Образование и педагогика (история, философия, методология)
Тематика семинаров и практикума
Семинар по теме: «Этапы развития педагогической мысли»
Вопросы для подготовки
- Воспитание и обучение в Древнейших цивилизациях
- Педагогика Западной цивилизации в античную эпоху
- Школа и педагогическая мысль средневековых цивилизаций
- Воспитание и система образования в эпоху Возрождения
- Просвещение и обучение на Руси с древности по XVII в
- Школа и педагогическая мысль Нового времени в Западной Европе
- Школа и педагогика в России в Новое время
- Западная педагогическая мысль и школа в Новейшее время
- Философско- и религиозно-антропологические течения в русской педагогике конца XIX — начала XX в
- Советская педагогика и школа
Рекомендуемая литература по данной ссылке
Семинар по теме: «Этапы развития философии образования»
Вопросы для подготовки
Блок 1. Классическая философия образования
- Античный космоцентризм и представления о человеке в античной философии.
- Средневековый теоцентризм и христианский идеал человека.
- Гуманизм эпохи Возрождения и становление опытной науки.
- Рационализм философии Нового времени и эпохи Просвещения.
- Немецкая классическая философия и образование.
- Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса.
- Русская философия и образование XIX века.
- Реформы в России и развитие философской и педагогической мысли.
- Марксистско-ленинская философия и развитие советской системы образования.
Блок 2. Неклассическая философия образования
- Изменение представлений о разуме, его месте и роли в познании. Рационалистические и иррационалистические концепции в философии и образовании.
- Революция в естествознании и становление гуманитарных наук. Неокантианство: разграничение «наук о природе» и «наук о духе». Гуманизация и гуманитаризация образования.
- Позитивизм: наука — это философия. Феноменалистическая интерпретация опыта. Методологизм позитивизма. Развитие экспериментальной педагогики.
- Прагматизм: инструментальный характер знания. Истина как успех. Разум — функция социальной жизни. Проблемный подход в современном образовании.
- Философия жизни: жизнь как творчество. Приоритетное значение гуманитарного образования и эстетического воспитания. «Свободная педагогика».
- Экзистенциализм: проблема смысла жизни и подлинности человеческого существования.
- Психоанализ: сознание и бессознательное. Использование механизмов бессознательного в образовании.
- Идеи неклассической философии в России. Образование как усвоение ценностей культуры – путь к свободе и творчеству. Проблема национального образования в современной культуре.
Блок 3. Постнеклассическая философия образования
- Феноменология: от сознания через язык к практике. Повседневность как часть жизненного мира, как динамическая стереотипизированная среда образования. Феноменологический метод в образовании.
- Герменевтика: общая теория интерпретации. Истина как результат согласия. Герменевтический метод в образовании.
- Концепция коммуникативной рациональности. Дискурс как основа коммуникативной компетентности. Формирование коммуникативной компетентности в образовании.
- Понимание и объяснение в образовательном процессе. Природа и типы объяснения. Объяснение и понимание как взаимосвязанные и взаимообусловливающие звенья познавательного процесса.
- Философия языка: язык как образ мира. Язык и проблема взаимопонимания. Проблема языка в современном образовании.
- Структурализм: текст как основа исследования. Основные принципы постмодернизма. Эстетическое образование в современной школе.
Рекомендуемая литература по данной ссылке
Кейс-практикум по теме:
«Научное исследование в образовании: от актуальной проблемы к практике жизни»
(материалы на общем диске)