Образование vs Психология
Преподаватель и студент:
проблема диалога
… Цель психологии образования — анализ механизмов формирования его личностного результата …, системы ценностей и личностных установок, которые формируются у обучающегося в процессе прохождения по «ступеням» непрерывного образования на протяжении всей жизни… [40, с. 7-8].
Организационный момент
тайминг до 40 минут; ТФ — входящие вопросы/ответы
О взаимодействии и основных ресурсах:
1) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению
2) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) по данной ссылке
3) СДО и/или общий диск с материалами по данной ссылке
О целях и задачах, о содержании, о структуре, о темах, об аттестации и др.
О чем и зачем?
Ход занятия
Преподаватель сегодня: каковы проблемы и противоречия (глазами студента, преподавателя, исследователя)?
Образование vs Психология: каковы возможности педагогической рефлексии?
Как обучать эффективно?
(что скажут педагоги, психологи, дидакты)
Как оценить собственную готовность
к педагогической деятельности?
… Образование это то, что остается, когда все выученное забыто …
Беррес Ф. Скиннер [15]
Интерактив-проблематизация
тайминг до 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Преподаватель/студент глазами студента/преподавателя/исследователя,
или «Психология vs or & Образование … ?»
БЛИЦ-ОПРОС
Уважаемые коллеги, перед началом информационной презентации, ответьте на три вопроса
(для внесения Ваших ответов пройдите по данной ссылке в форму обратной связи)
1. Приходилось ли Вам ранее (специально или факультативно) изучать
педагогику и/или педагогическую психологию (в вузе/колледже)?
2. Ранее, возможно, Вы уже сталкивались с такими понятиями как индивид, личность, индивидуальность, образование, воспитание, развитие, искусственный интеллект. Дайте экспромт-определение одному из них на выбор.
3. Как Вы думаете, каковы различия между процессами: «учение», «обучение», «преподавание»? Очень кратко напишите, в чем эти различия?
Спасибо, обсуждение результатов проведем в реальном времени
Задание для экспресс-дискуссии
Опираясь на собственный опыт учения и/или преподавания (обучения), на просмотренное вводное видео: «Как повысить эффективность обучения? (Rutube)», ответьте на вопросы, исходя из той ролевой позиции, которая предлагается ниже:
1. Вы — студент
— какие эмоции Вы чаще всего испытывали при общении с преподавателями вуза, в который Вы закончили?» (выберите один вариант).
2. Вы — преподаватель
— какие ошибки совершает преподаватель в своей работе наиболее часто? Назовите пять наиболее значимых, на Ваш взгляд.
3. Вы — исследователь
— каковы проблемы, актуальные для современной педагогики и психологии образования, если речь идет о современном преподавателе? Сформулируйте одну, наиболее значимую, на Ваш взгляд, сегодня.
Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» «Преподаватель/студент глазами студента/преподавателя, или «Психология vs or & Образование … ?»
Для внесения Ваших ответов и комментариев
пройдите в форму обратной связи по данной ссылке
Рекомендации:
В первом случае дайте свой ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя как на студента»)
Во втором случае дайте свой ответ в формате педагогической рефлексии («взгляд на студента со стороны в роли преподавателя»).
В третьем случае дайте свой ответ в формате сопоставления с возможностью реализации темы в курсовой и/или диссертационной работе («какую тему я хотел-бы взять, если бы мне пришлось выполнять исследование по психологии образования»).
Для обсуждения к п. 3 (подумайте «для себя»):
а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)
… Ценность образования
» … поистине ценны только процессы,
обеспечивающие позитивный результат … » [1]
Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс информационной презентации
(лекционно-практическая работа)
Образование vs Психология: каковы возможности педагогической рефлексии?
Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»
… Управление образованием
» … в едином управленческом пространстве должны
оптимально сочетаться внешне противоположные
принципы индивидуального подхода
и единства требований … » [1]
Практика-закрепление
Тайминг 40 минут (инструктаж, подготовка, обсуждение) + индивидуально (самостоятельная работа)
ТФ — закрепление информации (лекционно-практическая работа), конструирование, описание и решение педагогических кейсов на основе одной рекомендованной ситуации
«Как обучать эффективно?»
(что скажут педагоги, психологи, дидакты)
Задания
Вместе. Выполите задание № 1 из опорной схемы «Закрепление» (см. ниже): используя заданную педагогическую ситуацию, сконструируйте поэтапное решение педагогического кейса (на основе Вашего опыта обучения и/или преподавания) в вузе, предложите наиболее эффективное его решение. Примите участие в групповом обсуждении выполненного задания, если такая задача будет поставлена.
Индивидуально: выполните остальные задания из опорной схемы «Закрепление» самостоятельно. В оставшееся время выполните самопроверку по теме (красная кнопка ниже).
! Важно: внесите Ваши ответы в соответствующий раздел темы в СДО РАНХиГС или в рекомендуемую ниже форму (без СДО) для учета посещаемости и активности на лекционно-практических встречах (не позднее начала последнего поточного занятия).
… Профессия в образовании
«… выбирать профессию и круг близкого общения нужно так,
чтобы не только результат, но и процесс взаимодействия
был в целом приятным … » [1]
Онлайн-аналитика
тайминг до 40 минут; ТФ — работа индивидуальная или в малых группах,
самостоятельный и/или совместный поиск и анализ учебной информации,
подготовка кратких аналитических комментариев по избранному вопросу
Каковы возможности психологии образования в решении типичных профессиональных трудностей преподавателя: 1) избежать ошибок в организации обучении, 2) повысить его эффективность; 3) оценить собственную готовность (и смысл) к работе преподавателем?
Задания
Подготовьтесь к спич-дискуссии «Преподаватель и студент: о конструктивном взаимодействии, его индивидуально-личностные предпосылки, а также риски профессии»
1. Используя свободный веб-серфинг или рекомендуемые материалы — «Психология образования» (2022), подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого справа списка.
2. Оформите ответ в процессе подготовки в виде тезисов Вашего выступления, разместите их на одном слайде (ссылка на ресурс для оформления тезисов будет рекомендована во время занятия).
3. Прокомментируйте результаты в рамках спич-дискуссии. В качестве вывода, попробуйте дать ответ, какие ошибки стоят за каждым типом преподавателя и как можно было бы их избежать?
Вопросы для анализа
1) коммуникативная культура преподавателя
2) условия возникновения отношений доверия «преподаватель-студент»
3) нарушение межличностных представлений в системе «преподаватель-студент» и их коррекция
4) модели поведения преподавателя, типология И.Б. Назаровой
5) модели поведения преподавателя, типология А.В. Юревича
6) модели поведения преподавателя, классификация Л.Д. Столяренко
7) модель толерантного поведения преподавателя
8) модель авторитарного поведения преподавателя
9) модель неконструктивного поведения преподавателя в педагогическом общении: сущность понятий «неконструктивное поведение» и «педагогическое общение»
10) модель неконструктивного поведения преподавателя в педагогическом общении: причины (факторы)
11) модель неконструктивного поведения преподавателя в педагогическом общении: коррекция (задачи)
12) учебная коммуникация в образовании: коммуникативная культура преподавателя
13) учебная коммуникация в образовании: нарушения в межличностной коммуникации «преподаватель-студент» и их коррекция
14) сценарии поведения преподавателя, № 1: «Ни на что не хватает времени, я перегружен на работе»
15) сценарии поведения преподавателя, № 2: «Все плохо, никто меня здесь не понимает»
16) сценарии поведения преподавателя, № 3: «Коллеги, которые выше меня по статусу, добились этого благодаря нужным связям»
17) сценарии поведения преподавателя, № 4: «У меня все равно ничего не получится»
18) сценарии поведения преподавателя, № 5: «Да разве они могут лучше, чем я …?»
19) сценарии поведения преподавателя, № 6: «Вот в наши годы …»
20) сценарии поведения преподавателя, № 7: «Я и так все знаю …?
Рекомендуемая схема выступления:
1) общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем преподавания сегодня?»);
2) возможности психологии образования в решении данной проблемы на теоретическом уровне («Как преподавателю избежать возможных ошибок и выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию со студентами?»);
3) возможности и практические методы (диагностики, коррекции, консультирования) психологии образования в повышении эффективности преподавания («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение преподавателя).
При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:
диагностика модели педагогического общения бланковый (стр. 129-131)
тест на тип личности по типологии Майерс-Бриггс (МВТI) онлайн;
тест «Темная триада» личностных черт онлайн;
пятифакторный опросник личности 5PFQ онлайн;
индивидуально-типологический опросник ИТО онлайн;
тест ориентационного стиля профессионального общения онлайн.
Для самостоятельного подбора методов,
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:
… Навыки в образовании
» … чтобы избавиться от тревожных переживаний,
достаточно отработать до автоматизма
соответствующие действия … » [1]
Спич-дискуссия
тайминг до 40 минут; ТФ — экспресс-обсуждение подготовленных ответов на заданные вопросы или взаимное оценивание нескольких работ участников семинара в ДО)
Как преподавателю избежать типичных ошибок и выстроить
конструктивную педагогическую коммуникацию со студентами?
5-7 мин. на каждый комментарий по вопросу
… Эффективность образования
» … непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые
преломляют и интегрируют все
объективные воздействия … » [1]
Интерактив-обобщение
тайминг до 40 минут; ТФ — письменная и/или устная педагогическая рефлексия (самостоятельная практическая работа, самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме ознакомления с рекомендуемыми материалами и самоанализа, обратная связь в чате или устно)
Как оценить собственную готовность к педагогической деятельности?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ
«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций
Диалог № 1: о самоанализе учебных достижений
Задание № 1: прочитайте рекомендованную на занятии информацию,
дайте обратную связи в виде одной из форм рефлексивного анализа данного занятия
(выделено темно-розовым цветом, см. ниже)
Задание № 2: выполните самопроверку по пройденной теме, используя презентацию «Актуализация»
… Преподаватель и студент в образовании
» … поистине высокий потенциал характеризуется
не высокой внешней активностью, а внутренней
готовностью к любому виду активности
и к любой цели … » [1]
Проектирование (индивидуальное задание)
тайминг до 20 минут на занятии; или индивидуально после занятия; ТФ — самостоятельная работа
Дедлайн (промежуточное обсуждение): к началу следующей темы или к окончанию текущего модуля
Преподаватель сегодня: Кто он? — «Умник на сцене», или «Гид в сторонке — тьютор-ментор», или «Активный субъект учения», или «Модератор онлайн-курсов»,
или «Фасилитатор онлайн-обучения»…?
Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции
