Sc-Edu-Problems

Педагогика / Развитие теории и практики

Этапы развития педагогической мысли
в исторической ретроспективе

Цель — проанализировать на историко-педагогическом материале возникновение, развитие различных педагогических явлений, их связь с конкретно-историческими условиями развития общества и философскими, мировоззренческими позициями авторов педагогических течений и концепций

Организационный момент
тайминг до 30 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы 

О наших ресурсах и контактах:
1) опорный ресурс (интерактивная презентация) по данной ссылке
2) СДО по данной ссылке 
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению

О целях и задачах, о содержании, о структуре, о темах, об аттестации и др.

Входной опрос

Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации, ответьте на три вопроса

1. Приходилось ли Вам ранее (специально или факультативно) изучать историю педагогики и/или философии образования (в вузе/колледже)?

2. Сформулирована ли рабочая тема Вашего диссертационного исследования (или имеются предположения), есть ли уже наработки или планирование по литературному обзору (в частности, по анализу классических работ), связанных с Вашей тематикой?

3. Существует ли у Вас объективная необходимость проходить наш курс в индивидуальном режиме (выполнять индивидуальные задания), имеются ли конкретные предложения?

Ссылка на форму для внесения ответов

Спасибо, обсуждение результатов проведем в реальном времени

О чем и зачем?

Ход занятия 

Какова роль историко- и философско-педагогических знаний в образовании и воспитании педагогов (исследователей и практиков), в формировании общей и профессиональной культуры?

Почему образование и педагогика — заметный (хотя и не единственный) двигатель культурной и общественной эволюции, как это просматривается в содержании различных педагогических систем в истории человечества?

Что общего и особенного в развитии теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества?

Какова логика развития отечественной и зарубежной педагогической мысли, какова сущность и содержание различных педагогических систем, их общие черты и принципиальные отличия в контексте проблем современного образования?

Как отражены конкретно-исторические условия развития общества с философскими и мировоззренческими позициями авторов тех или иных педагогических течений и концепций?

Каковы исторические возникновения и развития различных педагогических явлений, в частности — обучения, что актуально и применимо сегодня?

Каковы исторические предпосылки возникновения научных концепций воспитания как особого вида человеческой деятельности?

основным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта … (Демокрит)

Интерактив-проблематизация
тайминг до 30 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

 Какова роль историко- и философско-педагогических знаний в образовании и воспитании педагогов (исследователей и практиков), в формировании общей и профессиональной культуры?

Задание (опционально)



Просмотрите вводное видео: «Великие педагоги прошлого и современности». 

Как Вы думаете, какие проблемы, отраженные во взглядах мыслителей-педагогов прошлого, актуальны и для современного  образования

Сформулируйте одну, наиболее значимую, на Ваш взгляд, сегодня

 

Обсуждение устное или в групповом чате 

 

Методологический ориентир к заданию

а) каков социальный контекст проблемы («запрос общества»)? (социальный уровень);

б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень);

в) насколько она теоретически «подкреплена» сегодня, каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень)

Прокомментируйте в свободном обсуждении (или в общем чате) проблемную «связку» «Современное образование и педагогика: классика — традиции — инновации»

…  образование должно исходить и строиться на познании человека или его души … (Сократ)

Теория-актуализация
тайминг до 30 минут; ТФ — анонс информационной презентации
(лекционно-практическая работа)

Почему образование и педагогика — заметный (хотя и не единственный) двигатель культурной и общественной эволюции, как это просматривается в содержании различных педагогических систем в истории человечества?

Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»

… образование как средство достижения справедливости, как индивидуальной, так и социальной … (Платон)

Практика-закрепление
тайминг до 60 минут; ТФ — закрепление информации
(лекционно-практическая работа)

Что общего и особенного в развитии теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества?

Выполните задание «Закрепление», примите участие в обсуждении и/или отправьте файл на проверку 

… целью школы является развитие и реализация способности учащихся к рассуждению,
формирование этического характера и обеспечение базы навыков и знаний … (Аристотель)

Онлайн-аналитика
тайминг до 40 минут; ТФ — работа индивидуальная,
самостоятельный поиск и анализ учебной информации, 
подготовка аннотации по избранной теме

Какова логика развития отечественной и зарубежной педагогической мысли, какова сущность и содержание различных педагогических систем, их общие черты и принципиальные отличия в контексте проблем современного образования?

Задания

Подготовьтесь к следующей форме активности «Экспресс-обсуждение» в рамках текущего занятия

1. Используя «дидактический ориентир» (см. по ссылкам справа), а также  свободный веб-поиск, подготовьте аннотацию по избранной Вами теме индивидуального изыскания из предлагаемого списка.

2. Оформите в процессе подготовки тезисы в виде слайда, используя любой удобный для Вас ресурс.

3. Прокомментируйте результаты работы в рамках обсуждения.

Проблемы современной педагогики в исторической ретроспективе
(соотнесите с темой индивидуальных изысканий)

 

Категория воспитания на разных этапах развития человеческого общества. 


Становление педагогики как самостоятельной отрасли знания. 

История развития подходов к возрастной периодизации в мировой педагогике.


Проблема человека в философско- и религиозно-педагогических воззрениях.

Возникновение и развитие систем образования в различных цивилизациях в различные исторические периоды.

Проблема взаимоотношений воспитатель — воспитанник в истории педагогической мысли и требования к педагогу.

Развитие идей нравственного и гражданского воспитания в истории педагогики.

Проблема интереса и мотивации обучения в педагогических учениях. 

Обоснование дидактических принципов в различных концепциях обучения в историческом аспекте.

Концепции отбора содержания обучения и воспитания в истории педагогики.

Формы организации учебно-воспитательного процесса от первых систем обучения до наших дней.

Методы и средства обучения в их историческом развитии. 

Развитие педагогического образования: опыт отечественных и/или зарубежных образовательных концепций и систем (история и современность).

Ориентированная схема подготовки аннотации:

1) общая информация по проблеме, в чем заключается;

2) актуальность данной проблемы сегодня;

3) избранные Вами авторы/автор для анализа, кратко о подходах/подходе. 

 людьми не рождаются, но делаются путём воспитания … (Эразм Роттердамский)

Экспресс-обсуждение
тайминг до 60 минут; ТФ — «Speech-Discussion» 
(экспресс-обсуждение подготовленных ответов на заданные вопросы/вопрос)

Как отражены конкретно-исторические условия развития общества с философскими и мировоззренческими позициями авторов тех или иных педагогических течений и концепций

до 20 мин. по каждой теме

 

… обучение должно быть систематизированным, включающим в себя: план занятий, проверку усвоенного учениками материала,
обеспечение учеников учебниками, обязательное посещение занятий … (Ян Амос Коменский)

Интерактив-обобщение
тайминг до 80 минутТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)

Каковы исторические возникновения и развития различных педагогических явлений, в частности — обучения, что актуально и применимо сегодня?

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ

«Как эффективно обучать сегодня?», или интеграция классики, традиций, инноваций

Из темы индивидуального изыскания: что актуально и применимо сегодня? 

 

Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»

… просвещение дает человеку достоинство, и раб немедленно почувствует, что он не рожден для рабства … (Дени Дидро)

Проектирование (индивидуальная тема)
тайминг: до 30 минут на занятии; + индивидуально домаТФ — самостоятельная работа

Дедлайн: к началу следующей темы (промежуточное обсуждение), к последнему занятию (итоговое обсуждение)

Каковы исторические предпосылки возникновения научных концепций воспитания как особого вида человеческой деятельности?

Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.