Adaptability & Learning
Адаптивность – Успеваемость – Одаренность,
или формирование и оценка навыков познания
Нормальная кривая — распределение, наиболее соответствующее случайности и случайной активности. Образование — это целенаправленное занятие, и мы стремимся к тому, чтобы студенты учились тому, чему бы мы учили. Поэтому, если мы будем эффективны, распределение оценок будет совсем не нормальным. Фактически, нормальная кривая является свидетельством нашей неспособности учить.
Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — задания для учета посещаемости и рейтинга
3) общий Google-диск со всеми материалами, по приглашению
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению
О правилах аттестации, о теме и ходе занятия
О чем и зачем?
Ход занятия
Лекционно-практический блок
___
Диалогово-дискуссионный блок
___
Каковы предпосылки адаптивного обучения и успешного учения, что есть адаптивность и обучаемость в когнитивном обучении?
Интерактив-проблематизация
тайминг 30 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Уважаемые коллеги, перед началом занятия традиционно ответьте на три вопроса
(просто пройдите по соответствующей ссылке и попадете в форму для ответа):
? 1 — Какой принцип обучения на основе метапознания (когнитивного обучения) раскрывает автор?
? 2 — В чем заключается метакогнитивная оценка уверенности в своих знаниях («знание о знаниях»)?
Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.
Задание
Ответьте на вопрос:
Когнитивное обучение: в чем общее (как для образования вообще) и в чем его специфика, то есть отличие от других вариантов образования? Ответ выполните в формате 5-7 ключевых слов/словосочетаний, раскрывающих специфику когнитивного обучения, отличающую данный подход от других видов обучения.
Для ответа пройдите по данной ссылке
Используйте:
- данную видео-подсказку «Когнитивное обучение, или «Brain training»?»
. - данную текстовую подсказку: «Когнитивные процессы: что это и как мы можем улучшить наши умственные процессы»
Каковы предпосылки (физиологические, психологические, природные) неуспеваемости и трудностей в учении?
Теория-актуализация
тайминг 40 минут; ТФ — анонс презентации, инструктаж к разделу «Практика-закрепление», совместное выполнение первого задания
…ученик достигает «мышления высшего порядка», когда он больше не верит в правильное или неправильное…
(Б. Блум)
Что такое одаренность, почему одаренные учащиеся часто становятся неуспевающими, и каковы методы их психологической поддержки?
Практика-закрепление
тайминг 40 минут (совместно) + 40 минут (самостоятельно); ТФ — закрепление информации
(беседа по понятийному аппарату, + кейс, + индивидуальная практическая работа)
Задания
Выполните задания «Закрепление».
Отправьте на проверку.
…большая часть того, что мы называем хорошим обучением — это способность учителя достигать эмоциональных целей, бросая вызов устоявшимся убеждениям учащегося…
(Б. Блум)
Какова роль индивидуальных особенностей и соответствующих типологических вариаций обучающихся в успешном/неуспешном учении и как можно «усовершенствовать» факторы успешного учения?
! ВАЖНО: в контексте идей индивидуализации и когнитивного обучения под соответствующим типологическими вариациям обучающихся предлагается понимать дифференциацию по возрастным типам мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, аналитическое, логическое, теоретическое, формальное, креативное, абстрактно-символическое, критическое и др.). Исходя из данной типологии психолог/педагог могут определять, какие формы учебных заданий следует приоритетно использовать при преобладании того или иного типе мышления (или при сочетании разных типов мышления), в том или ином возрасте, с теми или иными обучающимися. Такое обучение сегодня часто называют «адаптивное обучение». Несомненно, могут быть и другие интерпретации и понимание такого рода обучения. Примеры заданий в рамках такого обучения в вузе приводятся ниже, в трех вариациях предлагаемого кейс-практикума.
Кейс-практикум
тайминг 80 минут (если на занятии), или индивидуально (если дома); ТФ — практическая самостоятельная работа, связанная с анализом учебной информации в формате выполнения кейс-заданий (формат подготовки вариативный — домашняя работа, или индивидуальная работа на занятии, или работа в сессионных залах и др. — определяется предварительно)
Предварительно:
выберите одну из трех предлагаемых вариаций кейс-практикума по методам адаптивного обучения, выполните задание/задания, подготовьтесь к краткому выступлению по результатам Вашей работы в рамках спич-дискуссии.
Вариация № 1: решение текстового кейса по проблеме адаптивного обучения с одним заранее заданным источником информации (кейс-статья) и возможностью свободного поиска в сети по теме «Метапознание и когнитивное обучение: как эффективно обучать в онлайн-формате?»
Задания
1. Выберите один вопрос (справа), далее, используя один рекомендуемый источник информации (к каждому вопросу есть своя ссылка), а также свободный поиск в сети, подготовьте короткое выступление.
2. Оформите ответ в процессе подготовки в виде тезисов Вашего выступления, разместите их на одном слайде в любой удобной для Вас программе.
Отправьте ответ на проверку
3. Прокомментируйте результаты в своем выступлении в рамках спич-дискуссии, обратите внимание на практическую и диагностическую составляющие данной темы (см. ниже рекомендации).
Спич-темы и рекомендуемые источники
Вопрос/спикер 1. Метапознание в педагогике (кейс-статья)
Вопрос/спикер 2. Карпов А.А. Метапознание в обучении (статья-текст)
Вопрос/спикер 5. Когнитивное обучение: виды обучения, гид по образованию (кейс-статья)
Вопрос/спикер 6. Ассоциативное обучение (кейс-статья)
Вопрос/спикер 8. Тренинг «Метапознание – обучение тому, как учиться» (методическая разработка)
Вопрос/спикер 9. 5 секретов создания обучающих тестов (кейс-статья)
Вопрос/спикер 11. Круги Эйлера: почему один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать (кейс-статья)
Вопрос/спикер 12. Пуляевская А. Когнитивное обучение (кейс-статья)
Вопрос/спикер 13. Знание о познании: что такое метакогниции и почему это полезно (кейс-статья)
Рекомендации (тесты) к п. 3 «Практическая и диагностическая составляющие»:
Тест интеллектуального потенциала «ИП» (7-16 лет)
Краткий отборочный тест «КОТ»
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» МЛО-АМ
Опросник социально-психологической адаптации (вар. Осницкого)
Школьный тест умственного развития ШТУР-2/А
Ваш стиль обучения и мышления
Диагностика личностной креативност
Вариация № 2: решение текстового кейса по проблеме адаптивного обучения с тремя заранее заданными источниками информации (презентация к тетраде, выдержка из учебника, кейс-статья из сети) по теме «Адаптивное обучение: обучаемость, успеваемость, одаренность (актуальные вопросы теории и практики)»
Задания
1. Выберите один вопрос справа, ознакомьтесь с рекомендуемыми материалами для самоподготовки, найдите информацию, которая поможет Вам раскрыть данный вопрос.
2. Ответ на вопрос подготовьте в формате решения текстового кейса (текстовый кейс — экспресс-анализ большого объема текста), а именно: составьте письменную аннотацию, следуя данному алгоритму:
1) каковы ключевые слова, отражающие содержание найденной Вами информации (сформулируйте, примерно, 5-7 слов/словосочетаний);
2) что можно сказать по сути рассматриваемого вопроса/явления “кратко, но емко”, как можно соотнести это, например, в системе “обучение — адаптивность — обучаемость” (выделите три основных позиции, оформите их в три абзаца, в каждой до 30 слов);
3) “мораль”: например, почему это интересно и важно для современной педагогической психологии и педагогики, зачем и для чего идеи адаптивного обучения могут быть использованы в других сферах (сформулируйте в один абзац до 30 слов)
Оформите Ваш ответ текстуально в любом удобном для Вас редакторе.
Оправьте ответ на проверку
3. Сделайте устные комментарии в своем выступлении в рамках спич-дискуссии, обратите внимание на три позиции, которые заложены в рекомендуемый алгоритм ответа (см. выше).
Вопросы для самоподготовки
1. Сущность понятий: «научение», «обучение», «учение».
2. Сущность понятий: «адаптивность», «адаптация», «адаптированность», «дезадаптивность», «дезадаптация», «дезадаптированность», «адаптивная активность», «адаптивное поведение», «дезадаптивное поведение».
3. Сущность понятий: «обучаемость», «общая обучаемость», «специальная обучаемость», «обученность».
4. Сущность понятий: «неуспеваемость», «неуспевающие учащиеся», «индивидуализация обучения».
5. Сущность понятий: «одаренность», «одаренный учащийся».
6. Адаптивность и обучаемость как предпосылки успешного учения:
— типы проявления дезадаптации (когнитивный, личностный, поведенческий);
— обучаемость как важная характеристика познавательной деятельности человека;
— общая и специальная обучаемость;
— этапы повышения уровня обучаемости;
обученность и проявление обученности в поведении.
7. Физиологические причины неуспеваемости и трудностей в учении.
8. Психологические причины неуспеваемости и трудностей в учении:
— интеллектуально пассивные учащиеся и их поддержка;
— недисциплинированные учащиеся и их поддержка;
— учащиеся с нарушением формирования произвольности и их поддержка;
— индивидуализация обучения, индивидуальный подход, алгоритм индивидуальной поддержки.
9. Природные особенности неуспевающих учащихся и трудности в учении:
— учебные ситуации, трудные для учеников с слабой и инертной системой;
— важные преимущества слабых и инертных по нейродинамическим особенностям учащихся;
— компенсаторные приемы, применяемые учащимися в случае несоответствия деятельности особенностям их нервной системы;
— суть психологической поддержки неуспевающих учащихся и коррекционной работы с ними.
10. Неуспевающие одаренные учащиеся:
— типология неуспевающих одаренных учащихся;
— причины неуспеваемости одаренных учащихся;
— стили учения неуспевающих одаренных учащихся;
— методы психологической поддержки неуспевающих одаренных учащихся.
Материалы для самоподготовки
Материал 1 (презентация «Актуализация»): см. выше «Теория-актуализация», в презентации имеется необходимое в интегративном виде.
Материал 2 (выдержка из учебника Т.М. Марютиной, глава 25): источник есть на общем диске в папке «Рекомендуемая литература».
Материал 3 (кейс-статьи в сети):
— ссылка 1. Сущность понятий «усвоение», «учение», «научение», «учебная деятельность» (текст);
— ссылка 2. Психологическая адаптация (адаптация, дезадаптация, адаптивность, дезадаптивность, адаптивная активность, адаптивное поведение) (текст);
— ссылка 3. Обученность и обучаемость как результат обучения (текст);
— ссылка 4. Глоссарий понятий «Одаренные дети и проблемы их воспитания и обучения» (текст);
— ссылка 5. Богоявленская Д.Б. Ещё раз о понятии «одаренность» (текст).
Вариация № 3: решение текстового кейса по проблеме адаптивного обучения в форме онлайн-практикума по теме «Апробация методов, практик и техник когнитивного обучения»
Задание:
используя рекомендуемый справа опорный бланк выполните практикум-апробацию методов, практик и техник когнитивного обучения.
Отправьте ответ на проверку
…большая часть того, что мы называем обучением, заключается в том, что учитель должен иметь возможность использовать образование для реорганизации мысли, отношения и чувства ребенка…
(Б. Блум)
Что такое метапознание, какова его роль в учении и обучении и возможности в реализации принципа индивидуализации обучения?
Спич-дискуссия
тайминг 60 минут; ТФ — семинар с короткими выступлениями по результатам выполнения заранее подготовленной аналитической информации; в данной тетраде обсуждению предшествует выбор одной из вариаций задания для подготовки, поэтапное решение мини кейса/кейсов, см. выше)
Примерная схема выступления спикера
1) общая информация по заданной спич-теме (суть и содержание вопроса, и в чем проблема);
2) психологическая/педагогические составляющие (авторские комментарии по заданию);
3) практическая и диагностическая составляющие, перспективы и т.п. (собственное видение).
Регламент проведения спич-дискуссии
1. Актуализация в проблеме (введение), групповая беседа (5 минут)
2. Основная часть, выступления каждого из спикеров 5-7 минут, всего 50 минут
3. Групповая рефлексия (подведение итогов) (5 минут)
_____
…творчество следует за мастерством, поэтому мастерство в навыках — приоритет для молодых талантов…
(Б. Блум)
Что такое когнитивное образование, когнитивное обучение, когнитивные технологии, методы и техники обучения?
Тест-самопроверка
тайминг 30 минут; ТФ — онлайн-тестирование
…образование должно все больше заботиться о самом полном развитии всех детей и молодежи, и школы будут обязаны искать условия обучения, которые позволят каждому человеку достичь максимально возможного уровня обучения…
(Б. Блум)
Какова роль обучающего (педагога) и обучающегося (ученика) в когнитивном обучении и образовании?
Интерактив-проектирование
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа
Выполняется каждым студентом индивидуально
Организационный момент
тайминг 5 минут