Sc-Edu-Seminars

Образование и педагогика (история, философия, методология)

Тематика семинаров и практикума

 

Семинар по теме: «Этапы развития педагогической мысли»

 

Вопросы для подготовки

 

  1. Воспитание и обучение в Древнейших цивилизациях
  2. Педагогика Западной цивилизации в античную эпоху
  3. Школа и педагогическая мысль средневековых цивилизаций
  4. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения
  5. Просвещение и обучение на Руси с древности по XVII в
  6. Школа и педагогическая мысль Нового времени в Западной Европе
  7. Школа и педагогика в России в Новое время
  8. Западная педагогическая мысль и школа в Новейшее время
  9. Философско- и религиозно-антропологические течения в русской педагогике конца XIX — начала XX в
  10. Советская педагогика и школа

 

Рекомендуемая литература по данной ссылке

 

 

Семинар по теме: «Этапы развития философии образования»

 

Вопросы для подготовки

 

Блок 1. Классическая философия образования

  1. Античный космоцентризм и представления о человеке в античной философии.
  2. Средневековый теоцентризм и христианский идеал человека. 
  3. Гуманизм эпохи Возрождения и становление опытной науки. 
  4.  Рационализм философии Нового времени и эпохи Просвещения. 
  5. Немецкая классическая философия и образование. 
  6. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса. 
  7. Русская философия и образование XIX века. 
  8. Реформы в России и развитие философской и педагогической мысли. 
  9. Марксистско-ленинская философия и развитие советской системы образования. 

Блок 2. Неклассическая философия образования

  1. Изменение представлений о разуме, его месте и роли в познании. Рационалистические и иррационалистические концепции в философии и образовании.
  2. Революция в естествознании и становление гуманитарных наук. Неокантианство: разграничение «наук о природе» и «наук о духе». Гуманизация и гуманитаризация образования.
  3. Позитивизм: наука — это философия. Феноменалистическая интерпретация опыта. Методологизм позитивизма. Развитие экспериментальной педагогики.
  4. Прагматизм: инструментальный характер знания. Истина как успех. Разум — функция социальной жизни. Проблемный подход в современном образовании.
  5. Философия жизни: жизнь как творчество. Приоритетное значение гуманитарного образования и эстетического воспитания. «Свободная педагогика».
  6. Экзистенциализм: проблема смысла жизни и подлинности человеческого существования.
  7. Психоанализ: сознание и бессознательное. Использование механизмов бессознательного в образовании.
  8. Идеи неклассической философии в России. Образование как усвоение ценностей культуры – путь к свободе и творчеству. Проблема национального образования в современной культуре. 

Блок 3. Постнеклассическая философия образования

  1.  Феноменология: от сознания через язык к практике. Повседневность как часть жизненного мира, как динамическая стереотипизированная среда образования. Феноменологический метод в образовании.
  2. Герменевтика: общая теория интерпретации. Истина как результат согласия. Герменевтический метод в образовании.
  3. Концепция коммуникативной рациональности. Дискурс как основа коммуникативной компетентности. Формирование коммуникативной компетентности в образовании.
  4. Понимание и объяснение в образовательном процессе. Природа и типы объяснения. Объяснение и понимание как взаимосвязанные и взаимообусловливающие звенья познавательного процесса.
  5. Философия языка: язык как образ мира. Язык и проблема взаимопонимания. Проблема языка в современном образовании.
  6. Структурализм: текст как основа исследования. Основные принципы постмодернизма. Эстетическое образование в современной школе. 
 

Рекомендуемая литература по данной ссылке

 

 

 

Кейс-практикум по теме:

«Научное исследование в образовании: от актуальной проблемы к практике жизни»

(материалы на общем диске)