Преподаватель vs Образование

Преамбула:

Цель психология образования  — освещение механизмов 
формирования его личностного результата …
системы ценностей и личностных установок, которые
формируются у обучающегося в процессе прохождения
по «ступеням» непрерывного образования
на протяжении всей жизни…  

[40, с. 7-8]

 


 

Психология образования:
преподаватель и студент — проблема диалога

 

Парадокс образования
«… чтобы поддерживать и увеличивать потенциал,
его нужно регулярно растрачивать … » [1]

 


Организационный момент,
«входящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 


О рейтинге 

О содержании

О ходе занятия

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

 

Вводный час, актуализация: √! Ultra Light

Лекционный час: информация √! Lecture

Практический час, закрепление: √! Light 

 

 Самоподготовка (вопросы)

 

Дискуссионный час, спич-дискуссия: √!  Pro

Аттестационный час, тест: √! Ultra Pro 

Завершающий час: рефлексия √! Project Creation

 

√! — интерактив на занятии (контактный блок)

√! — рекомендательно (самостоятельный блок)

 


Контактный блок

 



 


Вводный час (актуализация содержания)
тайминг 50 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)

 

Юмор в образовании 
» … это включение рутинного события
в неожиданный контекст  
… » [1]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

О чем и зачем?

 

1) «7 вопросов — 7 ответов»:

Вопрос № 1. Преподаватель сегодня: каковы противоречия и актуальные проблемы (точки зрения студентов, педагогов, психологов)?

Вопрос № 2. В чем сущность и особенности психологии образования как возможности одновременного самоанализа и осмысления (педагогической рефлексии) «самого себя» в роли: преподавателя, студента, психолога?

Вопрос № 3. В чем сущность и особенности психологии образования как прикладной дисциплины, нацеленной на решение главного дидактического вопроса «Как обучать?», на исследование и реализацию в практике особенностей обучения и развития человека на разных возрастных этапах?

Вопрос № 4. Каковы возможности психологии образования в поддержке преподавателя в в решении типичных профессиональных трудностей: 1) избежать ошибок в обучении, 2) выстроить  взаимоотношения со студентами; 3) повысить эффективность обучения; 4) оценить собственную готовность к работе в качестве преподавателя?

Вопрос № 5. Каковы возможности психологии образования в психологическом сопровождении преподавателя: как избежать ошибок и выстроить эффективные учебные коммуникации со студентами?

Вопрос № 6. Каковы возможности психологии образования в психологической поддержке преподавателя: как оценить и повысить реальную эффективность обучения и собственную готовность к педагогической деятельности?

Вопрос № 7. Образование сегодня: class-teacher or digital-teacher — кто он? — «Умник на сцене», или «Гид в сторонке — тьютор-ментор», или «Активный субъект учения», или «Автор-модератор онлайн-курсов», или «Фасилитатор онлайн-обучения» …?

 


В о п р о с   № 1

Преподаватель сегодня: каковы противоречия и актуальные проблемы 
(точки зрения студентов, педагогов, психологов)?

 

√! Ultra Light (вводный интерактив)

тайминг 30 минут

 


Преподаватель/студент глазами
студента/преподавателя, или

«Психология vs or & Образование … ?»

 


1. «Вы — студент» (10 минут)

 

1.1. Ознакомьтесь с предлагаемым видео: «РАНХиГС поздравляют».

1.2. Ответьте на вопрос (выберите один или несколько вариантов): «Какие эмоции Вы чаще всего испытывали при общении с преподавателями вуза, в который Вы закончили?»

1.3. Обратите внимание: можно выбрать до 3-х вариантов.

 

Для ответа пройдите по данной ссылке

 


2. «Вы — преподаватель» (10 минут)

 

2.1. Ознакомьтесь с предлагаемым видео «Как повысить эффективность обучения?».

2.2. Ответьте на вопрос: «Какие ошибки совершает преподаватель в своей работе наиболее часто? Назовите пять наиболее значимых, на Ваш взгляд.»

2.3. Обратите внимание: каждая формулировка может состоять не более, чем из 5-ти слов.

 

Для ответа пройдите по данной ссылке

 


3. «Вы — исследователь» (10 минут)

 

3.1. Сформулируйте одну проблему, на Ваш взгляд, наиболее актуальную для современной психологии (педагогики) высшего образования. Формулировка может состоять не более, чем из 7-11 слов и должна отражать объект (проблемное явление в контексте образования). Посмотрите примеры формулировок.

 

Для ответ используйте общий чат

 

3.2. Продумайте («для себя»):

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая  составляющая — почему это может быть актуально для  практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

3.3. Прокомментируйте (свободное обсуждение — общий чат) проблемную «связку» «Преподаватель/студент глазами студента/преподавателя, или «Психология vs or & Образование … ?»

[/su_expand]

 

Технический перерыв 5 минут

 

в начало раздела        к следующему разделу



 


Лекционный час  (ключевая информация)
тайминг 30 минут;
ТФ — лекция-информация (с презентацией)

 

Ценность образования
» … поистине ценны только процессы,
обеспечивающие позитивный результат
… » [1]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

В о п р о с ы   №№ 2, 3, 4 

В чем сущность и особенности психологии образования в анализе возможностей: а) для педагогической рефлексии; б) для решения главного дидактического вопроса «Как обучать эффективно?»; в) для психологического сопровождения и поддержки преподавателя в преодолении профессиональных трудностей?

 

√! Задание Lecture

 

Опорная презентация — ознакомиться

[/su_expand]

 

Технический перерыв 5 минут

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу




Практический час («Закрепление»)
тайминг 40 минут; ТФ — практическая работа с опорным сигналом

 

Управление образованием
» … в едином управленческом пространстве должны
оптимально сочетаться внешне противоположные
принципы индивидуального подхода
и единства требований … » [1]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

В о п р о с ы   №№ 2, 3, 4 

В чем сущность и особенности психологии образования в анализе возможностей: а) для педагогической рефлексии; б) для решения главного дидактического вопроса «Как обучать эффективно?»; в) для психологического сопровождения и поддержки преподавателя в преодолении профессиональных трудностей?

 

√! Light (рекомендательно)

 

Кейс «Педагогическая ситуация» — смотреть

Обратная связь — общий чат

 

Бланк «ЗАКРЕПЛЕНИЕ» — скачать для выполнения

Используем для отработки пропуска

Инструкция: скачайте данный бланк и работайте в нем по рекомендованным заданиям, используйте для выполнения заданий опорную презентацию,  заполненный бланк по завершении работы  отправьте на проверку

 

[/su_expand]

 

Большой перерыв 10 минут

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу



 


Самоподготовка
(вопросы спич-дискуссии)
ТФсамостоятельная работа с рекомендуемой информацией

 

Профессия в образовании
» … выбирать профессию и круг близкого общения нужно так,
чтобы не только результат, но и процесс взаимодействия
был в целом приятным … » [1]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

В о п р о с  ы   № 5, 6

Каковы возможности психологии образования:

а) в психологическом сопровождении преподавателя (как избежать ошибок и выстроить эффективные учебные коммуникации со студентами?);

б) в психологической поддержке преподавателя (как оценить и повысить реальную эффективность обучения и собственную готовность к педагогической деятельности?)

 

Задание для самоподготовки:

 

используя рекомендуемые варианты для поиска информации, подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого ниже списка, тезисы внесите на Ваш именной фрейм в jamboard (см. ниже)

 

Варианты поиска информации:

 

№ 1 Психология образования (2020), глава 4 (основной)

№ 2 Свободный веб-сёрфинг
по ключевым словам (дополнительный)

 

Вопросы для самоподготовки

Примечание: подготовьте выступление на семинаре 
по одному вопросу (устно, регламент выступления — 5-7 минут)

 

1) учебная коммуникация в образовании: коммуникативная культура преподавателя (подгруппа 1)

2) учебная коммуникация в образовании: условия возникновения отношений доверия «преподаватель-студент» (подгруппа 2)

3) учебная коммуникация в образовании: нарушения в межличностной коммуникации «преподаватель-студент» и их коррекция (подгруппа 3)

4) модели поведения преподавателя, типология И.Б. Назаровой (подгруппа 4)

5) модели поведения преподавателя, типология А.В. Юревича  (подгруппа 5)

6) модели поведения преподавателя, классификация Л.Д. Столяренко (подгруппа 6)

7) модель толерантного поведения преподавателя (подгруппа 7)

8) модель авторитарного поведения преподавателя (подгруппа 8)

9) модель неконструктивного (в учебной коммуникации) поведения преподавателя (подгруппа 9)

10) сценарии поведения преподавателя, № 1: «Ни на что не хватает времени, я перегружен на работе» (подгруппа 10)

11) сценарии поведения преподавателя, № 2: «Все плохо, никто меня здесь не понимает» (подгруппа 11)

12) сценарии поведения преподавателя, № 3: «Коллеги, которые выше меня по статусу, добились этого благодаря нужным связям»  (подгруппа 12)

 

Дополнительно

 

13) сценарии поведения преподавателя, № 4: «У меня все равно ничего не получится» (свободный спикер)

14) сценарии поведения преподавателя, № 5: «Да разве они могут лучше, чем я …?» (свободный спикер)

15) сценарии поведения преподавателя, № 6: «Вот в наши годы …» (свободный спикер)

16) сценарии поведения преподавателя, № 7: «Я и так все знаю …?» (свободный спикер)

 

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем преподавания сегодня?»);

2) возможности психологии образования в решении данной проблемы на теоретическом уровне («Как преподавателю избежать возможных ошибок и выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию со студентами?»);

3) возможности и практические методы (диагностики, коррекции, консультирования) психологии образования в повышении эффективности преподавания («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение преподавателя). 

При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:

диагностика модели педагогического общения бланковый (стр. 129-131)
тест на тип личности по типологии Майерс-Бриггс (МВТI) онлайн;
тест «Темная триада» личностных черт онлайн;
пятифакторный опросник личности 5PFQ онлайн;
индивидуально-типологический опросник ИТО онлайн;
тест ориентационного стиля профессионального общения онлайн.

Для самостоятельного подбора методов, 
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:

Каталог психологических тестов

 

Фрейм для тезисов
(для занятия  онлайн)

Образец № 1 оформления тезисов на слайде

Образец № 2 оформления тезисов на слайде

 

[/su_expand]

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу



 


Дискуссионный час (спич-дискуссия) 
тайминг 60 минут
; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение заранее подготовленных вопросов)

 

Навыки в образовании
» … чтобы избавиться от тревожных переживаний,
достаточно отработать до автоматизма
соответствующие действия … » [1]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

В о п р о с  ы   № 5, 6

Каковы возможности психологии образования:

а) в психологическом сопровождении преподавателя (как избежать ошибок и выстроить эффективные учебные коммуникации со студентами?);

б) в психологической поддержке преподавателя (как оценить и повысить реальную эффективность обучения и собственную готовность к педагогической деятельности?)

 

√! Pro (спич-дискуссия)

тайминг 60 минут

 

Регламент (организация и проведение) «Speech-Discussion»

 

Актуализация (введение)

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (5 минут).

Основная «спич-дискуссия»

2. Выступления каждого спикера по индивидуальным вопросам (5 минут).
Наглядность —  онлайн-доска, пройти по ссылке

3. Каждому спикеру задается вопрос (3 минуты).

Рефлексия (подведение итогов)

4. Общее мнение, вопросы (минут).

 

[/su_expand]

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу




Самостоятельный блок
(дедлайн — 14.00 следующего дня)

 


Аттестационный час (тест-самопроверка) 
тайминг 80 минут; ТФ — онлайн-тест — самопроверка

 

Эффективность образования
» … непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые
преломляют и интегрируют все
объективные воздействия … » 
[1]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

√! Ultra Pro (самопроверка)

 

Пройти тест в СДО  

зачет в формате E-Learning

 

[/su_expand]

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу



 


Завершающий час (рефлексия содержания)
тайминг 60 минут; ТФ — обсуждение, инструктаж 

 

Педагог и студент в образовании
» … поистине высокий потенциал характеризуется
не высокой внешней активностью, а внутренней
готовностью к любому виду активности
и к любой цели … »
[1]

 

В о п р о с   № 7 

Образование сегодня: class-teacher or digital-teacher — кто он? — «Умник на сцене», или «Гид в сторонке — тьютор-ментор», или «Активный субъект учения», или «Автор-модератор онлайн-курсов», или «Фасилитатор онлайн-взаимодействия»…?

 

√! Project Creation
(для «должников»)

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Дейл.png

Познакомьтесь с одним из широко известных в мире подходом к разработке эффективных методов обучения. Его автор — Эдгар Дейл (Edgar Dale) — психолог в сфере образования, пионер в области использования аудио-визуальных средств обучения. Сам Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.

Исходя из полученного практического опыта, он сформулировал гипотетическое, но получившее огромную популярность и мировую известность, положение о том, что «если просто слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это будет наименее эффективный способ выучить что-либо; но  если использовать изучаемый материал, обучая других и в собственной жизни – это станет наиболее эффективным способом выучить что-либо». Данная идея была отражена в так называемой «Пирамиде обучения Дейла».

Несмотря на то, что экспериментальным путем положение не было подтверждено, а процентные соотношения (их можно видеть в самых разных интерпретациях указанной пирамиды) не могут быть однозначно интерпретированы, — оно, несомненно, полезно в дидактическом плане.

См. подробнее

 

Задание (часть 1). Сопоставьте структуру, этапы, технологические
формы данного занятия с логикой и компонентами
«Пирамиды обучения Дейла»
Каково Ваше мнение (в аргументации преподавателя,
и/или студента, и/или психолога)?
Для выполнения задания используйте опорный сигнал
.

 

Опорный сигнал с отчетным заданием — скачать

 

Важно: скачайте данный опорный сигнал, заполните его
и направьте файл вложением в указанный ниже чат,
имя файла — Ваша фамилия латинскими буквами
(дедлайн — последняя диада курса)

 

Для обратной связи используйте чат

в нашем сообществе «Вк»:
 
 

[/su_expand]

 


√! Задание Project Creation
(только для магистрантов)

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

1) Проектирование психологической практики (работа в подгруппе). Выполните задания в предлагаемом ниже опорном бланке. 

Бланк для ПР № 4 («Проектирование») — скачать

2) О результатах выполнения данного задания отчитайтесь на следующем занятии в рамках практического часа.

3) Для отчета подготовьте краткий анонс (до 5-ти минут)  основных положений проекта. Можно выбрать от подгруппы одного спикера, можно выступить вместе. 

[/su_expand]

 


Организационный момент,
«исходящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 


 

Рекомендуемые источники информации

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к первому разделу

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.