Purple

Социальное поведение животных:
практики, методы, перспективы

… когда животные, обитающие на воле, приближаются ко мне
издали не потому, что не заметили меня, а, наоборот,
именно потому, что увидели и услышали меня, это
равносильно возвращению изгнанника в рай

Конрад Лоренц
«Год серого гуся» [11]

О чем и зачем?

Ход занятия 

Организационный момент«входящие» вопросы/ответы, проект
тайминг 20 минут; ТФ —  консультация, беседа

… В стремлении стать или остаться значимой фигурой модальность соответствующих
действий не имеет существенного значения
... 
[5]

Вводный интерактив (проблематизация)
тайминг 40 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений)

Каково приложение научных знаний о поведении животных в «практике жизни»?

«Ген всевластия», или «Парадокс закономерности»

Задания



1. Просмотрите данный справа материал.

2. Сформулируйте: а) в чем, на Ваш взгляд, значение эксперимента Дидье Дозора и какие экспериментальные задачи ставил его автор; и/или б) на решение какой «загадки» поведения они направлены, и в чем эта «загадка» заключается; удалось ли решить эту «загадку», и если нет, то почему и в чем дискуссия, а если да, то что именно доказано.

3. Как бы Вы объяснили  «загадку» успешного поведения павиана, который работал стрелочником на железнодорожной станции?

Ответ в форме свободного комментария в группу ТГ

Успех или неуспех мобилизует, если открывает человеку скрытые функциональные
и смысловые резервы, но демобилизует, если подводит к их пределу
 [5]

Теория (актуализация)
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Каковы сферы народного хозяйства и государственной службы,
где можно применить этологические знания
?

 

Медиа к презентации

 

К слайду 16.  

Дуров В.Л. Дрессировка животных: психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). Новое в зоопсихологии. Москва, Универсальное издательство, 1924.

К слайду 32. 

Нобелевская премия за пчелиные танцы

К слайдам 22-39

Видео. Очень умная корова

Видео. Побег хитрых обезьян из вольера попал на видео

Видео. Охота стайная Дельфины Сенсорная координация охоты

ВидеоПсихологический эксперимент с животными (разные примеры)

Видео. Шимпанзе побеждает человека в тесте на память

ВидеоДаже черепахи играют в футбол

Видео. Как насекомое поможет офтальмологу 

Видео. Bigger, tighter mouse maze experiments 

Видео. Коломбо идет в лабиринт (сер. 31 “A Deadly State of Mind”, 1975)

Видео. Обезьяна умнее человека? (вариации на тему “Как достать орех?”)

Видео. Ген всевластия. Эксперименты с крысами Дидье Дезора.

Видео. Поведенческий тест – Открытое поле (крысы линии НИСАГ)

Видео. “Открытое поле”: поведенческие эксперименты в психофармакологии

Видео. Truth About Rats: Rat Tricks

Видео. Попугай различает цвета

Видео. Интеллект ворон (выбор на образец, современные эксперименты)

Видео. Стервятник разбивает страусиное яйцо (“облигатное”)

Видео Обезьяна кушает кашу (“факультативное”)

Видео. Орангутан использует ручную пилу

Видео. Знаменитые эксперименты с бонобо

Видео. Обезьяна стирает белье

Видео. Ворона играет в футбол

… Постоянно опаздывают люди, которые очень дорожат временем и очень боятся,
что его резерв, гарантирующий приход вовремя, пропадет.
[5]

Практика (закрепление)
тайминг индивидуально дома, рекомендуется 30 минут; ТФ — закрепление информации
(самостоятельная или лекционно-практическая работа)

Каковы классические и современные методы изучения поведения животных?

! Не забудьте отправить на проверку

… Предметом юмора может быть только материал умеренной значимости:
малозначимое неинтересно, а высокозначимое свято и не подлежит осмеянию
 
[5]

Онлайн-аналитика
тайминг индивидуально дома, рекомендуется 60 минут
(самостоятельный поиск и анализ информации)

Почему поведение есть источник знаний о психике
(каковы дополнительные аргументы)?

Задания

Вариант № 1 (индивидуальный вопрос с домашней подготовкой — для аудитории)

1. Познакомьтесь с исследованиями еще одного известного специалиста в сфере поведения животных, в том числе человека. Это немецкий профессор Норберт Заксер. Работаем с книгой «Человек в животном» (материал будет отправлен в группу ТГ). 

2. Выберите один интересный для себя вопрос, найдите ответ в данной книге, дополнительно используйте свободный веб-серфинг, подготовьтесь индивидуально к краткому (по существу) ответу на поставленный вопрос. Оформите индивидуальный слайд в любой удобной для Вас программе.

3. Озвучьте результаты работы в рамках спич-коллоквиума (3-5 минут от каждого спикера).

Вопросы для индивидуальной подготовки

Спикер 1. Социальный интеллект домашних морских свинок.

Спикер 2. Разрушительные последствия социальной нестабильности.

Спикер 3. Почему некоторые животные не могут сосуществовать друг с другом без стресса, а также про благо добрососедских отношений.

Спикер 4. Благополучие и эмоции: темы, которые биология поведения долгое время игнорировала.

Спикер 5. Гормоны и благополучие, поведение и самочувствие. 

Спикер 6. Игра, позитивные эмоции, окружающая среда, благополучие. 

Спикер 7. Можно ли спросить само животное про поведение? 

Спикер 8. Условия жизни: что соответствует потребностям вида и что отвечает потребностям данного животного?

Спикер 9. Определяют ли гены поведение: гены и окружающая среда (про  глупых и умных крыс).

Спикер 10. Гены и окружающая среда: про  болезнь Альцгеймера и ген-переносчик серотонина. 

Спикер 11. Рико – гениальный бордер-колли, а также еще раз о привыкании.

Спикер 12. Думают ли животные: про орудия труда, про обучение на чужом примере, про культуру.

Спикер 13. Есть ли у животных свое «Я», а также про когнитивные способности птиц.

Спикер 14. Социальное окружение в детстве и про влияние пренатального периода на поведение животного в будущем.

Спикер 15. Мужественные дочери и инфантильные  сыновья, а также про внешнюю среду, гены и собственные интересы на ранних этапах развития.

Спикер 16. Как влияет на поведение жизненный опыт в подростковом возрасте. 

Спикер 17. Подростковый период как ключевая фаза формирования  индивидуальных стратегий  адаптивного поведения, индивидуальность в поведении животных. 

Спикер 18. Оптимисты и пессимисты в среде животных, про эмоции животных. 

Спикер 19. Про родственные  связи и поведение животных, про  сусликов Белдинга, а также про родственный отбор ( У. Гамильтон).

Спикер 20. Помощь между животными, не состоящими в родстве, а также про убийство сородича для собственной пользы.

Спикер 21. Самцы и самки, а также о социобилогии диких морских свинок. 

Вариант № 2 (для работы в сессионных залах с экспресс-подготовкой — для онлайн)

1. Ознакомьтесь с предлагаемым для Вашей подгруппы материалом (Филиппова Г.Г., учебник «Зоопсихология и сравнительная психология», в свободном доступе в сети)

2. Подготовьтесь к краткому (по существу) ответу на поставленный вопрос. Оформите слайд, если такое задание будет. 

3. Озвучьте результаты работы в рамках спич-дискуссии (7-10 минут от каждой подгруппы). 

Подгруппа № 1. Методы и методики наблюдения: принципы и правила, виды и способы фиксации данных. Стр. 43-49

Подгруппа № 2. Метод эксперимента, основные принципы и правила, преимущества и ограничения. Стр. 49-54 и 69-70 

Подгруппа № 3. Лабораторный эксперимент (понятие). «Лабиринт».  «Проблемный ящик». «Обходной путь». Стр. 54-56

Подгруппа № 4. Естественный эксперимент (понятие). «Открытое поле». Стр. 56-58

Подгруппа № 5Формирующий эксперимент (понятие). Научение классическое,  оперантное, дрессировка. Стр. 59-61

Подгруппа № 6. Дифференцировочное научение. Научение по подражанию. Стр. 61-64

Подгруппа № 7. Орудийная деятельность. Обучение использованию знаковых средств. Изучение зачатков самосознания. Стр. 64-69

… Дорогая вещь представляется более качественной, что не всегда верно,
но эксплуатируется в торговле.
 …
[5]

Спич-коллоквиум
тайминг 70 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

 В чем особенности и преимущества классических 
объективных  научных методов в изучении поведения
животных (наблюдение и эксперимент)?

3-5 мин. спич от каждого спикера
по результатам онлайн-аналитики

 

… Легко приобретенное тратится совершенно иначе,
чем заработанное повседневным трудом
 …
[5]

Тест-самопроверка
тайминг индивидуально ТФ — онлайн-тестирование
Дедлайн — 10 утра следующего дня

 

В чем сущность и особенности современных
методов изучения социального поведения?

… Есть два типа энтропии, непродуктивного рассеивания энергии: сосредоточиться
на малозначимых текущих проблемах – и на высокозначимой фанатичной идее,
решение которой еще не созрело
 …
[5]

Завершающий интерактив (рефлексия)
тайминг индивидуальноТФ — самостоятельная практическая работа

Дедлайн — первая пара следующей триады

Каковы современные интерпретации классических опытов по постановке задач перед животными?

Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппах.  Всего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется соответствующий бланк. Скачивайте их поэтапно в СДО или на общем диске. Заполненные бланки для учета в рейтинге обязательно отправляйте на проверку в соответствии с установленным дедлайном.

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.