«… Биология превращается в лидера естествознания, активное внедрение ее данных и подходов в социогуманитарное знание создает впечатление, что на фундаменте естественно-научных представлений может быть выстроена новая интегративная наука о человеке, могут быть синтезированы данные о биологии человека с данными о специфике его социального существования.» [1, c. 303]
Естествознание и естественные науки (коэволюционная парадигма)
[su_expand height=»40″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Коэволюционная парадигма в естествознании … см. далее
[/su_expand]
Организационный момент (входящие вопросы и ответы)
? Вводный интерактив (brainstorm)
7 вопросов — 7 ответов (о чем и зачем, обсуждение)
Лекция — информация (7 вопросов — 7 ответов)
Круглый стол (обсуждение по подгруппам)
Самопроверка (тест закрытого типа)
З а к л ю ч и т е л ь н а я ч а с т ь
Коротко о главном (каковы итоги, рефлексия)
Рекомендации (что изучить самостоятельно и что почитать)
Организационный момент (исходящие вопросы и ответы)
Ход занятия
Вводная часть
тайминг 20 минут
А. Организационный момент
(входящие вопросы/ответы)
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
О текущем рейтинге
О ходе занятия
[/su_expand]
Б. ? Вводный интерактив:
«Я — это мой коннектом»,
или «Что управляет нашим поведением» ?
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
1. (20 минут) Ознакомьтесь с видео «Я это мой коннектом …» и бегло просмотрите кейс-статью: Карта цифрового бессмертия. Что даст человечеству коннектом мозга (информация)
2. (5 минут) Исходя из полученной информации приведите Ваш вариант ответа на вопрос: «Что даст человеку коннектом мозга?» Внесите их на данный ресурс menti.com КОД
Примечание: ответ в предложении из 7 — 12-ти слов.
3. (5 минут) Примите участие в свободном обсуждении результатов выполненной работы.
Рекомендуемые дополнительные ссылки:
Ссылка 1. Как работают нейронные сети; о сложной системе простыми словами (текст и видео)
Ссылка 2.Ученые составили рекордно подробный коннектом сетчатки
Ссылка 3. .Интервью со Стефаном Порджесом
Ссылка 4. Тест «Тип поведенческой активности»: опросник Jenkins Activity Survey (JAS) в русскоязычной адаптации НИПНИ им. Бехтерева (Л. И. Вассерман, Н. В. Гуменюк
[/su_expand]
В. 7 вопросов — 7 ответов (о чем и зачем)
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
1. Каково «социальное отражение» биологической стороны морфологии и функционирования организма?
2. Какие составляющие биологического развития индивида значимы для формирования личности и индивидуальности?
3. Возможно ли, и если да, то как описать (объяснить) психологические особенности человека в категориях, понятиях и в связи с явлениями нейрофизиологии?
4. Как проявляются такие особенности в соотношении с морфологией и функциональной организации мозга?
5. Что значит «вегетативные влияния» и «биоритмология», и как это предопределяет особенности поведения человека?
6. Проявляют ли «себя» в поведении конституциональные различия (конституционология), и если да, то как именно?
7. Каково соотношение биологического и социального в концепциях социобиологии?
[/su_expand]
в начало раздела к следующему разделу
Основная часть
тайминг 140 минут
А. Лекция — информация
Биологические предпосылки социального поведения человека
тайминг 70 минут
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Опорная презентация А — смотреть
Опорный сигнал 3.1 (ключевые слова и тезисы) — смотреть
[/su_expand]
Перерыв 20 минут
Б. Круглый стол
Соотношение биологического и социального в концепциях социобиологии
Тайминг 50 минут
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Вопросы для подготовки к круглому столу
(по подгруппам):
Подгруппа 1. Биология как лидер естествознания, синтез данных этологии и зоопсихологии, биологии человека с данными о специфике его социального существования. Социобиология, ее цель и роль в современном естествознании.
Подгруппа 2. Социальное поведение как центральный феномен в социобиологических исследованиях. Инварианты (блоки), характеризующие социальное поведение как таковое. Генетические стратегии, понятие о «культурогене».
Подгруппа 3. Дискуссии по проблемам альтруизма. Социобиологический подход к исследованию альтруизма. Животный альтруизм как «образец» для человека.
Подгруппа 4. Проблема агрессивного поведения в контексте социобиологического подхода. Ксенофобия. Редукционизм в социобиологии: минусы и плюсы.
Подгруппа 5. Биополитический подход (биополитика) как синтез биологии, социологии и политологии. Современные направления биополитических исследований. Трактовка понятия «поведение» в данных направлениях.
Подгруппа 6. Логика биополитического анализа поведения человека (примеры). Маркеры («свой — чужой»). Ритуализация, стереотипы поведения, аффилиация, кооперация, наказание.
Подгруппа 7. Биологические методы и подходы к пониманию и моделированию социального поведения индивидов: дискуссионные вопросы. Подчинительное поведение, невербальная коммуникация, анализ темпераментальных особенностей.
Источник информации для подготовки к круглому столу
(первое предложение в каждом вопросе выделено цветом)
Регламент круглого стола
Выступления по группам в пределах 5 минут.
Выступает один спикер от группы, остальные добавляют.
Далее — задаются вопросы группе.
Общая дискуссия.
Подведение итогов.
[/su_expand]
В. Тест для самопроверки
Тайминг 20 минут
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Пройти тест-самопроверку (бланковый)
Важно: используйтет данный ресурс
[/su_expand]
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Заключительная часть
Тайминг 20 минут
А. Коротко о главном (итоги, рефлексия)
Опорный сигнал 3.2 — смотреть
Б. Рекомендации
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Что можно изучить самостоятельно —
вопрос «Актуальные проблемы естествознания: развитие биотехнологии и генной инженерии»
— см. источник информации по вопросу
Что можно почитать по теме —
— см. источники информации по теме диады
[/su_expand]
В. Организационный момент
(исходящие вопросы и ответы)
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
О подготовке групповых проектов (принцип «гамбургера»; триада в триаде)
Тематика проектов соответствует темам учебных диад №№ 1-7 (7 проектов — 7 групп)
Шаблон оформления текста проекта (один на группу) — обязательно
Шаблон оформления презентации проекта (одна на группу) — обязательно
Дедлайн:
[/su_expand]
в начало раздела к предыдущему разделу к первому разделу