Сonnectome & Education
Индивид – Коннектом – Обучение,
или биологические предпосылки обучения
… Биология (нейробиология) превращается в лидера естествознания, активное внедрение ее данных и подходов в социогуманитарное знание создает впечатление, что на фундаменте естественнонаучных представлений может быть выстроена новая интегративная наука о человеке, могут быть синтезированы данные о «биологическом» человеке с данными о специфике его социального существования …
Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — задания для учета посещаемости и рейтинга
3) общий Google-диск со всеми материалами, по приглашению
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению
О правилах аттестации, о теме и ходе занятия
О чем и зачем?
Ход занятия
Лекционно-практический блок
___
Диалогово-дискуссионный блок
___
Про индивидуальность, мозг и нервную систему: … что же касается наследственных различий в свойствах мозга или других частях нервной системы, то этот вопрос остается открытым по сей день …
Нужен ли сегодня индивидуальный подход в обучении? Если да, то какова роль в этом морфологии и функционирования организма? Если нет — то какова альтернатива для решения вопроса «Как обучать эффективно…?»
? Индивидуальность = уникальность нейросети, или
«Как мозг делает нас тем, что мы есть … ?»
Интерактив-проблематизация
тайминг 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Уважаемые коллеги, перед началом занятия традиционно ответьте на три вопроса
(просто пройдите по соответствующей ссылке и попадете в форму для ответа):
3. Если рассматривать индивидуализацию обучения как технологию обучения на основе индивидуальных особенностей обучающегося (его возраст, гендерная идентификация, способности, интеллект, интересы, потребности и т.д.), то могли бы Вы привести примеры практик (или методов) индивидуализированного обучения, с которыми Вам приходилось сталкиваться, например, на этапе Вашего обучения в школе или в вузе? Перечислите до пяти таких практик (или методов), а на одной остановитесь подробнее (30-50 слов).
Заранее спасибо! Результаты обсуждаем в реальном времени.
Ранее Вы просмотрели вводное видео:
«Можно ли загрузить мозг, сознание в компьютер«
Для получения дополнительной информации, ознакомьтесь также с рекомендуемым материалом в колонке справа.
Ответьте кратко на все три или на любой из трех вопросов:
1. Что есть коннектом и на решение каких задач нацелена коннектомика?
2. Что нам могла бы дать полная расшифровка коннектома человека, если речь идет об особенностях его поведения?
3. Как и в каких случаях можно использовать информацию о коннектоме в обучении человека?
Для внесения Ваших ответов и комментариев
пройдите в форму обратной связи по данной ссылке
? Индивидуальность = уникальность нейросети, или «Как мозг делает нас тем, что мы есть … ?» (дополнительный материал для размышления и дискуссии)
Видео : «Я это мой коннектом …» (VK video)
Кейс-статья: «Структуру мозга, различимую при сканировании, связали с качествами личности человека»
Про индивидуализацию поведения с точки зрения практики — интерес к отношению биологии человека и его поведения происходит от желания оценивать людей и предсказывать их поведение на этой основе …
Что есть коннектом и как могут проявляться индивидуальные различия в в аспектах нейробиологии?
Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)
Про индивидуальность, конституции и биоритмы: … попытки судить о способностях и качествах человека на основании параметров его внешности, вероятно, уходят корнями вглубь веков, к самым ранним социальным взаимодействиям между людьми …
Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияния, биоритмология, конституционология и антропометрия — как это связано с понятиями индивида, личности, индивидуальности?
Практика-закрепление
тайминг 60 минут; ТФ — закрепление информации
(беседа по понятийному аппарату, + кейс, + индивидуальная практическая работа)
Задания
Выполните задания в бланке «Закрепление» к данной теме. Заполните бланк и подгрузите файл (Фамилия Имя Группа) в общую папку для учета в рейтинге
Про индивидуальность, наследственность и среду: … основу индивидуальных различий следует искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в которых он развивается …
Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они используются или могут быть использованы в работе с обучающимися?
Онлайн-аналитика
тайминг индивидуально (если дома), или 60 минут (если на занятии); ТФ — самостоятельная индивидуальная или работа в подгруппах, сессионных залах (поиск и анализ информации в онлайн)
Задание
1. Используя свободный веб-серфинг (предпочтительно), а также источники по данной ссылке №№ 45, 46, 47 (рекомендательно) кратко интерпретируйте один (по Вашему выбору) из тезисов, предлагаемых справа.
2. При подготовке ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос «Что делать?» в условиях:
— формирования нового типа социокультурного наследования (обращение к прошлому опыту, традициям, ценностям с учетом современной ситуации развития глобального социума);
— принципиально новой ситуации в образовании (активная манифестация идеи интеграции отечественных традиций и инновационных подходов к обучению);
— работы психолога (педагога) с когортой студентов, которые относятся к цифровому поколению («родились с кнопкой на пальце»).
3. Внести Ваш тезис и его интерпретацию на слайд по данной ссылке, дайте устный комментарий в своем выступлении в рамках спич-дискуссии. (
Тезис (спикер) № 1. «Индивидуализация обучения: это всякое обучение, которое имеет своим последним этапом самообучение, и тогда представляет собой совершенно индивидуальный процесс».
Тезис (спикер) № 2. «Индивидуализация обучения: это всякое обучение, которое индивидуально-ориентированно, что является стратегической целью обучения как преподавания и учения».
Тезис (спикер) № 3. «Индивидуализация обучения: это важнейший, а возможно и ключевой, фактор развития индивидуальности».
Тезис (спикер) № 4. «Индивидуализация обучения: это изучение и учет индивидуально-типологических особенностей обучающихся: поведенческого типа, вегетативного статуса, темперамента, акцентуаций характера, уровня обучаемости, особенностей познавательных интересов т.д.»
Тезис (спикер) № 5. «Индивидуализация обучения: это индивидуальный темп, стиль, методы обучения как преподавания и учения».
Тезис (зал) № 6. «Индивидуализация обучения: это индивидуальный подход к обучению по каждому из изучаемых предметов».
Тезис (спикер) № 7. «Индивидуализация обучения: это интеграция индивидуальной работы с другими формами обучения как преподавания и учения».
Тезис (спикер) № 8. «Индивидуализация обучения. Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в аудитории и дома».
Тезис (спикер) № 9. «Индивидуализация обучения. Гипотеза А. С. Границкой: в рамках аудиторной системы возможна такая организация работы обучающихся, при которой 60–80 % времени педагог может выделить для индивидуальной работы с обучающимися».
Тезис (спикер) № 10. «Индивидуализация обучения. Гипотеза В. Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать обучающемуся картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ему возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен».
Тезис (спикер) № 11. «Индивидуализация обучения = приоритет самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить относительная свобода действий при ее выполнении».
Тезис (спикер) № 12. «Индивидуализация обучения = приоритет самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить удовлетворение от самопознания, самоутверждения».
Тезис (спикер) № 13. «Индивидуализация обучения = приоритет самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить чувство ответственности и внешние факторы (похвала, признание значимости и сотрудничество)».
Также рекомендуется обратить внимание в процессе выступления на:
1) общую информацию по заданному вопросу»Что делать?» и выбранному тезису (смысл данного подхода к индивидуализации обучения в контексте современного образования);
2) психологическую и педагогическую составляющие (как может быть реализован тезис при разработке психологических и педагогической технологий для образования);
3) практическую составляющую (как может быть реализован тезис в практике психолога образования и/или педагога).
Про индивидуальность, наследственность и среду: … понятие «наследственность» означает наследственность биологическую …, … социальное же наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды …
Как разные варианты индивидуализации обучения могут быть применены
в современной практике образования?
Спич-дискуссия
тайминг 80 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(обсуждение подготовленных аналитических комментариев)
Регламент спич-дискуссии
1. Актуализация в проблеме (введение), групповая беседа (5 минут)
2. Основная часть, выступления каждого из спикеров 5-7 минут, всего до 70 минут
3. Рефлексия (подведение итогов) (5 минут)
_____
… междисциплинарные наблюдения антропологов и психологов дают нам примеры влияния тех или иных типологических особенности на различные виды поведения, …
Как аспекты коннектомики могут быть отражены в дифференциации и индивидуализации обучения, как можно их применить в практике?
Тест-самопроверка
тайминг 40 минут; ТФ — онлайн-тестирование
Про измерение индивидуальности: … люди не укладываются в четко разграниченные категории …. различия между людьми — вопрос степени …
Каково психолого-педагогическое отражение индивидуального подхода в обучении в реальной практике?
Интерактив-проектирование
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа
Организационный момент
тайминг 5 минут
