“Онлайн-марафон” по психологии образования
«Индивид — Личность — Индивидуальность»:
Обучение — Учение — Познание
(адаптивность, обучаемость, метапознание)
Как примерно может выглядеть это занятие в подходе Б. Блума – смотреть
«О чем и зачем?: 12 вопросов — 12 ответов»
Каковы предпосылки эффективного обучения и успешного учения?
Каково значение «адаптивности» и «обучаемости» в учении?
Каковы предпосылки (физиологические, психологические, природные) неуспеваемости и трудностей в учении?
Какова роль индивидуальных особенностей учащихся в успешном/неуспешном учении?
Что такое одаренность, почему одаренные учащиеся часто становятся неуспевающими, и каковы методы их психологической поддержки?
Какова роль индивидуальных особенностей учащихся в успешном/неуспешном учении?
Что такое метапознание и какова его роль в учении и обучении?
Как реализовать принцип индивидуализации обучения на основе методов метапознания?
Как можно «усовершенствовать» факторы успешного учения?
Что такое когнитивное образование и что такое когнитивное обучение?
Что такое когнитивные методы и техники в обучении?
Какова роль обучающего (педагога) и обучающегося (ученика) в когнитивном обучении?
Каковы технологии и методы когнитивного обучения в современном образовании?
Ход онлайн-занятия
(8 часов)
Вводный блок
_________________________________________________________________
? Вводный видео-интерактив
тайминг 30 минут
Просмотрите видео “Когнитивное обучение, или “Brain training” (тренировка мозга)“ (11 минут)
Выпишите 7 ключевых слов/словосочетаний, раскрывающих, на Ваш взгляд, сущность обучения вообще и когнитивного обучения, в частности – для внесения слов используйте ресурс menti.com КОД
Используйте текстовую подсказку: “Когнитивные процессы: что это и как мы можем улучшить наши умственные процессы”
_________________________________________________________________
Часть 1 (актуализация)
тайминг 90 минут
Тема: “Психология обучения:
аспекты дифференциации и адаптации»
Вариант первый – основной
(обсуждение заранее подготовленных заданий)
1. Терминологический диктант № 3
Готовую работу в файле word направьте на почту alexandervgagarin@gmail.com
В теме письма укажите – Фамилия И.О. (диктант)
Вариант второй
(реализуется в “актуальном режиме”)
Технологическая форма: вводная информация + дискуссия с применением
методов когнитивного обучения (предварительная подготовка на занятии, см. ниже)
Вопросы для предварительной самоподготовки
(предварительная подготовка – тайминг до 30 минут):
1. Сущность понятий: “научение”, “обучение”, “учение”.
2. Сущность понятий: “адаптивность”, “адаптация”, “адаптированность”, “дезадаптивность”, “дезадаптация”, “дезадаптированность”, “адаптивная активность”, “адаптивное поведение”, “дезадаптивное поведение”.
3. Сущность понятий: “обучаемость”, “общая обучаемость”, “специальная обучаемость”, “обученность”.
4. Сущность понятий: “неуспеваемость”, “неуспевающие учащиеся”, “индивидуализация обучения”.
5. Сущность понятий: “одаренность”, “одаренный учащийся”.
6. Адаптивность и обучаемость как предпосылки успешного учения:
– типы проявления дезадаптации (когнитивный, личностный, поведенческий);
– обучаемость как важная характеристика познавательной деятельности человека;
– общая и специальная обучаемость;
– этапы повышения уровня обучаемости;
обученность и проявление обученности в поведении.
7. Физиологические причины неуспеваемости и трудностей в учении.
8. Психологические причины неуспеваемости и трудностей в учении:
– интеллектуально пассивные учащиеся и их поддержка;
– недисциплинированные учащиеся и их поддержка;
– учащиеся с нарушением формирования произвольности и их поддержка;
– индивидуализация обучения, индивидуальный подход, алгоритм индивидуальной поддержки.
9. Природные особенности неуспевающих учащихся и трудности в учении:
– учебные ситуации, трудные для учеников с слабой и инертной системой;
– важные преимущества слабых и инертных по нейродинамическим особенностям учащихся;
– компенсаторные приемы, применяемые учащимися в случае несоответствия деятельности особенностям их нервной системы;
– суть психологической поддержки неуспевающих учащихся и коррекционной работы с ними.
10. Неуспевающие одаренные учащиеся:
– типология неуспевающих одаренных учащихся;
– причины неуспеваемости одаренных учащихся;
– стили учения неуспевающих одаренных учащихся;
– методы психологической поддержки неуспевающих одаренных учащихся.
Дидактические и учебные материалы
для предварительной самоподготовки:
1) опорная презентация — смотреть
2) опорный сигнал 1 – скачать заранее для заполнения
3) материал учебный (1) для самоподготовки– скачать
4) материал учебный (2) для самоподготовки – онлайн
Дополнительные онлайн-материалы:
Ссылка 1. Сущность понятий «усвоение», «учение», «научение», «учебная деятельность» (текст)
Ссылка 2. Психологическая адаптация (адаптация, дезадаптация, адаптивность, дезадаптивность, адаптивная активность, адаптивное поведение) (текст)
Ссылка 3. Обученность и обучаемость как результат обучения (текст)
Ссылка 4. Глоссарий понятий «Одаренные дети и проблемы их воспитания и обучения» (текст)
Ссылка 5. Богоявленская Д.Б. Ещё раз о понятии «одаренность» (текст)
Тесты (онлайн):
Тест интеллектуального потенциала “ИП” (7-16 лет)
Краткий отборочный тест “КОТ”
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» МЛО-АМ
Опросник социально-психологической адаптации (вар. Осницкого)
Школьный тест умственного развития ШТУР-2/А
Ваш стиль обучения и мышления
Диагностика личностной креативности
_________________________________________________________________
“?” Промежуточный видео-интерактив
тайминг 30 минут
Просмотрите видео “Ваш помощник на тестах и экзаменах. Принципы метапознания“ (6 минут)
Сделайте краткий комментарий из одного предложения не более 5-7 слов (письменно – menti.com) по следующим вопросам:
? 1 – Какой принцип обучения на основе метапознания (когнитивного обучения) раскрывает автор? КОД
? 2 – В чем заключается метакогнитивная оценка уверенности в своих знаниях (“знание о знаниях”)? КОД
? 3 – Как принять верное решение на тестировании/экзамене и в чем заключается данный метод когнитивного обучения? КОД
_________________________________________________________________
Основной блок
Часть 2 (отчетная)
тайминг 180 минут
Вариант первый – основной
(обсуждение заранее подготовленных заданий)
2. Семинар “Психология обучения” (на онлайн-доске)
Вариант второй
(реализуется в “актуальном режиме”)
Тема: “Метапознание и когнитивное обучение:
как эффективно обучать в онлайн-формате?”
Технологическая форма: практикум-апробация техник и методов когнитивного обучения (обзорная информация и совместные практические задания)
Опорная презентация – смотреть
Опорный сигнал 2 – скачать заранее для заполнения
скачайте опорный сигнал, а по завершении работы отправьте на проверку
Дополнительные онлайн-материалы:
Ссылка 6. Метапознание в педагогике (кейс-статья)
Ссылка 7. Карпов А.А. Метапознание в обучении (статья-текст)
Ссылка 8. Тактаев С. Когнитивное образование: от зубрёжки к познанию. От инженеров к когнитариям (обзорная статья)
Ссылка 9. Беленкова Ю.С. Обучение метакогнитивным навыкам и методы оценки их сформированности (статья из опыта)
Ссылка 10. Когнитивное обучение: виды обучения, гид по образованию (кейс-статья)
Ссылка 10. Ассоциативное обучение (кейс-статья)
Ссылка 11. Зыгмантович П. Когнитивные схемы: хозяева нашей головы. [Интернет-ресурс]. (кейс-статья)
Ссылка 12. Тренинг «Метапознание – обучение тому, как учиться» (методическая разработка)
Ссылка 13. 5 секретов создания обучающих тестов (кейс-статья)
Ссылка 14. Базовые когнитивные психотехники: воображение, сосредоточение, сравнение, наименование (кейс-статья)
Ссылка 15. Круги Эйлера: почему один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать (кейс-статья)
Ссылка 16. Пуляевская А. Когнитивное обучение (кейс-статья)
Ссылка 17. Знание о познании: что такое метакогниции и почему это полезно (кейс-статья)
Заключительный блок
Часть 3 (завершающая)
тайминг 60 минут
Вариант первый – основной
(обсуждение заранее подготовленных заданий)
3. Коллоквиум “Психология преподавания”
Готовую работу в файле word направьте на почту alexandervgagarin@gmail.com
В теме письма укажите – Фамилия И.О. (коллоквиум)
Вариант второй
(реализуется в “актуальном режиме”)
Тема: “Искусственный интеллект в обучении: актуальная проблема современной психологии образования и педагогики»
_________________________________________________________________
“?” Завершающий видео-интерактив
тайминг 30 минут
Домашнее задание-рефлексия
по теме “Обучение – Учение – Познание”:
1. Просмотрите (внимательно) видео по теме “Искусственный интеллект” (при необходимости по подгруппам):
– видео для подгруппы 1 “10 пугающих моментов в развитии искусственного интеллекта”
– видео для подгруппы 2 “10 суперспособностей, которые нас уничтожат”
– видео для подгруппы 3 “10 невероятных роботов”
– видео для подгруппы 4 “10 признаков, что люди живут в матрице”
– видео для подгруппы 5 “10 случаев в жизни, когда матрица дала сбой”
– видео для подгруппы 6 “20 фактов, которые покажу реальность, как она есть (часть 1)”
– видео для подгруппы 7 “20 фактов, которые покажут реальность, как она есть (часть 2)”
2. Сформулируйте:
– вариант 1 – ответ на вопрос “Возможен ли искусственный интеллект в обучении/образовании, каковы плюсы и минусы? (два-три предложения-тезиса от 5 до 11 слов);
– вариант 2 – три ключевых тезиса (каждый тезис – предложение от 5 до 11 слов), отражающих, на Ваш взгляд, глобальную проблему внедрения искусственного интеллекта во все сферы науки и жизни.
3. Тезисы внесите на данный ресурс menti.com, код
_________________________________________________________________
Часть 3 (дополнительная, для магистратуры)
тайминг 60 минут
Технологическая форма: тестирование с анализом заданного учебного текста.
Техники когнитивного обучения: 1) “Оценка уверенности в своих знаниях”; 2.)”Обучающий тест”
(самостоятельная работа)
Тема: “Аспекты профессионального развития личности в онтогенезе”
Опорный текст для анализа – скачать
Пройти обучающий тест “L”
зачет в формате E-Learning
Вопросы к экзамену (тетрада «L»)
зачет в формате face-to-face
Рекомендуемая литература к занятию