Blue

Синяя триада

 

Поведение животных: проблемное поле

 

… Появление вместе с животной формой жизни поведения
знаменуется переходом от неопосредованной (допсихической) внешней
активности к активности, опосредованной отражением предметной
действительности (т.е. психическим отражением) … [10]

 

Организационный момент: о теме и ходе занятия

тайминг 10 минутТФ —  вводная информация, беседа

О чем и зачем?

Ход занятия 

… Есть два способа избавиться от актуальной потребности:
удовлетворить ее или временно подавить ее (отсрочить) … [5]

Вводный интерактив (проблематизация)
тайминг до 20 минут; ТФ — анализ контента + техника «мозговой штурм»
(поиск проблемных вопросов в свободном обсуждении, столкновении мнений)

 

«От примитивной реакции до рассудочного поведения», или
«Каковы актуальные проблемы поведенческих исследований?»

Задание



1. Просмотрите вводное видео к триаде про гориллу Коко (см. выше), а также видео к слайдам  презентации (см. справа)

2. Сформулируйте одну  из  проблем в изучении поведения животных, которая, на Ваш взгляд, интересна для исследователей и значима в целом для психологии сегодня.

3. Подумайте, может ли все-таки данная проблема иметь практическое значение для человека, в обыденной жизни, в на службе, в хозяйстве?

Вариант обсуждения: обратная связь (ответ) дайте в группу ТГ в процессе просмотра видео

К слайду 8: Образ жизни пресноводной гидры

К слайду 10: Как лягушка ловит свою добычу

К слайду 11: Пиявка медицинская в природе

К слайду 14: Как выглядит инфузория-туфелька

К слайду 15: Гуси научаются различать цвета

К слайду 15: Мартышка научается кушать ложкой

К слайду 15: Кошка выполняет собачьи команды

К слайду 15: Импринтинг у утят

К слайду 19: Обезьяны рисует не хуже художников

Примечание: данные видео соотносятся с указанными слайдами презентации «Синяя Актуализация»

… Вариант: все ошибки нашего поведения сводятся к тому, что мы поддаемся тем соблазнам, которым надо противостоять, и противостоим тем, которым надо поддаваться … [5]

Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

 

Как регулируется поведение и какова его функция в жизни животного?

… Типичные ошибки нашего поведения связаны с тем, что мы экономим то,
что нужно растрачивать, и растрачиваем то, что нужно экономить … [5]

Практика-закрепление
тайминг до 
40 минут с подгрузкой скрина/фото ответа; ТФ — закрепление информации 
(практическая работа по теоретической информации)

Дедлайн для загрузки ответа — до конца пары

 

Что есть поведение как адаптивная функция организма?

Задание на паре

1. Просмотрите файл Синее Закрепление (в СДО или на общем диске),  выполните обязательное задание № 1. 

2. Внести Ваш ответ на данное задание в рекомендуемую форму ответа (см. ниже синюю кнопку).

3. ! Скрин/фото своего ответа обязательно прикрепите в СДО (или на общий диск) для учета в рейтинге.

Примечание: обсуждение данного задания — на ближайшем аудиторном занятии. 

… Одна сторона поведенческих стратегий человеческой жизни состоит в том, чтобы удовлетворить все свои потребности, т.е. сделать их незначимыми и избавиться от них. А вторая сторона поведенческих стратегий состоит в том, чтобы актуализировать свои потребности и обогатить свою потребностную сферу  [5]

Онлайн-аналитика
тайминг для подготовки 30 минут; для спич — 40 минут; ТФ — индивидуально-групповая (подгруппы или сессионные залы) работа с онлайн-информацией, свободный веб-серфинг, анализ  найденной актуальной информации по подгруппам, самостоятельный поиск новизны в процессе анализа информации

 

Как связаны когнитивные процессы с поведением?

Задания

 

1. Ознакомьтесь с предлагаемой для Вашей подгруппы статьей. 

2. Подготовьтесь к устному комментарию о том, какая теоретическая и/или практическая проблема в ней обозначена (в скобках в заданиях для подгрупп она уже сформулирована мелким шрифтом). Приведите аргументы и примеры, отражающие сущность этой проблемы. 

3. При подготовке к ответу можно использовать приведенный ниже алгоритм

4. Ключевые слова и основные тезисы выступления отразите на одном слайде.

Пример слайда с тезисами

Для подготовки слайда используйте данный ресурс: 

для комнат (онлайн-занятие) 

для группы 123

для группы 223

5. Презентуйте свои результаты в рамках спич-семинара (до 5-ти минут от каждой подгруппы). 

 

Не забудьте отправить на проверку
скрин Вашего слайда  в СДО (или на общий диск)

Подгруппа № 1 
“Почему собаки не узнают хозяев на экране смартфона?”
Дополнительный пример: Узнает ли собака голос хозяина по телефону? 
(проблемное поле: особенности поведения и психики, сравнение уровней развития психики у различных таксономических групп животных)

Подгруппа № 2
Собаки и городской транспорт

Дополнительный пример: Пес тестирует МЦК
(проблемное поле: особенности интеллектуальной и сознательной форм регуляции поведения у разных таксономических групп животных, абстрагирование у животных, роль межвидовых коммуникации в развитии адаптивного поведения животных)

Подгруппа № 3
Кто из животных узнает себя в зеркале, и что это говорит об их интеллекте?
Дополнительный пример: Ученые научили обезьян узнавать себя в зеркале: необычное исследование
(проблемное поле: самосознания как форма регуляция поведения животных разных таксономических групп,  способность к абстрагированию у разных животных, его роль в развитии адаптивного поведения животных)

Подгруппа № 4
Интеллектуальное мышление животных (семь фактов)
Дополнительный пример: Интеллект животных — это только вершина айсберга
(проблемное поле: интеллект как важнейшая форма регуляции поведения животных таксономических групп, ее особенности у разных животных, сравнение с инстинктивной формой регуляции поведения, роль интеллектуального поведения животных в приспособлении к окружающей действительности)

Подгруппа № 5
Дельфины на государственной службе
Дополнительный пример: Чем отличается половое поведение собак?
(проблемное поле: научение и обучение животных разных таксономических групп для использования на государственной и военной службе, в народном хозяйстве, в качестве домашних питомцев, роль элементов самосознания, интеллекта, межвидовых коммуникации в успешном обучении животных выполнению различных задач, вопросы этики и гуманного отношения к животным, используемым в указанных сферах)

Подгруппа № 6
Тигр Амур и козел Тимур
Дополнительный пример: 16 примеров необычной дружбы животных
(проблемное поле: роль межвидовые коммуникации в развитии сотруднического и конкурентного поведения животных разных таксономических групп; учет биологических и экологических особенностей, типа питания, а также вопросы этики и гуманного отношения к животным, живущим в зоопарках, используемых в рекламных, досуговых целях, для различных шоу и представлений; защита и охрана животного мира)

Подгруппа № 7
У африканских шимпанзе зарождается религия (реальность или артефакт)?
Дополнительный пример: Есть ли у животных культура?
(проблемное поле: культурно-исторические аспекты в эволюционном развитии поведения и психики животных разных таксономических групп, возможность передачи информации от поколения к поколению, как то традиций, обычаев, обрядов, особенности их зарождения у животных, а также способности животных к овладению «человеческим языком»)

Алгоритм экспресс-анализа текста статьи (рекомендуемый)

1. Сформулируйте 3-5 ключевых слов, словосочетаний, позиций, отражающих сущность проблемы, поднятой автором (авторами) статьи.я

2. Раскройте сущность проблемы (содержания статьи) в форме тезисов — это 3-5 коротких предложений и/или вопросов, раскрывающих сущность.

3. Отразите в устном комментарии свое отношение к проблеме, обозначенной в статье, здесь можно указать на  возможные перспективы ее изучения, дать свои замечания и пожелания, отметить возможное использования этой информации в психологической практике, в других сферах жизнедеятельности человека и т.п.

 

… Для мотивационной сферы поведения значимо не только то, что «я хочу иметь завтра, но не имею сегодня»,
но и то, что «я уже имею сегодня и очень не хочу этого лишиться завтра» … [5]

Спич-семинар
тайминг до 40 минут; ТФ — семинар с краткими выступлениями подгрупп/комнат, сопровождаемые слайдом презентации и параллельным общим обсуждением результатов аналитической работы с информацией)

Что общего и отличного в поведении животных и человека
и как это изучать (сравнительная психология)?

5-7-ти минутный спич от каждой подгруппы (включая ответы на вопросы и общее обсуждение)

… Праведнику обещают «виртуально» беззаботное и бездеятельное существование в Раю,
но  реально «Рай на Земле» не существует … [5]

Тест-самопроверка
тайминг 20 минут; ТФ — онлайн-тестирование

Дедлайн 10 утра следующего дня

Как порождается и изменяется поведение в филогенезе (эволюционное  развитие)?

… Если объективно важная потребность изначально гарантирована нам в успешном удовлетворении,
она никогда не станет для нас субъективно значимой, а скорее вообще перестает быть таковой … [5]

Завершающий интерактив (проектирование)
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа, домашнее задание
(возможен вариант выполнения на занятии по подгруппам или сессионным залам)

Дедлайн к началу первой пары следующей триады

Как порождается и изменяется поведение в онтогенезе (индивидуальное развитие)?

Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппах. Всего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется соответствующий бланк (№№ 1-7). Скачивайте их поэтапно в СДО или на общем диске. Заполненные бланки для учета в рейтинге обязательно отправьте на проверку в СДО или на общий диск для учета в рейтинге не позднее установленного дедлайна.

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.