«Онлайн-марафон»
«Индивид — Личность — Индивидуальность»:
Генотип — Среда — Развитие
(социализация и индивидуализация, генотип и среда
нейроконструктивизм как ведущая парадигма в теории и практике современной психологии)
«О чем и зачем?: 12 вопросов — 12 ответов»
1. Как связаны процессы социализация и индивидуализация в онтогенезе?
2. Что подразумевает понятие «нейроконструктивизм»?
3. Что понимается под предикторами развития?
4. Какие факторы среды могут выступать «ограничителями» в развитии?
5. Как связаны психогенетика и дифференциальная психология?
6. Что означает понятие «генотип—средовое взаимодействие»?
7. Что такое «эпигенез»?
8. Как соотносятся нормативное и индивидуальное в психическом развитии?
9. Каково значение лонгитюдного исследования в психогенетике?
10. Каковы особенности фенотипической дисперсии показателей интеллекта в онтогенезе?
11. Каково значение близнецового метода в психогенетике?
12. Каков состав общей и индивидуальной среды?
Ход занятия
Часть 1 (вводная) — тайминг до 60 (120) минут
Технологическая форма: «вводная информация», практичесое задание (совместное выполнение)
Тема: «Формирование индивидуальности в онтогенезе, нейроконстуктивизм»
? Вводный интерактив (вводное практическое задание) — до 45 (90) минут:
— просмотрите данный видеоматериал «Как исправить ДНК человека» (до 10 минут);
— просмотрите текстовую подсказку: Психогенетика: как гены влияют на нашу жизнь (интернет-ресурс, доступ свободный) (до 10 минут)
— просмотрите терминокарту в опорном сигнале «1+2» (до 10 минут)
— выпишите 7 ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих, на Ваш взгляд, сущность генно-средовой парадигмы в естественных науках — для внесения слов используйте ресурс menti.com (до 15 минут)
Опорная презентация «1+2» (слайды №№ 1-11)
Опорный сигнал «1+2» — скачать
скачайте опорный сигнал и работайте в нем по рекомендованным заданиям,
используйте для выполнения заданий опорную (информационную) презентацию
Онлайн-материалы к занятию:
Ссылка 1: Национальная психологическая энциклопедия
Ссылка 2. Формирование личности в онтогенезе (текст)
Ссылка 3. Особенности ролевого репертуара студентов (текст)
Ссылка 4. Теория самокатегоризации. (текст)
Ссылка 5. Микросоциологическая, интерпретативная парадигма (текст)
Ссылка 6. Костяк Т.В. Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 6 [8] (статья для рецензирования)
Часть 2 (основная) — тайминг до 60 (120) минут
Технологическая форма: практическое занятие («командная работа»)
Тема: «Формирование индивидуальности в онтогенезе, нейроконстуктивизм»
Опорная презентация «1+2» (слайды №№ 12-23)
Опорный сигнал «1+2» — скачать
заполненный опорный сигнал по завершении работы отправьте его вложением
по адресу alexandervgagarin@gmail.com, имя файла — фамилия студента
Онлайн-материалы к занятию:
Ссылка 7. Языков К.Г. Вариативность развития личности в двухмерном психогенетическом пространстве (статья для дополнительной информации)
Ссылка 8. Майкл Томас. Как исследуют вариативность когнитивных способностей? (статья для дополнительной информации)
Ссылка 9. Микерова Г.Ж., Жук А.С. Алгоритм построения индивидуальной траектории обучения (статья для дополнительной информации)
Ссылка 10. Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии // Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978. С. 7-23 (статья для дополнительной информации)
Ссылка 11. Когнитивное развитие ребенка (статья для дополнительной информации)
Ссылка 12. Марютина Т.М. Нейроконструктивизм — новая парадигма возрастной психофизиологии? (статья для дополнительной информации)
Часть 3 (отчетная — семинар) — тайминг до 60 (120) минут
Технологическая форма: семинар по варианту «Speech-Discussion» (индивидаульная работа с выступлением) по заранее подготовленным вопросам
Тема: «Роль генотипа и среды в формировании индивидуальности человека»
Задание и инструктаж по организации «Speech-Discussion»:
Актуализация знаний
1. Используя рекомендованный материал, подготовьте экспресс-выступление («speech») по заданному вопросу семинара (по принципу «один спикер — один вопрос»). Возможно использование также других онлайн-ресурсов. Тайминг — 10 минут
Основная «спич-дискуссия»
2. Выступления каждого спикера по заданным вопросам. Тайминг — не более 3-х минут.
3. Каждому спикеру задается один вопрос, причем вопрос задает каждый последующий спикер. Тайминг («вопрос-ответ») — не более 3-х минут.
Рефлексия (подведение итогов)
4. Общее мнение. Тайминг — 5 минут.
Вопросы для экспресс-подготовки к «Speech-Discussion»:
1. В истории естественных наук неоднократно возникали концепции, анализирующие взаимодействие биологических (наследственных) и социальных (средовых) факторов развития индивидуальности. Среди них концепция темперамента — в чем ее сущность и основные идеи? (1 спикер)
2. Как соотносятся материальная основа тела и окружающая материальная природа? Поясните на примерах: а) «темпераменты» в концепции И.П. Павлова, б) соотношение «темперамент-характер») (1 спикер)
3. Как соотносятся материальная основа тела и окружающая материальная природа? Поясните на примерах: а) взгляды В. Вундта; б) взгляды Ф. Гальтона, в) взгляды В. Штерна. (1 спикер)
4. Почему проблема индивидуальности получили надежное обоснование с появлением генетики? Поясните на примерах: а) генетический полиморфизм, б) случайное сочетание родительских генов, в) мутации. (1 спикер)
5. Как среда определяет разнообразие индивидуальных признаков? поясните на примере: роль «природы» (гены» и «воспитания» (среда) — качестванная и количественная интерпретации (1 спикер)
6. Научная дисциплина психогенетика использует в качестве основных методов: популяционный, генеалогический, метод приемных детей, близнецовый метод. В чем заключается генеалогический метод? (1 спикер)
7. Научная дисциплина психогенетика использует в качестве основных методов: популяционный, генеалогический, метод приемных детей, близнецовый метод. В чем заключается метод приемных детей? (1 спикер)
8. Научная дисциплина психогенетика использует в качестве основных методов: популяционный, генеалогический, метод приемных детей, близнецовый метод. В чем заключается близнецовый метод? (1 спикер)
9. Научная дисциплина психогенетика использует в качестве одного из основных методов — близнецовый. Каковы ограничения в использовании данного метода? (1 спикер)
10. Научная дисциплина психогенетика рассматривается вопрос о факторах индивидуальности человека. В чем заключается концепция двух факторов индивидуальности? (1 спикер)
11. Среди признаков индивидуальности наибольший интерес у исследователей и практиков вызывает интеллектуальность. Какова предыстория развития тестовых методов распознавания интеллектуальности и какова роль в этом: а) методологической концепции бихевиоризма; б) исследований Дж. М. Кеттела? (1 спикер)
12. Среди признаков индивидуальности наибольший интерес у исследователей и практиков вызывает интеллектуальность. Какова предыстория развития тестовых методов распознавания интеллектуальности и какова роль в этом: а) исследований А. Бине; б) усилий создателей невербальных тестов? (1 спикер)
13. Среди признаков индивидуальности наибольший интерес у исследователей и практиков вызывает интеллектуальность. В чем сущность, преимущества и недостатки концепции, доминирующей в XX веке, и направленной на изучение интеллекта как фактора социальной успешности? (1 спикер)
14. Среди признаков индивидуальности наибольший интерес у исследователей и практиков вызывает интеллектуальность. Каковы три основных направления в развитии современных концепций интеллекта? Охарактеризуйте их кратко (1 спикер)
15. В чем сущность и особенности современной концепции EQ, какова ее предыстория и с чем связано ее развитие сегодня? (1 спикер)
16. Исследование индивидуальности посредством тестов интеллекта указывают на совокупную роль генетических и средовых факторов. В чем заключается фундаментальная проблема, возникающая в связи с этим? Проиллюстрируйте ответ результатами исследований Хельмута Нюборга. (1 спикер)
17. В чем заключается сущность «евгеники», какова предыстория возникновения этого движения (Ликург) и его развития в онаученных формах (Ф. Гальтон)? (1 спикер)
18. Какова история и особенности развития «евгеники» в России, в чем возможные преимущества и явная противоречивость идей отечественных евгеников? (1 спикер)
19. Какова история и особенности развития «евгеники» в зарубежных странах, в чем возможные преимущества и явная противоречивость идей зарубежных евгеников? (1 спикер)
20. В чем сущность и перспективы развития неоевгеники и каковы новые принципиальные возможности для развития евгенических целей? (1 спикер)
21. В чем сущность биометрических технологий идентификации и каковы психологические, этические, социальные аспекты получения и применения индивидуальных данных? (1 спикер)
22. Что понимается под генетическим и химикоэнзимологическим портретом человека? (1 спикер)
23. Каковы психологические, этические, социальные аспекты всеобщей «генетической паспортизации»? (1 спикер)
Материал для экспресс-подготовки к «Speech-Discussion» — скачать
прим. ответ на каждый вопрос выделен цветом
Дополнительные онлайн-материалы (тесты):
Международный тест IQ
Тест эмоционального интеллекта EQ Холла
Тест «Социальный интеллект» Гилфорда
Тест интеллектуального потенциала ИП (для детей и подростков)
Часть 3 (завершающая — тест) — тайминг до 60 (120) минут
Технологическая форма: обучающий онлайн-тест с анализом предлагаемого текста
(самостоятельная работа)
Тема: «Природа межиндивидуальной вариативности психологических показателей в онтогенезе«
Опорный текст для анализа — скачать
Пройти обучающий тест «О»
зачет в формате E-Learning
Вопросы к экзамену (тетрада «O»)
зачет в формате face-to-face