Psy-Edu-Biology

Сonnectome & Education

Индивид – Коннектом – Обучение,
или нейробиологические предпосылки обучения

 Биология (нейробиология) превращается в лидера естествознания, активное внедрение ее данных и подходов в социогуманитарное знание создает впечатление, что на фундаменте естественнонаучных представлений может быть выстроена новая интегративная наука  о человеке, могут быть синтезированы данные о «биологическом» человеке с данными о специфике его социального существования …

(Брызгалина Е.В., 2016)

Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы

Ресурсы и контакты:

1) основной ресурс, учебно-информационный — development-eco.ru
2) СДО РАНХиГС — тесты для учета в рейтинге и посещаемости
3) общий 
Google-диск со всеми материалами, по данной ссылке
4) группа в ТГ — для взаимодействия и информации, по приглашению
5) сообщество ВК с тематической информацией, по данной  ссылке

О рейтинге, экзамене, о теме и ходе занятия

О чем и зачем?

Ход занятия 

Какова роль морфологии и функционирования организма в индивидуализации обучения и как связано это с явлениями  нейробиологии?

Что есть коннектом, и как могут проявляться индивидуальные различия в морфологии и функциональной организации мозга?

Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияниябиоритмология, конституционология и антропометрия — как может быть связано с индивидуализацией обучения?

Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они используются
или могут быть использованы в работе с обучающимися??

Как свойства высшей нервной деятельности и типы нервной системы отражены в индивидуальности, как правильно их «измерить» и применить полученные результаты в практике?

Как асимметрия и латерализация головного мозга отражены в дифференциации поведения, как правильно их «измерить» и применить полученные результаты в практике?

Каково «социальное отражение» биологии человека и что определяет специфику его поведения и межличностной учебной коммуникации?

Про индивидуальность, мозг и нервную систему: … что же касается наследственных различий в свойствах мозга или других частях нервной системы, то этот вопрос остается открытым по сей день … 

(Анна Анастази, 2001)

Индивидуальность = уникальность нейросети,
или «Как мозг делает нас тем, что мы есть … ?»

Вводный интерактив
тайминг 40 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)



1. «Что есть коннектом?»

Ознакомьтесь с видео: «Я это мой коннектом …».  Сформулируйте 5 кратких позиций, отражающих возможный ответ на поставленный вопрос: «Что есть коннектом?» (каждая позиция в пределах 2-3-х слов).

Для ответа пройдите по данной ссылке

2. «Что нам даст коннектом?»

Ознакомьтесь с видео: «Как устроены искусственные нейронные сети»Сформулируйте одну краткую позицию, отражающих возможный ответ на поставленный вопрос: «Что нам даст коннектом?» (позиция в пределах 7-11-ти слов).

Для ответа пройдите по данной ссылке


3.  «Как мы определяем коннектом?»

Ознакомьтесь с ключевыми понятиями в бланке «Закрепление» к данной теме. Сформулируйте две-три кратких позиции, отражающих ответ на поставленный вопрос «Как мы определяем коннектом?». Обратите внимание на взаимосвязь понятий «мозг», «личность» и «индивидуальность».

Для ответа используйте общий чат

Про индивидуализацию поведения с точки зрения практики — интерес к отношению биологии человека и его поведения происходит от желания оценивать людей и предсказывать их поведение на этой основе … 

(Анна Анастази, 2001)

Что есть коннектом, как могут проявляться индивидуальные различия в морфологии и функциональной организации мозга?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Про индивидуальность, конституции и биоритмы: … попытки судить о способностях и качествах человека на основании параметров его  внешности, вероятно, уходят корнями вглубь веков, к самым ранним социальным взаимодействиям между людьми … 

(Анна Анастази, 2001)

Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияниябиоритмология, конституционология и антропометрия — как это связано с индивидуализацией обучения?

Практика-закрепление
тайминг 60 минут; ТФ — закрепление информации
(экспромт-дискуссия, или кейс, или практическая работа)

Вариант 1. Общая дискуссия по предложенной информации,
выступления желающих спикеров
(регламент до 3-х минут)

 Уважаемые коллеги, пожалуйста, ответьте на три вопроса

(просто пройдите по соответствующей ссылке и попадете в форму для ответа):

1.Индивидуализация обучения — каковы реалии и перспективы, что реально для преподавателя сегодня и завтра в контексте индивидуальной работы со студентом? (проранжируйте варианты)

2. Индивидуальный подход в подготовке специалиста с высшим образованием. Если он возможен, как Вы бы могли его определить  применительно к актуальной ситуации развития высшей школы?

3. Если априори рассматривать технологию проектирования обучения на основе индивидуальных качеств обучающегося (его интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.), то могли бы Вы привести те реальные практики индивидуального обучения, с которыми Вам приходилось сталкиваться на этапе Вашего обучения в вузе? Перечислите от одной до трех таких практик (методов).

Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.

Вариант 2. Групповое решение педагогического кейса

 Выполните задание на бланке и отправьте файл
(
Фамилия Имя Группа) в общую папку для учета в рейтинге

Вариант 3. Индивидуальное решение теоретического задания
(с групповым обсуждением)

Ознакомьтесь с ключевыми понятиями в бланке «Закрепление» к данной теме. Ответьте на поставленные вопросы. Заполните бланк и отправьте файл (Фамилия Имя Группа) в общую папку для учета в рейтинге

Про индивидуальность, наследственность и среду: … основу индивидуальных различий следует искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в которых он развивается …

 (Анна Анастази, 2001)

Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они используются
или могут быть использованы в работе с обучающимися
?

Онлайн-аналитика
тайминг 30 минут; ТФ — работа в сессионных залах
(поиск и анализ информации в онлайн)

Домашнее или аудиторное задание
(анализ предлагаемой онлайн-информации, работа в залах)

Домашнее задание

1. Используя свободный веб-серфинг, а также данные  рекомендуемые источники с изначальными идеями:

см. по ссылке источники №№ 45, 46, 47,

 

» (см. ниже), а также  рекомендуемый справа дискуссионный тезис, подготовьте развернутую интерпретацию каждого из  тезисов, предлагаемых справа в кратком выступлении (7-10 минут).

2. При подготовке ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос  «Что делать?» в условиях:

—  формирования  нового типа социокультурного наследования, 

— принципиально новой ситуации в образовании,

— «появления» когорты студентов, которых можно отнести к «цифровому поколению». 

3. Сделайте соответствующие  комментарии в своем  выступлении в рамках спич-дискуссии (регламент на каждого спикера 7-10 минут). Оформите слайд по данной ссылке. 

Тезис (спикер) № 1. «Индивидуализация  обучения: это всякое обучение имеет своим последним этапом учение (самообучение), которое представляет совершенно индивидуальный процесс».

Тезис (спикер) № 2. «Индивидуализация  обучения: это всякое обучение должно быть индивидуально-ориентированным, это   является стратегической целью обучения как преподавания и учения».

Тезис (спикер) № 3.  «Индивидуализация  обучения: это ведущий, а возможно -ключевой, фактор формирования индивидуальности».

Тезис (спикер) № 4.  «Индивидуализация  обучения: это изучение и учет индивидуально-типологических особенностей обучающихся: поведенческого типа, вегетативного статуса, темперамента, акцентуаций характера,  уровня обучаемости, особенностей  познавательных интересов т.д.»

Тезис (спикер) № 5. «Индивидуализация  обучения: это индивидуальный темп, стиль, методы обучения как преподавания и учения».

Тезис (зал) № 6.  «Индивидуализация  обучения: это индивидуальный подход к обучению по каждому из  изучаемых предметов».

Тезис (спикер) № 7.  «Индивидуализация  обучения: это интеграция индивидуальной работы с другими формами обучения как преподавания и учения».

Тезис (спикер) № 8. «Индивидуализация обучения. Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в аудитории и дома».

Тезис (спикер) № 9. «Индивидуализация обучения. Гипотеза А. С. Границкой: в рамках аудиторной системы возможна такая организация работы обучающихся, при которой 60–80 % времени педагог может выделить для индивидуальной работы с обучающимися».

Тезис (спикер) № 10. «Индивидуализация обучения. Гипотеза В. Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать обучающемуся картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ему  возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен».

Тезис (спикер) № 11. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить относительная свобода действий при ее выполнении».

Тезис (спикер) № 12. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить удовлетворение от самопознания, самоутверждения». 

Тезис (спикер) № 13. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить чувство ответственности и внешние факторы (похвала, признание значимости и сотрудничество)». 

Задания для 2-го семестра первого года обучения
(анализ предлагаемой онлайн-информации, работа в залах)

Выполните задания

Работа в сессионных залах

1. Используя свободный веб-серфинг и рекомендуемые источники информации по данной теме (см. общий диск), подготовьтесь ( в каждом из  сессионных залов по три спикера) по заданным справа вопросам.

2. Внесите тезисы на фрейм в jamboard или оформите слайд в любом из удобных приложений).

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-дискуссии.
 

1. Межполушарная асимметрия полушарий головного мозга: сущность, определение, функции (до 3-х спикеров)

2. Речь и межполушарная асимметрия (до 3-х спикеров)

3. Понятие о дихотомическом прослушивании (до 3-х спикеров)

4. Источники происхождения асимметрии (до 3-х спикеров)

5. Возрастная динамика латерализации (до 3-х спикеров)

6. Индивидуальные особенности латерализации. Концепция Н. Гешвинда (до 3-х спикеров)

7. Нейропсихология индивидуальных различий, понятие о профиле латеральной организации (ПЛО) (до 3-х спикеров)

8. Популяционный полиморфизм типов полушарного реагирования (до 3-х спикеров)

9. Связь ПЛО и психических функций (до 3-х спикеров)

 

10. Дискуссионные аспекты представлений о функциональной асимметрии и ПЛО (до 3-х спикеров)

___

Только для малых групп ссылка на Jamboard

Пример слайда 1   Пример слайда 2

Рекомендуемая схема выступления:

1) общая информация по заданному вопросу;

2) психологическая/педагогические составляющие;

3) практическая составляющая.

Про индивидуальность, наследственность и среду: … понятие «наследственность» означает наследственность биологическую …, …  социальное же наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды …

  (Анна Анастази, 2001)

Как свойства высшей нервной деятельности и типы нервной системы отражены в индивидуальности, как правильно их «измерить» и применить полученные результаты в практике?

Спич-дискуссия
тайминг 60 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

5-7 мин. от каждого зала

Регламент спич-дискуссии

1. Актуализация (введение), общий инструктаж, распределение по залам (10 минут)

2. Основная часть, выступления каждого из трех спикеров от каждого зала (5-7 минут на зал)

3. Рефлексия (подведение итогов), общее голосование «За» и/или «Против», закрытие дебатов (10 минут)

_____

Про индивидуальность, культуру и поведение: … наблюдения психологов и антропологов дают нам примеры влияния той или иной культуры на различные виды поведения, включая восприятие, память, эстетические суждения … 

 (Анна Анастази, 2001)

Как асимметрия и латерализация головного мозга отражены в дифференциации поведения, как правильно их «измерить» и применить полученные результаты в практике?

Обучающий тест
(с использованием рекомендуемого материала)

тайминг 60 минут; ТФ — 
«исходящие» вопросы/ответы,
онлайн-тестирование

Дедлайн для теста — 10 утра следующего дня

Про измерение индивидуальности: … люди не укладываются в четко разграниченные категории …. различия между людьми — вопрос степени … 

 (Анна Анастази, 2001)

Интерактив-проектирование
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

Каково «социальное отражение» биологии человека и что определяет специфику его поведения в межличностной учебной коммуникации?

 
Выполняется каждым слушателем одно
задание на выбор, позиция для зачета/экзамена
обязательная. Для «должников» и пропускавших занятия
также может сыграть роль в повышении рейтинга.

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.