Teacher & Learning
Digital-преподаватель и Digital-обучение,
или «IT vs AI, cмешанное vs гибридное»?
К постановке проблемы:
… Обучающий сегодня — на примере digital-преподавания, или
современный преподаватель: аудитория vs онлайн, IT vs AI? …
Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — задания для учета посещаемости и рейтинга
3) общий Google-диск со всеми материалами, по приглашению
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению
О правилах аттестации, о теме и ходе занятия
О чем и зачем?
Ход занятия
Digital Education — каковы вызовы, актуальные проблемы и возможные пути их решения?
Digital-teacher — каково будущее профессии («умник на сцене», «гид в сторонке», «активный субъект», «онлайн-модератор», «онлайн-фасилитатор» …)?
Про результат образования
«… все высшие достижения располагаются в золотой середине …» … [1]
Интерактив-проблематизация
тайминг 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Digital Education — главные вызовы,
или «Цифровизация vs or & Образование … ?»
Уважаемые коллеги, пожалуйста, ответьте на три вопроса:
1. Какие риски цифровизации образования, включая использование искусственного интеллекта, на Ваш взгляд, наиболее «опасны» (назовите два-три)?
2. Выберите один из рисков и кратко обоснуйте, в чем собственно риск?
3. Но если цифровое образование рассматривать как одну из необходимых инноваций, то в чем его преимущества перед традиционным?
Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.
Задание
Ознакомьтесь с вводным видео:
«Что такое искусственный интеллект (AI) и как его используют сегодня» (Rutube)
Ответьте на три вопроса, поставив себя в разные роли:
1. «Вы — студент»
Как Вы относитесь к идее использования AI в обучении, и в целом к цифровизации образования? Выберите до трех вариантов.
2. «Вы — преподаватель»
Как Вы относитесь к идее использования AI в обучении, и в целом к цифровизации образования?» Свободная формулировка, возможны три варианта.
3. «Вы — исследователь»
Каковы, на Ваш взгляд, наиболее актуальные для педагогической психологии и педагогики проблемы, которые связаны с цифровизацией обучения? Сформулируйте в свободной форме одну тему, которую можно было бы реализовать в рамках психолого-педагогического исследования.
Для обсуждения к п. 3
(подумайте «для себя»):
а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)
Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» Digital Education — главные вызовы,
или «Цифровизация vs or & Образование … ?»
Про классическое и цифровое образование
«… человек отвергает не только то, что ему не
нравится, но и то, что ему недоступно …» [1]
Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)
Вызов первый — для общества — здоровье и благополучие студентов,
преподавателей и сотрудников, vs образованный человек?
Про классическое и цифровое образование
«… значимо не только то, что я хочу, но не имею,
но и то, что я имею и очень не хочу лишиться …» [1]
Практика-закрепление
тайминг 60 минут; ТФ — закрепление информации
(общая учебная дискуссия, или кейс, или практическая работа)
Вызов второй — для образования: оперативная коммуникация новых процедур и правил игры; + будущее — цифровое. смешанное или гибридное?
Выполните задания «Закрепление»
Отправьте на проверку
Про мотивацию достижения в образовании
«… веришь только в то, что помогает, но и помогает только то, во что веришь. Установки сверхвысокой значимости актуализируют то, о чем сам человек и не подозревал. Болезнь близкого человека может атеиста превратить в верующего. Но те же установки могут привести к открытию …» [1]
Онлайн-аналитика
тайминг — индивидуально (если дома), или 40 минут (если на занятии);
ТФ — работа в подгруппах или сессионных залах (поиск и анализ информации в онлайн)
Вызов третий — для вуза: минимальная инфраструктура для перехода в онлайн;
+ будущее — Class-teacher, or Digital-teacher, or AI-teacher?
Задание (анализ предлагаемой онлайн-информации)
Выполните задания
Работа в подгруппах или сессионных залах
1. Используя свободный веб-серфинг и рекомендуемые справа по ссылкам статьи, подготовьте в каждой из подгрупп или сессионных залов по три спикера, каждый из которых разворачивает один тезис в кратком экспресс-выступлении.
2. Внесите тезисы на слайд в любой удобной для Вас программе.
Пример слайда 1 Пример слайда 2
3. Прокомментируйте
результаты в рамках спич-дискуссии.
Сессионный зал («правительство») № 1: Три тезиса «За»
1) «Смешанное обучение — инновация XXI века» (спикер 1)
2) «Может ли онлайн-образование заменить традиционное?» (спикер 2)
3) «Цифровая дидактика“ запускает вузы в совершенно новое пространство деятельности» (спикер 3)
Сессионный зал («оппозиция») № 2: Три тезиса «Против»
4) «E-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна» (спикер 4)
5) «Современная дидактика массового электронного образования» (спикер 5)
6) «Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение» (спикер 6)
Сессионный зал («правительство») № 3: Три тезиса «За»
7) «Адаптация студентов к обучению в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза» (спикер 7)
8) «Адаптивное обучение с использование ресурсов информационно-образовательной среды» (спикер 8)
9) «Применение искусственного интеллекта в высшем образовании: большие перспективы и неоднозначные последствия» (спикер 9)
Сессионный зал («оппозиция») № 4: Три тезиса «Против»
10) «Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм» (спикер 10)
11) «Технологии в образовании: как искусственный интеллект помогает развивать человеческий» (спикер 11)
12) «Искусственный интеллект в образовании: примеряем на Россию» (спикер 12)
14) «100 профессий будущего (с 74 по 80-ю — «Образование») (свободный спикер)
Рекомендуемая схема выступления:
1) общая информация по заданному вопросу («Какая актуальная проблема поднимается в статье / одна из актуальных проблем образования?»);
2) психологическая составляющая проблемы («Каковы плюсы — «За» — или каковы минусы «Против» — цифровизации образования, каковы перспективы — «За» — или каковы риски — «Против», в чем однозначность/ неоднозначность последствий?»);
3) практическая составляющая проблемы («Какие полезные техники можно и нужно использовать в обучении/образовании, в чем их преимущества перед традиционными — «За», и в чем их «слабина» — «Против»?»).
Про неоднозначность цифровизации образования
«… все ошибки сводятся к тому, что мы поддаемся тем соблазнам, которым надо противостоять,
и противостоим тем, которым надо поддаваться …» [1]
Спич-дискуссия
тайминг 40 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)
Вызов четвертый — для студента: доступ к интернету и месту для занятий, стресс от обучения в новом формате, чувство одиночества из-за внезапной социальной изоляции; + будущее — каков»эталон» («образ»») — личности, специалиста, человека?
5-7 мин. от каждого спикера
Регламент спич-дискуссии
1. Актуализация (введение), общий инструктаж, распределение по залам (10 минут)
2. Дебаты «За» и «Против» (основная часть), открытие дебатов, выступления каждого из трех спикеров от каждого «Правительства» и каждой «Оппозиции» (5-7 минут на спикера)
3. Рефлексия (подведение итогов), общее голосование «За» и/или «Против», закрытие дебатов (10 минут)
ВАЖНО: подгруппы/залы №№ 1 и 2 — каждый участник отдает только один голос и только за один зал — №3 или №4
ВАЖНО: подгруппы/залы №№ 3 и 4 — каждый участник отдает только один голос и только за один зал — №1 или №2
Альтернативное задание:
анализ предлагаемой онлайн-информации, работа в залах/подгруппах/индивидуально
Задание
1. Используя свободный веб-серфинг и рекомендуемый справа дискуссионный тезис, подготовьте в каждом из сессионных залов спикера, который развернет его в кратком выступлении (5-7 минут).
2. При подготовке ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос «Что делать?» в условиях:
— формирования нового типа социокультурного наследования,
— принципиально новой ситуации в образовании,
— «появления» когорты студентов, которых можно отнести к «цифровому поколения».
3. Сделайте соответствующие комментарии в выступлении.
Тезис 1: «Актуальное поколение студентов чуть ли не с момента рождения общается с внешним миром преимущественно через экраны мобильных телефонов и дисплеи компьютеров».
Тезис 2: «Современным студентам трудно заводить друзей в реальном мире; виртуальное общение преобладает над личным; они быстро вступают в онлайновый контакт, однако реальные социальные связи для них затруднены.
Тезис 3: «При виртуальном общении визуальный язык заменяет современным студентам привычный для предыдущего поколения обычный текст».
Тезис 4: «Каждый день современные студенты успевает просмотреть множество экранов, поэтому у них растёт скорость восприятия информации, однако они с трудом удерживают внимание на одном предмете».
Тезис 5: «Для современных студентов гораздо привычнее читать короткие новости, чем какую-нибудь статью; образ их мыслей отличается фрагментарностью, а суждения – поверхностностью»
Тезис 6: «Авторитет преподавателя уменьшается в пользу «всезнающего» Интернета, увеличивается психологическая дистанция между молодежью и старшим поколением, а вместе с этим страдает процесс передачи опыта преподавателем студенту».
Тезис 7: «Недостаток позитивных эмоциональных контактов в семье и избыток информации приводят к нарушениям развития нервной системы: молодые современные студенты возбудимы, впечатлительны, менее ответственны и дисциплинированы».
Тезис 8. «Многие молодые люди сегодня зачастую плохо ориентируются даже в собственном городе, хотя быстро найдут нужное место на своем мобильнике».
Тезис 9: «Растет число молодых людей поколения Z, у которых размыты социальные и гендерные ориентации, возникают проблемы самоидентификации; зыбкими становятся понятия брака и семьи».
Тезис 10: «У современных студентов отсутствует реальный жизненный опыт, они не могут решат некоторые небольшие проблемы, для них характерна чувствительность и пессимистичность, немногие могут добиваться независимости собственными усилиями».
Тезис 11: «Студентам Z-поколения присуще «витание в фантазиях», им с трудом удаётся отделить черты виртуальных героев от реальных; основная причина оторванности от реальности – навязчивая массовая культура».
Тезис 12: «Современные студенты максимум информации получает из Сети, что придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны».
Тезис 13: «Студенты этого поколения ориентированы на потребление и более индивидуалистичны, чем предыдущего поколения; они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом менее амбициозны».
_____
Про неоднозначность цифровизации образования
«… есть три вида значимых событий: то, что и желательно, и необходимо; то, что желательно, но не необходимо; то, что необходимо, хотя и нежелательно. То, что и нежелательно, и не необходимо, –
безразлично для человека …» [1]
Тест-самопроверка
тайминг 40 минут; ТФ — онлайн-тестирование
Дедлайн — 10 утра следующего дня
Вызов пятый — для преподавателя: технические вопросы Zoom (+ альтернативных платформ); + как изменить систему оценивания, как бороться со списыванием; + будущее — каков «эталон» («образ») …?
Про ожидания от результатов образования
«… если объективно важная потребность гарантирована в успешном удовлетворении, она не становится субъективно значимой или перестает быть таковой …» [1]
Интерактив-проектирование
тайминг индивидуальный (если дома), или 40 минут (если в аудитории); ТФ — инструктаж, самостоятельная работа
Дедлайн — к первой паре следующей тетрады
Digital-teacher — каково будущее профессии («умник на сцене», «гид в сторонке»,
«активный субъект», «онлайн-модератор», «онлайн-фасилитатор» …)?
Организационный момент
тайминг 5 минут