Psy-Edu-Individual-Adaptive

Adaptability & Learning

Адаптивность – Успеваемость – Одаренность,
или формирование и оценка навыков познания

Нормальная кривая — распределение, наиболее соответствующее случайности и случайной активности. Образование — это целенаправленное занятие, и мы стремимся к тому, чтобы студенты учились тому, чему бы мы учили. Поэтому, если мы будем эффективны, распределение оценок будет совсем не нормальным. Фактически, нормальная кривая является свидетельством нашей неспособности учить.

(Бенджамин Блум)

Организационный момент
тайминг до 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы 

О ресурсах и контактах:
1) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) development-eco.ru
2) общий диск One Drive с материалами, по приглашению
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению

О теме и ходе занятия, про аттестацию

О чем и зачем?

Ход занятия 

Каковы предпосылки адаптивного обучения и успешного учения, что есть адаптивность и обучаемость в когнитивном обучении?

Каковы предпосылки (физиологические, психологические, природные) неуспеваемости и трудностей в учении?

Что такое одаренность, почему одаренные учащиеся часто становятся неуспевающими, и каковы методы их психологической поддержки?

Какова роль индивидуальных особенностей и соответствующих типологических вариаций обучающихся в успешном/неуспешном учении и как можно «усовершенствовать» факторы успешного учения?

Что такое метапознание, какова его роль в учении и обучении и возможности в реализации принципа индивидуализации обучения?

Что такое когнитивное образование, когнитивное обучение, когнитивные технологии, методы и техники  обучения?

Какова роль обучающего (педагога) и обучающегося (ученика) в когнитивном обучении и образовании?

 

ДИСКУССИИ / ДИАЛОГИ («ЛЕКЦИИ»)

Интерактив-проблематизация

Теория-актулизация

Практика-закрепление

___

ПРАКТИКИ / ДИАЛОГИ («СЕМИНАРЫ»)

Кейс-практикум

Спич-дискуссия

Интерактив-обобщение

___

САМОСТОЯТЕЛЬНО

Индивидуальный проект 

… определять способности обучаемого темпом учения необходимо не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях …

(Б. Блум)

Интерактив-проблематизация
тайминг до 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Каковы предпосылки адаптивного обучения и успешного учения, что есть адаптивность и обучаемость в когнитивном обучении?

Задание



Вы просмотрели вводное видео «Можно ли помочь мозгу на экзамене»

Если Вас заинтересовала данная проблематика, ознакомьтесь также с дополнительным материалом (см. справа).

Ответьте кратко на вопрос: когнитивное обучение: в чем общее (как для образования вообще) и в чем его специфика, то есть отличие от других вариантов образования? 

Ответ/ответы устно или в групповой чат

 

БЛИЦ-ОПРОС

Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации ответьте на три вопроса
(для внесения Ваших ответов пройдите по данной ссылке в форму обратной связи):

 

? 1 — Какой принцип обучения на основе метапознания (когнитивного обучения) раскрывается во вводном видео?

? 2 — В чем заключается метакогнитивная оценка уверенности в своих знаниях («знание о знаниях»)?

? 3 — Как принять верное решение на тестировании/экзамене и в чем заключается  данный метод когнитивного обучения?

 

 Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.

…чему может научиться любой человек в мире, почти все могут научиться, если ему обеспечены соответствующие предварительные и текущие условия обучения… 

(Б. Блум)

Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации, инструктаж к разделу «Практика-закрепление», совместное выполнение первого задания

Каковы предпосылки (физиологические, психологические, природные) неуспеваемости и трудностей в учении?

Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»

ученик достигает «мышления высшего порядка», когда он больше не верит в правильное или неправильное… 

(Б. Блум)

Практика-закрепление
тайминг до 30 минут; ТФ — закрепление информации
(беседа по понятийному аппарату, + кейс, + индивидуальная практическая работа)

Что такое одаренность, почему одаренные учащиеся часто становятся неуспевающими, и каковы методы их психологической поддержки?

Задания

Выполните задание «Закрепление», примите участие в обсуждении и/или отправьте файл на проверку

…большая часть того, что мы называем хорошим обучением — это способность учителя достигать эмоциональных целей, бросая вызов устоявшимся убеждениям учащегося… 

(Б. Блум)

Какова роль индивидуальных особенностей и соответствующих типологических вариаций обучающихся в успешном/неуспешном учении и как можно «усовершенствовать» факторы успешного учения?

! ВАЖНО: в контексте идей индивидуализации и когнитивного обучения под соответствующим типологическими вариациям обучающихся предлагается понимать дифференциацию по возрастным типам мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, аналитическое, логическое, теоретическое, формальное, креативное, абстрактно-символическое, критическое и др.). Исходя из данной типологии психолог/педагог могут определять, какие формы учебных заданий следует приоритетно использовать при преобладании того или иного типе мышления (или при сочетании разных типов мышления), в том или ином возрасте, с теми или иными обучающимися. Такое обучение сегодня часто называют «адаптивное обучение». Несомненно, могут быть и другие интерпретации и понимание такого рода обучения. Примеры заданий в рамках такого обучения в вузе приводятся ниже, в трех вариациях предлагаемого кейс-практикума.

Кейс-практикум
тайминг 80 минут (если на занятии), или индивидуально (если дома); ТФ — 
практическая самостоятельная работа, связанная с анализом учебной информации в формате выполнения кейс-заданий (формат подготовки вариативный  — домашняя работа, или  индивидуальная работа на занятии, или работа в сессионных залах и др. — определяется предварительно)

Предварительно:

выберите одну из трех предлагаемых вариаций кейс-практикума по методам адаптивного обучения, выполните задание/задания, подготовьтесь к краткому выступлению по результатам Вашей работы в рамках спич-дискуссии.

Вариация № 1: решение текстового кейса по проблеме адаптивного обучения с одним заранее заданным источником информации (кейс-статья) и возможностью свободного поиска в сети по теме «Метапознание и когнитивное обучение: как эффективно обучать в онлайн-формате?»

Задания

1. Выберите один вопрос (справа), далее, используя один рекомендуемый источник информации (к каждому вопросу есть своя ссылка), а также свободный поиск в сети, подготовьте короткое выступление.

2. Оформите ответ в процессе подготовки в виде  тезисов Вашего выступления, разместите их на одном слайде в любой удобной для Вас программе.

3. Прокомментируйте результаты в своем  выступлении в рамках спич-дискуссии, обратите внимание на практическую и диагностическую составляющие данной темы (см. ниже рекомендации). 

Спич-темы и рекомендуемые источники

Вопрос/спикер 1. Метапознание в педагогике (кейс-статья)

Вопрос/спикер 2. Карпов А.А. Метапознание в обучении (статья-текст)

Вопрос/спикер 3. Тактаев С. Когнитивное образование: от зубрёжки к познанию. От инженеров к когнитариям (обзорная статья)

Вопрос/спикер 4. Беленкова Ю.С. Обучение метакогнитивным навыкам и методы оценки их сформированности (статья из опыта)

Вопрос/спикер 5. Когнитивное обучение: виды обучения, гид по образованию (кейс-статья)

Вопрос/спикер 6. Ассоциативное обучение (кейс-статья)

Вопрос/спикер 7. Зыгмантович П. Когнитивные схемы: хозяева нашей головы. [Интернет-ресурс]. (кейс-статья)

Вопрос/спикер 8. Тренинг «Метапознание – обучение тому, как учиться» (методическая разработка)

Вопрос/спикер 9. 5 секретов создания обучающих тестов (кейс-статья)

Вопрос/спикер 10. Базовые когнитивные психотехники: воображение, сосредоточение, сравнение, наименование (кейс-статья)

Вопрос/спикер 11. Круги Эйлера: почему один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать (кейс-статья) 

Вопрос/спикер 12. Пуляевская А. Когнитивное обучение (кейс-статья) 

Вопрос/спикер 13. Знание о познании: что такое метакогниции и почему это полезно (кейс-статья)

Вариация № 2: решение текстового кейса по проблеме адаптивного обучения с тремя заранее заданными источниками информации (презентация к тетраде, выдержка из учебника, кейс-статья из сети) по теме «Адаптивное обучение: обучаемость, успеваемость, одаренность (актуальные вопросы теории и практики)»

Задания

1. Выберите один вопрос справа, ознакомьтесь с рекомендуемыми материалами для самоподготовки, найдите информацию, которая поможет Вам раскрыть данный вопрос.

2. Ответ на вопрос подготовьте в формате решения текстового кейса (текстовый кейс — экспресс-анализ большого объема текста), а именно: составьте  письменную аннотацию, следуя данному алгоритму:

1) каковы ключевые слова, отражающие содержание найденной Вами информации (сформулируйте, примерно, 5-7 слов/словосочетаний);

2) что можно сказать по сути рассматриваемого вопроса/явления “кратко, но емко”, как можно соотнести это, например, в системе “обучение — адаптивность — обучаемость” (выделите три основных позиции, оформите их в три абзаца, в каждой до 30 слов);

3) “мораль”: например, почему это интересно и важно для современной педагогической психологии и педагогики, зачем и для чего идеи адаптивного обучения могут быть использованы в других сферах (сформулируйте в один абзац до 30 слов)

Оформите Ваш ответ текстуально в любом удобном для Вас редакторе.

3. Сделайте устные комментарии в своем  выступлении в рамках спич-дискуссии, обратите внимание на три позиции, которые заложены в рекомендуемый алгоритм ответа (см. выше). 

 

Вопросы для самоподготовки

1. Сущность понятий: «научение», «обучение», «учение».

2. Сущность понятий: «адаптивность», «адаптация», «адаптированность», «дезадаптивность», «дезадаптация», «дезадаптированность», «адаптивная активность», «адаптивное поведение», «дезадаптивное поведение».

3. Сущность понятий: «обучаемость», «общая обучаемость», «специальная обучаемость», «обученность».

4. Сущность понятий: «неуспеваемость», «неуспевающие учащиеся», «индивидуализация обучения».

5. Сущность понятий: «одаренность», «одаренный учащийся».

6. Адаптивность и обучаемость как предпосылки успешного учения:
— типы проявления дезадаптации (когнитивный, личностный, поведенческий);
— обучаемость как важная характеристика познавательной деятельности человека;
— общая и специальная обучаемость;
— этапы повышения уровня обучаемости;
 обученность и проявление обученности в поведении.

7. Физиологические причины неуспеваемости и трудностей в учении.

8. Психологические причины неуспеваемости и трудностей в учении:
— интеллектуально пассивные учащиеся и их поддержка;
— недисциплинированные учащиеся и их поддержка;
— учащиеся с нарушением формирования произвольности и их поддержка;
— индивидуализация обучения, индивидуальный подход, алгоритм индивидуальной поддержки.

9. Природные особенности неуспевающих учащихся и трудности в учении:
— учебные ситуации, трудные для учеников с слабой и инертной системой;
— важные преимущества слабых и инертных по нейродинамическим особенностям учащихся;
— компенсаторные приемы, применяемые учащимися в случае несоответствия деятельности особенностям их нервной системы;
— суть психологической поддержки неуспевающих учащихся и коррекционной работы с ними.

10. Неуспевающие одаренные учащиеся:
— типология неуспевающих одаренных учащихся;
— причины неуспеваемости одаренных учащихся;
— стили учения неуспевающих одаренных учащихся;
— методы психологической поддержки неуспевающих одаренных учащихся.

Вариация № 3: решение текстового кейса по проблеме адаптивного обучения в форме онлайн-практикума по теме «Апробация методов, практик и техник когнитивного обучения»

Задание: 

используя рекомендуемый справа опорный бланк выполните практикум-апробацию методов, практик и техник когнитивного обучения

Отправьте ответ на проверку

…большая часть того, что мы называем обучением, заключается в том, что учитель должен иметь возможность использовать образование для реорганизации мысли, отношения и чувства ребенка…

(Б. Блум)

Спич-дискуссия
тайминг до 60 минут; ТФ — семинар с короткими выступлениями по результатам выполнения заранее подготовленной  аналитической информации; в данной тетраде обсуждению предшествует выбор одной из вариаций задания для подготовки, поэтапное решение мини кейса/кейсов, см. выше)

Что такое метапознание, какова его роль в учении и обучении и возможности в реализации принципа индивидуализации обучения?

Примерная схема выступления спикера

1) общая информация по заданной спич-теме (суть и содержание вопроса, и в чем проблема);

2) психологическая/педагогические составляющие (авторские комментарии по заданию);

3) практическая и диагностическая составляющие, перспективы и т.п. (собственное видение).

Регламент проведения спич-дискуссии

1. Актуализация в проблеме (введение), групповая беседа (5 минут)

2. Основная часть, выступления каждого из спикеров 5-7 минут, всего 50 минут

3. Групповая рефлексия (подведение итогов) (5 минут)

_____

…творчество следует за мастерством, поэтому мастерство в навыках — приоритет для молодых талантов… 

(Б. Блум)

Интерактив-обобщение

тайминг до 80 минутТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)

Что такое когнитивное образование, когнитивное обучение, когнитивные технологии, методы и техники обучения?

Выполните задания «Самопроверка» в форме кейс-практикума (вариация 3),
 используя презентацию «Актуализация»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ

«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций

Диалог № 6: о средствах оценки и контроля успеваемости как технологической форме обучения  (см. «Основной — ОТ в ВМШС». С. 14-16, С. 73-79)

…образование должно все больше заботиться о самом полном развитии всех детей и молодежи, и школы будут обязаны искать условия обучения, которые позволят каждому человеку достичь максимально возможного уровня обучения…

(Б. Блум)

Индивидуальный проект
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

Какова роль обучающего (педагога) и обучающегося (ученика) в когнитивном обучении и образовании?

 
Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.