Pink

Социальное поведение животных: внутри- и межвидовые коммуникации
(антропоморфизация, субъектификация, социальный симбиоз)

… К той мысли, что ежедневные прогулки могут быть интереснее, меня подвела моя собака …  
Она показала, что у моего внимания был вечный спутник: невнимание ко всему остальному … 

Александра Горовиц
Смотреть и видеть … [25]

О чем и зачем?

Ход занятия 

Организационный момент«входящие» вопросы/ответы, проект
тайминг 20 минут; ТФ —  консультация, беседа

…истинно значимое для человека не подвержено девальвации… [5]

Вводный интерактив
тайминг 20 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений)
+ инструктаж по подготовке к защите проектов

Зачем мы наделяем животных и другие объекты среды качествами человека?



Задания

1. Роботы, специально обученные (человек, собака, страус)  танцует как слаженная межвидовая социальная  группа. Как Вы думаете, почему? Дайте обратную связь в группу ТГ по любому из ниже приведенных вопросов.

какие научные открытия и/или научные достижения позволили этой слаженной «межвидовой  социальной» группе («семье») так слаженно танцевать?; 

— сколько просуществует такая группа без поддержки человека?;

— придумает ли такая группа сама новый танец? 

2. Просмотрите медиа справа и ответьте в свободной форме в группе ТГ  на любой из вопросов: 

а) в каких роликах можно видеть   «антропоморфизм», а в каких —  «субъектификацию» и/или  «социальный  симбиоз»;

б) как Вы бы объяснили «загадку» рассмотренных типов социального поведения в группе «человек — животное»?

в) какая «загадка» социального поведения решается в исследованиях этологов и психологов, связанных с изучением антропоморфизации, субъектификации, социального симбиоза и каковы перспективы межвидовой психологии. 

 

…Потенциально опасные склонности нужно не только запрещать,
но и девальвировать их значимость и привлекательность… 
[5]

Теория (актуализация)
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(самостоятельная практическая работа)

Антропоморфизация объектов среды и некоторые вариации —  субъектификация, социальный симбиоз: что это за механизмы поведения и зачем они нужны человеку?

В воспитании нужно сначала ограждать от негативных воздействий, а потом, наоборот, показывать и формировать нравственный иммунитет против них [5]

Практика (закрепление)
тайминг  20 минут; ТФ — закрепление информации
(самостоятельная практическая работа)

Каковы социальные эффекты  межвидовой коммуникации
в группе «человек — животное»  (для человека, для животного)?

! Не забудьте отправить на проверку

…Слепая любовь гасит рассудок… [5]

Промежуточный интерактив (проблематизация)
тайминг 30 минут; ТФ — самоподготовка к спич-семинару по подгруппам

 Какие формы социального поведения обеспечиваются
 гуморальными факторами
?

Просмотрите видео «Гормоны и наше поведение»

Вопрос: о каких из уже известных Вам видах социального поведения (иерархия, агрессия, аффилиация, репродукция, родительское и др.) напрямую или косвенно говорится в данном видео? 

При слепой вере все аргументы излишни[5]

Кейс-практикум
тайминг 50 минут (решение кейса), 30 минут (просмотр и обсуждение письменных работ);
ТФ — анализ предложенного текста, экспресс-обсуждение)

 В чем специфика таких типов социального поведения как иерархия, агрессия, аффилиация, репродуктивное, родительское, самоидентификация, межвидовая коммуникация?

Вариант для потока «Широкий бакалавриат»

Тема: «От иерархии до межвидовой коммуникации:
поведенческая эволюция, или при чем здесь гормоны?»

Задания:

1. Ознакомьтесь с исследованиями российского биолога и психофизиолога, специалиста в области сравнительной генетики поведения, профессором Жуковым Дмитрием Анатольевичем, справа предлагается для каждой подгруппы информация.

2. Решите так называемый «текстовый кейс» (экспресс-анализ большого объема текста): составьте  письменную аннотацию рекомендуемого текста (см. справа), следуя данному алгоритму:

1) каковы ключевые слова в данном тексте (сформулируйте и  перечислите 5-7 слов/словосочетаний);

2) что можно сказать по сути рассматриваемого вопроса/явления «кратко, но емко», как можно соотнести это в системе «человек vs животное» (выделите три основных позиции, оформите их в три абзаца, в каждом до 30);

3) «мораль»: почему это интересно и важно для психологии, зачем и для чего в других сферах (сформулируйте в один абзац до 30 слов)

3. Отправьте ответ на проверку в СДО (текст, файл или скрин). Выполнять работу можно в любом удобном для Вас текстовом редакторе или просто текстом в СДО.

Вариант для потока «Психология служебной деятельности»

Тема: «Страх и агрессия, доверие и коммуникация:
укусила собака — кто виноват и что делать

Задания:

1. А) Ознакомьтесь с практическими наработками зоопсихологов и кинологов, предлагаемых в кейс-статьях — см. справа для каждой подгруппы.
Б) Если в кейс-статьях имеются прямые гиперссылки на первоисточники (научные журналы) — обязательно просмотрите их.
В) Используйте свободный поиск в сети, что дополнить или уточнить данную информацию при необходимости.

2. Решите так называемый «текстовый кейс» (экспресс-анализ большого объема текста): составьте  письменную аннотацию по результатам анализа предлагаемой справа и найденной самостоятельно информации, следуя данному алгоритму:

1) каковы ключевые слова в данном тексте (сформулируйте и  перечислите 5-7 слов/словосочетаний);

2) что можно сказать по сути рассматриваемого вопроса/явления «кратко, но емко», как можно соотнести это в системе «человек vs животное» (выделите три основных позиции, оформите их в три абзаца, в каждом до 30);

3) «мораль»: почему это интересно и важно для психологии, зачем и для чего в других сферах (сформулируйте в один абзац до 30 слов)

3. Отправьте ответ на проверку в СДО (текст, файл или скрин). Выполнять работу можно в любом удобном для Вас текстовом редакторе или просто текстом в СДО.

…В основе мании величия всегда лежит комплекс неполноценности, а в основе комплекса неполноценности – мания величия... [5]

Подготовка к итоговой самопроверке
тайминг
индивидуально дома; ТФ — самостоятельная работа

 Каковы эволюционная, адаптивная и коммуникативная составляющие данных видов социального поведения?

Задание: повторите все понятия курса из терминокарты (Розовая Триада в СДО)Используйте терминокарту при выполнении итоговой самопроверки.

…Семь раз объяснишь – глядишь, и сам понял (К.К. Платонов)… [5]

 Каковы эффекты межвидовой коммуникации в социальной группе
«человек — домашнее животное» ?

Завершающий интерактив (подготовка к защите проекта)
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа


Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппах.  Всего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется соответствующий бланк. Скачивайте их поэтапно в СДО или на общем диске. Заполненные бланки для учета в рейтинге обязательно отправляйте на проверку в соответствии с установленным дедлайном.

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.