Psy-Edu-Digital-Devo

ЦОС: предпосылки и перспективы развития

Доцифровая и цифровая информационные среды: 
траектории сближения в образовании

… прогресс в области цифровизации жизни носит поступательный характер,
а в области нравственности, культуры и искусства – вращается по кругу … 
[1]

Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы

Наши ресурсы:
1) СДО РАНХиГС — официальный портал
2) 
Ecological Development вариативный портал
3) общий диск — по приглашению  

Наши контакты в реальном времени:
группа в ТГ — по приглашению

Наше расписание с указанием формы занятий:
перейдите по данной ссылке

О правилах аттестации, о тематике, формах и о ходе занятий

О чем и зачем?

Ход занятия 

Информационная среда как среда жизнедеятельности — в чем естественнонаучный и психолого-педагогический контексты?

Среда и образовательная среда — каковы сущность, структура, особенности и возможности для психолого-диагностических изысканий?

Образовательная среда — доцифровая, собственно цифровая, гибридная — в чем общее и особенное, плюсы и минусы, преимущества интеграции (сближения) с целью решения задач образования?

Цифровая образовательная среда: в чем ее специфика, какова ее структура и компоненты, возможно ли, и если да, то как их «измерить»?

Учебные взаимодействия в цифровой образовательной среде: в чем их специфика, каковы их типы, как их «измерить»?

Цифровая образовательная среда — психолого-дидактический дизайн — как провести предварительную экспертизу?

Каковы направления эмпирического изучения цифровой образовательной среды на этапах разработки средового дизайн-проекта и практической реализации?

Пары 1-2: групповая активность (диалоги, обсуждения по принципу «speech activity»)

Интерактив-проблематизация

Теория-актулизация

Практика-закрепление

___

Пары 3-4: индивидуальная активность (собеседования, консультации по принципу «question-answer»)

Онлайн-аналитика

Кейс-практикум

Итог-рефлексия

___

Проектирование (поддержка по принципу «face-to-face»)

… критика — одна из лучших форм пропаганды … [1]

Информационная среда как среда жизнедеятельности — в чем естественнонаучный и психолого-педагогический контексты, или «Возможно ли избавиться от цифровой зависимости»?

Интерактив-проблематизация
тайминг 20 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)



Задание

Мы просмотрели вводное видео: «Как цифровой минимализм и диджитал-детокс помогают избавиться от интернет-зависимости»

Сформулируйте в свободной форме один, два или три проблемных вопроса, на решение которых могли бы быть направлены эмпирические исследования в сфере педагогической психологии, и который/которые так или иначе связаны с цифровизацией образования, цифровой образовательной средой (траектории развития, риски, технологии … и др.)

Для поиска идеи: посмотрите данную кейс-статью «5 уроков дистанционного обучения в Беркли»

Шпаргалка

При формулировке проблемы исследования, как правило, обозначают  три основных ее вектора:

а) социальный («запрос общества»), что важно и значимо для общества, востребовано «здесь и сейчас»; 

б) теоретический — насколько она теоретически «подкреплена», что есть и каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данном вопросе; 

в) практический — почему это может быть актуально для «практики жизни», и чего «не хватает» для такой практики сегодня (технологии, методы, техники …)?

Для ответов и обсуждения — общий чат

… нравственные ценности существенно ограничивают возможности обогащения,
но гарантируют безопасность и спокойствие … 
[1]

Среда, образовательная среда, цифровая образовательная среда — каковы сущность, структура, особенности и возможности для психолого-диагностических изысканий?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

… эффективное управление людьми требует эквивалентности поощрения или наказания по отношению к их поступкам (поведению) … [1]

Образовательная среда — доцифровая, цифровая, гибридная — в чем общее и особенное, плюсы и минусы, преимущества интеграции (сближения) с целью решения задач образования?

Практика-закрепление
тайминг 60 минут
(выполнение) + 20 минут (обсуждение); ТФ — закрепление информации в форме 
самостоятельной практической работы с последующим обсуждениемя

Индивидуальное задание

 Выполните задание на бланке и отправьте файл
(
Фамилия Имя Группа) в общую папку для учета в рейтинге

… стимулирование желаемого поведения требует существенного превышения, а идеальная задача воспитания такого поведения состоит в том, чтобы оно было естественным и не требовало ни поощрения, ни наказания … [1]

Цифровая образовательная среда: в чем ее специфика, какова ее структура и компоненты, возможно ли, и если да, то как их «измерить»?

Онлайн-аналитика
тайминг 40 минут; ТФ — самостоятельный 
поиск и анализ информации в онлайн (веб-серфинг),
и/или индивидуальная работа с рекомендуемой информацией;
обсуждение на занятии в форме индивидуального собеседования, и/или по сессионным залам

Задание

Варианты поиска информации:

а) самостоятельный свободный веб-серфинг (рекомендуется для аспирантов психологических специальностей);
б) самостоятельная работа с заранее подготовленным материалами по ссылке справа (рекомендуется для аспирантов не психологических специальностей).

Задание 1. Предложите свой ответ на вопрос: «Цифровая образовательная среда: в чем ее специфика, какова ее структура и компоненты, возможно ли, и если да, то как их «измерить»?» Акцентируйте свое внимание на следующих типах психологического мониторинга цифровой образовательной среды: 

а) социально-психологический мониторинг —  средовые (групповые) взаимодействия и коммуникации, их особенности, типы и др.; 

б) мониторинг индивидуально-психологических особенностей и черт личности, и как их следствия  — социального поведения человека в конкретных (пространственно-предметных) условиях цифровой среде — адаптивного, компенсаторного, асоциального, аддиктивного (зависимого), агрессивного, конфликтного, аффиляционного, коммуникативного, ритуального и др.

в) психолого-педагогический мониторинг — результаты педагогических воздействий/взаимодействий в цифровой образовательной среды, и как их следствие — динамика индивидуального (физического, психического) и личностного развития обучающихся, векторы психолого-дидактического проектирования индивидуальной траектории каждого из них.

Задание 2. Внесите тезисы на соответствующий слайд по данной ссылке

Пример слайда

Задание 3. Прокомментируйте результаты в индивидуальном собеседовании или в групповом обсуждении. Ориентируйтесь на рекомендуемую схему выступления (см. ниже). 

Рекомендуемые материалы

По данной ссылке на общем диске: «Цифровизация информационной среды …»

Рекомендуемые вопросы для подготовки

1. Функции социальных сервисов, которые предоставляет интернет-среда, полезные для организации учебной онлайн-коммуникации и разработки направлений социального-мониторинга ее результатов (с. 107)

2. Понятие о субъект-средовых взаимодействиях в цифровой (онлайн) среде, их типы, возможные направления социально-психологического мониторинга (с. 108)

3. Объект–субъектный и субъект–объектный типы взаимодействия в цифровой (онлайн) образовательной среде (с. 109)

4. Субъект–субъектные взаимодействия в цифровой (онлайн) образовательной среде, возможные направления социально-психологического мониторинга (с. 111)

5. Субъект обособленные взаимодействия в цифровой (онлайн) образовательной среде, возможные направления социально-психологического мониторинга (с. 113)

6. Субъект-порождающие и субъект-совместные взаимодействия в цифровой (онлайн) образовательной среде, возможные направления социально-психологического мониторинга (с. 114)

7. Пример эмпирического изучения субъект-средовых взаимодействий: гендерные особенности (с. 118)

8. Пример эмпирического изучения частоты субъект-средовых взаимодействий с цифровой средой — процедура, методы и результаты  (с. 123)

9. Пример эмпирического изучения субъект-средовых взаимодействий с  цифровой средой у мужчин и женщин  (с. 126)

10. Пример эмпирического изучения субъект-средовых взаимодействий в кросскультурном исследований представлений педагогов и старшеклассников о рисках коммуникации в цифровой среде (с. 100)

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какой актуальный вопрос рассматривается в данном материале?» и др.);

2) ключевая составляющая («Какой психологический феномен, связанный с цифровой образовательной средой в центре, в чем его суть, специфика, каковые возможности его диагностики?» и др.);

3) практическая составляющая («Какие полезные процедуры, методы, техники, или просто идеи, обозначенные в данном материале, можно использовать в цифровом обучении/образовании, в чем их преимущества перед традиционными?» и др.).

… миллионы и миллиарды в деньгах познавательно различаются, но эмоционально для бедного абсолютно одинаковы по недоступности … [1]

Учебная коммуникация в цифровой образовательной среде: социально-психологический мониторинг, в чем его сущность, каковы направления и методы?

Кейс-практикум
тайминг 40 минут; ТФ — индивидуальное (или в кейс-группах) решение тематической задачи с  последующей обратной связью по принципу «микрофон» («один спикер — одна позиция»)

Задания

Для аспирантов 
психологических специальностей:

Задание 1. Ознакомьтесь с дизайном данного эмпирического исследования, его результатами и их интерпретацией:

По данной ссылке на общем диске: «Цифровизация информационной среды …» на стр. 118-129

Задание 2. Акцентируйте свое внимание на тех опросном в целом, и в частности на диагностическом инструментарии, который был применен авторами. 

Задание 3. Каковы возможные перспективы изысканий по предмету данного исследования, что можно скорректировать, что можно усовершенствовать, что можно расширить, на Ваш взгляд? 

Прокомментируйте Вашу позицию в устном обсуждении или в групповом чате

Для аспирантов
непсихологических специальностей:

Задание 1. Ознакомьтесь с «батареей» из 10-ти диагностических методик, нацеленных на изучение:
— тенденций поведения индивида в группе;
особенностей индивида в межличностных отношений;
интерактивной направленности индивида в группе;
коммуникативных и организаторских склонностей индивида в группе;
поведения индивида в конфликтных ситуациях (предрасположенность к конфликтам);
поведения индивида в конфликтных ситуациях (способы преодолевающего поведения);
коммуникативные стили индивида в профессиональном взаимодействии;
способности индивида осуществлять контроль над своим поведением в группе;
потребности индивида в аффилиации, или  сотрудническом поведении в группе;
потребности индивида в социальной желательности (одобрении) в группе.

Задание 2. Пройдите онлайн-тестирование по трем (обязательно) или по каждой (рекомендательно) из них. 

Задание 3. Дайте обратную связь по результатам самодиагностики: что интересно, что полезно, что можно скорректировать, что добавить добавить, на Ваш взгляд?

… «Готовь телегу зимой, а сани летом». Временная последовательность действий определяется не только их значимостью в данный момент, но и тем, когда они обойдутся дешевле … [1]

Цифровая образовательная среда — психолого-дидактический дизайн — как провести предварительную экспертизу?

Итог-рефлексия
тайминг 40 минут
ТФ — письменный самоанализ освоения темы (формат опросный/тестовый/свободное эссе) с последующим обсуждением (индивидуальные собеседования или в сессионных залах)

 Уважаемые коллеги, в качестве итоговой рефлексии, ответьте на ряд вопросов
(для внесения ответов пройдите по данной ссылке в опросную форму)

Вопрос 1. Если обучение (+воспитание) в цифровой образовательной среде рассматривать как одну из принципиально необходимых инноваций, то в чем ее (данной инновации) преимущества перед традиционным (аудиторным) форматом преподавания?

Вопрос 2. Если обучение (+воспитание) в цифровой образовательной среде рассматривать как одну из принципиально необходимых инноваций, то можно ли рассматривать идею интеграции традиций и инноваций как один из векторов развития так называемого смешанного/гибридного формата преподавания?

Вопрос 3. Если считать формулировку «психологическая диагностика цифровой образовательной среды» корректной и априори ее принять, то каковы, на Ваш взгляд, приоритеты такой диагностики? Если нет, то каковы возможные альтернативы реальной и полезной оценки ее эффективности (в плане обучения и воспитания)?

Ваше мнение поможет нам в  проблематизации следующей темы
(результаты обсудим в реальном времени)

… слабо подготовленных студентов лучше лишний раз вообще не опрашивать – можно наслушаться такого, что три ночи спать не будешь … [1]

Каковы направления эмпирического изучения цифровой образовательной среды на этапах разработки средового дизайн-проекта и практической реализации

Проектирование (самостоятельно)
тайминг 40 минут
— на занятии, индивидуально — дома; ТФ — самостоятельная (предпочтительно  домашняя) работа, обсуждение/консультации в форме индивидуальных собеседований или в малых группах

Дедлайн для каждого этапа (всего три) — третья пары каждой учебной тетрады

Дедлайн для всего проекта  — предпоследний и последний день (аттестационная тетрада)

 
Проект выполняется индивидуально (вариативность, интерес,
значимость «для себя», соотношение с темой диссертации,
направлением собственной практики и т.п.).
Презентация проекта — на итоговой учебной конференции 
(два последних занятия)

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.