Рекомендуемая литература

 

[1]. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания: учебник. М, Проспект, 2016. 416 с. (основной)

[2]. Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки. [Электронный ресурс]: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж; пер. с англ. под ред. проф. В.В. Шульговского. — Эл. изд. — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 552 с.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — (Лучший зарубежный учебник).

[3]. Психология среды как контекст проблемы самореализации личности. [Интернет-ресурс.]

 

К учебной диаде № 1

Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания: учебник. Глава 1. М, Проспект, 2016. 416 с.

Дюбуа-Реймон, Эмиль Генрих. О границах познания природы: Семь мировых загадок. М.: Книжный дом»Либроком», 2010. 80 с.

Дополнительные интернет-ресурсы:

Панорама современного естествознания. Интернет-ресурс.

Устойчивость Вселенной и антропный принцип. Интернет-ресурс.

Рыбаков В.А., Покрышкин А.Л. Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма? Интернет-ресурс.

Из классики:

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб: «Питер», 2011.

Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

 

К учебной диаде № 2

Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания: учебник.
Глава 5. М, Проспект, 2016. 416 с. (основной к лекции и семинару)

Марков А.В. Проблемы эволюции: главные вопросы (основной к практическому занятию и проверочному тесту). Интернет-ресурс.

Дополнительные интернет-ресурсы:

What Does It Mean To Be Human?: Human Evolution Research (Smithsonian Institution). Интернет-ресурс.

Новости науки (новое в исследованиях антропогенеза)
Цифровая эволюция человека разумного (статья). Интернет-ресурс.

Теория креационизма. Интернет-ресурс. 

Раскрыта тайна возникновения сложной жизни. Интернет-ресурс.

Из классики:

Чарльз Дарвин. «Происхождение видов путем естественного отбора…»
(1872, изд. 6-е) .

Пьер Тейяр де Шарден. «Феномен человека» (1965).

 

К учебной диаде № 3

Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания: учебник.
Глава 10. М, Проспект, 2016. 416 с. (основной к лекции и семинару)

Дополнительные интернет-ресурсы:

Себастьян Сеунг: «Я — это мой коннектом» (видео)
Как работают нейронные сети; о сложной системе простыми словами (текст и видео)
Карта цифрового бессмертия. Что даст человечеству коннектом мозга (информация)
Тест «Тип поведенческой активности»: опросник Jenkins Activity Survey (JAS) в русскоязычной адаптации НИПНИ им. Бехтерева (Л. И. Вассерман, Н. В. Гуменюк)
Интервью со Стефаном Порджесом 

 

К учебной диаде № 4

Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки. [Электронный ресурс]: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж; пер. с англ. под ред. проф. В.В. Шульговского. — Эл. изд. — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 552 с.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — (Лучший зарубежный учебник). (основной к диаде)

Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации картины мира: от здравого смысла к научному познанию // Психология и Психотехника. № 3. 2014. С. 266-274.

Баддли А., Айзек М., Андерсон М. Память. СПб.: Питер, 2011.

Васильевская К.Н. Функции автобиографической памяти // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск: Январь, 2016. (интернет-ресурс).

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997. 325 с.

Гнатик Е.Н., Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Естествознание: Современные когнитивные концепции. Учебное пособие. Издательство: ЛКИ, 2008. 224 с.

Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. М.: МГУ, УМК «Психология», 2004. 316 с.

Изюмова С.А. Человеческая память и формирование ее индивидуальных когнитивных стратегий. М.: РУДН, 2014.

Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: Двадцать лет спустя // Вопр. психологии. 1989. No 6. С. 140–146.

Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. 2-ое изд, перераб. и доп., СПб.: Питер, 2004. – 384 с.

Дополнительные интернет-ресурсы:

Психофизика. Эксперименты Вебера и Фехнера

Теория психологической дифференциации Г. Уиткина

Корнилова Т.В., Парамей Г.В., 1989

Менингерское направление исследования когнитивных стилей

Теория личностных конструктов Дж. Келли

Когнитивные стратегии для решения задач

Теория понятийных систем О. Харви и др.

Цикл Дэвида Колба в обучении

Цикл Дэвида Колба в жизни

 

К учебной диаде № 5

Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.

Марютина Т.М. Дифференциальная психология. В 2 ч.: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2017. (Серия: Бакалавр и магистр. Академический̆ курс). (основной к диаде)

Анастази, Анна. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении  / Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 752 с.

Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс», 2015. 512 с.

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997. 325 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности = Akzentuierte Persönlichkeiten. Берлин, 1976. 328 с.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. СПб.: Речь, 2009. 256 с.

Малкина-Пых И.Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. М.: Эксмо, 2004. 384 с.

Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М.: «Флинта», 2016, 282 с.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998. 335 с.

Дополнительные:

Люсин Д.В., Кожухова Ю.А., Сучкова Е.А. Эмоциональная конгруэнтность при восприятии неоднозначных выражений лица (интернет-ресурс)

Барабанщиков В.А., Беспрозванная И.И., Ананьева К.И. Оценка индивидуально-психологических свойств человека в зависимости от конфигурационных изменений его лица (интернет-ресурс)

 

К учебной диаде № 6

Марютина Т.М. Дифференциальная психология. В 2 ч.: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2017. Главы 22-24. (Серия: Бакалавр и магистр. Академический̆ курс). (основной к диаде)

Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания: учебник. Раздел 11. М, Проспект, 2016. 416 с. (основной к диаде)

Весна Е.Е. Психологические закономерности и механизмы процесса, социализации-индивидуализации в онтогенезе. авторе. …к. психол. н.. М., 1998.

Костяк Т.В. Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 6

Бушменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий / Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 5-13.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага: АВИЦЕНУМ, 1978.

Sigman M., Cohen S., Beckwin L. Why Does Infant Attention Predict Adolescent Intelligence? / Infant behaviour and development. 1997. N 20 (2). P. 133-140.

Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии // Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978. С. 7-23.

Neuroconstructivism / D. Mareschal [et al.]. Vol. I, II. Oxford: Oxford University Press, 2007.

Марютина Т.М. Нейроконструктивизм – новая парадигма возрастной психофизиологии? [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 4. С. 132–146.

Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю.И. Александрова. — СПб.: Питер, 2014. — С. 171-172 (464 с.)

Дополнительные интернет-ресурсы:

Национальная психологическая энциклопедия. Интернет-ресурс.

Национальная психологическая энциклопедия

Формирование личности в онтогенезе 

Особенности ролевого репертуара студентов

Теория самокатегоризации

Костяк Т.В. Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 6 [8] 

Языков К.Г. Вариативность развития личности в двухмерном психогенетическом пространстве

Майкл Томас. Как исследуют вариативность когнитивных способностей?

Микерова Г.Ж., Жук А.С. Алгоритм построения индивидуальной траектории обучения

Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии // Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978. С. 7-23

Когнитивное развитие ребенка

Марютина Т.М. Нейроконструктивизм — новая парадигма возрастной психофизиологии?

 

К учебной диаде № 7

Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания: учебник. Раздел 14. М, Проспект, 2016. 416 с. (основной к диаде)

Дополнительные интернет-ресурсы:
Ценность человеческой жизни: значение для современного человека