Диада № 6


 

«… научный разговор о человеческой индивидуальности
подразумевает сосредоточение на факторах становления
индивидуальности: генами или средой определяется формирование
конкретных признаков человека? Каковы пределы изменений
средствами образования и воспитания заложенных природой
особенности индивида?» [1, с. 236]

 

 

 

Естествознание и естественные науки
(генно-средовая
парадигма)

 

 

 

 


 

В в о д н а я   ч а с т ь

 

Организационный момент (входящие вопросы и ответы)

Вводный интерактив (brainstorm, задание Ultra Light)

7 вопросов (о чем и зачем, обсуждение)

 

О с н о в н а я   ч а с т ь

 

Важная информация (презентация 7 ответов + задание Light)

Круглый стол (спич-дискуссия по группам, задание Pro)

Самопроверка (тест-самопроверка, задание Ultra Pro)

 

З а к л ю ч и т е л ь н а я   ч а с т ь

 

Коротко о главном (каковы итоги, рефлексия)

Рекомендации (что изучить самостоятельно и что почитать)

Организационный момент (исходящие вопросы и ответы)

 

 


 

 

 

Ход занятия

 

 

 

 


Вводная часть

Общий тайминг  60 минут

 

 

А. Организационный момент
(входящие вопросы/ответы)

[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

О текущем рейтинге

О ходе занятия

О теме занятия

[su_expand height=»40″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Нейроконструктивизм в естествознании

система представлений, ставящая целью интегрировать все имеющиеся в психологии и нейронауке представления о когнитивном развитии в единое целое, связав преобразования, происходящие на разных этапах онтогенеза, в непрерывную траекторию развития … 

получить больше информации

 

Генно-средовая парадигма в естествознании

ее воплощение в психологии связано, прежде всего, с проблемой развития индивидуальности, разработкой ее сущности и выявлением факторов индивидуальных различий внутри вида Homo sapiens; играет ведущую роль в исследовании поведения человека; лежит в основе определения количественных и качественных признаков индивидуальности, в частности посредством методов психогенетики (популяционный, генеалогический, метод близнецов, метод приемных детей) …

получить больше информации

 

[/su_expand]

 

 

Б. Вводный интерактив

 

Задание Ultra Light
(обязательное для рейтинга)

 

Генотип — Среда — Поведение,
или «Как гены влияют на нашу жизнь?»

 

[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

1. (15 минут) Ознакомьтесь с видео «Как исправить ДНК человека?» и бегло просмотрите кейс-статью: Психогенетика: как гены влияют на нашу жизнь.

2. (10 минут) Исходя из полученной информации, выпишите 5 ключевых слов, раскрывающих, на Ваш взгляд, сущность генно-средовой парадигмы в естественных науках в целом, и в психологии, в частности.  Для внесения слов используйте ресурс menti.com 
КОД 

3. (10 минут) Примите участие в свободном обсуждении результатов выполненной работы.

 

[/su_expand]

 

 

В. 7 вопросов (о чем и зачем)

[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 


1. Как связаны процессы социализации и индивидуализации в онтогенезе и что понимается под концепциями (парадигмой) нейроконструктивизма
2. Что такое предикторы развития и какие факторы среды могут выступать «ограничителями» в развитии?
3. Что означает понятие «генотип-средовое взаимодействие»?
4. Что такое «эпигенез»?
5. Как соотносятся нормативное и индивидуальное в психическом развитии?
6. Каково значение лонгитюдного исследования и близнецового метода в психогенетике?
7. Каков состав общей и индивидуальной среды?

 

Посмотреть определения ключевых понятий

 

[/su_expand]

 

 

в начало раздела        к следующему разделу

 


Основная часть

Общий тайминг  100 минут

 

 

А. Важная информация: 7 ответов

 

Задание Light
(рекомендательное)

 

Формирование индивидуальности
в онтогенезе, нейроконструктивизм

 

[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Опорная презентация «1+2» — смотреть
(для самостоятельного чтения — ключевая информация)

тайминг 20 минут

Опорный сигнал «1+2» — скачать
(для самостоятельного чтения — ключевые понятия)

тайминг 20 минут

Инструкция: скачайте опорный сигнал «1+2», а по завершении работы отправьте его вложением в поле комментария (см. ниже), имя файла — фамилия студента

 

[/su_expand]

 

 

 

Перерыв 20 минут

 

 

 

Б. Спич-дискуссия

Роль генотипа и среды в формировании
индивидуальности человека:
генно-средовая парадигма

 

Задание Pro
(обязательное для рейтинга)

 

[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Выступления (по заданному вопросу)

тайминг 60 минут

 

Вопросы для экспресс-подготовки к «Speech-Discussion»:

1. В истории естественных наук неоднократно возникали концепции, анализирующие взаимодействие биологических (наследственных) и социальных (средовых) факторов развития индивидуальности. Среди них концепция темперамента — в чем ее сущность и основные идеи? (1 спикер)

2. Как соотносятся материальная основа тела и окружающая материальная природа? Поясните на примерах: а) «темпераменты» в концепции И.П. Павлова, б) соотношение «темперамент-характер») (1 спикер)

3. Как соотносятся материальная основа тела и окружающая материальная природа? Поясните на примерах: а) взгляды В. Вундта; б) взгляды Ф. Гальтона, в) взгляды В. Штерна. (1 спикер) 

4. Почему проблема индивидуальности получили надежное обоснование с появлением генетики? Поясните на примерах: а) генетический полиморфизм, б) случайное сочетание родительских генов, в) мутации. (1 спикер) 

5. Как среда определяет разнообразие индивидуальных признаков? поясните на примере: роль «природы» (гены» и «воспитания» (среда) — качестванная и количественная интерпретации (1 спикер)

6. Научная дисциплина психогенетика использует в качестве основных методов: популяционный, генеалогический, метод приемных детей, близнецовый метод. В чем заключается генеалогический метод? (1 спикер)

7. Научная дисциплина психогенетика использует в качестве основных методов: популяционный, генеалогический, метод приемных детей, близнецовый метод. В чем заключается метод приемных детей? (1 спикер)

8. Научная дисциплина психогенетика использует в качестве основных методов: популяционный, генеалогический, метод приемных детей, близнецовый метод. В чем заключается близнецовый метод? (1 спикер)

9. Научная дисциплина психогенетика использует в качестве одного из основных методов — близнецовый. Каковы ограничения в использовании данного метода? (1 спикер)

10. Научная дисциплина психогенетика рассматривается вопрос о факторах индивидуальности человека. В чем заключается концепция двух факторов индивидуальности? (1 спикер)

11. Среди признаков индивидуальности наибольший интерес у исследователей и практиков вызывает интеллектуальность. Какова предыстория развития тестовых методов распознавания интеллектуальности и какова роль в этом: а)  методологической концепции бихевиоризма; б) исследований Дж. М. Кеттела? (1 спикер)

12. Среди признаков индивидуальности наибольший интерес у исследователей и практиков вызывает интеллектуальность. Какова предыстория развития тестовых методов распознавания интеллектуальности и какова роль в этом: а)  исследований А. Бине; б) усилий создателей невербальных тестов? (1 спикер)

13. Среди признаков индивидуальности наибольший интерес у исследователей и практиков вызывает интеллектуальность. В чем сущность, преимущества и недостатки концепции, доминирующей в XX веке, и направленной на изучение интеллекта как фактора социальной успешности? (1 спикер)

14. Среди признаков индивидуальности наибольший интерес у исследователей и практиков вызывает интеллектуальность. Каковы три основных направления в развитии современных концепций интеллекта? Охарактеризуйте их кратко (1 спикер)

15. В чем сущность и особенности современной концепции EQ, какова ее  предыстория и с чем связано ее развитие сегодня? (1 спикер)

16. Исследование индивидуальности посредством тестов интеллекта указывают на совокупную роль генетических и средовых факторов. В чем заключается фундаментальная проблема, возникающая в связи с этим? Проиллюстрируйте ответ результатами исследований Хельмута Нюборга. (1 спикер)

17. В чем заключается сущность «евгеники», какова предыстория возникновения этого движения (Ликург) и его развития в онаученных формах (Ф. Гальтон)? (1 спикер)

18. Какова история и особенности развития «евгеники» в России, в чем  возможные преимущества и явная противоречивость идей отечественных евгеников? (1 спикер)

19. Какова история и особенности развития «евгеники» в зарубежных странах, в чем  возможные преимущества и явная противоречивость идей зарубежных евгеников? (1 спикер)

20. В чем сущность и перспективы развития неоевгеники и каковы новые принципиальные возможности для развития евгенических целей? (1 спикер)

21. В чем сущность биометрических технологий идентификации и каковы психологические, этические, социальные аспекты получения и применения индивидуальных данных? (1 спикер)

22. Что понимается под генетическим и химикоэнзимологическим портретом человека? (1 спикер)

23. Каковы психологические, этические, социальные аспекты всеобщей «генетической паспортизации»?  (1 спикер)

 

Материал для подготовки к Speech-Discussion — скачать
прим. ответ на каждый вопрос выделен цветом 

 

 

Регламент спич-дискуссии

 

Время выступления по группам в пределах 3-х минут.

Форма выступления: один спикер = один вопрос.

Далее — один вопрос каждому спикеру.

Общая дискуссия.

Подведение итогов.

 

[/su_expand]

 

 

В. Обучающий тест с анализом текста

 

Природа межиндивидуальной
вариативности психологических
показателей в онтогенезе

 

Задание Ultra Pro
(обязательное для рейтинга)

 

[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Опорный текст для анализа — скачать

Пройти обучающий тест

тайминг 30 минут

 

[/su_expand]

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу   к следующему разделу

 


Заключительная часть

Общий тайминг 20 минут

 

 

А. Коротко о главном (итоги, рефлексия)

 

Опорный сигнал «1+2» — смотреть

 

Б. Рекомендации

[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Что можно изучить самостоятельно —

Костяк Т.В. Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 6 [8] (статья для рецензирования)

 

Что можно почитать по теме — 

— см. источники информации по теме диады

— дополнительные онлайн-материалы к занятию:

Национальная психологическая энциклопедия
Формирование личности в онтогенезе (текст)
Особенности ролевого репертуара студентов (текст)
Теория самокатегоризации. (текст)
Языков К.Г. Вариативность развития личности в двухмерном психогенетическом пространстве (статья для дополнительной информации)
Майкл Томас. Как исследуют вариативность когнитивных способностей? (статья для дополнительной информации)
Микерова Г.Ж., Жук А.С. Алгоритм построения индивидуальной траектории обучения (статья для дополнительной информации)
Лурия А.Р. О естественнонаучных основах психологии // Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978. С. 7-23 (статья для дополнительной информации)
Когнитивное развитие ребенка (статья для дополнительной информации)
Марютина Т.М. Нейроконструктивизм — новая парадигма возрастной психофизиологии? (статья для дополнительной информации)

[/su_expand]

 

В. Организационный момент
(исходящие вопросы и ответы)

 

!!! Важно

К следующей диаде необходимо распределить вопросы
к спич-дискуссии и подготовиться. Каждому по одному вопросу.

Вопросы см. здесь

 

[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

О подготовке групповых проектов (принцип «гамбургера»; триада в триаде)

Тематика проектов соответствует темам учебных диад №№ 1-7 (7 проектов — 7 групп)

Шаблон оформления текста проекта (один на группу) — обязательно

Шаблон оформления презентации проекта (одна на группу) обязательно 

Дедлайн: 

[/su_expand]

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к первому разделу

 

«… Окружающая среда (среда окружения, environment) … это полный, «исчерпывающий набор условий и обстоятельств, в которых живет человек, как физических, так и социокультурных» (Дж. Голд, 1990) … » [3]

К следующей диаде № 7

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.