Psy-Edu-Teacher

Образование vs Психология

 

Преподаватель и студент:
проблема диалога

 

Цель психологии образования  — анализ механизмов формирования его личностного результата  …, системы ценностей и личностных установок, которые формируются у обучающегося в процессе прохождения по «ступеням» непрерывного образования на протяжении всей жизни… [40, с. 7-8].

Организационный момент
тайминг до 30 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы 

О наших ресурсах и контактах:
1) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) development-eco.ru
2) СДО и/или общий диск с материалами, по приглашению
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению

О целях и задачах, о содержании, о структуре, о темах, об аттестации и др.

О чем и зачем?

Ход занятия 

… Образование это то, что остается, когда все выученное забыто …
Беррес Ф. Скиннер [15]

Интерактив-проблематизация
тайминг до 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Преподаватель/студент глазами студента/преподавателя/исследователя,
или 
«Психология vs or & Образование … ?»



Вы просмотрели вводное видео: «Как повысить эффективность обучения?». Ответьте на вопросы, исходя из той ролевой позиции, которая предлагается ниже:

1. Вы — студент

 — какие эмоции Вы чаще всего испытывали при общении с преподавателями вуза, в который Вы закончили?» (выберите до 3-х вариантов).

2. Вы — преподаватель

какие ошибки совершает преподаватель в своей работе наиболее часто? Назовите пять наиболее значимых, на Ваш взгляд.» (каждая формулировка может состоять не более, чем из 5-ти слов).


3.  Вы — исследователь
(опционально)

каковы проблемы, актуальные для современной педагогики и психологии образования, если речь идет о современном преподавателе? Сформулируйте одну, наиболее значимую, на Ваш взгляд, сегодня (посмотрите примеры ниже, можно ориентироваться на них).

Для внесения Ваших ответов
пройдите по данной ссылке

 

 

Для обсуждения к п. 3
(подумайте «для себя»):

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» «Преподаватель/студент глазами студента/преподавателя, или «Психология vs or & Образование … ?»

Примеры актуальных проблем (формулировки слушателей курса):

Проблема прокрастинации в условиях онлайн образования: методы и пути её преодоления
Стремление к чрезмерной цифровизации образовательных процессов
Психолого-педагогические характеристики вовлечённости в учебный процесс
Развитие аналитических способностей у студентов поколения Z
Психологические травмы у студентов, нанесенные преподавателями
Дистанционная форма обучения как новый вызов в сфере образования
Анализ значимости элементов соревнования и конкуренции в процессе образования
Психологическая культура и задачи воспитания в современной высшей школе
Социально-психологический анализ неравенств и структуры общества
Способы противодействия распространению токсичной и искаженной информации в детской и подростковой аудитории
Влияние дистанционного обучения на студентов-преподавателей высшей школы: положительные и негативные стороны
Социализация студентов с различными типами аутизма
Дистанционная форма обучения как новый вызов сферы образования
Чувство вины и стыда у студентов как причина затруднений в обучении
Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе
Быстрая впитываемость информации студентов и подготовка платформы для их обучения
Проблемы потребительского отношения к жизни в современном обществе
Психологические особенности, характерные для представителей различных поколений, в процессе образования в ВУЗах, проблемы мотивации и взаимодействия представителей различных поколений в группе
Удержание внимания при различных типах передаваемой информации
Влияние особенностей дизайна информационных интерфейсов на скорость обучения.
Обязательно требуется практическая практика в смежных отраслях
Гендерная идентичность выпускников высших учебных заведений
как создать эффективную коммуникацию между преподавателями и учащимися
актуальные проблемы дистанционного преподавания
Оценка потенциальных академических и карьерных успехов школьников на основе подписок в социальных сетях
Способы восприятия информации студентом
Рефлексия студента в условиях формирования цифрового общества
Как более наглядно показать практическую пользу конкретных полученных знаний
Преодоление (или смягчение) клипового мышления
Формальный характер некоторых педагогических систем
Высшее образование как фактор социально-экономической дифференциации и отражения общественного психологического восприятия социальной страты
Эмоциональный интеллект в преподавании в высшей школе
Методы повышения вовлечённости современного студента в образовательный процесс и их эффективность
Дистанционное обучение как неэффективная практика в перспективе развития высшего образования
Проблема адаптации старшеклассников / первокурсников к профильному обучению
Различия в восприятии бывшие и актуальными студентами мира: поколенческий конфликт
Формирование концепции развития и адаптации лучших практик удержания вовлеченности студентов
Внедрение цифровых технологий во взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе
Умение преподавателя строить диалог со студентами
Управление и обучение over-qualified специалистами
Усвоение и запоминание учебной информации в условиях развития «клипового мышления»
Разное понимание происходящего вокруг (в мире и в быту), интерпретация и умение применения накопленного опыта.
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Адаптация к цифровой образовательной среде и глубина освоения предмета
Отсутствие заинтересованности у преподавателя
Формирование структуры профессиональной деятельности в деятельности преподавателя высшей школы
Формирование верных преставлений об образовании у студентов
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Формирование структуры профессиональной деятельности в рамках профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Апробация практико-ориентированной программы
Адаптивность и Обучаемость преподавателя, в плане изучение и внедрения современных методов обучения (лекции, семинары)
Искусственный интеллект в педагогике — заменит ли машина человека?
Привязанность к гос. стандарту и определенным правилам ведения урока

 

БЛИЦ-ОПРОС

Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации, ответьте на три вопроса
(для внесения Ваших ответов пройдите по данной ссылке в форму обратной связи)

1. Приходилось ли Вам ранее (специально или факультативно) изучать
педагогику и/или педагогическую психологию (в вузе/колледже)?

2. Ранее, возможно, Вы уже сталкивались с такими понятиями как индивид, личность, индивидуальность, образование, воспитание, развитие, искусственный интеллект. Дайте экспромт-определение одному из них на выбор.

3. Как Вы думаете, каковы различия между процессами: «учение», «обучение», «преподавание»? Очень кратко напишите, в чем эти различия?

Спасибо, обсуждение результатов проведем в реальном времени

Ценность образования
» … поистине ценны только процессы,
обеспечивающие позитивный результат … » [1]

Теория-актуализация
тайминг до 30 минут; ТФ — анонс информационной презентации
(лекционно-практическая работа)

Образование vs Психология: каковы возможности педагогической рефлексии?

Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка» 

Управление образованием
» … в едином управленческом пространстве должны
оптимально сочетаться внешне противоположные
принципы индивидуального подхода
и единства требований … » [1]

Практика-закрепление
тайминг до 30 минут; ТФ — закрепление информации
(лекционно-практическая работа)

«Как обучать эффективно?»
(что скажут педагоги, психологи, дидакты)

Выполните задание «Закрепление», примите участие в обсуждении и/или отправьте файл на проверку 

Профессия в образовании
«… выбирать профессию и круг близкого общения нужно так,
чтобы не только результат, но и процесс взаимодействия
был в целом приятным … » [1]

Онлайн-аналитика
тайминг до 40 минут; ТФ — работа индивидуальная или в малых группах,
самостоятельный и/или совместный поиск и анализ учебной информации, 
подготовка кратких аналитических комментариев по избранному вопросу

Каковы возможности психологии образования в решении типичных профессиональных трудностей преподавателя: 1) избежать ошибок в организации обучении, 2)  повысить его эффективность; 3) оценить собственную готовность (и смысл) к работе преподавателем?

Задания

Подготовьтесь к спич-дискуссии «Преподаватель и студент: о конструктивном взаимодействии, его индивидуально-личностные предпосылки, а также риски профессии»

1. Используя свободный веб-серфинг или рекомендуемые материалы — «Психология образования» (2022), подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого справа списка.

2. Оформите ответ в процессе подготовки в виде  тезисов Вашего выступления, разместите их на одном слайде (ссылка ресурс будет рекомендована во время занятия).

3. Прокомментируйте результаты в рамках спич-дискуссии. 

Вопросы для анализа

1) коммуникативная культура преподавателя 

2) условия возникновения отношений доверия «преподаватель-студент»

3) нарушение межличностных представлений в системе «преподаватель-студент» и их коррекция 

4) модели поведения преподавателя, типология И.Б. Назаровой 

5) модели поведения преподавателя, типология А.В. Юревича 

6) модели поведения преподавателя, классификация Л.Д. Столяренко 

7) модель толерантного поведения преподавателя 

8) модель авторитарного поведения преподавателя 

9) модель неконструктивного поведения преподавателя в педагогическом общении: сущность понятий «неконструктивное поведение» и «педагогическое общение»

10) модель неконструктивного поведения преподавателя в педагогическом общении: причины (факторы)

11) модель неконструктивного поведения преподавателя в педагогическом общении: коррекция (задачи)

12) учебная коммуникация в образовании: коммуникативная культура преподавателя

13) учебная коммуникация в образовании: нарушения в межличностной коммуникации «преподаватель-студент» и их коррекция 

14) сценарии поведения преподавателя, № 1: «Ни на что не хватает времени, я перегружен на работе» 

15) сценарии поведения преподавателя, № 2: «Все плохо, никто меня здесь не понимает» 

16) сценарии поведения преподавателя, № 3: «Коллеги, которые выше меня по статусу, добились этого благодаря нужным связям»  

17) сценарии поведения преподавателя, № 4: «У меня все равно ничего не получится» 

18) сценарии поведения преподавателя, № 5: «Да разве они могут лучше, чем я …?» 

19) сценарии поведения преподавателя, № 6: «Вот в наши годы …» 

20) сценарии поведения преподавателя, № 7: «Я и так все знаю …?3

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем преподавания сегодня?»);

2) возможности психологии образования в решении данной проблемы на теоретическом уровне («Как преподавателю избежать возможных ошибок и выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию со студентами?»);

3) возможности и практические методы (диагностики, коррекции, консультирования) психологии образования в повышении эффективности преподавания («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение преподавателя). 

При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:

диагностика модели педагогического общения бланковый (стр. 129-131)
тест на тип личности по типологии Майерс-Бриггс (МВТI) онлайн;
тест «Темная триада» личностных черт онлайн;
пятифакторный опросник личности 5PFQ онлайн;
индивидуально-типологический опросник ИТО онлайн;
тест ориентационного стиля профессионального общения онлайн.

Для самостоятельного подбора методов, 
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:

Каталог психологических тестов

Навыки в образовании
» … чтобы избавиться от тревожных переживаний,
достаточно отработать до автоматизма
соответствующие действия … » [1]

Спич-дискуссия
тайминг до 40 минут; ТФ — «Speech-Discussion» 
(экспресс-обсуждение подготовленных ответов на заданные вопросы или взаимное оценивание нескольких работ участников семинара в ДО)

Как преподавателю избежать типичных ошибок и выстроить 
конструктивную педагогическую коммуникацию со студентами?

5-7 мин. на каждый комментарий по вопросу

 

Эффективность образования
» … непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые
преломляют и интегрируют все
объективные воздействия … » [1]

Интерактив-обобщение
тайминг до 80 минутТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)

Как оценить собственную готовность к педагогической деятельности?

Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ

«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций

Диалог № 1: о самоанализе учебных достижений 
(см. «Основной — ОТ в ВМШС». С. 14-16, С. 73-79)

Преподаватель и студент в образовании
» … поистине высокий потенциал характеризуется
не высокой внешней активностью, а внутренней
готовностью к любому виду активности
и к любой цели … » [1]

Проектирование (индивидуальное задание)
тайминг до 30 минут на занятии; или индивидуально после занятияТФ — самостоятельная работа

Дедлайн (промежуточное обсуждение): к началу следующей темы текущего модуля

Преподаватель сегодня: Кто он? — «Умник на сцене», или «Гид в сторонке — тьютор-ментор», или «Активный субъект учения», или «Модератор онлайн-курсов»,
или «Фасилитатор онлайн-обучения»
…?

Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.