… Биология превращается в лидера естествознания, активное внедрение ее данных и подходов в социогуманитарное знание создает впечатление, что на фундаменте естественнонаучных представлений может быть выстроена новая интегративная наука о человеке, могут быть синтезированы данные о биологии человека с данными о специфике его социального существования … [1, c. 303] …
Онлайн-марафон по теме «B» (оптимизированная схема)
Индивид – личность – индивидуальность Тело — Нервная система — Мозг (биологические предпосылки индивидуальных различий)
Про дифференциальную психологию: … человек всегда понимал, что живые существа бывают разные. Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь причины этих различий, были многочисленны и являлись отражением его мировоззрения …
Вводный час (актуализация содержания) тайминг 50 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm» (свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)
Про индивидуальность, мозг и нервную систему: … что же касается наследственных различий в свойствах мозга или других частях нервной системы, то этот вопрос остается открытым по сей день … [3]
2.2. Ответьте на вопрос: «Через «что» мы описываем коннектом?»
2.3. Обратите внимание: в Вашем ответе должно быть отражено, как взаимосвязаны понятия «коннектом», «нейрон» и «синапс», и все три данных понятия должны быть обязательно использованы в формулировке ответа.
Лекционный час (ключевая информация) тайминг 30 минут; ТФ — лекция-информация (с презентацией)
Про индивидуальность, конституции и биоритмы: … с точки зрения практики интерес к отношению телосложения и поведения происходит от желания оценивать людей и предсказывать их поведение на основе их внешности … [3]
В о п р о с ы №№ 2, 3, 4
Как могут проявляться индивидуальные различия в морфологии и функциональной организации головного мозга; что значит «вегетативные влияния», «биоритмология», «конституционология», «антропометрия»; и как это связано с индивидуально-психологическими различиями?
Практический час («Закрепление», задание Light) тайминг 30 минут; ТФ — практическая работа с опорным сигналом
Про индивидуальность, конституции и биоритмы: … попытки судить о способностях и качествах человека на основании параметров его внешности, вероятно, уходят корнями вглубь веков, к самым ранним социальным взаимодействиям между людьми … [3]
В о п р о с ы №№ 2, 3, 4
Как могут проявляться индивидуальные различия в морфологии и функциональной организации головного мозга; что значит «вегетативные влияния», «биоритмология», «конституционология», «антропометрия»; и как это связано с индивидуально-психологическими различиями?
2. Обратите внимание: смотреть необходимо только до 21-й минуты.
3. Ответьте на вопросы №№ 2.2, 2.3 и 2.4 в приведенном ниже бланке «Закрепление». Внесите ответы в файл и отправьте его для отчетности согласно инструкции.
Заполненный бланк до конца занятия отправьте на проверку приложением файла в поле комментария (см. внизу страницы), в поле комментария сделайте пометку: «ФИО. Закрепление». Для отправки файла необходима регистрация на сайте development-eco.ru через иконку любой из социальных сетей или через форму регистрации. Ваш логин (ник) должен быть узнаваемым.
Час самоподготовки (работа с опорной информацией) тайминг 30 минут; ТФ —самостоятельная работа с рекомендуемой информацией
Про индивидуальность, наследственность и среду: … основу индивидуальных различий следует искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в которых он развивается … [3]
В о п р о с ы №№ 5, 6
Как свойства высшей нервной деятельности и типы нервной системы, асимметрия и латерализация мозга отражены в дифференциации поведения, как правильно их «измерить» и применить полученные результаты в практике?
Задание для самоподготовки:
тайминг 30 минут
1. Прослушайте анонс опорной информации «B-1″ (или ознакомьтесь с информацией самостоятельно)
Дискуссионный час (спич-дискуссия) — тайминг 60 минут; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion» (экспресс-обсуждение заранее подготовленных вопросов)
Про индивидуальность, наследственность и среду: … понятие «наследственность» означает наследственность биологическую … … так называемое социальное наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды ... [3]
В о п р о с ы №№ 5, 6
Как свойства высшей нервной деятельности и типы нервной системы, асимметрия и латерализация мозга отражены в дифференциации поведения, как правильно их «измерить» и применить полученные результаты в практике?
√!Задание Pro (спич-дискуссия)
тайминг60 минут
Регламент спич-дискуссии
1. Вводные замечания 5 минут
2. Выступления спикеров по каждому вопросу 7 минутна вопрос
Для доступа к тестированию необходима регистрация на сайте development-eco.ru через иконку любой из предлагаемых социальных сетей или через форму регистрации Ваш логин (ник) должен быть узнаваемым
Завершающий час (рефлексия содержания) таймингрекомендательно 60 минут; ТФ — обсуждение, инструктаж, домашняя работа
Про индивидуальность, культуру и поведение: … наблюдения психологов и антропологов дают нам примеры влияния той или иной культуры на различные виды поведения, включая восприятие, память, эстетические суждения …[3]
В о п р о с № 7
Каково «социальное отражение» биологии человека и что определяет специфику его невербального поведения и межличностной коммуникации?
1. Сформулируйте одну проблему, связанную с изучением индивидуальных различий, на Ваш взгляд, актуальную для современной дифференциальной психологии. Формулировка может состоять не более, чем из 7-11 слов и должна отражать объект (проблемное психологическое явление).
а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для психологической практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической психологии следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)
3. Прокомментируйте (в свободном обсуждении в конце занятия) проблемную «связку»: ««Индивид – личность – индивидуальность»«, или «Почему личность — стержневая категория в психологии … ?»