Blue

Синяя триада

 

Поведение животных: проблемное поле

 

… Появление вместе с животной формой жизни поведения
знаменуется переходом от неопосредованной (допсихической) внешней
активности к активности, опосредованной отражением предметной
действительности (т.е. психическим отражением) … [10]

 

Организационный момент: о теме и ходе занятия

тайминг 10 минутТФ —  вводная информация, беседа

О чем и зачем?

Ход занятия 

… Есть два способа избавиться от актуальной потребности:
удовлетворить ее или временно подавить ее (отсрочить) … [5]

Вводный интерактив (проблематизация)
тайминг до 40 минут; ТФ — анализ контента + техника «мозговой штурм»
(поиск проблемных вопросов в свободном обсуждении, столкновении мнений)

 

«От примитивной реакции до рассудочного поведения», или
«Каковы актуальные проблемы поведенческих исследований?»

Задание



 

А. Просмотрите вводное видео про гориллу Коко «Коко: говорящая горилла» (здесь Rutube). Каково Ваше первое впечатление от данного материала? Опишите в нескольких словах.

Б. Сформулируйте один  вопрос, который, на Ваш взгляд, был бы связан с поведением животных, и был бы актуален и интересен сегодня для исследователей-психологов.

В. Какое практическое значение данная проблема имеет практическое значение для человека, в обыденной жизни, в науке, в практической психологии и т.п.?

 

Обратная связь: 
по ссылке в данную форму (если онлайн), или устно (если аудитория)

… Вариант: все ошибки нашего поведения сводятся к тому, что мы поддаемся тем соблазнам, которым надо противостоять, и противостоим тем, которым надо поддаваться … [5]

Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

 

Как регулируется поведение и какова его функция в жизни животного?

Видео к лекционной презентации:
актуализация примеров поведения («YouTube»)

К слайду 8: Образ жизни пресноводной гидры

К слайду 10: Как лягушка ловит свою добычу

К слайду 11: Пиявка медицинская в природе

К слайду 14: Как выглядит инфузория-туфелька

К слайду 15: Гуси научаются различать цвета

К слайду 15: Мартышка научается кушать ложкой

К слайду 15: Кошка выполняет собачьи команды

К слайду 15: Импринтинг у утят

К слайду 19: Обезьяны рисует не хуже художников

Примечание: видео по номерам слайдов
в презентации «Синяя Актуализация»

… Типичные ошибки нашего поведения связаны с тем, что мы экономим то,
что нужно растрачивать, и растрачиваем то, что нужно экономить … [5]

Практика-закрепление
тайминг — инструктаж до 10 минут, работа до 
60 минут, подгрузка скрина/фото/текста с ответами в СДО — до 10 минут; ТФ — закрепление информации 
(самостоятельная практическая работа по закреплению теоретической информации)

Дедлайн для загрузки ответа — до 10.00 Мск следующего дня

 

Что есть поведение как адаптивная функция организма?

Задание на паре

1. Просмотрите файл Синее Закрепление (в СДО или чате ТГ),  выполните пять заданий текстового кейса. 

2. Внесите Ваши ответы в рекомендуемую форму ответа (см. ниже синюю кнопку), или непосредственно в файл, или просто текстом в СДО.

3. ! Скрин/фото/файл/текст с ответами не забудьте подгрузить в СДО для учета в рейтинге.

Примечание: обсуждение данного задания в реальном времени. 

… Одна сторона поведенческих стратегий человеческой жизни состоит в том, чтобы удовлетворить все свои потребности, т.е. сделать их незначимыми и избавиться от них. А вторая сторона поведенческих стратегий состоит в том, чтобы актуализировать свои потребности и обогатить свою потребностную сферу  [5]

Онлайн-аналитика
тайминг для подготовки 30 минут; ТФ — индивидуально-групповая (подгруппы или сессионные залы) работа с онлайн-информацией, свободный веб-серфинг, анализ  найденной актуальной информации по подгруппам, самостоятельный поиск новизны в процессе анализа информации

 

Как связаны когнитивные процессы с поведением?

Задания

 

1. Ознакомьтесь с предлагаемой для Вашей подгруппы статьей. 

2. Подготовьтесь к устному комментарию о том, какая теоретическая и/или практическая проблема в ней обозначена (в скобках в заданиях для подгрупп она уже сформулирована мелким шрифтом). Приведите аргументы и примеры, отражающие сущность этой проблемы. 

3. При подготовке к ответу можно использовать приведенный ниже алгоритм

4. Ключевые слова и основные тезисы выступления отразите на одном слайде в любой удобной для Вас программе.

Пример слайда с тезисам

5. Презентуйте свои результаты в рамках спич-семинара (до 5-ти минут от каждой подгруппы). 

Не забудьте отправить на проверку
скрин Вашего слайда  в СДО (или на общий диск)

Подгруппа № 1 
“Почему собаки не узнают хозяев на экране смартфона?”
Дополнительный пример: Узнает ли собака голос хозяина по телефону? 
(проблемное поле: особенности поведения и психики, сравнение уровней развития психики у различных таксономических групп животных)

Подгруппа № 2
Собаки и городской транспорт

Дополнительный пример: Пес тестирует МЦК
(проблемное поле: особенности интеллектуальной и сознательной форм регуляции поведения у разных таксономических групп животных, абстрагирование у животных, роль межвидовых коммуникации в развитии адаптивного поведения животных)

Подгруппа № 3
Кто из животных узнает себя в зеркале, и что это говорит об их интеллекте?
Дополнительный пример: Ученые научили обезьян узнавать себя в зеркале: необычное исследование
(проблемное поле: самосознания как форма регуляция поведения животных разных таксономических групп,  способность к абстрагированию у разных животных, его роль в развитии адаптивного поведения животных)

Подгруппа № 4
Интеллектуальное мышление животных (семь фактов)
Дополнительный пример: Интеллект животных — это только вершина айсберга
(проблемное поле: интеллект как важнейшая форма регуляции поведения животных таксономических групп, ее особенности у разных животных, сравнение с инстинктивной формой регуляции поведения, роль интеллектуального поведения животных в приспособлении к окружающей действительности)

Подгруппа № 5
Дельфины на государственной службе
Дополнительный пример: Чем отличается половое поведение собак?
(проблемное поле: научение и обучение животных разных таксономических групп для использования на государственной и военной службе, в народном хозяйстве, в качестве домашних питомцев, роль элементов самосознания, интеллекта, межвидовых коммуникации в успешном обучении животных выполнению различных задач, вопросы этики и гуманного отношения к животным, используемым в указанных сферах)

Подгруппа № 6
Тигр Амур и козел Тимур
Дополнительный пример: 16 примеров необычной дружбы животных
(проблемное поле: роль межвидовые коммуникации в развитии сотруднического и конкурентного поведения животных разных таксономических групп; учет биологических и экологических особенностей, типа питания, а также вопросы этики и гуманного отношения к животным, живущим в зоопарках, используемых в рекламных, досуговых целях, для различных шоу и представлений; защита и охрана животного мира)

Подгруппа № 7
У африканских шимпанзе зарождается религия (реальность или артефакт)?
Дополнительный пример: Есть ли у животных культура?
(проблемное поле: культурно-исторические аспекты в эволюционном развитии поведения и психики животных разных таксономических групп, возможность передачи информации от поколения к поколению, как то традиций, обычаев, обрядов, особенности их зарождения у животных, а также способности животных к овладению «человеческим языком»)

Алгоритм экспресс-анализа текста статьи (рекомендуемый)

1. Сформулируйте 3-5 ключевых слов, словосочетаний, позиций, отражающих сущность проблемы, поднятой автором (авторами) статьи.я

2. Раскройте сущность проблемы (содержания статьи) в форме тезисов — это 3-5 коротких предложений и/или вопросов, раскрывающих сущность.

3. Отразите в устном комментарии свое отношение к проблеме, обозначенной в статье, здесь можно указать на  возможные перспективы ее изучения, дать свои замечания и пожелания, отметить возможное использования этой информации в психологической практике, в других сферах жизнедеятельности человека и т.п.

 

… Для мотивационной сферы поведения значимо не только то, что «я хочу иметь завтра, но не имею сегодня»,
но и то, что «я уже имею сегодня и очень не хочу этого лишиться завтра» … [5]

Спич-семинар
тайминг до 30 минут; ТФ — семинар с краткими выступлениями подгрупп/комнат, сопровождаемые слайдом презентации и параллельным общим обсуждением результатов аналитической работы с информацией)

Что общего и отличного в поведении животных и человека
и как это изучать (сравнительная психология)?

5-ти минутный спич от каждой подгруппы (включая ответы на вопросы и общее обсуждение)

 

… Праведнику обещают «виртуально» беззаботное и бездеятельное существование в Раю,
но  реально «Рай на Земле» не существует … [5]

Тест-самопроверка
тайминг до 20 минут; ТФ — онлайн-тестирование

Дедлайн 10 утра следующего дня

Как порождается и изменяется поведение в филогенезе (эволюционное  развитие)?

… Если объективно важная потребность изначально гарантирована нам в успешном удовлетворении,
она никогда не станет для нас субъективно значимой, а скорее вообще перестает быть таковой … [5]

Завершающий интерактив (проектирование)
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа, домашнее задание
(возможен вариант выполнения на занятии по подгруппам или сессионным залам)

Дедлайн к началу первой пары следующей триады

Как порождается и изменяется поведение в онтогенезе (индивидуальное развитие)?

Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппах. Всего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется соответствующий бланк (№№ 1-7). Скачивайте их поэтапно в СДО или на общем диске. Заполненные бланки для учета в рейтинге обязательно отправьте на проверку в СДО или на общий диск для учета в рейтинге не позднее установленного дедлайна.

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.