Pink

Социальное поведение животных:
внутри- и межвидовые коммуникации

… К той мысли, что ежедневные прогулки могут быть интереснее, меня подвела моя собака … Заведите мохнатую собаку с острым нюхом и широко открытыми глазами, и скоро вы увидите, что часто выходите на прогулку …, а квартал, по которому гуляете Вы, совершенно не похож на квартал, по которому гуляет собака … 

Александра Горовиц
Смотреть и видеть … [25]

О чем и зачем?

Ход занятия 

Организационный момент“входящие” вопросы/ответы, проект
тайминг 20 минут; ТФ –  консультация, беседа

…истинно значимое для человека не подвержено девальвации… [5]

Зачем мы наделяем животных и другие объекты среды качествами человека?

Вводный интерактив
тайминг 20 минут; ТФ – анализ контента + техника “Brainstorm”
(актуализация темы, свободное обсуждение, “столкновение мнений)
+ инструктаж по подготовке к защите проектов



Просмотрите медиа справа и ответьте в свободной форме в общем чате на любой из вопросов: 

а) в каких роликах можно видеть   “антропоморфизм”, а в каких –  “субъектификацию” и/или  “социальный  симбиоз”;

б) как Вы бы объяснили “загадку” рассмотренных типов социального поведения в группе “человек – животное”?

в) какая “загадка” социального поведения решается в исследованиях этологов и психологов, связанных с изучением антропоморфизации, субъектификации, социального симбиоза и каковы перспективы межвидовой психологии. 

 

…Потенциально опасные склонности нужно не только запрещать,
но и девальвировать их значимость и привлекательность… 
[5]

Антропоморфизация и ее крайние вариации – субъектификация
и социальный симбиоз
что это за поведение?

Теория (актуализация)
тайминг 20 минут; ТФ – анонс презентации
(самостоятельная практическая работа)

В воспитании нужно сначала ограждать от негативных воздействий, а потом, наоборот, показывать и формировать нравственный иммунитет против них [5]

Каковы социальные эффекты  межвидовой коммуникации
в группе “человек – животное”  (для человека, для животного)?

Практика (закрепление)
тайминг  20 минут; ТФ – закрепление информации
(самостоятельная практическая работа)

! Отправьте на проверку

…Слепая любовь гасит рассудок… [5]

 Какие формы социального поведения обеспечиваются
 гуморальными факторами
?

Промежуточный интерактив (проблематизация)
тайминг 30 минут; ТФ – самоподготовка к спич-семинару по подгруппам

Просмотрите видео “Гормоны и наше поведение”

Вопрос: о каких из уже известных Вам видах социального поведения (иерархия, агрессия, аффилиация, репродукция, родительское и др.) напрямую или косвенно говорится в данном видео? 

При слепой вере все аргументы излишни[5]

 В чем специфика таких типов социального поведения как иерархия, агрессия, аффилиация, репродуктивное, родительское, самоидентификация, межвидовая коммуникация?

Кейс-практикум
тайминг 50 минут (решение кейса), 30 минут (просмотр и обсуждение письменных работ);
ТФ – анализ предложенного текста, экспресс-обсуждение)

Выполните задания (индивидуально по теме для подгруппы)

1. Ознакомьтесь с исследованиями российского биолога и психофизиолога, специалиста в области сравнительной генетики поведения, профессором Жуковым Дмитрием Анатольевичем, справа предлагается для каждой подгруппы информация.

2. Решите “текстовый кейс” (экспресс-анализ большого объема текста): составьте  письменную аннотацию рекомендуемого текста (см. справа), следуя данному алгоритму:

1) каковы ключевые слова в данном тексте (сформулируйте и  перечислите 5-7 слов/словосочетаний);

2) что можно сказать по сути рассматриваемого вопроса/явления “кратко, но емко”, как можно соотнести это в системе “человек vs животное” (выделите три основных позиции, оформите их в три абзаца, в каждом до 30);

3) “мораль”: почему это интересно и важно для психологии, зачем и для чего в других сферах (сформулируйте в один абзац до 30 слов)

3. Отправьте ответ на проверку в СДО (текст, файл или скрин). Выполнять работу можно в любом удобном для Вас текстовом редакторе или просто текстом в СДО.

Материалы здесь

Подгруппа № 1. Социальное поведение: иерархия.
Используйте материалы на стр. 291-301

Подгруппа № 2. Социальное поведение: агрессия.
Используйте материалы на стр. 301-310

Подгруппа № 3. Социальное поведение: аффилиация
(родительское поведение и стратегии социальных контактов)
Используйте материалы на стр. 314-322

Подгруппа № 4. Социальное поведение: аффилиация (социальное обучение и имитация)
Используйте материалы на стр. 322-329

Подгруппа № 5. Социальное поведение: копуляция
(поведение спаривания, тестостерон, гуморальные факторы)
Используйте материалы на стр. 329-335

Подгруппа № 6. Социальное поведение: феромоны
(репродукция или родительское поведение)
Используйте материалы на стр. 339-347

Подгруппа № 7. Социальное поведение: феромоны
(самоидентификация, межвидовая коммуникация)
Используйте материалы на стр. 347-353

…В основе мании величия всегда лежит комплекс неполноценности, а в основе комплекса неполноценности – мания величия... [5]

 Каковы эволюционная, адаптивная и коммуникативная составляющие данных видов социального поведения?

Подготовка к итоговой самопроверке
тайминг
индивидуально дома; ТФ – самостоятельная работа

Задание

Найдите терминокарту в папке Розовая, где Закрепление. Просмотрите, повторите все понятия курса. Используйте данную терминокарту при выполнении итоговой самопроверки.

…Семь раз объяснишь – глядишь, и сам понял (К.К. Платонов)… [5]

 Каковы эффекты межвидовой коммуникации в социальной группе
“человек – домашнее животное” ?

Завершающий интерактив (подготовка к защите проекта)
тайминг индивидуально; ТФ – самостоятельная работа


Найдите в папке Розовая бланк
Проекта (7-й этап), узнайте тему для Вашей подгруппы и 
подготовьтесь к выступлению на защите, используя рекомендации, шаблоны тезисов и презентации.

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ – “исходящие” вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.