Psy-Edu-AL

Adaptability & Learning

Адаптивность – Успеваемость – Одаренность,
или формирование и оценка навыков познания

Нормальная кривая — распределение, наиболее соответствующее случайности и случайной активности. Образование — это целенаправленное занятие, и мы стремимся к тому, чтобы студенты учились тому, чему бы мы учили. Поэтому, если мы будем эффективны, распределение оценок будет совсем не нормальным. Фактически, нормальная кривая является свидетельством нашей неспособности учить.

(Бенджамин Блум)

Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы

Ресурсы и контакты:

1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — тесты для учета в рейтинге и посещаемости
3) общий 
Google-диск со всеми материалами, по данной ссылке
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению
5) сообщество ВК с тематической информацией, по данной  ссылке

О рейтинге, экзамене, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

Каковы предпосылки адаптивного обучения и успешного учения, что есть адаптивность и обучаемость в когнитивном обучении?

Каковы предпосылки (физиологические, психологические, природные) неуспеваемости и трудностей в учении?

Что такое одаренность, почему одаренные учащиеся часто становятся неуспевающими, и каковы методы их психологической поддержки?

Какова роль индивидуальных особенностей обучающихся в успешном/неуспешном учении и как можно «усовершенствовать» факторы успешного учения?

Что такое метапознание, какова его роль в учении и обучении и возможности в реализации принципа индивидуализации обучения?

Что такое когнитивное образование, когнитивное обучение, когнитивные технологии, методы и техники  обучения?

Какова роль обучающего (педагога) и обучающегося (ученика) в когнитивном обучении и образовании?

… определять способности обучаемого темпом учения необходимо не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях …

(Б. Блум)

Каковы предпосылки адаптивного обучения и успешного учения, что есть адаптивность и обучаемость в когнитивном обучении?

Вводный интерактив
тайминг 30 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)



Когнитивное обучение: в чем универсальное и в чем специфичное? 

Ознакомьтесь с видео: «Когнитивное обучение, или «Brain training»?». Сформулируйте 5-7  ключевых слов/словосочетаний, раскрывающих специфику когнитивного обучения, отличающую данный подход от других видов обучения. При необходимости используйте текстовую подсказку: «Когнитивные процессы: что это и как мы можем улучшить наши умственные процессы».

Для внесения вариантов ответа пройдите по данной ссылке

…чему может научиться любой человек в мире, почти все могут научиться, если ему обеспечены соответствующие предварительные и текущие условия обучения… 

(Б. Блум)

Каковы предпосылки (физиологические, психологические, природные) неуспеваемости и трудностей в учении?

Теория-актуализация
тайминг 40 минут; ТФ — анонс презентации, инструктаж к разделу «Практика-закрепление», совместное выполнение первого задания

ученик достигает «мышления высшего порядка», когда он больше не верит в правильное или неправильное… 

(Б. Блум)

Что такое одаренность, почему одаренные учащиеся часто становятся неуспевающими, и каковы методы их психологической поддержки?

Практика-закрепление
тайминг 40 минут (совместно) + 40 минут (самостоятельно); ТФ — закрепление информации
(беседа по понятийному аппарату, + кейс, + индивидуальная практическая работа)

Задания

Вариант № 1 (для онлайн-занятия)

Выполните задания в бланке «Закрепление» к данной теме. Заполните бланк и подгрузите файл (Фамилия Имя Группа) в общую папку для учета в рейтинге

Вариант № 2 (для аудиторного занятия)

Экспресс-анализ рекомендуемой информации + дискуссия с применением
методов когнитивного обучения 
(предварительная подготовка на занятии)

——- 

Вопросы для предварительной самоподготовки
(предварительная подготовка — тайминг 30 минут):

1. Сущность понятий: «научение», «обучение», «учение».

2. Сущность понятий: «адаптивность», «адаптация», «адаптированность», «дезадаптивность», «дезадаптация», «дезадаптированность», «адаптивная активность», «адаптивное поведение», «дезадаптивное поведение».

3. Сущность понятий: «обучаемость», «общая обучаемость», «специальная обучаемость», «обученность».

4. Сущность понятий: «неуспеваемость», «неуспевающие учащиеся», «индивидуализация обучения».

5. Сущность понятий: «одаренность», «одаренный учащийся».

6. Адаптивность и обучаемость как предпосылки успешного учения:
— типы проявления дезадаптации (когнитивный, личностный, поведенческий);
— обучаемость как важная характеристика познавательной деятельности человека;
— общая и специальная обучаемость;
— этапы повышения уровня обучаемости;
 обученность и проявление обученности в поведении.

7. Физиологические причины неуспеваемости и трудностей в учении.

8. Психологические причины неуспеваемости и трудностей в учении:
— интеллектуально пассивные учащиеся и их поддержка;
— недисциплинированные учащиеся и их поддержка;
— учащиеся с нарушением формирования произвольности и их поддержка;
— индивидуализация обучения, индивидуальный подход, алгоритм индивидуальной поддержки.

9. Природные особенности неуспевающих учащихся и трудности в учении:
— учебные ситуации, трудные для учеников с слабой и инертной системой;
— важные преимущества слабых и инертных по нейродинамическим особенностям учащихся;
— компенсаторные приемы, применяемые учащимися в случае несоответствия деятельности особенностям их нервной системы;
— суть психологической поддержки неуспевающих учащихся и коррекционной работы с ними.

10. Неуспевающие одаренные учащиеся:
— типология неуспевающих одаренных учащихся;
— причины неуспеваемости одаренных учащихся;
— стили учения неуспевающих одаренных учащихся;
— методы психологической поддержки неуспевающих одаренных учащихся.

——

Дидактические и учебные материалы для самоподготовки:

Материал 1: Презентация «Актуализация» — здесь есть необходимое
Материал 2:  выдержка из учебника Т.М. Марютиной, глава 25 — см. на общем диске
Материал 3: кейс-статья по данной ссылке
Дополнительно в сети:
Ссылка 1. Сущность понятий «усвоение», «учение», «научение», «учебная деятельность» (текст)
Ссылка 2. Психологическая адаптация (адаптация, дезадаптация, адаптивность, дезадаптивность, адаптивная активность, адаптивное поведение) (текст)
Ссылка 3. Обученность и обучаемость как результат обучения (текст)
Ссылка 4. Глоссарий понятий «Одаренные дети и проблемы их воспитания и обучения» (текст)
Ссылка 5. Богоявленская Д.Б. Ещё раз о понятии «одаренность» (текст) 

…большая часть того, что мы называем хорошим обучением — это способность учителя достигать эмоциональных целей, бросая вызов устоявшимся убеждениям учащегося… 

(Б. Блум)

Какова роль индивидуальных особенностей обучающихся в успешном/неуспешном учении и как можно «усовершенствовать» факторы успешного учения?

Онлайн-аналитика
тайминг индивидуально, + 20 минут на занятии; ТФ — домашняя работа или работа в сессионных залах (поиск и анализ информации в онлайн)

Вариант № 1, основной, домашнее задание по подготовке к спич-дискуссии
(анализ предлагаемой онлайн-информации, подготовка спич)

Домашнее задание

1. Используя свободный веб-серфинг, а также  рекомендуемые справа спич-темы и материалыподготовьте выступление.

2. В процессе  подготовки оформите слайд, заготовки слайдов по данной ссылке.

3. Сделайте соответствующие  комментарии в своем  выступлении в рамках спич-дискуссии (спич на 7-10 минут). 

Метапознание и когнитивное обучение: как эффективно обучать в онлайн-формате?

Спич-темы и рекомендуемые источники

Спикер 1. Метапознание в педагогике (кейс-статья)

Спикер 2. Карпов А.А. Метапознание в обучении (статья-текст)

Спикер 3. Тактаев С. Когнитивное образование: от зубрёжки к познанию. От инженеров к когнитариям (обзорная статья)

Спикер 4. Беленкова Ю.С. Обучение метакогнитивным навыкам и методы оценки их сформированности (статья из опыта)

Спикер 5. Когнитивное обучение: виды обучения, гид по образованию (кейс-статья)

Спикер 6. Ассоциативное обучение (кейс-статья)

Спикер 7. Зыгмантович П. Когнитивные схемы: хозяева нашей головы. [Интернет-ресурс]. (кейс-статья)

Спикер 8. Тренинг «Метапознание – обучение тому, как учиться» (методическая разработка)

Спикер 9. 5 секретов создания обучающих тестов (кейс-статья)

Спикер 10. Базовые когнитивные психотехники: воображение, сосредоточение, сравнение, наименование (кейс-статья)

Спикер 11. Круги Эйлера: почему один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать (кейс-статья) 

Спикер 12. Пуляевская А. Когнитивное обучение (кейс-статья) 

Спикер 13. Знание о познании: что такое метакогниции и почему это полезно (кейс-статья)

Рекомендуемая схема выступления

1) общая информация по заданной спич-теме (содержание кейс-статьи, в чем проблема);

2) психологическая/педагогические составляющие (авторский аналитический комментарий);

3) практическая и диагностическая составляющие (собственное практическое видение).

Вариант № 2, онлайн-практикум-апробация
методов и техник когнитивного обучения
(самостоятельная практическая работа)

Выполните задания

Задание 

Используя рекомендуемый бланк выполните практикум-апробацию технологий, методов и техник когнитивного обучения

…большая часть того, что мы называем обучением, заключается в том, что учитель должен иметь возможность использовать образование для реорганизации мысли, отношения и чувства ребенка…

(Б. Блум)

Что такое метапознание, какова его роль в учении и обучении и возможности в реализации принципа индивидуализации обучения?

Спич-дискуссия
тайминг 120 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(обсуждение подготовленных аналитических комментариев)

Регламент спич-дискуссии

1. Актуализация в проблеме (введение), групповая беседа (30 минут)

2. Основная часть, выступления каждого из спикеров 7-10 минут, всего 80 минут

3. Рефлексия (подведение итогов) (10 минут)

Актуализация в проблеме, групповая беседа

Просмотрите видео «Ваш помощник на тестах и экзаменах. Принципы метапознания» Сформулируйте три дидактических принципа когнитивного обучения (образования)Формулировки внесите по следующим ссылкам в соответствии с вопросами:

? 1 — Какой принцип обучения на основе метапознания (когнитивного обучения) раскрывает автор?

? 2 — В чем заключается метакогнитивная оценка уверенности в своих знаниях («знание о знаниях»)?

? 3 — Как принять верное решение на тестировании/экзамене и в чем заключается  данный метод когнитивного обучения

 Заранее спасибо! 

Результаты обсудим в реальном времени.

_____

…творчество следует за мастерством, поэтому мастерство в навыках — приоритет для молодых талантов… 

(Б. Блум)

Что такое когнитивное образование, когнитивное обучение, когнитивные технологии, методы и техники обучения?

Тест-самопроверка

тайминг 30 минут; ТФ —  онлайн-тестирование

Дедлайн — 10 утра следующего дня

…образование должно все больше заботиться о самом полном развитии всех детей и молодежи, и школы будут обязаны искать условия обучения, которые позволят каждому человеку достичь максимально возможного уровня обучения…

(Б. Блум)

Какова роль обучающего (педагога) и обучающегося (ученика) в когнитивном обучении и образовании?

Интерактив-проектирование
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

 
Выполняется каждым студентом индивидуально

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.