Экспресс-анализ рекомендуемой информации + дискуссия с применением
методов когнитивного обучения (предварительная подготовка на занятии)
——-
Вопросы для предварительной самоподготовки
(предварительная подготовка — тайминг 30 минут):
1. Сущность понятий: «научение», «обучение», «учение».
2. Сущность понятий: «адаптивность», «адаптация», «адаптированность», «дезадаптивность», «дезадаптация», «дезадаптированность», «адаптивная активность», «адаптивное поведение», «дезадаптивное поведение».
3. Сущность понятий: «обучаемость», «общая обучаемость», «специальная обучаемость», «обученность».
4. Сущность понятий: «неуспеваемость», «неуспевающие учащиеся», «индивидуализация обучения».
5. Сущность понятий: «одаренность», «одаренный учащийся».
6. Адаптивность и обучаемость как предпосылки успешного учения:
— типы проявления дезадаптации (когнитивный, личностный, поведенческий);
— обучаемость как важная характеристика познавательной деятельности человека;
— общая и специальная обучаемость;
— этапы повышения уровня обучаемости;
обученность и проявление обученности в поведении.
7. Физиологические причины неуспеваемости и трудностей в учении.
8. Психологические причины неуспеваемости и трудностей в учении:
— интеллектуально пассивные учащиеся и их поддержка;
— недисциплинированные учащиеся и их поддержка;
— учащиеся с нарушением формирования произвольности и их поддержка;
— индивидуализация обучения, индивидуальный подход, алгоритм индивидуальной поддержки.
9. Природные особенности неуспевающих учащихся и трудности в учении:
— учебные ситуации, трудные для учеников с слабой и инертной системой;
— важные преимущества слабых и инертных по нейродинамическим особенностям учащихся;
— компенсаторные приемы, применяемые учащимися в случае несоответствия деятельности особенностям их нервной системы;
— суть психологической поддержки неуспевающих учащихся и коррекционной работы с ними.
10. Неуспевающие одаренные учащиеся:
— типология неуспевающих одаренных учащихся;
— причины неуспеваемости одаренных учащихся;
— стили учения неуспевающих одаренных учащихся;
— методы психологической поддержки неуспевающих одаренных учащихся.
——
Дидактические и учебные материалы для самоподготовки:
Материал 1: Презентация «Актуализация» — здесь есть необходимое
Материал 2: выдержка из учебника Т.М. Марютиной, глава 25 — см. на общем диске
Материал 3: кейс-статья по данной ссылке
Дополнительно в сети:
Ссылка 1. Сущность понятий «усвоение», «учение», «научение», «учебная деятельность» (текст)
Ссылка 2. Психологическая адаптация (адаптация, дезадаптация, адаптивность, дезадаптивность, адаптивная активность, адаптивное поведение) (текст)
Ссылка 3. Обученность и обучаемость как результат обучения (текст)
Ссылка 4. Глоссарий понятий «Одаренные дети и проблемы их воспитания и обучения» (текст)
Ссылка 5. Богоявленская Д.Б. Ещё раз о понятии «одаренность» (текст)