Учебная тетрада «С» (cognition)

 

«Индивид — Личность — Индивидуальность»: 
Мозг — Познание — Разум
(когнитивные процессы
как источник
индивидуализации познания)

 

Преамбула

… Каждый начинающий преподаватель обнаруживает раньше или позже, что его лекции вначале были непонятны студентам, так как он говорил для себя, только со своей собственной точки зрения … (Жан Пиаже)
Источник: Цитаты и афоризмы. https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-zhana-piazhe

 

 

? Вводный интерактив

тайминг 30 минут

 

Задание:
— просмотрите данный видеоматериал 1 (10 минут);
сформулируйте 5 ключевых слов, раскрывающих, на Ваш взгляд, сущность тематики «тетрады С».
Используйте текстовые подсказки:
— подсказка 1: Когнитивные теории развития (интернет-ресурс, доступ свободный);
— подсказка 2: Баксанский О.Е. Когнитивные репрезентации картины мира:
от здравого смысла к научному познанию (статья, доступ свободный)

 

Сформулированные слова внесите сюда: https://www.menti.com/
Код 

 

 

«О чем и зачем?: 12 вопросов — 12 ответов»

1. Что есть познание, и какова его роль в индивидуализации психики и поведения?
2. Что есть чувственное познание (ощущение, восприятие), и какова его роль в формировании индивидуального опыта познания, картины мира?
3. Существуют ли индивидуальные особенности когнитивных стилей и стратегий, принятия решений и адаптивного поведения в ситуациях неопределенности?
4. В чем «универсальность» внимания, памяти, воображения, и в чем их дифференциально-психологическая специфика?
5. Какова роль внимания и бдительности в психике и поведении?
6. В чем специфика требований к показателями памяти в прогнозировании успешности интеллектуальной деятельности?
7. Как соотнести понятия «язык» и «речь», как проявляются индивидуальные особенности речи человека?
8. Отражены ли в письменной речи (в тексте) особенности личности, и если да то как их определить (почерк как индивидуальное выражение письменной речи)?
9. Почему мы по разному осваиваем иностранный язык, что есть лингвистические способности, и в чем их индивидуальные особенности?
10. Как определить и соотнести понятия интеллект и способность с позиций дифференциальной психологии?
11. Гениальные люди: креативность и/или одаренность? Одаренность и гениальность — реальность или миф?
12. Возможно ли управлять своим познанием, что есть метапознание, или «знание о собственном познании»…?

 

 

 

Ход занятия

 

 

 

Часть 1 (вводная)

тайминг 60 минут

 

Технологическая форма:
«вводная»  информационно-практический формат
(совместная практическая работа)

 

Тема: «Специфические и универсальные когнитивные процессы:
источники индивидуализации познания» 

 

ОПОРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ — ключевые понятия темы !

Работаем с опорным сигналом № 1 — скачать
(задания №№ 1, 2, 3, 4)

Ресурс для внесения результатов по заданию 2:
https://www.menti.com/

Код для ответа на первый вопрос (подгруппа 1) 
Код для ответа на второй вопрос (подгруппа 2) 

Код для ответа на третий вопрос (подгруппа 3) 

 

Дополнительные материалы к занятию:
Ссылка 1: Психофизика. Эксперименты Вебера и Фехнера
Ссылка 2: Теория психологической дифференциации Г. Уиткина
Ссылка 3: Корнилова Т.В., Парамей Г.В., 1989
Ссылка
4. Менингерское направление исследования когнитивных стилей
Ссылка 5. Теория личностных конструктов Дж. Келли
Ссылка 6. Когнитивные стратегии для решения задач
Ссылка 7. Теория понятийных систем О. Харви и др.
Ссылка 8. Цикл Дэвида Колба в обучении
Ссылка 9. Цикл Дэвида Колба в жизни

Тесты:

№ 1. Опросник для исследования уровня  импульсивности В.А. Люсенкова (онлайн)
2. Тест Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков» (бланковый с описанием и ключами)
3. Техника репертуарных решеток Келли (информация)
4. «Определение стиля познания» (The Learning Style Inventory — LSI) (бланковый с описанием и ключами)
№ 5. Опросник стилей деятельности LSQ (онлайн)

№№ 1 и 5 — рекомендуется пройти на занятии

 

 

Перерыв 10 минут

 

 

 

Часть 2 (основная + отчетная)

тайминг  180 минут

 

 

2.1. (работа с дидактическим и опорным материалом)

 

Технологическая форма: практическое занятие
(самостоятельная практическая работа) — тайминг 90 минут

 

Тема: «Внимание, память, воображение:
варианты проявления индивидуализации
«

 

ОПОРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Работаем в опорном сигнале № 2  — скачать 

Инструкция: скачайте опорный сигнал, а по завершении работы отправьте на проверку

 

Онлайн-материалы к занятию:
Ссылка 10. Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности (книга)

Ссылка 11. Attentional Control Theory: Anxiety, Emotion, and Motor Planning (статья)
Ссылка 12. 10 уникальных персон с феноменальной памятью (интернет-ресурс)
Ссылка 13. Васильевская К.Н. Функции автобиографической памяти // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск: Январь, 2016. (статья, интернет-ресурс).

 

 

2.2. (работа с основным учебником)

 

Технологическая форма: семинар по варианту «Speech-Discussion»
(онлайн) по заранее подготовленным вопросам
(совместная работа онлайн) — тайминг 90 минут

 

Тема: «Речь как результат усвоения языка:
нормативное и индивидуальное «

 

 

Вопросы для подготовки к семинару в форме «Speech-Discussion» (онлайн)
(выступление — «спич» — одного спикера — 3-5 минут)

 

Войдите в jamboard (для оформления тезисов) 

 

1. Что такое речь? В чем различие речи и языка? (1 спикер)
2. Перечислите органы, обеспечивающие артикуляцию с их краткой характеристикой. Как образуется речь? Что такое диапазон голоса? (1 спикер)
3. Что такое тембр голоса, интонация, дикция и акцент? (1 спикер) 
4. Что такое диалект и жаргон? (1 спикер) 
5. Перечислите и кратко охарактеризуйте акустические параметры речи (1 спикер)
6.
Как отражается в характеристиках голоса эмоциональное состояние? (1 спикер)
7. За счет чего достигается эмоциональная окраска речевого потока? (1 спикер)
8. Что такое эмоциональный слух и как вокальные характеристики речи можно использовать в диагностике состояний? (1 спикер)
9. Как связаны характеристики речи с такими личностными чертами как интроверсия, экстраверсия, нейротизм? (1 спикер)
10. Какие особенности темперамента и личности связаны с характеристиками устной речи? (1 спикер)
11. Письменная речь, письмо, почерк — обозначьте понятия. Почему в письменных средствах больше рационального? (1 спикер)
12. Графология и почерковедение — что это?  Какие функции выполняет почерковедение в криминалистике? (1 спикер)
13.Что является предметом судебного почерковедения? (1 спикер)
14. Какие психологические особенности отражены в письменном тексте и что может стать предметом психологического исследования текста? (1 спикер)
15. Охарактеризуйте метод контент-анализа письменного текста. (1 спикер)
16. Охарактеризуйте метод интент-анализа речи. (1 спикер)
17. В чем заключается идентификация речевой индивидуальности? (1 спикер)
18. Авторский стиль, литературный стиль, идиостиль, «языковая личность» — обозначьте понятия. (1 спикер)
19. Что означает понятие «языковая личность» (1 спикер)
20. 
Что такое «чувство языка»? (1 спикер)
21. Что такое «врожденная грамотность»? (1 спикер)
22. Какова роль наследственных факторов в формировании индивидуальных особенностей овладения языком и реализации его в речи? (1 спикер)
23. Каковы особенности интуитивно-чувственного способа овладения иностранным языком? (1 спикер)
24. Каковы особенности рационально-логического способа овладения иностранным языком? (1 спикер)
25. Каковы структурные компоненты, лежащие в основе успешного усвоения второго языка, выделенные в психометрическом исследовании Д. Кэролла и С. Сапон? (1 спикер)
26. В чем особенности модели лингвистических способностей, предложенной П. Робинсоном?  (1 спикер)
27. Каковы возможные факторы, облегчающие овладение вторым языком? 
28. Каковы предположения о том, насколько индивидуальные различия могут предопределять те же  различия  в усвоении второго языка? (1 спикер).

 

Рекомендуемый материал для подготовки к семинару — скачать

 

Дополнительные опорные материалы к занятию:
1. Экспресс оценка некоторых индивидуальных особенностей по почерку (1)
2. Экспресс-оценка некоторых индивидуальных особенностей по почерку (2)
3. Экспресс-оценка некоторых индивидуальных особенностей по автографу

 

 

Перерыв 10 минут

 

 

 

Часть 3 (завершающая)

тайминг 90 минут

 

Технологическая форма:
обучающий онлайн-тест с анализом предлагаемого текста
(«командный» вариант работы)

 

Тема: «Интеллект, способности, метапознание:
подходы, концепции, варианты интерпретации»

 

Опорный текст для анализа — скачать 

 

Пройти обучающий тест «С»

зачет в формате E-Learning

 

 

Вопросы к экзамену (тетрада «С»)
зачет в формате face-to-face

 

 

Рекомендуемая литература

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.