Psy-Edu-Individual-Сonnectome

Сonnectome & Education

Индивид – Коннектом – Обучение,
или биологические предпосылки обучения

 Биология (нейробиология) превращается в лидера естествознания, активное внедрение ее данных и подходов в социогуманитарное знание создает впечатление, что на фундаменте естественнонаучных представлений может быть выстроена новая интегративная наука  о человеке, могут быть синтезированы данные о «биологическом» человеке с данными о специфике его социального существования …

(интерпр. по Брызгалиной Е.В., 2016)

Организационный момент
тайминг до 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы 

О ресурсах и контактах:
1) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) development-eco.ru
2) общий диск One Drive с материалами, по приглашению
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению

О теме и ходе занятия, про аттестацию

О чем и зачем?

Ход занятия 

Нужен ли сегодня индивидуальный подход в обучении? Если да, то какова роль в этом морфологии и функционирования организма? Если нет — то какова альтернатива для решения вопроса «Как обучать эффективно…?»

Что есть коннектом, и как могут проявляться индивидуальные различия в аспектах нейробиологии?

Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияниябиоритмология, конституционология и антропометрия — как может быть связано с понятиями индивида, личностииндивидуальностью?

Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они используются или могут быть использованы в работе с обучающимися?

Как разные варианты индивидуализации обучения могут быть применены в современной практике образования?

Как Как аспекты коннектомики могут быть отражены в дифференциации и индивидуализации обучения, как можно их применить в практике?

Каково психолого-педагогическое отражение индивидуального подхода в обучении в реальной практике?

Про индивидуальность, мозг и нервную систему: … что же касается наследственных различий в свойствах мозга или других частях нервной системы, то этот вопрос остается открытым по сей день … 

(Анна Анастази, 2001)

Интерактив-проблематизация
тайминг до 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Нужен ли сегодня индивидуальный подход в обучении? Если да, то какова роль в этом морфологии и функционирования организма? Если нет — то какова альтернатива для решения вопроса «Как обучать эффективно…?» 

Задание

1. ОБСУЖДЕНИЕ В ЧАТЕ СОБРАНИЯ 

Вы просмотрели вводное видео: 
«Можно ли загрузить мозг, сознание в компьютер«

При необходимости получить дополняющую информацию, ознакомьтесь также с рекомендуемым материалом (см. справа).

Ответьте кратко на все три или на любой из трех вопросов: 

1Слышали ли Вы ранее о коннектоме и коннектомике, и если да, то что это?

2. Что нам может дать полная расшифровка коннектома человека, если речь идет об особенностях его поведения?

3. Как и в каких случаях можно использовать информацию о коннектоме в обучении человека?»

Свободная обратная связь  в чате текущего собрания

 


? Индивидуальность = уникальность нейросети, или «Как мозг делает нас тем, что мы есть … ?» (дополнительный материал для размышления и дискуссии)

Видео : «Я это мой коннектом …»

Кейс-статья: «Структуру мозга, различимую при сканировании, связали с качествами личности человека»

2. БЛИЦ-ОПРОС

Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации ответьте на три вопроса
(для внесения Ваших ответов пройдите по данной ссылке в форму обратной связи):

 

1. Индивидуализация обучения — каковы реалии и перспективы, что актуально для педагога и/или психолога в образовании сегодня в контексте индивидуализации обучения и индивидуальной работы с обучающимися? (отметьте три первых по рангу, на Ваш взгляд).

2. Выберите одну из семи позиций, предлагаемых в предыдущем вопросе (не обязательно из трех приоритетных, выделенных Вами), и дайте более подробное ее описание.

3. Если рассматривать индивидуализацию обучения как технологию обучения на основе индивидуальных особенностей обучающегося (его возраст, гендерная идентификация, способности, интеллект, интересы, потребности и т.д.), то могли бы Вы привести примеры практик (или методов) индивидуализированного обучения, с которыми Вам приходилось сталкиваться, например, на этапе Вашего обучения в школе или в вузе? Перечислите до пяти таких практик (или методов), а на одной остановитесь подробнее.

 

Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.

Про индивидуализацию поведения с точки зрения практики — интерес к отношению биологии человека и его поведения происходит от желания оценивать людей и предсказывать их поведение на этой основе … 

(Анна Анастази, 2001)

Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Что есть коннектом и как могут проявляться индивидуальные различия в в аспектах нейробиологии?

Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»

Про индивидуальность, конституции и биоритмы: … попытки судить о способностях и качествах человека на основании параметров его  внешности, вероятно, уходят корнями вглубь веков, к самым ранним социальным взаимодействиям между людьми … 

(Анна Анастази, 2001)

Практика-закрепление
тайминг до 30 минут; ТФ — закрепление информации
(беседа по понятийному аппарату, + кейс, + индивидуальная практическая работа)

Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияниябиоритмология, конституционология и антропометрия — как это связано с понятиями индивида, личностииндивидуальности?

Задания

Выполните задание «Закрепление», примите участие в обсуждении и/или отправьте файл на проверку

Про индивидуальность, наследственность и среду: … основу индивидуальных различий следует искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в которых он развивается …

(Анна Анастази, 2001)

Онлайн-аналитика
тайминг 
до 40 минут (если аудитория или онлайн); индивидуально (если дома);   ТФ — работа индивидуальная и/или в подгруппах (поиск и анализ информации в онлайн)

Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они используются или могут быть использованы в работе с обучающимися?

Задание

1. Используя свободный веб-серфинг (предпочтительно), а также источники по данной  ссылке №№  45, 46, 47 (рекомендательно) кратко интерпретируйте  один (по Вашему выбору) из  тезисов, предлагаемых справа.

2. При подготовке ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос  «Что делать?» в условиях:

—  формирования  нового типа социокультурного наследования (обращение к прошлому опыту, традициям, ценностям с учетом современной ситуации развития глобального социума);

— принципиально новой ситуации в образовании (активная манифестация идеи интеграции отечественных традиций и инновационных подходов к обучению);

— работы психолога (педагога) с когортой студентов, которые относятся к цифровому поколению («родились с кнопкой на пальце»).

3.  Внести Ваш тезис и его интерпретацию на слайд (ссылка на фреймы в групповом чате), дайте устный комментарий в своем  выступлении в рамках спич-дискуссии.

Тезис (спикер) № 1. «Индивидуализация  обучения: это всякое обучение, которое имеет своим последним этапом самообучение, и тогда представляет собой совершенно индивидуальный процесс».

Тезис (спикер) № 2. «Индивидуализация  обучения: это всякое обучение, которое индивидуально-ориентированно, что является стратегической целью обучения как преподавания и учения».

Тезис (спикер) № 3.  «Индивидуализация  обучения: это важнейший, а возможно и ключевой, фактор развития индивидуальности».

Тезис (спикер) № 4.  «Индивидуализация  обучения: это изучение и учет индивидуально-типологических особенностей обучающихся: поведенческого типа, вегетативного статуса, темперамента, акцентуаций характера,  уровня обучаемости, особенностей  познавательных интересов т.д.»

Тезис (спикер) № 5. «Индивидуализация  обучения: это индивидуальный темп, стиль, методы обучения как преподавания и учения».

Тезис (зал) № 6.  «Индивидуализация  обучения: это индивидуальный подход к обучению по каждому из изучаемых предметов».

Тезис (спикер) № 7.  «Индивидуализация  обучения: это интеграция индивидуальной работы с другими формами обучения как преподавания и учения».

Тезис (спикер) № 8. «Индивидуализация обучения. Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в аудитории и дома».

Тезис (спикер) № 9. «Индивидуализация обучения. Гипотеза А. С. Границкой: в рамках аудиторной системы возможна такая организация работы обучающихся, при которой 60–80 % времени педагог может выделить для индивидуальной работы с обучающимися».

Тезис (спикер) № 10. «Индивидуализация обучения. Гипотеза В. Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать обучающемуся картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ему  возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен».

Тезис (спикер) № 11. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить относительная свобода действий при ее выполнении».

Тезис (спикер) № 12. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить удовлетворение от самопознания, самоутверждения». 

Тезис (спикер) № 13. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить чувство ответственности и внешние факторы (похвала, признание значимости и сотрудничество)».

Также рекомендуется обратить внимание в процессе выступления на:

1) общую информацию по заданному вопросу»Что делать?» и выбранному тезису (смысл данного подхода к  индивидуализации обучения в контексте современного образования);

2) психологическую и педагогическую составляющие (как может быть реализован тезис при разработке психологических и педагогической технологий для образования);

3) практическую составляющую (как может быть реализован тезис в практике психолога образования и/или педагога).

Про индивидуальность, наследственность и среду: … понятие «наследственность» означает наследственность биологическую …, …  социальное же наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды …

(Анна Анастази, 2001)

Спич-дискуссия
тайминг до 60 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(обсуждение подготовленных аналитических комментариев)

Как разные варианты индивидуализации обучения могут быть применены
в современной практике образования?

Регламент спич-дискуссии

1. Актуализация в проблеме (введение), групповая беседа (минут)

2. Основная часть, выступления каждого из спикеров 5-7 минут, всего до 70 минут

3. Рефлексия (подведение итогов) (5 минут)

… междисциплинарные наблюдения антропологов и психологов дают нам примеры влияния тех или иных типологических особенности на различные виды поведения, …

Анна Анастази, 2001

Интерактив-обобщение

тайминг до 80 минутТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)

Как аспекты коннектомики могут быть отражены в дифференциации и индивидуализации обучения, как можно их применить в практике?

Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ

«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций

Диалог № 4: об отдельных диалогово-дискуссионных формах организации занятий (см. «Основной — ОТ в ВМШС». С. 14-16, С. 73-79)

Про измерение индивидуальности: … люди не укладываются в четко разграниченные категории …. различия между людьми — вопрос степени … 

 (Анна Анастази, 2001)

Индивидуальный проект
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

Каково психолого-педагогическое отражение индивидуального подхода в обучении в реальной практике?

Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.