Blue

Синяя триада

 

Поведение животных: проблемное поле

 

… Появление вместе с животной формой жизни поведения
знаменуется переходом от неопосредованной (допсихической) внешней
активности к активности, опосредованной отражением предметной
действительности (т.е. психическим отражением) … [10]

 

Организационный момент: о теме и ходе занятия

тайминг 10 минутТФ —  вводная информация, беседа

О чем и зачем?

Ход занятия 

… Есть два способа избавиться от актуальной потребности:
удовлетворить ее или временно подавить ее (отсрочить) … [5]

 

«От примитивной реакции до рассудочного поведения», или
«Каковы актуальные проблемы поведенческих исследований?»

Вводный интерактив (проблематизация)
тайминг 30 минут; ТФ — анализ контента + техника «мозговой штурм»
(поиск проблемных вопросов в свободном обсуждении, столкновении мнений)



1. Просмотрите вводное видео к триаде про гориллу Коко (см. выше), а также видео к слайдам  презентации (см. справа)

2. Сформулируйте одну  из  проблем в изучении поведения животных, которая интересна для нас сегодня и значима, дайте обратную связь в группе ТГ.

3. Подумайте, может ли все-таки данная проблема иметь практическое значение для человека, в обыденной жизни, в на службе, в хозяйстве?

… Вариант: все ошибки нашего поведения сводятся к тому, что мы поддаемся тем соблазнам, которым надо противостоять, и противостоим тем, которым надо поддаваться … [5]

 

Как регулируется поведение и какова его функция в жизни животного?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

… Типичные ошибки нашего поведения связаны с тем, что мы экономим то,
что нужно растрачивать, и растрачиваем то, что нужно экономить … [5]

 

Что есть поведение как адаптивная функция организма?

Практика-закрепление
тайминг
20 минут на паре, индивидуально — дома; ТФ — закрепление информации 
(практическая работа по материалам презентации)

Дедлайн для загрузки задания — до конца пары / 10.00 Мск завтра

! Не забудьте отправить на проверку

… Одна сторона поведенческих стратегий человеческой жизни состоит в том, чтобы удовлетворить все свои потребности, т.е. сделать их незначимыми и избавиться от них. А вторая сторона поведенческих стратегий состоит в том, чтобы актуализировать свои потребности и обогатить свою потребностную сферу  [5]

 

Как связаны когнитивные процессы с поведением?

Онлайн-аналитика
тайминг для подготовки 40 минут; ТФ — индивидуально-групповая (подгруппы или сессионные залы) работа с онлайн-информацией, свободный веб-серфинг, анализ  найденной актуальной информации по подгруппам, самостоятельный поиск новизны в процессе анализа информации

Выполните следующие задания

 

1. Ознакомьтесь с предлагаемой для Вашей подгруппы статьей. 

2. Подготовьтесь к устному комментарию о том, какая теоретическая и/или практическая проблема в ней обозначена (в скобках в заданиях для подгрупп она уже сформулирована мелким шрифтом). Приведите аргументы и примеры, отражающие сущность этой проблемы. 

3. При подготовке к ответу можно использовать приведенный ниже алгоритм

4. Ключевые слова и основные тезисы выступления отразите на одном слайде, см. пример здесь:

Пример слайда с тезисами
Пример слайда с тезисами

Для подготовки слайда используйте данный ресурс:

шаблоны презентаций по группам

5. Презентуйте свои результаты в рамках спич-семинара (до 5-ти минут от каждой подгруппы). 

!!! Не забудьте отправить на проверку (скрин Вашего слайда)

Подгруппа № 1 
“Почему собаки не узнают хозяев на экране смартфона?”
Дополнительный пример: Узнает ли собака голос хозяина по телефону? 
(проблемное поле: особенности поведения и психики, сравнение уровней развития психики у различных таксономических групп животных)

Подгруппа № 2
Собаки и городской транспорт

Дополнительный пример: Пес тестирует МЦК
(проблемное поле: особенности интеллектуальной и сознательной форм регуляции поведения у разных таксономических групп животных, абстрагирование у животных, роль межвидовых коммуникации в развитии адаптивного поведения животных)

Подгруппа № 3
Кто из животных узнает себя в зеркале, и что это говорит об их интеллекте?
Дополнительный пример: Ученые научили обезьян узнавать себя в зеркале: необычное исследование
(проблемное поле: самосознания как форма регуляция поведения животных разных таксономических групп,  способность к абстрагированию у разных животных, его роль в развитии адаптивного поведения животных)

Подгруппа № 4
Интеллектуальное мышление животных (семь фактов)
Дополнительный пример: Интеллект животных — это только вершина айсберга
(проблемное поле: интеллект как важнейшая форма регуляции поведения животных таксономических групп, ее особенности у разных животных, сравнение с инстинктивной формой регуляции поведения, роль интеллектуального поведения животных в приспособлении к окружающей действительности)

Подгруппа № 5
Дельфины на государственной службе
Дополнительный пример: Чем отличается половое поведение собак?
(проблемное поле: научение и обучение животных разных таксономических групп для использования на государственной и военной службе, в народном хозяйстве, в качестве домашних питомцев, роль элементов самосознания, интеллекта, межвидовых коммуникации в успешном обучении животных выполнению различных задач, вопросы этики и гуманного отношения к животным, используемым в указанных сферах)

Подгруппа № 6
Тигр Амур и козел Тимур
Дополнительный пример: 16 примеров необычной дружбы животных
(проблемное поле: роль межвидовые коммуникации в развитии сотруднического и конкурентного поведения животных разных таксономических групп; учет биологических и экологических особенностей, типа питания, а также вопросы этики и гуманного отношения к животным, живущим в зоопарках, используемых в рекламных, досуговых целях, для различных шоу и представлений; защита и охрана животного мира)

Подгруппа № 7
У африканских шимпанзе зарождается религия (реальность или артефакт)?
Дополнительный пример: Есть ли у животных культура?
(проблемное поле: культурно-исторические аспекты в эволюционном развитии поведения и психики животных разных таксономических групп, возможность передачи информации от поколения к поколению, как то традиций, обычаев, обрядов, особенности их зарождения у животных, а также способности животных к овладению «человеческим языком»)

Алгоритм экспресс-анализа текста статьи

1. Сформулируйте 3-5 ключевых слов, словосочетаний, позиций, отражающих сущность проблемы, поднятой автором (авторами) статьи.я

2. Раскройте сущность проблемы (содержания статьи) в форме тезисов — это 3-5 коротких предложений и/или вопросов, раскрывающих сущность.

3. Отразите в устном комментарии свое отношение к проблеме, обозначенной в статье, здесь можно указать на  возможные перспективы ее изучения, дать свои замечания и пожелания, отметить возможное использования этой информации в психологической практике, в других сферах жизнедеятельности человека и т.п.

 

… Для мотивационной сферы поведения значимо не только то, что «я хочу иметь завтра, но не имею сегодня»,
но и то, что «я уже имею сегодня и очень не хочу этого лишиться завтра» … [5]

 

Что общего и отличного в поведении животных и человека
и как это изучать (сравнительная психология)?

Спич-семинар
тайминг 40 минут; ТФ — семинар с краткими выступлениями подгрупп, сопровождаемые слайдом презентации и параллельным общим обсуждением результатов аналитической работы с информацией)

5-ти минутный спич от каждой подгруппы 

… Праведнику обещают «виртуально» беззаботное и бездеятельное существование в Раю,
но  реально «Рай на Земле» не существует … [5]

 

Как порождается и изменяется поведение в филогенезе (эволюционное  развитие)?

Тест-самопроверка
тайминг 20 минут; ТФ — онлайн-тестирование

Дедлайн 10 утра следующего дня

… Если объективно важная потребность изначально гарантирована нам в успешном удовлетворении,
она никогда не станет для нас субъективно значимой, а скорее вообще перестает быть таковой … [5]

Как порождается и изменяется поведение в онтогенезе (индивидуальное развитие)?

Завершающий интерактив (проектирование)
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа, домашнее задание
(возможен вариант выполнения на занятии по подгруппам или сессионным залам)

Дедлайн к началу первой пары следующей триады

Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппах. Всего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется соответствующий бланк (№№ 1-7). Скачивайте их поэтапно в СДО или на общем диске. Заполненные бланки для учета в рейтинге обязательно отправьте на проверку в СДО или на общий диск для учета в рейтинге не позднее установленного дедлайна.

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.