Purple

Социальное поведение животных:
практики, методы, перспективы

… когда животные, обитающие на воле, приближаются ко мне
издали не потому, что не заметили меня, а, наоборот,
именно потому, что увидели и услышали меня, это
равносильно возвращению изгнанника в рай

Конрад Лоренц
«Год серого гуся» [11]

О чем и зачем?

Ход занятия 

 

Организационный момент«входящие» вопросы/ответы
тайминг 10 минут; ТФ —  консультация

 

О рейтинге

О ходе занятия

О теме занятия

 

… В стремлении стать или остаться значимой фигурой модальность соответствующих
действий не имеет существенного значения
... 
[5]

Каково приложение научных знаний о поведении животных в «практике жизни»?

«Ген всевластия», или «Парадокс закономерности»

Вводный интерактив (проблематизация)
тайминг 40 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений)



1. Просмотрите данный материал.

2. Сформулируйте

а) в чем, на Ваш взгляд, значение данного эксперимента и какие экспериментальные задачи ставил его автор;

б) на решение какой «загадки» поведения они направлены, и в чем эта «загадка» заключается; удалось ли решить эту «загадку», и если нет, то почему и в чем дискуссия, а если да, то что именно доказано; 

в) как Вы бы сами объяснили  «загадку» рассмотренного  поведения в группе крыс?

Для  дополнительной информации используйте свободный веб-серфинг.

3. Аргументируйте Ваш ответ в общем обсуждении устно и/или письменно, используйте также общий чат.

Успех или неуспех мобилизует, если открывает человеку скрытые функциональные
и смысловые резервы, но демобилизует, если подводит к их пределу
 [5]

Каковы сферы народного хозяйства и государственной службы,
где можно применить этологические знания
?

Теория (актуализация)
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

 

Медиа к презентации

 

К слайду 16.  

Дуров В.Л. Дрессировка животных: психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). Новое в зоопсихологии. Москва, Универсальное издательство, 1924.

К слайду 32. 

Нобелевская премия за пчелиные танцы

К слайдам 22-39

Видео. Очень умная корова

Видео. Побег хитрых обезьян из вольера попал на видео

Видео. Охота стайная Дельфины Сенсорная координация охоты

ВидеоПсихологический эксперимент с животными (разные примеры)

Видео. Шимпанзе побеждает человека в тесте на память

ВидеоДаже черепахи играют в футбол

Видео. Как насекомое поможет офтальмологу 

Видео. Bigger, tighter mouse maze experiments 

Видео. Коломбо идет в лабиринт (сер. 31 “A Deadly State of Mind”, 1975)

Видео. Обезьяна умнее человека? (вариации на тему “Как достать орех?”)

Видео. Ген всевластия. Эксперименты с крысами Дидье Дезора.

Видео. Поведенческий тест – Открытое поле (крысы линии НИСАГ)

Видео. “Открытое поле”: поведенческие эксперименты в психофармакологии

Видео. Truth About Rats: Rat Tricks

Видео. Попугай различает цвета

Видео. Интеллект ворон (выбор на образец, современные эксперименты)

Видео. Стервятник разбивает страусиное яйцо (“облигатное”)

Видео Обезьяна кушает кашу (“факультативное”)

Видео. Орангутан использует ручную пилу

Видео. Знаменитые эксперименты с бонобо

Видео. Обезьяна стирает белье

Видео. Ворона играет в футбол

… Постоянно опаздывают люди, которые очень дорожат временем и очень боятся,
что его резерв, гарантирующий приход вовремя, пропадет.
[5]

Каковы классические и современные методы изучения поведения животных?

Практика (закрепление)
тайминг индивидуально дома, рекомендуется 30 минут; ТФ — закрепление информации
(самостоятельная или лекционно-практическая работа)

Отправьте на проверку в папку общего диска по данной ссылке (если такая установка будет)

… Предметом юмора может быть только материал умеренной значимости:
малозначимое неинтересно, а высокозначимое свято и не подлежит осмеянию
 
[5]

Почему поведение есть источник знаний о психике
(каковы дополнительные аргументы)?

Онлайн-аналитика
тайминг индивидуально дома, рекомендуется 60 минут
(самостоятельный поиск и анализ информации)

Выполните задания

Вариант № 1, основной: индивидуальный вопрос с домашней подготовкой

1. Познакомьтесь с исследованиями еще одного известного специалиста в сфере поведения животных, в том числе человека. Это немецкий профессор Норберт Заксер. Его книга «Человек в животном» здесь

2. Выберите один интересный для себя вопрос, найдите ответ в данной книге, дополнительно используйте свободный веб-серфинг, подготовьтесь индивидуально к краткому (по существу) ответу на поставленный вопрос. Оформите слайд.

121

221

321

421

521

621

3. Озвучьте результаты работы в рамках спич-коллоквиума (3-5 минут от каждого спикера). 

Вопросы для индивидуальной подготовки

Спикер 1. Социальный интеллект домашних морских свинок.

Спикер 2. Разрушительные последствия социальной нестабильности.

Спикер 3. Почему некоторые животные не могут сосуществовать друг с другом без стресса, а также про благо добрососедских отношений.

Спикер 4. Благополучие и эмоции: темы, которые биология поведения долгое время игнорировала.

Спикер 5. Гормоны и благополучие, поведение и самочувствие. 

Спикер 6. Игра, позитивные эмоции, окружающая среда, благополучие. 

Спикер 7. Можно ли спросить само животное про поведение? 

Спикер 8. Условия жизни: что соответствует потребностям вида и что отвечает потребностям данного животного?

Спикер 9. Определяют ли гены поведение: гены и окружающая среда (про  глупых и умных крыс).

Спикер 10. Гены и окружающая среда: про  болезнь Альцгеймера и ген-переносчик серотонина. 

Спикер 11. Рико – гениальный бордер-колли, а также еще раз о привыкании.

Спикер 12. Думают ли животные: про орудия труда, про обучение на чужом примере, про культуру.

Спикер 13. Есть ли у животных свое «Я», а также про когнитивные способности птиц.

Спикер 14. Социальное окружение в детстве и про влияние пренатального периода на поведение животного в будущем.

Спикер 15. Мужественные дочери и инфантильные  сыновья, а также про внешнюю среду, гены и собственные интересы на ранних этапах развития.

Спикер 16. Как влияет на поведение жизненный опыт в подростковом возрасте. 

Спикер 17. Подростковый период как ключевая фаза формирования  индивидуальных стратегий  адаптивного поведения, индивидуальность в поведении животных. 

Спикер 18. Оптимисты и пессимисты в среде животных, про эмоции животных. 

Спикер 19. Про родственные  связи и поведение животных, про  сусликов Белдинга, а также про родственный отбор ( У. Гамильтон).

Спикер 20. Помощь между животными, не состоящими в родстве, а также про убийство сородича для собственной пользы.

Спикер 21. Самцы и самки, а также о социобилогии диких морских свинок. 

Вариант № 2, альтернативный: для работы в подгруппах с экспресс-подготовкой

1. Ознакомьтесь с предлагаемым для Вашей подгруппы материалом по данной ссылке (Филиппова Г.Г.)

2. Подготовьтесь к краткому (по существу) ответу на поставленный вопрос. Оформите слайд, если такое задание будет. 

3. Озвучьте результаты работы в рамках спич-дискуссии (7-10 минут от каждой подгруппы). 

Подгруппа № 1. Методы и методики наблюдения: принципы и правила, виды и способы фиксации данных. Стр. 43-49

Подгруппа № 2. Метод эксперимента, основные принципы и правила, преимущества и ограничения. Стр. 49-54 и 69-70 

Подгруппа № 3. Лабораторный эксперимент (понятие). «Лабиринт».  «Проблемный ящик». «Обходной путь». Стр. 54-56

Подгруппа № 4. Естественный эксперимент (понятие). «Открытое поле». Стр. 56-58

Подгруппа № 5Формирующий эксперимент (понятие). Научение классическое,  оперантное, дрессировка. Стр. 59-61

Подгруппа № 6. Дифференцировочное научение. Научение по подражанию. Стр. 61-64

Подгруппа № 7. Орудийная деятельность. Обучение использованию знаковых средств. Изучение зачатков самосознания. Стр. 64-69

… Дорогая вещь представляется более качественной, что не всегда верно,
но эксплуатируется в торговле.
 …
[5]

 

В чем особенности и преимущества классических 
объективных  научных методов в изучении поведения
животных (наблюдение и эксперимент)?

Спич-коллоквиум
тайминг 70 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

3-5 мин. спич от каждого спикера
по результатам онлайн-аналитики

 

… Легко приобретенное тратится совершенно иначе,
чем заработанное повседневным трудом
 …
[5]

 

В чем сущность и особенности современных
методов изучения социального поведения?

Тест-самопроверка
тайминг индивидуально ТФ — онлайн-тестирование
Дедлайн — 10 утра следующего дня

… Есть два типа энтропии, непродуктивного рассеивания энергии: сосредоточиться
на малозначимых текущих проблемах – и на высокозначимой фанатичной идее,
решение которой еще не созрело
 …
[5]

Каковы современные интерпретации классических опытов по постановке задач перед животными?

Завершающий интерактив (рефлексия)
тайминг индивидуальноТФ — самостоятельная практическая работа

Дедлайн — первая пара следующей триады

  Проектные задания — домашние, выполняются
по подгруппам. Всего — шесть этапов проектирования
и шесть
бланков. Сохраните все  заполненные бланки
до зачета/экзамена!

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.