Социальное поведение животных: внутри- и межвидовые коммуникации
… К той мысли, что ежедневные прогулки могут быть интереснее, меня подвела моя собака … Заведите мохнатую собаку с острым нюхом и широко открытыми глазами, и скоро вы увидите, что часто выходите на прогулку …, а квартал, по которому гуляете Вы, совершенно не похож на квартал, по которому гуляет собака …
…истинно значимое для человека не подвержено девальвации… [5]
Зачем мы наделяем животных и другие объекты среды качествами человека?
Вводный интерактив тайминг 20 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений) + инструктаж по подготовке к защите проектов
Просмотрите медиа справа и ответьте в свободной форме в общем чате на любой из вопросов:
а) в каких роликах можно видеть «антропоморфизм», а в каких — «субъектификацию» и/или «социальный симбиоз»;
б) как Вы бы объяснили «загадку» рассмотренных типов социального поведения в группе «человек — животное»?
в) какая «загадка» социального поведения решается в исследованиях этологов и психологов, связанных с изучением антропоморфизации, субъектификации, социального симбиоза и каковы перспективы межвидовой психологии.
Какие формы социального поведения обеспечиваются гуморальными факторами?
Промежуточный интерактив (проблематизация) тайминг 30 минут; ТФ — самоподготовка к спич-семинару по подгруппам
Просмотрите видео «Гормоны и наше поведение»
Вопрос: о каких из уже известных Вам видах социального поведения (иерархия, агрессия, аффилиация, репродукция, родительское и др.) напрямую или косвенно говорится в данном видео?
В чем специфика таких типов социального поведения как иерархия, агрессия, аффилиация, репродуктивное, родительское, самоидентификация, межвидовая коммуникация?
Кейс-практикум тайминг 50 минут (решение кейса), 30 минут (просмотр и обсуждение письменных работ); ТФ — анализ предложенного текста, экспресс-обсуждение)
Вариант для потока «Широкий бакалавриат»
Тема: «От иерархии до межвидовой коммуникации: поведенческая эволюция, или при чем здесь гормоны?»
Задания:
1. Ознакомьтесь с исследованиями российского биолога и психофизиолога, специалиста в области сравнительной генетики поведения, профессором Жуковым Дмитрием Анатольевичем, справа предлагается для каждой подгруппы информация.
2. Решите так называемый «текстовый кейс» (экспресс-анализ большого объема текста): составьте письменную аннотацию рекомендуемого текста (см. справа), следуя данному алгоритму:
1) каковы ключевые слова в данном тексте (сформулируйте и перечислите 5-7 слов/словосочетаний);
2) что можно сказать по сути рассматриваемого вопроса/явления «кратко, но емко», как можно соотнести это в системе «человек vs животное» (выделите три основных позиции, оформите их в три абзаца, в каждом до 30);
3) «мораль»: почему это интересно и важно для психологии, зачем и для чего в других сферах (сформулируйте в один абзац до 30 слов)
3. Отправьте ответ на проверку в СДО (текст, файл или скрин). Выполнять работу можно в любом удобном для Вас текстовом редакторе или просто текстом в СДО.
Вариант для потока «Психология служебной деятельности»
Тема: «Страх и агрессия, доверие и коммуникация: укусила собака — кто виноват и что делать?»
Задания:
1. А) Ознакомьтесьс практическими наработками зоопсихологов и кинологов, предлагаемых в кейс-статьях — см. справа для каждой подгруппы. Б) Если в кейс-статьях имеются прямые гиперссылки на первоисточники (научные журналы) — обязательно просмотрите их. В) Используйте свободный поиск в сети, что дополнить или уточнить данную информацию при необходимости.
2. Решите так называемый «текстовый кейс» (экспресс-анализ большого объема текста): составьте письменную аннотацию по результатам анализа предлагаемой справа и найденной самостоятельно информации, следуя данному алгоритму:
1) каковы ключевые слова в данном тексте (сформулируйте и перечислите 5-7 слов/словосочетаний);
2) что можно сказать по сути рассматриваемого вопроса/явления «кратко, но емко», как можно соотнести это в системе «человек vs животное» (выделите три основных позиции, оформите их в три абзаца, в каждом до 30);
3) «мораль»: почему это интересно и важно для психологии, зачем и для чего в других сферах (сформулируйте в один абзац до 30 слов)
3. Отправьте ответ на проверку в СДО (текст, файл или скрин). Выполнять работу можно в любом удобном для Вас текстовом редакторе или просто текстом в СДО.
…В основе мании величия всегда лежит комплекс неполноценности, а в основе комплекса неполноценности – мания величия... [5]
Каковы эволюционная, адаптивная и коммуникативная составляющие данных видов социального поведения?
Подготовка к итоговой самопроверке тайминг индивидуально дома; ТФ — самостоятельная работа
Задание
Найдите терминокарту в папке Розовая, где Закрепление. Просмотрите, повторите все понятия курса. Используйте данную терминокарту при выполнении итоговой самопроверки.
Найдите в папке Розовая бланк Проекта (7-й этап), узнайте тему для Вашей подгруппы и подготовьтесь к выступлению на защите, используя рекомендации, шаблоны тезисов и презентации.