Учебная тетрада “S” (sociogenesis)

 

 

«Индивид — Личность — Индивидуальность»: 

Личность – Природа – Общество

(экологизация и глобализация, ценность человеческой жизни и биоэтика,
цифрофизация и искусственный интеллект — на стыке актуальных проблем)

 


 

«О чем и зачем?: 12 вопросов — 12 ответов»
тайминг 10 минут

1. Экологическая проблематика: в чем ее актуальность вообще, и в психологии в частности?
2.  Экологический кризис» – почему сегодня говорят, что причины экологического кризиса считаются, прежде всего, “психологические”?
3. “Культура разъединения» и/или «культура объединения» (экологизация и глобализация) – какова психологическая составляющая?
4. Может ли психология быть “экологической”, и если да, то каковы ее актуальные направления и проблемы?
5. Какую  роль играют  глобальные проблемы (экологические, экономические, этнические) в переживаниях человеком соответствующих страхов за собственное будущее, будущее своих детей, будущее человечества, а также в изменении социального поведения?
6. Что есть экопсихологические взаимодействия и какова их роль в развитии психики человека?
7. Что такое этика и почему данное направление в науке и практике жизни имеет психологическое значение?
8. С чем связана необходимость актуализации понятия “биоэтика” как в естественнонаучном знании, так и в знании психологическом?
9. Почему необходимо на постоянной основе контролировать исследовательскую деятельность в области биомедицины?
10. Какова морально-психологическая составляющая эвтаназии, трансплантологии, медицинского экспериментирования с человеком. генодиагностики, генной терапии, … ?  
10. Цифровизация жизни и психология: как это соотносится?
11. Цифровизация обучения/образования и психология: как это соотносится?
12. Будущее человечества: личность и/или искусственный интеллект?

 


 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

 


 

ЭКОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
(на стыке актуальных проблем)

 

 

? Вводный интерактив

 

Мыслительная игра “Экологическая разминка”
тайминг 20 минут

 

Блок 1. Пройдите экспресс-опрос: 

 

Причины экологического кризиса, в том числе,  
психологического характера. Все дело в: …

для ответа пройдите по данной ссылке

 

Дополнительно: работа с опорным сигналом 1
(практические задания №№ 1, 2, 5, 6)

 

 

Блок 2. Ознакомьтесь с опорной
(информационной) презентацией: 

тайминг 20 минут

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

“Эволюционная закономерность + антропогенный “груз”,
или “Почему его причины и
психологические

Опорная презентация – часть 1 (экологическая проблематика сегодня)
Опорная презентация – часть 2 (экологическая психология сегодня)

Дополнительно: работа с опорным сигналом 1
(практические задания №№ 3, 4)

Рекомендуемая информация:
Ссылка 1: Джером Гибсон, Экологический подход к зрительному восприятию. [Интернет-ресурс]
Ссылка
2. Психология среды как контекст проблемы самореализации личности. [Интернет-ресурс]. 
Ссылка 3. Концепция воплощенного познания. [Интернет-ресурс]. 
Ссылка 4. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психология глобальных рисков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.[ИНтернет-ресурс]. 
Ссылка 5. Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / Общ. ред. Панов В.И., Хисамбеев Ш.Р. М: ФГНУ «Психологический институт» РАО, СПб: Нестор-История, 2013. [Интернет-ресурс].

 

– ответьте на вопрос

Вы испытываете те или иные переживания (страхи) перед современными глобальными рисками (разрушение озонового слоя, демографический взрыв, исчезновение видов, глобальное потепление и др.)?

для ответа пройдите по данной ссылке

 

– оцените Ваши переживания
в условиях глобальных рисков:

для экспресс-опроса пройдите по данной ссылке

 

 

Блок 3. Интерпретируйте данные три тезиса
(в каждом ответе до трех предложений):
тайминг 20 минут

Прим.: для ответа на вопросы,  прочитайте внимательно слайд
“Итоговая интеграция” в опорной презентации (часть 2)

 

Тезис 1. “Решение экологических проблем сегодня требует коренного изменения культурных оснований бытия, воззрений на место человека в природе, преодоления стихии развития, перехода к развитию, направляемому разумом”. 
Для ответа в menti.com КОД 

Тезис 2. «Современная культура человека – культура разъединения и/или культура объединения»?

Для ответа в menti.com КОД

Тезис 3. «У человека два пути: задуматься и содействовать эволюционному развитию “мира и себя в нем” или пойти по пути процесса «киборгизации»?
Для ответа в menti.com КОД 

 

 

перерыв 10 минут 


 

БИОЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ
(на стыке актуальных проблем)

 

Тема: “Ценность человеческой жизни”
тайминг 80 минут

 

Задание и инструктаж по организации “Speech-Discussion”:

Актуализация знаний
1.
Используя рекомендованный материал, подготовьте 3-х минутное экспресс-выступление (“speech”) по заданному вопросу семинара (по принципу “один спикер – один вопрос”). Возможно использование также других онлайн-ресурсов. Тайминг на подготовку – 20 минут

Основная “спич-дискуссия”
2. Выступления каждого спикера по заданным вопросам. Тайминг – не более 3-х минут.
3. Каждому спикеру задается один вопрос, причем вопрос задает каждый последующий спикер. Тайминг (“вопрос-ответ”) – не более 1-й минуты.
4. Оформление тезисов для “наглядности” – пройдите по ссылке jamboard

Рефлексия (подведение итогов)
5. Общее мнение – тайминг не более 3-х минут.

 

Вопросы для экспресс-подготовки к “Speech-Discussion”:

1. Что такое этика и почему данное направление в философии, науке и практике жизни следует соотнести с научной парадигмой “общечеловеческого”? (1 спикер)

2. С чем связаны необходимость введения термина “биоэтика” в естественнонаучном знании и современные биоэтические дискуссии? (1 спикер)

3. Почему необходимо на постоянной основе контролировать исследовательскую деятельность в области биомедицины?  (1 спикер) 

4. Почему медицинская практика наряду с технологическим прогрессом ответственна за современный рост значимости биоэтики? (1 спикер) 

5. Что означает термин “синдром дефицита внимания и гиперактивности” и как данная проблематика связана с медициной и педагогикой? (1 спикер)

6. Как взаимосвязаны вопросы товарно-денежных, нравственных и здоровьесберегающих отношений? (1 спикер)

7. Как рассматривается проблема юридических, моральных, социальных последствий  принятого человеком решения в контексте биоэтики? (1 спикер)

8. Объясните тезис: “Биоэтика – это дискуссия о том, какое этическое оправдание имеют законы, регламентирующие ситуации, порожденные познавательным отношением к миру” (1 спикер)

9. В чем заключается этическое “правило правдивости” в современной биоэтике? (1 спикер)

10. В чем заключается этическое “правило информированного согласия” в современной биоэтике? (1 спикер)

11. В чем заключается этическое “правило конфиденциальности” в современной биоэтике? (1 спикер)

12. Каковы основные типы ситуаций, которые требуют от человека принимать решения относительно медико-биологических вмешательств и в чем заключается вопрос о статусе эмбриона? (1 спикер)

13. В чем заключаются современные дискуссии по вопросу “новых репродуктивных технологий” (НРТ)? (1 спикер)

14. В чем заключается современная биоэтическая проблема искусственного поддержания жизни человека? (1 спикер)

15. Как взаимосвязаны (в контексте биоэтики) принцип уважения личности, принцип “не навреди” и принцип легализации эвтаназии? (1 спикер)

16. В чем заключается проблема определения сущности “традиционных” и “новых” критериев констатации смерти человека? (1 спикер)

17. Каковы три этических принципа, которые являются условиями безупречного установления диагноза смерти мозга и три традиции забора донорских органов? Кратко раскройте эти принципы и традиции, акцентируйте внимание на “традиции рутинного забора”. (1 спикер)

18. В чем заключаются биоэтические принципы “согласия” и “несогласия” в отношении к проблеме трансплантологии? (1 спикер)

19. Ксенотрансплантация – что это такое и как это соотносится с принципом “морального отношения ко всей живой природе”? (1 спикер)

20. В чем заключается биоэтическая сущность моральных проблем медицинского экспериментирования? (1 спикер)

21. Как соотносятся биоэтические принципы “личной неприкосновенности” и “добровольного информированного согласия” в контексте медицинского экспериментирования? (1 спикер)

22. В каком виде (с позиций биоэтики) может происходить медицинское экспериментирование с людьми и на каких данных должны быть основаны такие эксперименты? (1 спикер)

23. Какие этические проблемы породило развитие технологий генодиагностики и генотерапии?  (1 спикер)

24. Почему технологии генодиагностики и генотерапии крайне актуальны, и как это соотносится с парадигмой “общечеловеческого”?  (1 спикер)

25. Почему генетические знания существенно связаны с этическими проблемами, но  активное развитие генных технологий явно опережает сегодня обсуждение биоэтических вопросов?  (1 спикер)

26. Что подразумевается под “биоэтическими комитетами” в контексте развития современной науки?  (1 спикер)

 

Материал для экспресс-подготовки к “Speech-Discussion” – скачать
прим. ответ на каждый вопрос выделен цветом 

Дополнительно:
Ценность человеческой жизни: значение для современного человека

 

 

перерыв 10 минут 


 

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
(на стыке актуальных проблем)

 

?  Заключительный интерактив
тайминг 20 минут

 

Задание:

1. Просмотрите (внимательно) видео по теме “Искусственный интеллект” (по подгруппам):
– видео для подгруппы 1 “10 пугающих моментов в развитии искусственного интеллекта”
– видео для подгруппы 2 “10 суперспособностей, которые нас уничтожат”
– видео для подгруппы 3 “10 невероятных роботов”
– видео для подгруппы 4 “10 признаков, что люди живут в матрице”
– видео для подгруппы 5 “10 случаев в жизни, когда матрица дала сбой”
– видео для подгруппы 6 “20 фактов, которые покажу реальность, как она есть (часть 1)”
– видео для подгруппы 7 “20 фактов, которые покажут реальность, как она есть (часть 2)”

2. Сформулируйте три ключевых тезиса (каждый тезис – предложение от 5 до 11 слов), отражающих, на Ваш взгляд, глобальную проблему внедрения искусственного интеллекта во все сферы науки и жизни.

3. Тезисы внесите на данный ресурс menti.com
– подгруппа 1  
– подгруппа 2  
– подгруппа 3  
– подгруппа 4  
– подгруппа 5  
– подгруппа 6  
– подгруппа 7  

 


Вопросы к экзамену (тетрада «S»)
зачет в формате face-to-face


Рекомендуемая литература

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.