Psy-Edu-CE

Сonnectome & Education

Индивид – Коннектом – Обучение,
или биологические предпосылки обучения

 Биология (нейробиология) превращается в лидера естествознания, активное внедрение ее данных и подходов в социогуманитарное знание создает впечатление, что на фундаменте естественнонаучных представлений может быть выстроена новая интегративная наука  о человеке, могут быть синтезированы данные о «биологическом» человеке с данными о специфике его социального существования …

(интерпр. по Брызгалиной Е.В., 2016)

Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы

Ресурсы и контакты:

1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — тесты для учета в рейтинге и посещаемости
3) общий 
Google-диск со всеми материалами, по данной ссылке
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению
5) сообщество ВК с тематической информацией, по данной  ссылке

О рейтинге, экзамене, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

Нужен ли сегодня индивидуальный подход в обучении? Если да, то какова роль в этом морфологии и функционирования организма? Если нет — то какова альтернатива для решения вопроса «Как обучать эффективно…?»

Что есть коннектом, и как могут проявляться индивидуальные различия в аспектах нейробиологии?

Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияниябиоритмология, конституционология и антропометрия — как может быть связано с понятиями индивида, личностииндивидуальностью?

Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они используются или могут быть использованы в работе с обучающимися?

Как разные варианты индивидуализации обучения могут быть применены в современной практике образования?

Как Как аспекты коннектомики могут быть отражены в дифференциации и индивидуализации обучения, как можно их применить в практике?

Каково психолого-педагогическое отражение индивидуального подхода в обучении в реальной практике?

Про индивидуальность, мозг и нервную систему: … что же касается наследственных различий в свойствах мозга или других частях нервной системы, то этот вопрос остается открытым по сей день … 

(Анна Анастази, 2001)

Нужен ли сегодня индивидуальный подход в обучении? Если да, то какова роль в этом морфологии и функционирования организма? Если нет — то какова альтернатива для решения вопроса «Как обучать эффективно…?» 

??? Индивидуальность = уникальность нейросети, или
«Как мозг делает нас тем, что мы есть … ?»

Вводный интерактив
тайминг 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)



1. «Что есть коннектом?»

Ознакомьтесь с видео: «Я это мой коннектом …».  Сформулируйте 5 кратких позиций, отражающих возможный ответ на поставленный вопрос: «Что есть коннектом?» (каждая позиция в пределах 2-3-х слов).

Для ответа пройдите по данной ссылке

2. «Что нам даст коннектом?»

Ознакомьтесь с видео: «Как устроены искусственные нейронные сети»Сформулируйте одну краткую позицию, отражающих возможный ответ на поставленный вопрос: «Что нам даст коннектом?» (позиция в пределах 7-11-ти слов).

Для ответа пройдите по данной ссылке


3.  «Как мы определяем коннектом?»

Как Вы думаете, какие понятия педагогической психологии и педагогики можно связать/соотнести с явлением коннектома? Мозг, индивид …  

Для ответа используйте общий чат

Про индивидуализацию поведения с точки зрения практики — интерес к отношению биологии человека и его поведения происходит от желания оценивать людей и предсказывать их поведение на этой основе … 

(Анна Анастази, 2001)

Что есть коннектом и как могут проявляться индивидуальные различия в в аспектах нейробиологии?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Про индивидуальность, конституции и биоритмы: … попытки судить о способностях и качествах человека на основании параметров его  внешности, вероятно, уходят корнями вглубь веков, к самым ранним социальным взаимодействиям между людьми … 

(Анна Анастази, 2001)

Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияниябиоритмология, конституционология и антропометрия — как это связано с понятиями индивида, личностииндивидуальности?

Практика-закрепление
тайминг 60 минут; ТФ — закрепление информации
(беседа по понятийному аппарату, + кейс, + индивидуальная практическая работа)

Задания

Выполните задания в бланке «Закрепление» к данной теме. Заполните бланк и подгрузите файл (Фамилия Имя Группа) в общую папку для учета в рейтинге

Про индивидуальность, наследственность и среду: … основу индивидуальных различий следует искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в которых он развивается …

 (Анна Анастази, 2001)

Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они используются или могут быть использованы в работе с обучающимися?

Онлайн-аналитика
тайминг индивидуально, + 20 минут на занятии; ТФ — домашняя работа или работа в сессионных залах (поиск и анализ информации в онлайн)

Вариант № 1, основной, домашнее задание по подготовке к спич-дискуссии
(анализ предлагаемой онлайн-информации, подготовка спич)

Домашнее задание

1. Используя свободный веб-серфинг, а также данные  рекомендуемые источники с изначальными идеями:

см. по ссылке источники №№ 45, 46, 47,

подготовьте развернутую интерпретацию каждого из  тезисов, предлагаемых справа в кратком собственном выступлении (7-10 минут).

2. При подготовке ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос  «Что делать?» в условиях:

—  формирования  нового типа социокультурного наследования, 

— принципиально новой ситуации в образовании,

— «появления» когорты студентов, которых можно отнести к «цифровому поколению».

3. Сделайте соответствующие  комментарии в своем  выступлении в рамках спич-дискуссии. Оформите слайд по данной ссылке. 

Тезис (спикер) № 1. «Индивидуализация  обучения: это всякое обучение имеет своим последним этапом учение (самообучение), которое представляет совершенно индивидуальный процесс».

Тезис (спикер) № 2. «Индивидуализация  обучения: это всякое обучение должно быть индивидуально-ориентированным, это   является стратегической целью обучения как преподавания и учения».

Тезис (спикер) № 3.  «Индивидуализация  обучения: это ведущий, а возможно -ключевой, фактор формирования индивидуальности».

Тезис (спикер) № 4.  «Индивидуализация  обучения: это изучение и учет индивидуально-типологических особенностей обучающихся: поведенческого типа, вегетативного статуса, темперамента, акцентуаций характера,  уровня обучаемости, особенностей  познавательных интересов т.д.»

Тезис (спикер) № 5. «Индивидуализация  обучения: это индивидуальный темп, стиль, методы обучения как преподавания и учения».

Тезис (зал) № 6.  «Индивидуализация  обучения: это индивидуальный подход к обучению по каждому из  изучаемых предметов».

Тезис (спикер) № 7.  «Индивидуализация  обучения: это интеграция индивидуальной работы с другими формами обучения как преподавания и учения».

Тезис (спикер) № 8. «Индивидуализация обучения. Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в аудитории и дома».

Тезис (спикер) № 9. «Индивидуализация обучения. Гипотеза А. С. Границкой: в рамках аудиторной системы возможна такая организация работы обучающихся, при которой 60–80 % времени педагог может выделить для индивидуальной работы с обучающимися».

Тезис (спикер) № 10. «Индивидуализация обучения. Гипотеза В. Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать обучающемуся картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ему  возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен».

Тезис (спикер) № 11. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить относительная свобода действий при ее выполнении».

Тезис (спикер) № 12. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить удовлетворение от самопознания, самоутверждения». 

Тезис (спикер) № 13. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить чувство ответственности и внешние факторы (похвала, признание значимости и сотрудничество)». 

Вариант № 2, дополнительный, только для подготовки в рамках занятия 
(анализ предлагаемой онлайн-информации, работа в залах)

Выполните задания

Работа в сессионных залах

1. Используя свободный веб-серфинг и рекомендуемые источники информации по данной теме (см. общий диск), подготовьтесь ( в каждом из  сессионных залов по три спикера) по заданным справа вопросам.

2. Внесите тезисы на фрейм в jamboard или оформите слайд в любом из удобных приложений).

Пример слайда 1 
Пример слайда 2

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-дискуссии.
 

1. Межполушарная асимметрия полушарий головного мозга: сущность, определение, функции (до 3-х спикеров)

2. Речь и межполушарная асимметрия (до 3-х спикеров)

3. Понятие о дихотомическом прослушивании (до 3-х спикеров)

4. Источники происхождения асимметрии (до 3-х спикеров)

5. Возрастная динамика латерализации (до 3-х спикеров)

6. Индивидуальные особенности латерализации. Концепция Н. Гешвинда (до 3-х спикеров)

7. Нейропсихология индивидуальных различий, понятие о профиле латеральной организации (ПЛО) (до 3-х спикеров)

8. Популяционный полиморфизм типов полушарного реагирования (до 3-х спикеров)

9. Связь ПЛО и психических функций (до 3-х спикеров)

10. Дискуссионные аспекты представлений о функциональной асимметрии и ПЛО (до 3-х спикеров)

Рекомендуемая схема выступления — только для Варианта 2:

1) общая информация по заданному вопросу;

2) психологическая/педагогические составляющие;

3) практическая составляющая.

Про индивидуальность, наследственность и среду: … понятие «наследственность» означает наследственность биологическую …, …  социальное же наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды …

  (Анна Анастази, 2001)

Как разные варианты индивидуализации обучения могут быть применены
в современной практике образования
?

Спич-дискуссия
тайминг 120 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(обсуждение подготовленных аналитических комментариев)

Регламент спич-дискуссии

1. Актуализация в проблеме (введение), групповая беседа (30 минут)

2. Основная часть, выступления каждого из спикеров 7-10 минут, всего 80 минут

3. Рефлексия (подведение итогов) (10 минут)

Актуализация в проблеме, групповая беседа

 Уважаемые коллеги, пожалуйста, ответьте на три вопроса

(пройдите по соответствующей ссылке и попадете в форму для ответа):

1.Индивидуализация обучения — каковы реалии и перспективы, что реально для преподавателя сегодня и завтра в контексте индивидуальной работы со студентом? (проранжируйте варианты)

2. Индивидуальный подход в подготовке специалиста с высшим образованием. Если он возможен, как Вы бы могли его определить  применительно к актуальной ситуации развития высшей школы?

3. Если априори рассматривать технологию проектирования обучения на основе индивидуальных качеств обучающегося (его интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.), то могли бы Вы привести те реальные практики индивидуального обучения, с которыми Вам приходилось сталкиваться на этапе Вашего обучения в вузе? Перечислите от одной до трех таких практик (методов).

Заранее спасибо! Результаты обсуждаем в реальном времени.

_____

… междисциплинарные наблюдения антропологов и психологов дают нам примеры влияния тех или иных типологических особенности на различные виды поведения, … 

 (Анна Анастази, 2001)

Как аспекты коннектомики могут быть отражены в дифференциации и индивидуализации обучения, как можно их применить в практике?

Тест-самопроверка

тайминг 30 минут; ТФ —  онлайн-тестирование

Дедлайн — 10 утра следующего дня

Про измерение индивидуальности: … люди не укладываются в четко разграниченные категории …. различия между людьми — вопрос степени … 

 (Анна Анастази, 2001)

Каково психолого-педагогическое отражение индивидуального подхода в обучении в реальной практике?

Интерактив-проектирование
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

 
Выполняется каждым студентом индивидуально

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.