Psy-Edu-CE

Сonnectome & Education

Индивид – Коннектом – Обучение,
или биологические предпосылки обучения

 Биология (нейробиология) превращается в лидера естествознания, активное внедрение ее данных и подходов в социогуманитарное знание создает впечатление, что на фундаменте естественнонаучных представлений может быть выстроена новая интегративная наука  о человеке, могут быть синтезированы данные о «биологическом» человеке с данными о специфике его социального существования …

(интерпр. по Брызгалиной Е.В., 2016)

Организационный момент
тайминг 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы

1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — задания для учета посещаемости и рейтинга
3) общий 
Google-диск со всеми материалами, по приглашению
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению

О правилах аттестации, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

Нужен ли сегодня индивидуальный подход в обучении? Если да, то какова роль в этом морфологии и функционирования организма? Если нет — то какова альтернатива для решения вопроса «Как обучать эффективно…?»

Что есть коннектом, и как могут проявляться индивидуальные различия в аспектах нейробиологии?

Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияниябиоритмология, конституционология и антропометрия — как может быть связано с понятиями индивида, личностииндивидуальностью?

Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они используются или могут быть использованы в работе с обучающимися?

Как разные варианты индивидуализации обучения могут быть применены в современной практике образования?

Как Как аспекты коннектомики могут быть отражены в дифференциации и индивидуализации обучения, как можно их применить в практике?

Каково психолого-педагогическое отражение индивидуального подхода в обучении в реальной практике?

Про индивидуальность, мозг и нервную систему: … что же касается наследственных различий в свойствах мозга или других частях нервной системы, то этот вопрос остается открытым по сей день … 

(Анна Анастази, 2001)

Нужен ли сегодня индивидуальный подход в обучении? Если да, то какова роль в этом морфологии и функционирования организма? Если нет — то какова альтернатива для решения вопроса «Как обучать эффективно…?» 

? Индивидуальность = уникальность нейросети, или
«Как мозг делает нас тем, что мы есть … ?»

Интерактив-проблематизация
тайминг 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Уважаемые коллеги,  перед началом занятия традиционно ответьте на три вопроса
(просто пройдите по соответствующей ссылке и попадете в форму для ответа):

1. Индивидуализация обучения — каковы реалии и перспективы, что реально для психолога в образовании сегодня и завтра в контексте индивидуализации обучения и индивидуальной работы с обучающимися? (отметьте три первых «по рангу», на Ваш взгляд, направления).

2. Выберите одну из семи позиций, предлагаемых в предыдущем вопросе (не обязательно из трех приоритетных, выделенных Вами), и дайте более подробное ее описание (30-50 слов).

3. Если рассматривать индивидуализацию обучения как технологию обучения на основе индивидуальных особенностей обучающегося (его возраст, гендерная идентификация, способности, интеллект, интересы, потребности и т.д.), то могли бы Вы привести примеры практик (или методов) индивидуализированного обучения, с которыми Вам приходилось сталкиваться, например, на этапе Вашего обучения в школе или в вузе? Перечислите до пяти таких практик (или методов), а на одной остановитесь подробнее (30-50 слов).

Заранее спасибо! Результаты обсуждаем в реальном времени.



Задание:

Вы просмотрели вводное к теме видео : «Я это мой коннектом …».

Ответьте кратко (устно или в чат) на три вопроса: 

1. «Что есть коннектом?» 

2. «Что нам даст коннектом?»

3.  «Как мы определяем коннектом?»

Примечание:
в Ваших ответах приветствуется психолого-педагогический контекст

Про индивидуализацию поведения с точки зрения практики — интерес к отношению биологии человека и его поведения происходит от желания оценивать людей и предсказывать их поведение на этой основе … 

(Анна Анастази, 2001)

Что есть коннектом и как могут проявляться индивидуальные различия в в аспектах нейробиологии?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Про индивидуальность, конституции и биоритмы: … попытки судить о способностях и качествах человека на основании параметров его  внешности, вероятно, уходят корнями вглубь веков, к самым ранним социальным взаимодействиям между людьми … 

(Анна Анастази, 2001)

Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияниябиоритмология, конституционология и антропометрия — как это связано с понятиями индивида, личностииндивидуальности?

Практика-закрепление
тайминг 60 минут; ТФ — закрепление информации
(беседа по понятийному аппарату, + кейс, + индивидуальная практическая работа)

Задания

Выполните задания в бланке «Закрепление» к данной теме. Заполните бланк и подгрузите файл (Фамилия Имя Группа) в общую папку для учета в рейтинге

Про индивидуальность, наследственность и среду: … основу индивидуальных различий следует искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в которых он развивается …

 (Анна Анастази, 2001)

Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они используются или могут быть использованы в работе с обучающимися?

Онлайн-аналитика
тайминг индивидуально (если дома), или 60 минут (если на занятии); ТФ — самостоятельная индивидуальная или работа в подгруппах, сессионных залах (поиск и анализ информации в онлайн)

Задание

1. Используя свободный веб-серфинг (предпочтительно), а также источники по данной  ссылке №№  45, 46, 47 (рекомендательно) кратко интерпретируйте  один (по Вашему выбору) из  тезисов, предлагаемых справа.

2. При подготовке ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос  «Что делать?» в условиях:

—  формирования  нового типа социокультурного наследования (обращение к прошлому опыту, традициям, ценностям с учетом современной ситуации развития глобального социума);

— принципиально новой ситуации в образовании (активная манифестация идеи интеграции отечественных традиций и инновационных подходов к обучению);

— работы психолога (педагога) с когортой студентов, которые относятся к цифровому поколению («родились с кнопкой на пальце»).

3.  Внести Ваш тезис и его интерпретацию на слайд по данной ссылке, дайте устный комментарий в своем  выступлении в рамках спич-дискуссии. (

Тезис (спикер) № 1. «Индивидуализация  обучения: это всякое обучение, которое имеет своим последним этапом самообучение, и тогда представляет собой совершенно индивидуальный процесс».

Тезис (спикер) № 2. «Индивидуализация  обучения: это всякое обучение, которое индивидуально-ориентированно, что является стратегической целью обучения как преподавания и учения».

Тезис (спикер) № 3.  «Индивидуализация  обучения: это важнейший, а возможно и ключевой, фактор развития индивидуальности».

Тезис (спикер) № 4.  «Индивидуализация  обучения: это изучение и учет индивидуально-типологических особенностей обучающихся: поведенческого типа, вегетативного статуса, темперамента, акцентуаций характера,  уровня обучаемости, особенностей  познавательных интересов т.д.»

Тезис (спикер) № 5. «Индивидуализация  обучения: это индивидуальный темп, стиль, методы обучения как преподавания и учения».

Тезис (зал) № 6.  «Индивидуализация  обучения: это индивидуальный подход к обучению по каждому из изучаемых предметов».

Тезис (спикер) № 7.  «Индивидуализация  обучения: это интеграция индивидуальной работы с другими формами обучения как преподавания и учения».

Тезис (спикер) № 8. «Индивидуализация обучения. Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в аудитории и дома».

Тезис (спикер) № 9. «Индивидуализация обучения. Гипотеза А. С. Границкой: в рамках аудиторной системы возможна такая организация работы обучающихся, при которой 60–80 % времени педагог может выделить для индивидуальной работы с обучающимися».

Тезис (спикер) № 10. «Индивидуализация обучения. Гипотеза В. Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать обучающемуся картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ему  возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен».

Тезис (спикер) № 11. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить относительная свобода действий при ее выполнении».

Тезис (спикер) № 12. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить удовлетворение от самопознания, самоутверждения». 

Тезис (спикер) № 13. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить чувство ответственности и внешние факторы (похвала, признание значимости и сотрудничество)».

Также рекомендуется обратить внимание в процессе выступления на:

1) общую информацию по заданному вопросу»Что делать?» и выбранному тезису (смысл данного подхода к  индивидуализации обучения в контексте современного образования);

2) психологическую и педагогическую составляющие (как может быть реализован тезис при разработке психологических и педагогической технологий для образования);

3) практическую составляющую (как может быть реализован тезис в практике психолога образования и/или педагога).

Про индивидуальность, наследственность и среду: … понятие «наследственность» означает наследственность биологическую …, …  социальное же наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды …

  (Анна Анастази, 2001)

Как разные варианты индивидуализации обучения могут быть применены
в современной практике образования
?

Спич-дискуссия
тайминг 80 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(обсуждение подготовленных аналитических комментариев)

Регламент спич-дискуссии

1. Актуализация в проблеме (введение), групповая беседа (минут)

2. Основная часть, выступления каждого из спикеров 5-7 минут, всего до 70 минут

3. Рефлексия (подведение итогов) (5 минут)

_____

… междисциплинарные наблюдения антропологов и психологов дают нам примеры влияния тех или иных типологических особенности на различные виды поведения, … 

 (Анна Анастази, 2001)

Как аспекты коннектомики могут быть отражены в дифференциации и индивидуализации обучения, как можно их применить в практике?

Тест-самопроверка

тайминг 40 минут; ТФ —  онлайн-тестирование

Про измерение индивидуальности: … люди не укладываются в четко разграниченные категории …. различия между людьми — вопрос степени … 

 (Анна Анастази, 2001)

Каково психолого-педагогическое отражение индивидуального подхода в обучении в реальной практике?

Интерактив-проектирование
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.