Этапы развития педагогической мысли в исторической ретроспективе
Цель — проанализировать на историко-педагогическом материале возникновение, развитие различных педагогических явлений, их связь с конкретно-историческими условиями развития общества и философскими, мировоззренческими позициями авторов педагогических течений и концепций
Организационный момент таймингдо 30 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
О наших ресурсах и контактах: 1) опорный ресурс (интерактивная презентация) по данной ссылке 2) СДО по данной ссылке 3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению
О целях и задачах, о содержании, о структуре, о темах, об аттестации и др.
Входной опрос
Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации, ответьте на три вопроса
1. Приходилось ли Вам ранее (специально или факультативно) изучать историю педагогики и/или философии образования (в вузе/колледже)?
2. Сформулирована ли рабочая тема Вашего диссертационного исследования (или имеются предположения), есть ли уже наработки или планирование по литературному обзору (в частности, по анализу классических работ), связанных с Вашей тематикой?
3. Существует ли у Вас объективная необходимость проходить наш курс в индивидуальном режиме (выполнять индивидуальные задания), имеются ли конкретные предложения?
… основным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта … (Демокрит)
Интерактив-проблематизация тайминг до 30 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Какова роль историко- и философско-педагогических знаний в образовании и воспитании педагогов (исследователей и практиков), в формировании общей и профессиональной культуры?
Как Вы думаете, какие проблемы, отраженные во взглядах мыслителей-педагогов прошлого, актуальны и для современного образования?
Сформулируйте одну, наиболее значимую, на Ваш взгляд, сегодня
Обсуждение устное или в групповом чате
Методологический ориентир к заданию
а) каков социальный контекст проблемы («запрос общества»)? (социальный уровень);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень);
в) насколько она теоретически «подкреплена» сегодня, каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень)
Прокомментируйте в свободном обсуждении (или в общем чате) проблемную «связку» «Современное образование и педагогика: классика —традиции — инновации»
Почему образование и педагогика — заметный (хотя и не единственный) двигатель культурной и общественной эволюции, как это просматривается в содержании различных педагогических систем в истории человечества?
Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»
… целью школы является развитие и реализация способности учащихся к рассуждению, формирование этического характера и обеспечение базы навыков и знаний … (Аристотель)
Онлайн-аналитика тайминг до 40 минут; ТФ — работа индивидуальная, самостоятельный поиск и анализ учебной информации, подготовка аннотации по избранной теме
Какова логика развития отечественной и зарубежной педагогической мысли, какова сущность и содержание различных педагогических систем, их общие черты и принципиальные отличия в контексте проблем современного образования?
Задания
Подготовьтесь к следующей форме активности «Экспресс-обсуждение» в рамках текущего занятия
1. Используя «дидактический ориентир» (см. по ссылкам справа), а также свободный веб-поиск, подготовьте аннотацию по избранной Вами теме индивидуального изыскания из предлагаемого списка.
2.Оформите в процессе подготовки тезисы в виде слайда, используя любой удобный для Вас ресурс.
3. Прокомментируйте результаты работы в рамках обсуждения.
Проблемы современной педагогики в исторической ретроспективе (соотнесите с темой индивидуальных изысканий)
… людьми не рождаются, но делаются путём воспитания … (Эразм Роттердамский)
Экспресс-обсуждение тайминг до 60 минут; ТФ — «Speech-Discussion» (экспресс-обсуждение подготовленных ответов на заданные вопросы/вопрос)
Как отражены конкретно-исторические условия развития общества с философскими и мировоззренческими позициями авторов тех или иных педагогических течений и концепций
… обучение должно быть систематизированным, включающим в себя: план занятий, проверку усвоенного учениками материала, обеспечение учеников учебниками, обязательное посещение занятий … (Ян Амос Коменский)
Интерактив-обобщение тайминг до 80 минут; ТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)
Каковы исторические возникновения и развития различных педагогических явлений, в частности — обучения, что актуально и применимо сегодня?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ
«Как эффективно обучать сегодня?», или интеграция классики, традиций, инноваций
Из темы индивидуального изыскания: что актуально и применимо сегодня?
Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»