Psy-Edu-Teacher

Образование vs Психология

 

Преподаватель и студент:
проблема диалога

 

Цель психологии образования  – анализ механизмов формирования его личностного результата  …, системы ценностей и личностных установок, которые формируются у обучающегося в процессе прохождения по «ступеням» непрерывного образования на протяжении всей жизни… [40, с. 7-8].

Организационный момент
тайминг 20 минут; ТФ –  входящие вопросы/ответы 

О наших ресурсах и контактах:
1) СДО РАНХиГС – информация (ссылки), тесты для учета рейтинга и посещаемости
2) данный ресурс (как вариант веб-сайта преподавателя) development-eco.ru
3) общий диск со всеми материалами, по приглашению
4) ТГ – контакт для личных сообщений, по приглашению

О правилах аттестации, о целях и содержании, о структуре занятий, о темах

О чем и зачем?

Ход занятия 

Общий модуль:
дискуссии, диалоги (пары 1-2)

Интерактив-проблематизация

Теория-актулизация

Практика-закрепление

—–

Проектирование
(домашнее задание)

—–

Индивидуально-групповая мыследеятельность:
практики, диалоги (пары 3-4)

Онлайн-аналитика

Спич-дискуссия 

Интерактив-обобщение

—–

Самопроверка (тест)

 

… Образование это то, что остается, когда все выученное забыто …
Беррес Ф. Скиннер [15]

Преподаватель/студент глазами студента/преподавателя/исследователя,
или 
«Психология vs or & Образование … ?»

Интерактив-проблематизация
тайминг 60 минут; ТФ – анализ проблемного контента + техника “Brainstorm”
(актуализация темы, свободное обсуждение, “столкновение мнений”)



Ознакомьтесь с видео «Как повысить эффективность обучения?»

 

1. «Вы — студент:

 – какие эмоции Вы чаще всего испытывали при общении с преподавателями вуза, в который Вы закончили?» (выберите до 3-х вариантов).

Для ответа используйте данную ссылку

2. Вы — преподаватель:

– какие ошибки совершает преподаватель в своей работе наиболее часто? Назовите пять наиболее значимых, на Ваш взгляд.» (каждая формулировка может состоять не более, чем из 5-ти слов).

Для ответа используйте данную ссылку


3.  Вы — исследователь:

– сформулируйте одну проблему, связанную с данной темой, и на Ваш взгляд, наиболее актуальную для современной педагогики и психологии высшей школы (7-10 слов). Посмотрите примеры ниже, можно выбрать из них.

Для ответа используйте данную ссылку

 

 

Для обсуждения к п. 3
(подумайте «для себя»):

 

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

Прокомментируйте в свободном обсуждении (можно в в общем чате) проблемную «связку» «Преподаватель/студент глазами студента/преподавателя, или «Психология vs or & Образование … ?»

Примеры актуальных проблем (формулировки слушателей курса):

Проблема прокрастинации в условиях онлайн образования: методы и пути её преодоления
Стремление к чрезмерной цифровизации образовательных процессов
Патриотическое воспитание молодежи в рамках образовательного процесса
Психолого-педагогические характеристики вовлечённости в учебный процесс
Развитие аналитических способностей у студентов поколения Z
Психологические травмы у студентов, нанесенные преподавателями
Дистанционная форма обучения как новый вызов сферы образования
Анализ значимости элементов соревнования и конкуренции в процессе образования
Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе
Социально-психологический анализ неравенств и структуры общества
Способы противодействия распространению токсичной и искаженной информации в детской и подростковой аудитории
Влияние дистанционного обучения на студентов-преподавателей высшей школы: положительные и негативные стороны.
социализация студентов с различными типами аутизма
Дистанционная форма обучения как новый вызов сферы образования
Скучное преподавание
Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе
Быстрая впитываемость информации студентов и подготовка платформы для их обучения
Проблемы потребительского отношения к жизни в современном обществе
Психологические особенности, характерные для представителей различных поколений, в процессе образования в ВУЗах, проблемы мотивации и взаимодействия представителей различных поколений в группе
Удержание внимания при различных типах передаваемой информации
Влияние особенностей дизайна информационных интерфейсов на скорость обучения.
Обязательно требуется практическая практика в смежных отраслях
Гендерная идентичность выпускников высших учебных заведений
как создать эффективную коммуникацию между преподавателями и учащимися
актуальные проблемы дистанционного преподавания
Оценка потенциальных академических и карьерных успехов школьников на основе подписок в социальных сетях
Способы восприятия информации студентом
Рефлексия студента в условиях формирования цифрового общества
Как более наглядно показать практическую пользу конкретных полученных знаний
Преодоление (или смягчение) клипового мышления
Формальный характер некоторых педагогических систем
Высшее образование как фактор социально-экономической дифференциации и отражения общественного психологического восприятия социальной страты
Эмоциональный интеллект в преподавании в высшей школе
Методы повышения вовлечённости современного студента в образовательный процесс и их эффективность
Дистанционное обучение как неэффективная практика в перспективе развития высшего образования
Проблема адаптации старшеклассников к профильному обучению
Разница в восприятии мира, поколенческий конфликт
Формирование концепции развития и адаптации лучших практик удержания вовлеченности студентов
Внедрение цифровых технологий во взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе
Умение преподавателя строить диалог со студентами
Управление и обучение over-qualified специалистами
Хуже усваиваются и запоминаются большие объемы информации. Одна из причин –клиповое мышление
Разное понимание происходящего вокруг (в мире и в быту), интерпретация и умение применения накопленного опыта.
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Адаптация к цифровой образовательной среде и глубина освоения предмета
Отсутствие заинтересованности у преподавателя
Формирование структуры профессиональной деятельности в деятельности преподавателя высшей школы
Формирование верных преставлений об образовании у студентов
Методы психологического раскрепощения студентов или школьников
Формирование структуры профессиональной деятельности в рамках профессиональной деятельности преподавателя высшей школы
Апробация практико-ориентированной программы
Адаптивность и Обучаемость преподавателя, в плане изучение и внедрения современных методов обучения (лекции, семинары)
Искусственный интеллект в педагогике – заменит ли машина человека?
Привязанность к гос. стандарту и определенным правилам ведения урока.

 

Ценность образования
” … поистине ценны только процессы,
обеспечивающие позитивный результат … ” [1]

Образование vs Психология: каковы  возможности педагогической рефлексии?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ – анонс информационной презентации
(лекционно-практическая работа)

Управление образованием
» … в едином управленческом пространстве должны
оптимально сочетаться внешне противоположные
принципы индивидуального подхода
и единства требований … » [1]

«Как обучать эффективно?»
(что скажут педагоги, психологи, дидакты)

Практика-закрепление
тайминг 30 минут; ТФ – закрепление информации
(лекционно-практическая работа)

Выполните задания “Закрепление” и отправьте файл на проверку 

Педагог и студент в образовании
» … поистине высокий потенциал характеризуется
не высокой внешней активностью, а внутренней
готовностью к любому виду активности
и к любой цели … » [1]

Преподаватель сегодня: Кто он? — «Умник на сцене», или «Гид в сторонке — тьютор-ментор»,
или «Активный субъект учения», или «Модератор онлайн-курсов»,
или «Фасилитатор онлайн-обучения»
…?

Проектирование (домашнее задание)
тайминг 60 минут на занятии; индивидуально домаТФ – самостоятельная работа

Дедлайн – к началу следующего тематического блока

Проект – самостоятельное задание, обязательная позиция к зачету/экзамену.
Выполняется студентом в течении семестра
. Презентация проекта – на итоговой учебной конференции. 
Бланки с каждым выполненным этапом проекта отправляются на проверку для учета в рейтинге.

Профессия в образовании
“… выбирать профессию и круг близкого общения нужно так,
чтобы не только результат, но и процесс взаимодействия
был в целом приятным … ” [1]

Каковы возможности психологии образования в решении типичных профессиональных трудностей преподавателя: 1) избежать ошибок в организации обучении, 2)  повысить его эффективность; 3) оценить собственную готовность (и смысл) к работе преподавателем?

Онлайн-аналитика
тайминг 30 минут; ТФ – работа в подгруппах/залах,
совместный поиск и анализ информации в онлайн

Выполните задания

Работа в сессионных залах

1. Используя свободный веб-серфинг (или данные рекомендуемые материалы – Асмолов А.Г. (ред.) “Психология образования”, 2022) (они есть на общем диске), подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого справа списка.

2. Внесите тезисы по указанной для Вашего зала по данной ссылке

___

Пример слайда 1   Пример слайда 2

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-дискуссии.
 

Для подготовки по залам

1) педагогическая коммуникация: условия возникновения отношений доверия «преподаватель-студент» 

2) модели поведения преподавателя, типология И.Б. Назаровой 

3) модели поведения преподавателя, типология А.В. Юревича 

4) модели поведения преподавателя, классификация Л.Д. Столяренко 

5) модель толерантного поведения преподавателя 

6) модель авторитарного поведения преподавателя 

7) модель неконструктивного (в педагогической коммуникации) поведения преподавателя 

Дополнительные вопросы (“свободный спикер”) 

8) учебная коммуникация в образовании: коммуникативная культура преподавателя

9) учебная коммуникация в образовании: нарушения в межличностной коммуникации «преподаватель-студент» и их коррекция 

10) сценарии поведения преподавателя, № 1: «Ни на что не хватает времени, я перегружен на работе» 

11) сценарии поведения преподавателя, № 2: «Все плохо, никто меня здесь не понимает» 

12) сценарии поведения преподавателя, № 3: «Коллеги, которые выше меня по статусу, добились этого благодаря нужным связям»  

13) сценарии поведения преподавателя, № 4: «У меня все равно ничего не получится» 

14) сценарии поведения преподавателя, № 5: «Да разве они могут лучше, чем я …?» 

15) сценарии поведения преподавателя, № 6: «Вот в наши годы …» 

16) сценарии поведения преподавателя, № 7: «Я и так все знаю …?» 

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем преподавания сегодня?»);

2) возможности психологии образования в решении данной проблемы на теоретическом уровне («Как преподавателю избежать возможных ошибок и выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию со студентами?»);

3) возможности и практические методы (диагностики, коррекции, консультирования) психологии образования в повышении эффективности преподавания («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение преподавателя). 

При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:

диагностика модели педагогического общения бланковый (стр. 129-131)
тест на тип личности по типологии Майерс-Бриггс (МВТI) онлайн;
тест «Темная триада» личностных черт онлайн;
пятифакторный опросник личности 5PFQ онлайн;
индивидуально-типологический опросник ИТО онлайн;
тест ориентационного стиля профессионального общения онлайн.

Для самостоятельного подбора методов, 
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:

Каталог психологических тестов

Навыки в образовании
» … чтобы избавиться от тревожных переживаний,
достаточно отработать до автоматизма
соответствующие действия … » [1]

Как преподавателю избежать типичных ошибок и выстроить 
конструктивную педагогическую коммуникацию со студентами?

Спич-дискуссия
тайминг 50 минут; ТФ – “Speech-Discussion”
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

7 мин. от каждого зала

 

Эффективность образования
» … непосредственным регулятором поведения
выступают субъективные оценки, которые
преломляют и интегрируют все
объективные воздействия … » [1]

Как оценить собственную готовность к педагогической деятельности?

Интерактив-обобщение
тайминг 30 минутТФ – самостоятельная рефлексия

Самопроверка (тест)
тайминг 50 минут; ТФ – 
исходящие вопросы/ответы. онлайн-тестирование

Дедлайн 10 утра следующего дня

Организационные моменты

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.