Psy-Edu-Digital-Risk

ЦОС: аспекты рискогенного поведения

Психологические риски цифровизации образовательной среды

 

… созидательные действия: здесь и сейчас – трудности, в будущем – удовольствие от результата; деструктивные действия и вредные привычки – наоборот: здесь и сейчас – удовольствие, в будущем – трудности … [1]

Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы

 

Наши ресурсы:
1) СДО РАНХиГС — официальный портал
2) 
Ecological Development вариативный портал
3) общий google диск — архив всех материалов
! у кого есть доступ в СДО РАНХиГС,
задания скачиваются и выполняются  там

 

Наши контакты в реальном времени:
группа в ТГ — для аспирантов психологов — приглашение
группа в ТГ — для аспирантов не психологов — приглашение

 

Наше расписание с указанием формы занятий
Перейдите по данной ссылке, посмотрите расписание

 

О рейтинге, зачете, экзамене, о тематике, формах и о ходе занятий

О чем и зачем?

Ход занятия 

Риск — каковы возможные направления психологического исследования, общие риски цифровой среды (их сущность и анализ)?

Что понимается под рискогенным поведением педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде?

Каковы предикторы рискогенного поведения  обучающихся в условиях цифровой образовательной среды?

Какова роль изучения индивидуально-психологических особенностей участников цифрового обучения? 

Каковы представления современных педагогов и обучающихся о рисках коммуникации и собственного обучения в цифровой (интернет) среде?

Каковы возможности цифрового образовательного контента, а также разных типов средовых взаимодействий в  предупреждении рискогенного поведения педагога и обучающихся?

Каковы направления эмпирического изучения цифровой образовательной среды на этапе определения возможных предпосылок рискогенного поведения педагогов и обучающихся?

Пары 1-2: групповая активность (диалоги, обсуждения по принципу «speech activity»)

Интерактив-проблематизация

Теория-актулизация

Практика-закрепление

___

Пары 3-4: индивидуальная активность (собеседования, консультации по принципу «question-answer»)

Онлайн-аналитика

Кейс-практикум

Итог-рефлексия

___

Проектирование (поддержка по принципу «face-to-face»)

… смысл многократного повторения в рекламных и пропагандистских воздействиях, а также в типично женской тактике – в том, чтобы довести человека до состояния, при котором он исчерпывает функциональные возможности противостоять данному воздействию [1]

Риск — каковы возможные направления психологического исследования, общие риски цифровой среды (их сущность и анализ)?

Интерактив-проблематизация
тайминг 20 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)



Задание

Мы просмотрели вводное видео: «Цифровизация и Интернет Зависимость. Глобальная Проблема Человечества«

Сформулируйте в свободной форме один, два или три проблемных вопроса, на решение которых могли бы быть направлены эмпирические исследования в сфере педагогической психологии, и который/которые так или иначе связаны с рисками цифровой образовательной среды, детализируя проблему в контексте рискогенного поведения педагогов и обучающихся

Для поиска идеи: посмотрите, например, данную статью «Риски цифровизации …», либо используйте свободный веб-серфинг.

Шпаргалка

При формулировке проблемы исследования, как правило, обозначают  три основных ее вектора:

а) социальный («запрос общества»), что важно и значимо для общества, востребовано «здесь и сейчас»; 

б) теоретический — насколько она теоретически «подкреплена», что есть и каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данном вопросе; 

в) практический — почему это может быть актуально для «практики жизни», и чего «не хватает» для такой практики сегодня (технологии, методы, техники …)?

Для ответов и обсуждения — общий чат

… некоторые воздействия эффективны только в качестве регулярных, систематических, а некоторые – только в качестве эпизодических, редких (а лучше даже в качестве виртуальных, ожидаемых) … [1]

Что понимается под рискогенным поведением педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

… слишком частое повторение приводит к девальвации [1]

Каковы предикторы рискогенного поведения  обучающихся в условиях цифровой образовательной среды?

Практика-закрепление
тайминг 60 минут
(выполнение) + 20 минут (обсуждение); ТФ — закрепление информации в форме 
самостоятельной практической работы с последующим обсуждением

Индивидуальное задание

 Выполните задание на бланке и отправьте файл
(
Фамилия Имя Группа) в общую папку для учета в рейтинге

… позитивный смысл многократного повторения (в молитве, припеве, в стихотворном рефрене и пр.) состоит в постепенном обогащении эмоционально-ассоциативного пространства … [1]

Какова роль изучения индивидуально-психологических особенностей участников цифрового обучения?

Онлайн-аналитика
тайминг 40 минут; ТФ — самостоятельный 
поиск и анализ информации в онлайн (веб-серфинг),
и/или индивидуальная работа с рекомендуемой информацией;
обсуждение на занятии в форме индивидуального собеседования, и/или по сессионным залам

Задание

Варианты поиска информации:

а) самостоятельный свободный веб-серфинг (рекомендуется для аспирантов психологических специальностей);
б) самостоятельная работа с заранее подготовленным материалами по ссылке справа (рекомендуется для аспирантов не психологических специальностей).

Задание 1. Предложите свой ответ на вопрос: «Роль изучения индивидуально-психологических особенностей участников «цифрового обучения», или кому более, а кому менее, комфортно обучаться в цифрой образовательной среде?» 
Акцентируйте свое внимание на особенностях мониторинга индивидуально-психологических особенностей и черт личности, и как их следствия  — социального поведения человека в конкретных (пространственно-предметных) условиях цифровой среды — адаптивного, компенсаторного, асоциального, аддиктивного (зависимого), агрессивного, конфликтного, аффиляционного, коммуникативного, ритуального и др.

Задание 2. Внесите тезисы на соответствующий слайд по данной ссылке

Пример слайда

Задание 3. Прокомментируйте результаты в индивидуальном собеседовании или в групповом обсуждении. Ориентируйтесь на рекомендуемую схему выступления (см. ниже). 

Рекомендуемые материалы

По данной ссылке на общем диске: «Цифровизация информационной среды …» на стр. 74-99

Рекомендуемые вопросы для подготовки
(в подгруппах)

Тематика: предикторы рискогенного поведения обучающихся в цифровой образовательной среде

1. Предикторы рискогенного поведения исходя из уровней индивидуальности: морфофункциональный и психофизиологический уровни

2. Предикторы рискогенного поведения исходя из уровней индивидуальности: познавательная сфера личности

3. Предикторы рискогенного поведения исходя из уровней индивидуальности: характерологические особенности

4. Социально–психологические предикторы: общий спектр

5. Социально–психологические предикторы: общий спектр: факторы внутрисемейных отношений

6. Личностные характеристики подростков, наиболее подверженных рискам интернет-пространства

7. Классификация (систематизация предикторов рискогенного поведения молодежи.

 

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какой актуальный вопрос рассматривается в данном материале?» и др.);

2) ключевая составляющая («Какой психологический феномен, связанный с цифровой образовательной средой в центре, в чем его суть, специфика, каковые возможности его диагностики?» и др.);

3) практическая составляющая («Какие полезные процедуры, методы, техники, или просто идеи, обозначенные в данном материале, можно использовать в цифровом обучении/образовании, в чем их преимущества перед традиционными?» и др.).

… потенциально опасные склонности нужно не только запрещать, но и девальвировать их значимость и привлекательность [1]

Каковы представления современных педагогов и обучающихся о рисках коммуникации и собственного обучения в цифровой (интернет) среде?

Кейс-практикум
тайминг 40 минут; ТФ — индивидуальное (или в кейс-группах) решение тематической задачи с  последующей обратной связью по принципу «микрофон» («один спикер — одна позиция»)

Задания

Для аспирантов 
психологических специальностей:

Задание 1. Ознакомьтесь с дизайном данного эмпирического исследования, его результатами и их интерпретацией: см. на общем диске

По данной ссылке на общем диске: «Цифровизация информационной среды …» на стр. 74-99

Задание 2. Акцентируйте свое внимание на дизайн исследования в целом, и в частности на диагностическом инструментарии, который был применен авторами

Задание 3. Каковы возможные перспективы изысканий по предмету данного исследования, что можно скорректировать, что можно усовершенствовать, что можно расширить, на Ваш взгляд?

Прокомментируйте Вашу позицию в устном обсуждении или в групповом чате

Для аспирантов
непсихологических специальностей:

Задание 1. Ознакомьтесь с «батареей» из 5-ти диагностических методик, нацеленных на измерение:

— личностных диспозиций (черт) по HEXACO-PI-R 60 (7 минут);

— личностных диспозиций (черт) по HEXACO-PI-R 100 (10 минут);

— личностных диспозиций (черт) по модели «Большая пятерка»  5PFQ (9 минут);

— личностных диспозиций (черт) по модели «Большая пятерка» IPIP-NEO-300 (30 минут);

— личностных диспозиций (черт) по модели «Большая пятерка» BFFM-50 (6 минут)

Задание 2. Пройдите онлайн-тестирование по одной  (обязательно) или по каждой (рекомендательно) из них. 

Задание 3. Дайте обратную связь по результатам самодиагностики: что интересно, что полезно, что можно скорректировать, что добавить добавить, на Ваш взгляд?

… запрет возбуждает интерес, разрешение его гасит [1]

Каковы возможности цифрового образовательный контент, а также разных типов средовых взаимодействий в предупреждении рискогенного поведения педагога и обучающихся?

Итог-рефлексия
тайминг 40 минут
ТФ — письменный самоанализ освоения темы (формат опросный/тестовый/свободное эссе) с последующим обсуждением (индивидуальные собеседования или в сессионных залах)

 Уважаемые коллеги, в качестве итоговой рефлексии, ответьте на ряд вопросов
(для внесения ответов пройдите по данной ссылке в опросную форму)

Вопрос 1. Какие риски цифровизации образовательной среды, на Ваш взгляд, наиболее «опасны» сегодня и/или завтра?

Вопрос 2. Выберите один из трех выбранных Вами рисков и кратко прокомментируйте, а в чем собственно его «опасность» — для обучающегося, для обучающего, для образования в целом?

Вопрос 3. Как, на Ваш взгляд, можно эффективно использовать цифровой образовательный контент, а также реализацию того или иного типа средовых взаимодействий (см. предыдущую тетраду) в предупреждение рискогенного поведения обучающихся и обучающего?

Ваше мнение поможет нам в  проблематизации следующей темы
(результаты обсудим в реальном времени)

… диссертацию можно разделить на две части: первая – правильно, но не ново; вторая – ново, но неправильно … [1]

Каковы направления эмпирического изучения цифровой образовательной среды на этапе определения возможных предпосылок рискогенного поведения педагогов и обучающихся?

Проектирование (самостоятельно)
тайминг 40 минут
— на занятии, индивидуально — дома; ТФ — самостоятельная (предпочтительно  домашняя) работа, обсуждение/консультации в форме индивидуальных собеседований или в малых группах

Дедлайн для каждого этапа (всего три) — третья пары каждой учебной тетрады

Дедлайн для всего проекта  — предпоследний и последний день (аттестационная тетрада)

 
Проект выполняется индивидуально (вариативность, интерес,
значимость «для себя», соотношение с темой диссертации,
направлением собственной практики и т.п.).
Презентация проекта — на итоговой учебной конференции 
(два последних занятия)

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.