Этапы развития философии образования (от классики к актуальным проблемам)
Цель — прояснить и осмыслить собственные образовательные и исследовательские цели и задачи на основе анализа различных философских взглядов на образование, сформулировать свои ценностей и принципы как педагога исследователя, использовать их для руководства в личной практике.
Организационный момент таймингдо 10 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
О наших ресурсах и контактах: 1) опорный ресурс (интерактивная презентация) по данной ссылке 2) СДО по данной ссылке 3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению
О целях и задачах, о содержании, о структуре, о темах, об аттестации и др.
Как Вы думаете, какие проблемы, отраженные во взглядах мыслителей-педагогов прошлого, актуальны и для современного образования?
Уточните формулировку, выполненную на прошлой лекции, расширьте ее характеристику, либо сформулируйте альтернативную
Обсуждение устное или в групповом чате
Методологический ориентир к заданию
а) каков социальный контекст проблемы («запрос общества»)? (социальный уровень);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень);
в) насколько она теоретически «подкреплена» сегодня, каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень)
Прокомментируйте в свободном обсуждении (или в общем чате) проблемную «связку» «Современное образование и педагогика: классика —традиции — инновации»
…личность — это не врождённое, а социальное понятие, она формируется в результате культурного развития человека … (Лев Семенович Выготский)
Онлайн-аналитика тайминг до 40 минут; ТФ — работа индивидуальная, самостоятельный поиск и анализ учебной информации, подготовка аннотации по избранной теме
Каковы актуальные потребности общества в образовании и как их выявлять?
Задания
Подготовьтесь к следующей форме активности «Экспресс-обсуждение» в рамках текущего занятия
1. Используя дидактический ориентир»(данный материал будет предложен на занятии), а также свободный веб-поиск, подготовьте аннотацию по избранной Вами актуальной проблеме образования из предлагаемого списка.
2.Оформите в процессе подготовки тезисы в виде слайда, используя любой удобный для Вас ресурс.
3. Прокомментируйте результаты работы в рамках обсуждения.
Актуальные проблемы философии образования (соотнесите с темой индивидуальных изысканий)
1. Логико-информационный подход в образовании.
2. Образование и гендер, «гендерное образование».
3. Философские основания игры.
4. Молодежная культура как социокультурный феномен.
5. Роль семейного воспитания в современном образовании.
6. Религия в современном обществе и образовании.
7. Философия образования постиндустриального развития.
8. Образование в контексте глобализации.
Ориентированная схема подготовки аннотации:
1) общая информация по проблеме, в чем заключается;
2) актуальность данной проблемы сегодня;
3) избранные Вами авторы/автор для анализа, кратко о подходах/подходе.
… воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать … (Антон Семенович Макаренко)
Интерактив-обобщение тайминг до 80 минут; ТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)
Как определить сегодня идеалы, и соответствующие им основные цели, задачи и содержание образования?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ
«Как эффективно обучать сегодня?», или интеграция классики, традиций, инноваций
Из темы индивидуального изыскания: что актуально и применимо сегодня?
Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»