Социальное поведение животных: внутри- и межвидовые коммуникации (антропоморфизация, субъектификация, социальный симбиоз)
… К той мысли, что ежедневные прогулки могут быть интереснее, меня подвела моя собака … Она показала, что у моего внимания был вечный спутник: невнимание ко всему остальному …
…истинно значимое для человека не подвержено девальвации… [5]
Вводный интерактив тайминг 20 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений) + инструктаж по подготовке к защите проектов
Зачем мы наделяем животных и другие объекты среды качествами человека?
Задания
1. Роботы, специально обученные (человек, собака, страус) танцует как слаженная межвидовая социальная группа. Как Вы думаете, почему? Дайте обратную связь в группу ТГ по любому из ниже приведенных вопросов.
— какие научные открытия и/или научные достижения позволили этой слаженной «межвидовой социальной» группе («семье») так слаженно танцевать?;
— сколько просуществует такая группа без поддержки человека?;
— придумает ли такая группа сама новый танец?
2. Просмотрите медиа справа и ответьте в свободной форме в группе ТГ на любой из вопросов:
а) в каких роликах можно видеть «антропоморфизм», а в каких — «субъектификацию» и/или «социальный симбиоз»;
б) как Вы бы объяснили «загадку» рассмотренных типов социального поведения в группе «человек — животное»?
в) какая «загадка» социального поведения решается в исследованиях этологов и психологов, связанных с изучением антропоморфизации, субъектификации, социального симбиоза и каковы перспективы межвидовой психологии.
Антропоморфизация объектов среды и некоторые вариации — субъектификация, социальный симбиоз: что это за механизмы поведения и зачем они нужны человеку?
Промежуточный интерактив (проблематизация) тайминг 30 минут; ТФ — самоподготовка к спич-семинару по подгруппам
Какие формы социального поведения обеспечиваются гуморальными факторами?
Просмотрите видео «Гормоны и наше поведение»
Вопрос: о каких из уже известных Вам видах социального поведения (иерархия, агрессия, аффилиация, репродукция, родительское и др.) напрямую или косвенно говорится в данном видео?
Кейс-практикум тайминг 50 минут (решение кейса), 30 минут (просмотр и обсуждение письменных работ); ТФ — анализ предложенного текста, экспресс-обсуждение)
В чем специфика таких типов социального поведения как иерархия, агрессия, аффилиация, репродуктивное, родительское, самоидентификация, межвидовая коммуникация?
Вариант для потока «Широкий бакалавриат»
Тема: «От иерархии до межвидовой коммуникации: поведенческая эволюция, или при чем здесь гормоны?»
Задания:
1. Ознакомьтесь с исследованиями российского биолога и психофизиолога, специалиста в области сравнительной генетики поведения, профессором Жуковым Дмитрием Анатольевичем, справа предлагается для каждой подгруппы информация.
2. Решите так называемый «текстовый кейс» (экспресс-анализ большого объема текста): составьте письменную аннотацию рекомендуемого текста (см. справа), следуя данному алгоритму:
1) каковы ключевые слова в данном тексте (сформулируйте и перечислите 5-7 слов/словосочетаний);
2) что можно сказать по сути рассматриваемого вопроса/явления «кратко, но емко», как можно соотнести это в системе «человек vs животное» (выделите три основных позиции, оформите их в три абзаца, в каждом до 30);
3) «мораль»: почему это интересно и важно для психологии, зачем и для чего в других сферах (сформулируйте в один абзац до 30 слов)
3. Отправьте ответ на проверку в СДО (текст, файл или скрин). Выполнять работу можно в любом удобном для Вас текстовом редакторе или просто текстом в СДО.
Вариант для потока «Психология служебной деятельности»
Тема: «Страх и агрессия, доверие и коммуникация: укусила собака — кто виноват и что делать?»
Задания:
1. А) Ознакомьтесьс практическими наработками зоопсихологов и кинологов, предлагаемых в кейс-статьях — см. справа для каждой подгруппы. Б) Если в кейс-статьях имеются прямые гиперссылки на первоисточники (научные журналы) — обязательно просмотрите их. В) Используйте свободный поиск в сети, что дополнить или уточнить данную информацию при необходимости.
2. Решите так называемый «текстовый кейс» (экспресс-анализ большого объема текста): составьте письменную аннотацию по результатам анализа предлагаемой справа и найденной самостоятельно информации, следуя данному алгоритму:
1) каковы ключевые слова в данном тексте (сформулируйте и перечислите 5-7 слов/словосочетаний);
2) что можно сказать по сути рассматриваемого вопроса/явления «кратко, но емко», как можно соотнести это в системе «человек vs животное» (выделите три основных позиции, оформите их в три абзаца, в каждом до 30);
3) «мораль»: почему это интересно и важно для психологии, зачем и для чего в других сферах (сформулируйте в один абзац до 30 слов)
3. Отправьте ответ на проверку в СДО (текст, файл или скрин). Выполнять работу можно в любом удобном для Вас текстовом редакторе или просто текстом в СДО.
Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппах. Всего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется соответствующий бланк. Скачивайте их поэтапно в СДО или на общем диске. Заполненные бланки для учета в рейтинге обязательно отправляйте на проверку в соответствии с установленным дедлайном.