«B» (biology)

 

 

Преамбула:

Биология превращается в лидера естествознания, активное
внедрение ее данных и подходов в социогуманитарное знание
создает впечатление, что на фундаменте естественнонаучных
представлений может быть выстроена новая интегративная
наука
  о человеке, могут быть синтезированы данные о биологии
человека с данными о специфике его социального существования
[1, c. 303]

 

 

 

 

 


 

 

Онлайн-марафон по теме «B»
(оптимизированная схема)

 

 

Индивид – личность – индивидуальность
Тело — Нервная система — Мозг
(биологические предпосылки индивидуальных различий)

 

 

 

 

Про дифференциальную психологию:
… человек всегда понимал, что живые существа бывают разные.
Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь
причины этих различий, были многочисленны
и являлись отражением его мировоззрения …

Анна Анастази, 2001 [3, с. 5]

 

 


 

Организационный момент,
«входящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 

О рейтинге

О содержании 

О ходе занятия

 


 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

 

Вводный час, актуализация: √! Задание Ultra Light

Лекционный час: информация √! Задание Lecture

Практический час, закрепление: √! Задание Light Envelope free icon

 

Перерыв (+ час самоподготовки, √! презентация B-1)

 

Дискуссионный час, спич-дискуссия: √! Задание Pro

Аттестационный час, тест: √! Задание Ultra Pro Envelope free icon

Завершающий час: рефлексия √! Задание Project Creation

 

 

√! — обязательно для  рейтинга

√! — рекомендательно

 

 

 


 

 

 

Контактный блок

 

 

 

 

 


Вводный час (актуализация содержания)
тайминг 50 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)

 

 

 

Про индивидуальность, мозг и нервную систему:
… что же касается наследственных различий в свойствах
мозга или других частях нервной системы, то этот
вопрос остается открытым по сей день … [3]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

«О чем и зачем?

 

1) «7 вопросов — 7 ответов»:

 

Вопрос № 1. Какова роль морфологии и функционирования организма в порождении и развитии индивидуальных различий и связано ли это с явлениями  нейрофизиологии?

Вопрос № 2.  Как могут проявляться индивидуальные различия в морфологии и функциональной организации головного мозга?

Вопрос № 3. Что значит «вегетативные влияния»«биоритмология», «конституционология», и как это связано с индивидуально-психологическими различиями?

Вопрос № 4. Какова специфика использования антропометрии в дифференциации индивидуально-психологических различий?

Вопрос № 5. Как свойства высшей нервной деятельности и типы нервной системы отражены в индивидуальности, как правильно их «измерить» и применить полученные результаты в практике?

Вопрос № 6. Как асимметрия и латерализация головного мозга отражены в дифференциацию поведения, как правильно их «измерить» и применить полученные результаты в практике?

Вопрос № 7. Каково «социальное отражение» биологии человека и что определяет специфику его невербального поведения и межличностной коммуникации?

 


 

В о п р о с ы  № 1, 2

Какова роль морфологии и функционирования организма
в порождении и развитии индивидуальных различий и связано
ли это с явлениями  нейрофизиологии?

 

 

√! Задание Ultra Light (вводный интерактив)

тайминг 50 минут

 


Индивидуальность = уникальность нейросети,
или «Как мозг делает нас тем, что мы есть .
.. ?»

 

 


1. Что есть коннектом? (20 минут)

 

1.1. Ознакомьтесь с видео «Я это мой коннектом …»

1.1. В процессе просмотра сформулируйте 5 ключевых позиций, отражающих суть вопроса: «Что есть коннектом?»

1.3. Обратите внимание: каждая ключевая позиция может включать не более 2-3-х слов.

 

Для ответа пройдите по данной ссылке

 


2. Что «даст» нам коннектом? (10 минут)

 

2.1. Просмотрите кейс-статью: Карта цифрового бессмертия. Что даст человечеству коннектом мозга (информация).

2.2. Ответьте на вопрос: «Что «даст» нам коннектом?»

2.3. Обратите внимание: в Вашем ответе должно быть 7-11 слов.

 

Для ответа пройдите по данной ссылке

 


3. Через «что» мы описываем коннектом? (20 минут)

 

3.1. Ознакомьтесь с ключевыми дефинициями в данном опорном сигнале  (выделены синим цветом).

2.2. Ответьте на вопрос: «Через «что» мы описываем коннектом?»

2.3. Обратите внимание: в Вашем ответе должно быть отражено, как взаимосвязаны понятия «коннектом», «нейрон» и «синапс», и все три данных понятия должны быть обязательно использованы в формулировке ответа.

 

Дайте ответ в течении 20-ти минут в общем чате

 

Дополнительные материалы

Сайт лаборатории Connectomics lab (Patric Hagmann’s Group)
Сеунг С. Коннектом. Как мозг делает нас тем, что мы есть, 2018

Карта цифрового бессмертия. Что даст человечеству коннектом мозга (информация)

 

 

Технический перерыв 5 минут

 

 

[/su_expand]

 

 

в начало раздела        к следующему разделу

 


Лекционный час  (ключевая информация)
тайминг 30 минут;
ТФ — лекция-информация (с презентацией)

 

 

 

Про индивидуальность, конституции и биоритмы:
… с точки зрения практики интерес к отношению
телосложения и поведения происходит от желания
оценивать людей и предсказывать их поведение
на основе их внешности … [3]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

В о п р о с ы   №№ 2, 3, 4

Как могут проявляться индивидуальные различия в морфологии и функциональной организации головного мозга; что значит «вегетативные влияния»«биоритмология», «конституционология», «антропометрия»; и как это связано с индивидуально-психологическими различиями?

 

 

√! Задание Lecture

 

 

Опорная презентация «B»
просмотрите информацию самостоятельно

 

Дополнительная информация
ознакомьтесь

Индивидуально-психологические свойства — что это?

Малых С.Б. Исследование генетической детерминации ЭЭГ человека (статья)

Профессиональное самоопределение и профессиональная направленность у старшеклассников с личностью типа А и типа Б (статья)

Методика аускультации сердца (для информации)

Интервью со Стефаном Порджесом

 

Отмеченные в презентации тесты
пройдите в свободное время

Тест «Тип поведенческой активности»: опросник Jenkins Activity Survey (JAS) в русскоязычной адаптации НИПНИ им. Бехтерева (Л. И. Вассерман, Н. В. Гуменюк)

 

[/su_expand]

 

 

Технический перерыв 5 минут

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу


Практический час («Закрепление», задание Light)
тайминг 30 минут; ТФ — практическая работа с опорным сигналом

 

 

 

Про индивидуальность, конституции и биоритмы:
… попытки судить о способностях и качествах человека
на основании параметров его внешности, вероятно, уходят
корнями вглубь веков, к самым ранним социальным
взаимодействиям между людьми … [3]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

В о п р о с ы   №№ 2, 3, 4

Как могут проявляться индивидуальные различия в морфологии и функциональной организации головного мозга; что значит «вегетативные влияния»«биоритмология», «конституционология», «антропометрия»; и как это связано с индивидуально-психологическими различиями?

 

 

√! Задание Light (закрепление)

тайминг 30 минут

 

1. Просмотрите данное видео Как работают нейронные сети; о сложной системе простыми словами.

2. Обратите внимание: смотреть необходимо только до 21-й минуты.

3. Ответьте на вопросы №№ 2.2, 2.3 и 2.4 в приведенном ниже бланке «Закрепление». Внесите ответы в файл и отправьте его для отчетности  согласно инструкции.

 

Бланк ЗАКРЕПЛЕНИЕ — скачайте и работайте в нем

 

Заполненный бланк до конца занятия отправьте на проверку

 

[/su_expand]

 

 

Большой перерыв

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 

 


Час самоподготовки
(работа с опорной информацией)

тайминг 30 минут; ТФ самостоятельная работа
с рекомендуемой информацией

 

 

 

Про индивидуальность, наследственность и среду: 
… основу индивидуальных различий следует искать
в наследственности индивида и в условиях
окружающей среды, в которых
он развивается
[3]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

В о п р о с ы   №№ 5, 6

Как свойства высшей нервной деятельности и типы нервной системы, асимметрия и латерализация мозга отражены в дифференциации поведения, как правильно их «измерить» и применить полученные результаты в практике?

 

 

 

Задание для самоподготовки:

тайминг 30 минут

 

 

1. Прослушайте анонс опорной информации «B-1″ 
(или ознакомьтесь с информацией самостоятельно)

 

√! Опорная информация «B-1»

Опорный сигнал «В-1»
(для аудиторного занятия)

 

√! 2. Подготовьтесь к спич-дискуссии
по одному из заданных ниже вопросов
(для подготовки используйте рекомендуемую
ниже опорную информацию «В-2»)

 

1. Межполушарная асимметрия полушарий головного мозга: сущность, определение, функции (до 3-х спикеров)

2. Речь и межполушарная асимметрия (до 3-х спикеров)

3. Понятие о дихотомическом прослушивании (до 3-х спикеров)

4. Источники происхождения асимметрии (до 3-х спикеров)

5. Возрастная динамика латерализации (до 3-х спикеров)

6. Индивидуальные особенности латерализации. Концепция Н. Гешвинда (до 3-х спикеров)

7. Нейропсихология индивидуальных различий, понятие о профиле латеральной организации (ПЛО) (до 3-х спикеров)

8. Популяционный полиморфизм типов полушарного реагирования (до 3-х спикеров)

9. Связь ПЛО и психических функций (до 3-х спикеров)

10. Дискуссионные аспекты представлений о функциональной асимметрии и ПЛО (до 3-х спикеров)

 

√! Опорная информация «В-2»

 

3. Пройдите в свой фрейм в jamboard и внесите на слайд тезисы Вашего ответа

 

 

[/su_expand]

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Дискуссионный час (спич-дискуссия) 
тайминг 60 минут
; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение заранее подготовленных вопросов)

 

 

 

Про индивидуальность, наследственность и среду:
… понятие «наследственность» означает
наследственность биологическую …
… так называемое социальное наследие
в действительности не может устоять
под влиянием окружающей среды .
.. [3]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

В о п р о с ы   №№ 5, 6

Как свойства высшей нервной деятельности и типы нервной системы, асимметрия и латерализация мозга отражены в дифференциации поведения, как правильно их «измерить» и применить полученные результаты в практике?

 

 

 

√! Задание Pro (спич-дискуссия)

тайминг 60 минут

 

 

 

Регламент спич-дискуссии

 

1. Вводные замечания
5 минут

2. Выступления спикеров по каждому вопросу
7 минут на вопрос

3. Общее мнение
5 минут

 

 

[/su_expand]

 

 

Технический перерыв 5 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу


 

 

Самостоятельный блок
(крайний дедлайн — 14.00 следующего дня)

 

 


Аттестационный час (тест-самопроверка) 
тайминг 60 минут; ТФ — онлайн-тест — самопроверка

 

 

 

Про измерение индивидуальности:
… люди не укладываются в четко
разграниченные категории ….
различия между людьми —
вопрос степени … [3]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

√! Задание Ultra Pro (рефлексия)

 

 

Пройдитетест-самопроверку «В-1»
дедлайн — 14.00 Мск завтра

 

√! Пройдите тест-самопроверку «В-2»
рекомендательно

зачет в формате E-Learning

 

 

Вопросы к зачету («В»)
зачет в формате face-to-face

[/su_expand]

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Завершающий час (рефлексия содержания)
тайминг рекомендательно 60 минут;
ТФ — обсуждение, инструктаж, домашняя работа

 

 

 

Про индивидуальность, культуру и поведение:
… наблюдения психологов и антропологов дают нам примеры
влияния той или иной культуры на различные виды поведения,
включая восприятие, память, эстетические суждения … [3]

 

 

В о п р о с   № 7

Каково «социальное отражение» биологии человека и что
определяет специфику его невербального поведения
и межличностной коммуникации?

 

 

 

√! Задание Project Creation
(общее, рекомендательно)

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 
Тема задания:
«Биологические предпосылки невербального
поведения и межличностной коммуникации»

(продолжение)

 

Проектный продукт:
«Психологический портрет
избранного респондента»

 

 

Опорная презентация, ознакомьтесь

 

Бланк ПРОЕКТИРОВАНИЕ, часть 1
заполняется на печатном бланке

 

Бланк ПРОЕКТИРОВАНИЕ, часть 2
заполняется в электронном виде

 

Материалы для проектирование

 

№ 1. «Психологический портрет личности студента. М.: РАНХиГС, 2016.
№ 2. Фулфер, М. Искусство чтения по лицу. Мн.: «Поппури», 2007.
№ 3. 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (онлайн)
№ 4. Панасюк А.Ю. Современные психотехнологии управления поведением людей.
№ 5. Язык политических телодвижений.
№ 6. Лапутин А., Кашуба В. Кинетика тела человека (статья)
Ссылка на первоисточник информации

 

[/su_expand]

 

 

√! Задание Project Creation
(для магистрантов)

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 


Проектное задание № 2 (из 3-х)

В чем проблема и ее актуальность?

 

1. Сформулируйте одну проблему, связанную с изучением индивидуальных различий, на Ваш взгляд, актуальную для современной дифференциальной психологии. Формулировка может состоять не более, чем из 7-11 слов и должна отражать объект (проблемное психологическое явление).

Подсказка:

посмотрите данную схему (для ПУ)

посмотрите данную схему (для КП)

посмотрите данные формулировки

 

2. Продумайте («для себя» и для обсуждения):

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая  составляющая — почему это может быть актуально для психологической практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической психологии следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

 

3. Прокомментируйте (в свободном обсуждении в конце занятия) проблемную «связку»: ««Индивид – личность – индивидуальность»«, или «Почему личность — стержневая категория в психологии … ?»

 

 


1. Как правильно оформить наглядность?

 

Пройдите по этой ссылке в jamboard и создайте свой фрейм
(один слайд),
внесите в него вторую (из трех) формулировок

 

 

2. Как будет проходить отчет?

 

На последнем занятии, регламент

 

Вводные замечания 
5 минут

Просмотр слайдов, спич-дискуссия 
до 140 минут (до 3 минут на каждого) 

Резюме по итогам
5 минут

 

 

3. Как задать вопрос по подготовке отчетного задания?

 

или чат через профиль «ВК»
https://vk.com/developmentonline

(чаты интегрированы)
 

[/su_expand]

 

 


 

 

Организационный момент,
«исходящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 

 


 

Рекомендуемые источники информации

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к первому разделу

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.