей
действительности и для всех областей научного знания … (Л.С. Выготский)
К
аково же соотношение развития и обучения и что есть обучаемость?

Организационный момент
тайминг до 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы 

О ресурсах и контактах:
1) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) development-eco.ru
2) общий диск One Drive с материалами, по приглашению
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению

О теме и ходе занятия, про аттестацию

О чем и зачем?

Ход занятия 

Почему развитие человека в системе сложных средовых взаимодействий и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики, в том числе образования?

В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития,  возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики?

В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития и образования?

Периодизации онтогенетического развития человека: гипотезы, теории, практики — как они используются или могут быть использованы в работе с обучающимися?

В чем сущность «межстадиального» и «внутристадиального» подходов к проблеме онтогенетического развития и как они воплощаются в сфере педагогической психологии и педагогики?

Каковы психологические факторы и особенности развития человека на разных возрастных этапах и возможности их диагностики в контексте обучения?

Каковы предмет, виды и особенности практики 
психолога в образовании в контексте развития обучающихся?

Тактически мать ругает ребенка, потому что стратегически его любит.
Нет ничего страшнее безразличия. …
[1]

Интерактив-проблематизация
тайминг до 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Почему развитие человека в системе сложных средовых взаимодействий и на протяжении жизненного цикла есть «интеграл» всех сфер человеческой практики, в том числе образования?

2. БЛИЦ-ОПРОС

Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации ответьте на три вопроса
(для внесения Ваших ответов пройдите по данной ссылке в форму обратной связи):

 

1. Какие из перечисленных качеств способствуют наиболее успешной практике помогающего специалиста (психолога, педагога, врача, психотерапевта, коуча, социального работника)? (выберите пять приоритетных, на Ваш взгляд, в зависимости от степени важности)

2. Какие биологические, социальные, психологические предпосылки развития человека Вы могли бы назвать? Дайте три варианта ответа.

3. Выберите один из трех вариантов ответа на вопрос 2 и кратко раскройте, почему это может влиять на успешность обучения?

 

Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.2

Задание



Вы просмотрели вводное видео о преодолении нарушений обучаемости в школе. 
Ознакомьтесь также (опционально) с видео «Возрастные кризисы. Большой скачок». 

 

Ответьте на вопросы, исходя из той ролевой позиции, которая предлагается ниже:

 

1. Вы — студент

Какие Ваши личностные черты/свойства/способности помогают Вам обучаться более успешно сегодня? Назовите одну-две-три. Изменились ли они в сравнении с Вашим обучением на первом курсе вуза? 

2. «Вы — преподаватель»

Как на данный момент Вы понимаете взаимосвязь обучения и развития человека на разных возрастных этапах? Кратко сформулируйте свой вариант.


3.  «Вы — исследователь»

Каковы, на Ваш взгляд,  наиболее актуальные для современной педагогической психологии и педагогики проблемы, которые связаны с возрастными особенностями обучения?

 

Для внесения Ваших ответов и комментариев
пройдите в форму обратной связи по данной ссылке

Рекомендации:

В первом случае дайте свой ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя как на студента»)
Во втором случае дайте свой ответ в формате педагогической рефлексии («взгляд на студента со стороны в роли преподавателя»).
В третьем случае дайте свой ответ в формате сопоставления с возможностью реализации темы в курсовой и/или диссертационной работе («какую тему я хотел-бы взять, если бы мне пришлось выполнять исследование по психологии образования»). 

 Для обсуждения к п. 3 (подумайте «для себя»): 

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

«Умный глаз наблюдателя важнее
глупого эксперимента» (Д.Б. Эльконин)

Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

В чем общее и особенное в проблемном поле (+ целях) психологии развития,  возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики?

Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»

Нравственное уродство и преступность являются
результатом недостатка воспитания и испорченности,
идущей с раннего возраста (В.М. Бехтерев)

Практика-закрепление
тайминг до 40 минут (инструктаж, подготовка, обсуждение) + индивидуально (самостоятельная работа)
  
ТФ — закрепление информации (лекционно-практическая работа), конструирование, описание и решение педагогических кейсов на основе одной рекомендованной ситуации

В чем суть и особенности лонгитюдальных и сравнительно-возрастных методов исследования и почему их применение принципиально значимо для психологии развития и образования?

Задания

Вместе. Выполите задание № 1 из опорной схемы  «Закрепление» (см. ниже): используя заданную педагогическую ситуацию, сконструируйте педагогический кейс на основе Вашего опыта обучения в вузе,  предложите возможное его решение. Примите участие в групповом обсуждении выполненного задания. 

Индивидуально: выполните остальные задания из опорной схемы «Закрепление» самостоятельно. В оставшееся время выполните самопроверку по теме (красная кнопка ниже).

Важно: внесите Ваши ответы в соответствующий раздел темы в СДО РАНХиГС или в  рекомендуемую ниже форму (без СДО) для учета в рейтинге не позднее начала следующего занятия.  

Непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые преломляют
и интегрируют все объективные воздействия. … [1]

Онлайн-аналитика
тайминг до 40 минут (если аудитория или онлайн); индивидуально (если дома);   ТФ — работа индивидуальная и/или в подгруппах (поиск и анализ информации в онлайн)

Периодизации онтогенетического развития человека:гипотезы, теории, практики — как они используются или могут быть использованы в работе с обучающимися?

 

Задание

1. Что сделать? 

Используя свободный веб-серфинг и возможности нейросети, например, на базе Яндекс  (при возможности и желании), а также уже заданные источники к вариациям в колонке справа (рекомендуется)  интерпретируйте один вопрос (по Вашему выбору) из предлагаемых справа в формате трех развернутых тезисов. Обратите внимание при подготовке интерпретации каждого тезиса на данные ниже рекомендации «Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде?».

 2. Какие ориентиры? 

При подготовке интерпретации тезиса также ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос  «Что делать?» в условиях:

—  формирования  альтернативного  типа социокультурного наследования все более активного обращения к прошлому опыту на фоне  стремительного и неоднозначного развития мирового социума;

— развития адаптивной системы образования в российской высшей школе и  в целом на фоне  все более активной манифестации идей интеграции отечественных традиций и инновационных подходов;

— цифровизации всех сфер жизни на всех уровнях, включая образование, где современный педагог работает с особенной когортой студентов («цифровое поколение, родившиеся с кнопкой на пальце») на фоне быстро  устаревающих в этой связи многих   традиционных технологий, включая и формы, и методы, и средств обучения.

3.  Что из IT использовать?

Как свободный веб-серфинг, так и доступные gpt чаты, но при условии обязательной собственной интерпретацией полученных от нейросети данных.

Параметры:

1) Текст — интерпретации трех тезисов — до 70-ти слов в каждом, до 210-ти слов всего (в любом удобном редакторе текстов).

2) Презентация — один слайд с кратким вариантом  интерпретации каждого из трех тезисов (слайд готовится в любой доступной программе).

3) Структура информации в тексте и на слайде (см. ниже рекомендации «Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде?»).

4) Интерактив — включите на слайд элементы медиа и т.п.

Итог: 

— сделайте устный комментарий от комнаты (до 5-ти минут) к подготовленному материалу в рамках спич-дискуссии. Ответьте на вопросы, если они будут. При необходимости предложите альтернативные варианты интерпретации.

! Отчетность: 

— подгрузите текст интерпретации Ваших тезисов (каждый участник из комнаты) в предлагаемую ниже отчетную форму.«Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде?»

 

ВАРИАЦИЯ № 1, «индивидуальная»:
«О проблеме соотношения обучения и развития»

Для данной вариации рекомендуется первоисточник:
Педагогическая психология / Айсмонтас Б.Б., 2022(см. общий диск)

 

1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии (спикер 1)

2. Основные ориентации человекознания (проблема генотипической и средовой обусловленности развития) (спикер 2)

3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь (спикер 3)

4. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: обучение и развитие — тождественные процессы (спикер 4)

5. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием существует тесная связь (спикер 5)

6. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: основные направления разработки (спикер 6)

7. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): понятие о зоне ближайшего развития (спикер 7)

8. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): обученность, воспитанность, развитость (спикер 8)

9. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский): обучаемость, развиваемость, воспитуемость (спикер 9)

10. Обучаемость как способность к обучению: понятие обучаемости (спикер 10)

11. Обучаемость как способность к обучению: показатели обучаемости (спикер 11)

12. Учебная деятельность: понятие и сущность (спикер 12)

13. Учебная деятельность: особенности и диагностика (спикер 13)

 

ВАРИАЦИЯ № 2, «командная»:
«О психологической периодизации развития человека»

Комната 1. Периодизации на основе аналогии с поэтапным формированием иных процессов развития (теория рекапитуляции Стенли Холла Гренвилла; теория способа добывания пищи Генри Невиля Гетчинсона; теория ступеней воспитания и образования ребенке Рене Заззо)

Комната 2. Периодизации на основе выделения одного признака (первая группа теорий: либидозной энергии Зигмунда Фрейда; поэтапной смены типа мышления Жана Пиаже)

Комната 3. Периодизации на основе выделения одного признака (вторая группа теорий: конвергенции Вильяма Штерна; дентиции Павла Петровича Блонского, темпа психического развития Арнольда Лусиуса Гезелла)

Комната 4.  Периодизация на основе выделения одного признака (третья группа теорий: модель формирования целеполагания и планирования Шарлотты Бюллер; становления морального сознания Лоуренса Колберга)

Комната 5. Периодизации на основе совокупности критериев (первая группа теорий: игнорирования или невозможности разрешения возрастной задачи актуального жизненного периода Эриха Эриксона)

Комната 6. Периодизация на основе совокупности критериев (вторая группа теорий: смены возрастных кризисов в актуальной социальной ситуации развития Льва Семеновича Выготского; смены ведущих типов деятельности и основных возрастных новообразований Данила Борисовича Эльконина)

Комната 7. Периодизация на основе совокупности критериев (третья группа теорий: интеграции личности в различных социальных группах Артура Владимировича Петровского; субъектности личности и ее высших достижений на определенных возрастных этапах Виктора Ивановича Слободчикова)

Что можно отразить в интерпретации тезисов в тексте и на слайде? (рекомендации)

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);

2) сущность и содержание проблемы («Каковы возможности педагогической психологии и педагогики в ее решении?»);

3) практические методы психологии (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя). 

При подготовке п. 3 (практика и диагностика)
для подбора методов используйте данный ресурс:

«Каталог психологических тестов«

 

Субъективное удовольствие, не совпадающее
с объективной пользой, потенциально опасно … [1]

Спич-дискуссия
тайминг до 60 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

В чем сущность «межстадиального» и «внутристадиального» подходов к проблеме онтогенетического развития и как они воплощаются в сфере педагогической психологии и педагогики?

Регламент выступления:
до 5-ти мин. от каждого спикера или от каждой сессионной комнаты

Общий регламент спич-дискуссии

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (до 5-ти минут).

2. Выступления каждого спикера/комнаты, ответ на вопрос «из аудитории» (всего до 50-ти минут).

3. Общее мнение, вопросы (до 5-ти минут).

_____

Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания …
[1]

Интерактив-обобщение
тайминг до 80 минутТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)

Каковы психологические факторы и особенности развития человека на разных возрастных этапах и возможности их диагностики в контексте обучения?

Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ

«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций

Диалог № 5: о кейсах как интерактивной форме обучения в высшей школе  (см. «Основной — ОТ в ВМШС». С. 14-16, С. 73-79)

Эффективны только стимулы, создающие
устойчивую и значимую систему ожидания …
[1]

Индивидуальный проект
тайминг самостоятельно; ТФ — инструктаж, самостоятельная работа

 Каковы предмет, виды и особенности практики 
психолога в образовании в контексте развития обучающихся

Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.