«… История человечества и история Земли — это, по словам Герцена,
две главы одного романа, две фазы одного процесса. Но сегодня
история Земли все более зависит от истории человечества,
определяется ею и находится под угрозой закончиться …» [1, с. 231]
Естествознание и естественные науки
(парадигма общечеловеческого)
Завершающая учебная дискуссия
на стыке глобальных проблем:
«Экологический кризис: миф или реальность?»
«Ценность человеческой жизни: эволюция или киборгизация?
«Искусственный интеллект: за или против?»
Организационный момент (входящие вопросы и ответы)
О рейтинге, ходе и теме занятия (информация)
7 вопросов (о чем и зачем, обсуждение)
ЭКОЛОГИЯ (вводный интерактив, 7 ответов + √! задание Ultra Light)
БИОЭТИКА (спич-дискуссия по группам, задание √! Light)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ (интерактив, brainstorming, √! задание Pro)
З а к л ю ч и т е л ь н а я ч а с т ь
Коротко о главном (завершающий интерактив, √! задание Ulta Pro)
Рекомендации (как подготовиться к презентации проекта)
Организационный момент (исходящие вопросы и ответы)
√! – обязательно для рейтинга
Ход занятия
Вводная часть
тайминг 20 минут
Организационный момент
(входящие вопросы/ответы)
О рейтинге, ходе и теме занятия
(информация)
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Общечеловеческое в естествознании
Общечеловеческое — те глобальные процессы и проблемы, которые нас объединяют (экология, род/племя, здоровье, образование, наука, духовность, этика, … ). Изучение общечеловеческого дает основу для изучения многообразных форм бытия человека в современном мире. В центре вопросы: о характере «современности», ее признаках и критериях определения; о принадлежности современному миру различных народов, общественных групп, включающиеся в становящееся человечество. Ключевые категории парадигмы: экология, биоэтика, цифровизация.
[/su_expand]
7 вопросов (о чем и зачем)
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
1. Экологические проблемы: в чем ее актуальность вообще, и в естественных науках, в частности и что мы понимаем под прагматическим отношением человека к природе?
2. Эволюционное, историческое развитие человечества и экологический кризис — как это соотносится?
3. Будущее человечества: «культура разъединения» и/или «культура объединения» (глобализация и демография)?
4. Что такое этика и почему данное направление в философии, науке и практике жизни следует соотнести с научной парадигмой общечеловеческого?
5. С чем связаны необходимость введения термина «биоэтика» в естественнонаучном знании и современные биоэтические дискуссии?
6. Почему необходимо на постоянной основе контролировать исследовательскую деятельность в области биомедицины, в частности — эвтаназии, трансплантологии, медицинского экспериментирования с человеком. генодиагностики, генной терапии, … ?
7. Будущее человечества: экологическое развитие и/или искусственный интеллект?
[/su_expand]
в начало раздела к следующему разделу
Основная часть
Общий тайминг 140 минут
ЭКОЛОГИЯ
√! Задание Ultra Light
Вводный интерактив
«Экологический кризис:
миф или реальность?»
тайминг 40 минут
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Опорная презентация (часть 1)
(анонс 10 минут)
В процессе анонса презентации
ответьте на следующие вопросы:
Вопрос первый:
«Разруха: она не в окружающем мире, а в головах …?»
Почему причины экологического кризиса, в том числе,
и психологического характера? Все дело в: …
для ответа пройдите по данной ссылке
Вопрос второй:
«Наше будущее: боимся или покоряем … ?»
Вы испытываете те или иные переживания (страхи) перед современными глобальными рисками (разрушение озонового слоя, демографический взрыв, исчезновение видов, глобальное потепление и др.)?
для ответа пройдите по данной ссылке
А также оцените Ваши переживания в условиях глобальных рисков
для экспресс-опроса пройдите по данной ссылке
Вопрос третий:
«Человек, Культура, Цивилизация:
как сохранить Себя на планете Земля … ?»
расставьте в порядке значимости варианты ответов здесь
[/su_expand]
Для самостоятельного изучения:
«Может ли психология быть экологической?»
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Просмотрите опорную презентацию (часть 2)
Интерпретируйте данные три тезиса
(в каждом ответе до трех предложений):
Прим.: для ответа на вопросы, прочитайте внимательно слайд
«Итоговая интеграция» в опорной презентации (часть 2)
Тезис 1. «Решение экологических проблем сегодня требует коренного изменения культурных оснований бытия, воззрений на место человека в природе, преодоления стихии развития, перехода к развитию, направляемому разумом».
Тезис 2. «Современная культура человека – культура разъединения и/или культура объединения?»
Тезис 3. «У человека два пути: задуматься и содействовать эволюционному развитию «мира и себя в нем» или пойти по пути процесса «киборгизации»?»
[/su_expand]
Перерыв 20 минут
БИОЭТИКА
√! Задание Light
Спич-дискуссия
«Ценность человеческой жизни:
эволюция или киборгизация?»
тайминг 40 минут
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Вопросы к «Speech-Discussion»
1. Что такое этика и почему данное направление в философии, науке и практике жизни следует соотнести с научной парадигмой «общечеловеческого»? (1 спикер)
2. С чем связаны необходимость введения термина «биоэтика» в естественнонаучном знании и современные биоэтические дискуссии? (1 спикер)
3. Почему необходимо на постоянной основе контролировать исследовательскую деятельность в области биомедицины? (1 спикер)
4. Почему медицинская практика наряду с технологическим прогрессом ответственна за современный рост значимости биоэтики? (1 спикер)
5. Что означает термин «синдром дефицита внимания и гиперактивности» и как данная проблематика связана с медициной и педагогикой? (1 спикер)
6. Как взаимосвязаны вопросы товарно-денежных, нравственных и здоровьесберегающих отношений? (1 спикер)
7. Как рассматривается проблема юридических, моральных, социальных последствий принятого человеком решения в контексте биоэтики? (1 спикер)
8. Объясните тезис: «Биоэтика — это дискуссия о том, какое этическое оправдание имеют законы, регламентирующие ситуации, порожденные познавательным отношением к миру» (1 спикер)
9. В чем заключается этическое «правило правдивости» в современной биоэтике? (1 спикер)
10. В чем заключается этическое «правило информированного согласия» в современной биоэтике? (1 спикер)
11. В чем заключается этическое «правило конфиденциальности» в современной биоэтике? (1 спикер)
12. Каковы основные типы ситуаций, которые требуют от человека принимать решения относительно медико-биологических вмешательств и в чем заключается вопрос о статусе эмбриона? (1 спикер)
13. В чем заключаются современные дискуссии по вопросу «новых репродуктивных технологий» (НРТ)? (1 спикер)
14. В чем заключается современная биоэтическая проблема искусственного поддержания жизни человека? (1 спикер)
15. Как взаимосвязаны (в контексте биоэтики) принцип уважения личности, принцип «не навреди» и принцип легализации эвтаназии? (1 спикер)
16. В чем заключается проблема определения сущности «традиционных» и «новых» критериев констатации смерти человека? (1 спикер)
17. Каковы три этических принципа, которые являются условиями безупречного установления диагноза смерти мозга и три традиции забора донорских органов? Кратко раскройте эти принципы и традиции, акцентируйте внимание на «традиции рутинного забора». (1 спикер)
18. В чем заключаются биоэтические принципы «согласия» и «несогласия» в отношении к проблеме трансплантологии? (1 спикер)
19. Ксенотрансплантация — что это такое и как это соотносится с принципом «морального отношения ко всей живой природе»? (1 спикер)
20. В чем заключается биоэтическая сущность моральных проблем медицинского экспериментирования? (1 спикер)
21. Как соотносятся биоэтические принципы «личной неприкосновенности» и «добровольного информированного согласия» в контексте медицинского экспериментирования? (1 спикер)
22. В каком виде (с позиций биоэтики) может происходить медицинское экспериментирование с людьми и на каких данных должны быть основаны такие эксперименты? (1 спикер)
23. Какие этические проблемы породило развитие технологий генодиагностики и генотерапии? (1 спикер)
24. Почему технологии генодиагностики и генотерапии крайне актуальны, и как это соотносится с парадигмой «общечеловеческого»? (1 спикер)
25. Почему генетические знания существенно связаны с этическими проблемами, но активное развитие генных технологий явно опережает сегодня обсуждение биоэтических вопросов? (1 спикер)
26. Что подразумевается под «биоэтическими комитетами» в контексте развития современной науки? (1 спикер)
Материал для подготовки к Speech-Discussion — скачать
прим. ответ на каждый вопрос выделен цветом
Дополнительный материал:
Ценность человеческой жизни:
значение для современного человека
Регламент спич-дискуссии
Время выступления по группам в пределах 3-х минут.
Форма выступления: один вопрос = один спикер.
Вопросы — один вопрос каждому спикеру.
Дискуссия общая.
Итоги.
[/su_expand]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
√! Задание Pro
Видео-интерактив
«Искусственный интеллект:
за или против?»
тайминг 30 минут
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
1. Просмотрите опорную презентацию (часть 3)
«Что может и уже делает искусственный интеллект?»
Дополнительно (видео):
Новейшие роботы и технологии будущего:
все новости технологий
2. Просмотрите данное видео
«10 пугающих моментов в развитии
искусственного интеллекта»
3. Сформулируйте только два предложения, отражающее Ваше отношение к просмотренному видео.
Ваши предложения начните со слов:
первое — «ИИ: я «За», потому-что …»,
второе — «ИИ: я «Против», потому-что …»
Внесите их на jamboard
Дополнительный материал
Искусственный интеллект: миф и реальность
[/su_expand]
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Заключительная часть
тайминг 20 минут
Коротко о главном
(завершающий интерактив)
√! Задание Ultra Pro
Закончите каждый из предлагаемых ниже афоризмов
одним или двумя (максимум тремя) словами
Афоризм первый:
“Наивысшее назначение человека — … “
внесите Ваш ответ здесь
Афоризм второй:
“Самое главное в жизни — … “
внесите Ваш ответ здесь
Афоризм третий:
“Быть свободным, значит — … “
внесите Ваш ответ здесь
Дополнительный материал:
Ценность человеческой жизни: значение для современного человека
РЕКОМЕНДАЦИИ
«Как правильно оформить текст проекта
и подготовиться к его презентации?»
[su_expand height=»30″ text_color=»#105204″ link_color=»#b10a3e» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
1. Как выбрать тему проекта для подгруппы?
Темы проектов соответствует темам диад №№ 1-7
(7 диад = 7 тем проектов = 7 подгрупп)
2. Как правильно оформить текст (тезисы) проекта?
2.1. Текст проекта должен быть выполнен по принципу пятиабзацного эссе («гамбургер» или «триада в триаде»).
О методе «триада в триаде» прочитайте в данной презентации.
2.2. Скачайте данный шаблон оформления тезисов проекта и выполните Ваш текст в нем (один на подгруппу)
2.3. Посмотрите данный образец правильного оформления тезисов проекта.
3. Как сделать правильную презентацию проекта
на занятии 7-й диады?
Скачайте данный шаблон оформления презентации проекта и подготовьте Вашу презентацию в нем (одну на группу).
При подготовке выступления и презентации учитывайте, что время на защиту проекта одной подгруппой — 20 минут. Само выступление — 15 минут, вопросы подгруппе (от других подгрупп) — 5 минут.
Дедлайн подготовки проекта:
[/su_expand]
Организационный момент
(исходящие вопросы и ответы)
Рекомендуемые источники информации
в начало раздела к предыдущему разделу к первому разделу
К следующей диаде № 8