Учебная тетрада «S» (sociogenesis)

 

 

«Индивид — Личность — Индивидуальность»: 

Личность — Природа — Общество

(экологизация и глобализация, ценность человеческой жизни и биоэтика,
цифрофизация и искусственный интеллект — на стыке актуальных проблем)

 


 

«О чем и зачем?: 12 вопросов — 12 ответов»
тайминг 10 минут

1. Экологическая проблематика: в чем ее актуальность вообще, и в психологии в частности?
2.  Экологический кризис» — почему сегодня говорят, что причины экологического кризиса считаются, прежде всего, «психологические»?
3. «Культура разъединения» и/или «культура объединения» (экологизация и глобализация) — какова психологическая составляющая?
4. Может ли психология быть «экологической», и если да, то каковы ее актуальные направления и проблемы?
5. Какую  роль играют  глобальные проблемы (экологические, экономические, этнические) в переживаниях человеком соответствующих страхов за собственное будущее, будущее своих детей, будущее человечества, а также в изменении социального поведения?
6. Что есть экопсихологические взаимодействия и какова их роль в развитии психики человека?
7. Что такое этика и почему данное направление в науке и практике жизни имеет психологическое значение?
8. С чем связана необходимость актуализации понятия «биоэтика» как в естественнонаучном знании, так и в знании психологическом?
9. Почему необходимо на постоянной основе контролировать исследовательскую деятельность в области биомедицины?
10. Какова морально-психологическая составляющая эвтаназии, трансплантологии, медицинского экспериментирования с человеком. генодиагностики, генной терапии, … ?  
10. Цифровизация жизни и психология: как это соотносится?
11. Цифровизация обучения/образования и психология: как это соотносится?
12. Будущее человечества: личность и/или искусственный интеллект?

 


 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

 


 

ЭКОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
(на стыке актуальных проблем)

 

 

? Вводный интерактив

 

Мыслительная игра «Экологическая разминка»
тайминг 20 минут

 

Блок 1. Пройдите экспресс-опрос: 

 

Причины экологического кризиса, в том числе,  
психологического характера. Все дело в: …

для ответа пройдите по данной ссылке

 

Дополнительно: работа с опорным сигналом 1
(практические задания №№ 1, 2, 5, 6)

 

 

Блок 2. Ознакомьтесь с опорной
(информационной) презентацией: 

тайминг 20 минут

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

«Эволюционная закономерность + антропогенный «груз»,
или «Почему его причины и
психологические«

Опорная презентация — часть 1 (экологическая проблематика сегодня)
Опорная презентация — часть 2 (экологическая психология сегодня)

Дополнительно: работа с опорным сигналом 1
(практические задания №№ 3, 4)

Рекомендуемая информация:
Ссылка 1: Джером Гибсон, Экологический подход к зрительному восприятию. [Интернет-ресурс]
Ссылка
2. Психология среды как контекст проблемы самореализации личности. [Интернет-ресурс]. 
Ссылка 3. Концепция воплощенного познания. [Интернет-ресурс]. 
Ссылка 4. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психология глобальных рисков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.[ИНтернет-ресурс]. 
Ссылка 5. Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / Общ. ред. Панов В.И., Хисамбеев Ш.Р. М: ФГНУ «Психологический институт» РАО, СПб: Нестор-История, 2013. [Интернет-ресурс].

 

— ответьте на вопрос

Вы испытываете те или иные переживания (страхи) перед современными глобальными рисками (разрушение озонового слоя, демографический взрыв, исчезновение видов, глобальное потепление и др.)?

для ответа пройдите по данной ссылке

 

— оцените Ваши переживания
в условиях глобальных рисков:

для экспресс-опроса пройдите по данной ссылке

 

 

Блок 3. Интерпретируйте данные три тезиса
(в каждом ответе до трех предложений):
тайминг 20 минут

Прим.: для ответа на вопросы,  прочитайте внимательно слайд
«Итоговая интеграция» в опорной презентации (часть 2)

 

Тезис 1. «Решение экологических проблем сегодня требует коренного изменения культурных оснований бытия, воззрений на место человека в природе, преодоления стихии развития, перехода к развитию, направляемому разумом». 
Для ответа в menti.com КОД 

Тезис 2. «Современная культура человека – культура разъединения и/или культура объединения»?

Для ответа в menti.com КОД

Тезис 3. «У человека два пути: задуматься и содействовать эволюционному развитию «мира и себя в нем» или пойти по пути процесса «киборгизации»?
Для ответа в menti.com КОД 

 

 

перерыв 10 минут 


 

БИОЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ
(на стыке актуальных проблем)

 

Тема: «Ценность человеческой жизни»
тайминг 80 минут

 

Задание и инструктаж по организации «Speech-Discussion»:

Актуализация знаний
1.
Используя рекомендованный материал, подготовьте 3-х минутное экспресс-выступление («speech») по заданному вопросу семинара (по принципу «один спикер — один вопрос»). Возможно использование также других онлайн-ресурсов. Тайминг на подготовку — 20 минут

Основная «спич-дискуссия»
2. Выступления каждого спикера по заданным вопросам. Тайминг — не более 3-х минут.
3. Каждому спикеру задается один вопрос, причем вопрос задает каждый последующий спикер. Тайминг («вопрос-ответ») — не более 1-й минуты.
4. Оформление тезисов для «наглядности» — пройдите по ссылке jamboard

Рефлексия (подведение итогов)
5. Общее мнение — тайминг не более 3-х минут.

 

Вопросы для экспресс-подготовки к «Speech-Discussion»:

1. Что такое этика и почему данное направление в философии, науке и практике жизни следует соотнести с научной парадигмой «общечеловеческого»? (1 спикер)

2. С чем связаны необходимость введения термина «биоэтика» в естественнонаучном знании и современные биоэтические дискуссии? (1 спикер)

3. Почему необходимо на постоянной основе контролировать исследовательскую деятельность в области биомедицины?  (1 спикер) 

4. Почему медицинская практика наряду с технологическим прогрессом ответственна за современный рост значимости биоэтики? (1 спикер) 

5. Что означает термин «синдром дефицита внимания и гиперактивности» и как данная проблематика связана с медициной и педагогикой? (1 спикер)

6. Как взаимосвязаны вопросы товарно-денежных, нравственных и здоровьесберегающих отношений? (1 спикер)

7. Как рассматривается проблема юридических, моральных, социальных последствий  принятого человеком решения в контексте биоэтики? (1 спикер)

8. Объясните тезис: «Биоэтика — это дискуссия о том, какое этическое оправдание имеют законы, регламентирующие ситуации, порожденные познавательным отношением к миру» (1 спикер)

9. В чем заключается этическое «правило правдивости» в современной биоэтике? (1 спикер)

10. В чем заключается этическое «правило информированного согласия» в современной биоэтике? (1 спикер)

11. В чем заключается этическое «правило конфиденциальности» в современной биоэтике? (1 спикер)

12. Каковы основные типы ситуаций, которые требуют от человека принимать решения относительно медико-биологических вмешательств и в чем заключается вопрос о статусе эмбриона? (1 спикер)

13. В чем заключаются современные дискуссии по вопросу «новых репродуктивных технологий» (НРТ)? (1 спикер)

14. В чем заключается современная биоэтическая проблема искусственного поддержания жизни человека? (1 спикер)

15. Как взаимосвязаны (в контексте биоэтики) принцип уважения личности, принцип «не навреди» и принцип легализации эвтаназии? (1 спикер)

16. В чем заключается проблема определения сущности «традиционных» и «новых» критериев констатации смерти человека? (1 спикер)

17. Каковы три этических принципа, которые являются условиями безупречного установления диагноза смерти мозга и три традиции забора донорских органов? Кратко раскройте эти принципы и традиции, акцентируйте внимание на «традиции рутинного забора». (1 спикер)

18. В чем заключаются биоэтические принципы «согласия» и «несогласия» в отношении к проблеме трансплантологии? (1 спикер)

19. Ксенотрансплантация — что это такое и как это соотносится с принципом «морального отношения ко всей живой природе»? (1 спикер)

20. В чем заключается биоэтическая сущность моральных проблем медицинского экспериментирования? (1 спикер)

21. Как соотносятся биоэтические принципы «личной неприкосновенности» и «добровольного информированного согласия» в контексте медицинского экспериментирования? (1 спикер)

22. В каком виде (с позиций биоэтики) может происходить медицинское экспериментирование с людьми и на каких данных должны быть основаны такие эксперименты? (1 спикер)

23. Какие этические проблемы породило развитие технологий генодиагностики и генотерапии?  (1 спикер)

24. Почему технологии генодиагностики и генотерапии крайне актуальны, и как это соотносится с парадигмой «общечеловеческого»?  (1 спикер)

25. Почему генетические знания существенно связаны с этическими проблемами, но  активное развитие генных технологий явно опережает сегодня обсуждение биоэтических вопросов?  (1 спикер)

26. Что подразумевается под «биоэтическими комитетами» в контексте развития современной науки?  (1 спикер)

 

Материал для экспресс-подготовки к «Speech-Discussion» — скачать
прим. ответ на каждый вопрос выделен цветом 

Дополнительно:
Ценность человеческой жизни: значение для современного человека

 

 

перерыв 10 минут 


 

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
(на стыке актуальных проблем)

 

?  Заключительный интерактив
тайминг 20 минут

 

Задание:

1. Просмотрите (внимательно) видео по теме «Искусственный интеллект» (по подгруппам):
— видео для подгруппы 1 «10 пугающих моментов в развитии искусственного интеллекта»
— видео для подгруппы 2 «10 суперспособностей, которые нас уничтожат»
— видео для подгруппы 3 «10 невероятных роботов»
— видео для подгруппы 4 «10 признаков, что люди живут в матрице»
— видео для подгруппы 5 «10 случаев в жизни, когда матрица дала сбой»
— видео для подгруппы 6 «20 фактов, которые покажу реальность, как она есть (часть 1)»
— видео для подгруппы 7 «20 фактов, которые покажут реальность, как она есть (часть 2)»

2. Сформулируйте три ключевых тезиса (каждый тезис — предложение от 5 до 11 слов), отражающих, на Ваш взгляд, глобальную проблему внедрения искусственного интеллекта во все сферы науки и жизни.

3. Тезисы внесите на данный ресурс menti.com
— подгруппа 1  
— подгруппа 2  
— подгруппа 3  
— подгруппа 4  
— подгруппа 5  
— подгруппа 6  
— подгруппа 7  

 


Вопросы к экзамену (тетрада «S»)
зачет в формате face-to-face


Рекомендуемая литература

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.