Psy-Edu-Individual-Сonnectome

Сonnectome & Education

Индивид – Коннектом – Обучение,
или биологические предпосылки обучения

 Биология (нейробиология) превращается в лидера естествознания, активное внедрение ее данных и подходов в социогуманитарное знание создает впечатление, что на фундаменте естественнонаучных представлений может быть выстроена новая интегративная наука  о человеке, могут быть синтезированы данные о «биологическом» человеке с данными о специфике его социального существования …

(интерпр. по Брызгалиной Е.В., 2016)

Организационный момент
тайминг до 10 минутТФ —  входящие вопросы/ответы 

О ресурсах и контактах:
1) основной опорный ресурс (как вариант учебного веб-сайта) development-eco.ru
2) общий диск One Drive с материалами, по приглашению
3) ТГ — актуальная информация, оперативное взаимодействие, по приглашению

О теме и ходе занятия, про аттестацию

О чем и зачем?

Ход занятия 

Нужен ли индивидуальный подход в обучении, какова в этом роль биологической морфологии и функционирования организма, есть ли современные альтернативы для решения вопроса «Как обучать эффективно…?», или «Индивидуальность = уникальность нейросети: как мозг делает нас теми, кто мы есть?»

Что есть коннектом, и как могут проявляться индивидуальные различия в аспектах нейробиологии?

Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияниябиоритмология, конституционология и антропометрия — как может быть связано с понятиями индивида, личностииндивидуальностью?

Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они могут быть использованы в работе с обучающимися?, или «Искусственный интеллект в образовании — как он меняет процесс обучения?»

Как разные варианты индивидуализации обучения могут быть применены в современной практике образования?

Как аспекты коннектомики могут быть отражены в дифференциации и индивидуализации обучения, как можно их применить в практике?

Каково психолого-педагогическое отражение индивидуального подхода в обучении в реальной практике?

Про индивидуальность, мозг и нервную систему: … что же касается наследственных различий в свойствах мозга или других частях нервной системы, то этот вопрос остается открытым по сей день … 

(Анна Анастази, 2001)

Интерактив-проблематизация
тайминг до 60 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Нужен ли индивидуальный подход в обучении,  какова в этом плане роль морфологии и функционирования организма, есть ли реальные  альтернативы для решения вопроса «Как обучать эффективно…?», или «Индивидуальность = уникальность нейросети: как мозг делает нас теми, кто мы есть?»

БЛИЦ-ОПРОС

Уважаемые коллеги, перед началом занятия ответьте на три вопроса
(для внесения Ваших ответов пройдите по данной ссылке в форму обратной связи):

 

1. Индивидуальный подход и индивидуализация обучения — что под этим понимается и что актуально сегодня для педагога/преподавателя высшей школы для организации индивидуальной активности и индивидуализированного обучения студентов на занятиях и дома? Отметьте пять из приведенных в форме ответа одиннадцати тезисов, наиболее значимых сегодня.

2. Выберите одну из пяти позиций, отмеченных Вами в предыдущем ответе, дайте более подробное ее описание.

3. Если рассматривать технологии искусственного интеллекта как один из возможных методов и/или средств индивидуализированного обучения, какие примеры конкретных техник и практик обучения с использованием ИИ могли бы Вы и/или с которыми Вам уже приходилось сталкиваться как студенту, как преподавателю, как исследователю.

 

Заранее спасибо! Результаты обсудим в реальном времени.

Задание

Вы просмотрели вводное видео «Можно ли загрузить мозг, сознание в компьютер«. 

Просмотрите также (опционально) данное видео (20 минут) «Я это мой коннектом …» (VK video) и кейс-статью «Структуру мозга, различимую при сканировании, связали с качествами личности человека» 

Дайте обратную связь, исходя из той ролевой позиции, которая предлагается ниже:

 

1. Вы — студент (опционально)

Искусственный интеллект (ИИ)компьютерная нейросеть, накапливающая и  анализирующая информацию и принимающая решение, она обучается аналогично живой нейросети, уникальность которой в свою очередь делает на «теми, кто мы есть». 

Как Вы думаете, что конкретно Вам (как обучающемуся/студенту) могло бы дать или уже дает применение ИИ как образовательной технологии и метода индивидуализированного обучения для формирования навыков осознанного и ответственного его использования. 

Акцентируйте  внимание на актуальные этические аспекты учебной, научной, в целом академической активности. 

Обратная связь: обозначьте одну, приоритетную, на Ваш взгляд,  позицию.

 

2. Вы — преподаватель (предпочтительно)

Коннектом — уникальная живая нейросеть каждого из нас. Его полная расшифровка могла бы способствовать более эффективному решению  конкретных задач индивидуализированного обучения студентов в процессе получения высшего образования, в частности данные задачи относятся .

Как Вы думаете, что конкретно Вашим (обучающимся/студентам) могло бы дать применении ИИ как образовательной технологии и метода индивидуализированного обучения в конкретных его случаях  (например, по конкретной дисциплине, по проектным работам, по написанию курсовой, по учебным исследованиям, … др.).

Акцентируйте внимание на Ваш текущий, предшествующий или предполагаемый опыт преподавания. 

Обратная связь: три позиции по заданным ниже ориентирам. 

Ориентир 1: Какое возможное задание с использованием технологий ИИ можно дать непосредственно на занятии (gpt чат, свободный веб-серфинг, поиск конкретного источника …)?

Ориентир 2: На что следует (в плане академической этики и ее соблюдения при работе с использованием технологий ИИ) указать студентам в предварительном инструктаже)?

Ориентир 3: В какой форме получить от студентов обратную связь по выполненному заданию, чтобы более конструктивно оценить уровень осмысления выполненного ими задания, например, в данной логике:

— уровень А: «формальные элементы рефлексии»: — «нашел — скопировал — озвучил»;

— уровень Б: «критическое мышление»: «нашел — прочитал — понял / не понял — согласен — не согласен — собственное мнение»,

— уровень В: «креативность»: «нашел — прочитал — проанализировал —  понял — ответил на вопросы — предложил варианты и т.п.

 

 3. Вы — исследователь (дополнительно)

Индивидуализированное обучение — обучение на основе индивидуальных особенностей обучающегося. В них представлена совокупность присущих ему и данных природой, а также сформированных в социуме (возраст, пол и гендер, черты и модели поведения, задатки и способности, потребности и склонности, интеллект и направленность) как отражение уникальных связей, функционирования, развития его нейросети на разных этапах жизни. 

Как Вы думаете, для ключевых субъектов образовательной среды высшей школы (студентов, преподавателей, родителей, руководителей) могло бы стать индивидуально (личностно) значимым и первостепенным в индивидуальном развитии, в профессиональной и в целом жизненной  самореализации в разных сферах, — в учебе, профессии, семье, карьере, личностном росте (индивидуальные стратегии и тактики, или индивидуальные траектории, или педагогические задачи и цели …, или др.).

Акцентируйте внимание на Ваш исследовательский опыт, или опыт научно-педагогической деятельности, или опыт подготовки исследования сейчас (например, исходя из проблемы и темы Вашей курсовой, выпускной, диссертации). 

Обратная связь: в свободной форме.

  Рекомендации:

В первом случае дайте свой ответ в формате самооценки («взгляд на самого себя как на студента»)
Во втором случае дайте свой ответ в формате педагогической рефлексии («взгляд на студента со стороны в роли преподавателя»).
В третьем случае дайте свой ответ в формате сопоставления с возможностью реализации темы в курсовой и/или диссертационной работе («какую тему я хотел-бы взять, если бы мне пришлось выполнять исследование по психологии образования»). 

 Для обсуждения к п. 3 (подумайте «для себя»): 

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической науки следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

 

Для внесения Ваших ответов и комментариев
пройдите в форму обратной связи по данной ссылке

Про индивидуализацию поведения с точки зрения практики — интерес к отношению биологии человека и его поведения происходит от желания оценивать людей и предсказывать их поведение на этой основе … 

(Анна Анастази, 2001)

Теория-актуализация
тайминг до 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Что есть коннектом и как могут проявляться индивидуальные различия в в аспектах нейробиологии?

Используйте презентацию «Актуализация» для выполнения заданий «Закрепление» и «Самопроверка»

Про индивидуальность, конституции и биоритмы: … попытки судить о способностях и качествах человека на основании параметров его  внешности, вероятно, уходят корнями вглубь веков, к самым ранним социальным взаимодействиям между людьми … 

(Анна Анастази, 2001)

Практика-закрепление
тайминг до 40 минут (инструктаж, подготовка, обсуждение) + индивидуально (самостоятельная работа)
  
ТФ — закрепление информации (лекционно-практическая работа), конструирование, описание и решение педагогических кейсов на основе одной рекомендованной ситуации

Немного из классики дифференциальной психологии: вегетативные влияниябиоритмология, конституционология и антропометрия — как это связано с понятиями индивида, личностииндивидуальности?

Задания

Вместе. Выполите задание № 1 из опорной схемы  «Закрепление» (см. ниже): используя заданную педагогическую ситуацию, сконструируйте педагогический кейс на основе Вашего опыта обучения в вузе,  предложите возможное его решение. Примите участие в групповом обсуждении выполненного задания. 

Индивидуально: выполните остальные задания из опорной схемы «Закрепление» самостоятельно. В оставшееся время выполните самопроверку по теме (красная кнопка ниже).

Важно: внесите Ваши ответы в соответствующий раздел темы в СДО РАНХиГС или в  рекомендуемую ниже форму (без СДО) для учета в рейтинге не позднее начала следующего занятия.  

Про индивидуальность, наследственность и среду: … основу индивидуальных различий следует искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в которых он развивается …

(Анна Анастази, 2001)

Онлайн-аналитика
тайминг 
до 40 минут (если аудитория или онлайн); индивидуально (если дома);   ТФ — работа индивидуальная и/или в подгруппах (поиск и анализ информации в онлайн)

Индивидуализация обучения: гипотезы, теории, практики — как они могут быть использованы в работе с обучающимися?, или
«Искусственный интеллект в образовании — как он меняет процесс обучения

Практическое задание

1. Что сделать? Используя свободный веб-серфинг и возможности нейросети, например на базе Яндекс  (при возможности и желании), а также уже заданные источники к вариациям в колонке справа (рекомендуется) кратко интерпретируйте один тезис (по Вашему выбору) из предлагаемых справа. Обратите внимание при подготовке интерпретации на данные ниже рекомендации «Что можно отразить в интерпретации тезиса в тексте и на слайде?».

2. Какие ориентиры? При подготовке интерпретации тезиса также ориентируйтесь на попытку ответить на сакраментальный вопрос  «Что делать?» в условиях:

—  формирования  альтернативного  типа социокультурного наследования все более активного обращения к прошлому опыту на фоне  стремительного и неоднозначного развития мирового социума;

— развития адаптивной системы образования в российской высшей школе и  в целом на фоне  все более активной манифестации идей интеграции отечественных традиций и инновационных подходов;

цифровизации всех сфер жизни на всех уровнях, включая образование, где современный педагог работает с особенной когортой студентов («цифровое поколение, родившиеся с кнопкой на пальце») на фоне быстро  устаревающих в этой связи многих   традиционных технологий, включая и формы, и методы, и средств обучения.

3.  Что из IT использовать?

Как свободный веб-серфинг, так и доступные gpt чаты, но при условии обязательной собственной интерпретацией полученных от нейросети данных.

Параметры:

1) Текстинтерпретации тезиса — до 250-ти слов (в любом удобном редакторе текстов).

2) Презентация — один слайд с кратким вариантом  интерпретации тезиса (слайд готовится в любой доступной программе).

3) Структура информации в тексте и на слайде (см. ниже рекомендации «Что можно отразить в интерпретации тезиса в тексте и на слайде?»).

4) Интерактив — включите на слайд элементы медиа и т.п.

Итог: сделайте устный комментарий от комнаты (до 5-ти минут) к подготовленному материалу в рамках спич-дискуссии. Ответьте на вопросы, если они будут. При необходимости предложите альтернативные варианты интерпретации.

! Отчетность: подгрузите текст интерпретации Вашего тезиса (каждый участник) в предлагаемую ниже отчетную форму.

ВАРИАЦИЯ № 1, «индивидуальная» (источники №№ 45, 46, 47  в списке библиографии по данной ссылке)

Тезис (спикер) № 1. «Индивидуализация  обучения: это всякое обучение, которое имеет своим последним этапом самообучение, и тогда представляет собой совершенно индивидуальный процесс».

Тезис (спикер) № 2. «Индивидуализация  обучения: это всякое обучение, которое индивидуально-ориентированно, что является стратегической целью обучения как преподавания и учения».

Тезис (спикер) № 3.  «Индивидуализация  обучения: это важнейший, а возможно и ключевой, фактор развития индивидуальности».

Тезис (спикер) № 4.  «Индивидуализация  обучения: это изучение и учет индивидуально-типологических особенностей обучающихся: поведенческого типа, вегетативного статуса, темперамента, акцентуаций характера,  уровня обучаемости, особенностей  познавательных интересов т.д.».

Тезис (спикер) № 5. «Индивидуализация  обучения: это индивидуальный темп, стиль, методы обучения как преподавания и учения».

Тезис (зал) № 6.  «Индивидуализация  обучения: это индивидуальный подход к обучению по каждому из изучаемых предметов».

Тезис (спикер) № 7.  «Индивидуализация  обучения: это интеграция индивидуальной работы с другими формами обучения как преподавания и учения».

Тезис (спикер) № 8. «Индивидуализация обучения. Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в аудитории и дома».

Тезис (спикер) № 9. «Индивидуализация обучения. Гипотеза А. С. Границкой: в рамках аудиторной системы возможна такая организация работы обучающихся, при которой 60–80 % времени педагог может выделить для индивидуальной работы с обучающимися».

Тезис (спикер) № 10. «Индивидуализация обучения. Гипотеза В. Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать обучающемуся картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ему  возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен».

Тезис (спикер) № 11. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить относительная свобода действий при ее выполнении».

Тезис (спикер) № 12. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить удовлетворение от самопознания, самоутверждения». 

Тезис (спикер) № 13. «Индивидуализация обучения = приоритет  самостоятельной работе обучающегося. В качестве мотивации к самостоятельной работе может выступить чувство ответственности и внешние факторы (похвала, признание значимости и сотрудничество)».

 

ВАРИАЦИЯ № 2, «командная» (источники к каждому тезису ниже по соответствующей гиперссылке)

Подгруппа (комната) № 1. «Структуру мозга, различимую при сканировании, связали с качествами личности человека»

Подгруппа (комната) № 2. «ИИ в образовании: как он меняет процесс обучения?»

Подгруппа ;комната) № 3. «Возможность применения технологий ИИ в образовательном процессе»

Подгруппа (комната) № 4. «Искусственный интеллект в образовании: революция в учебном процессе»

Подгруппа (комната) № 5. «Искусственный интеллект в образовании: плюсы и минусы применения»

Подгруппа (комната) № 6. «Искусственный интеллект в образовании: изучаем реальную практику»

Подгруппа (комната) № 7. «Искусственный интеллект в образовании: новые способы восприятия, или «индивидуализация через персонализацию» (см. стр. 39-43)»

Что можно отразить в интерпретации тезиса в тексте и на слайде? (рекомендации)

1) Общую информацию по заданному вопросу «Что делать?» и выбранному тезису (смысл данного подхода к  индивидуализации обучения в контексте современного образования);

2) психологическую и/или педагогическую составляющие (как может быть реализован тезис при разработке психологических и педагогической технологий для образования);

3) практическую составляющую (как может быть реализован тезис в практике психолога образования и/или педагога).

Про индивидуальность, наследственность и среду: … понятие «наследственность» означает наследственность биологическую …, …  социальное же наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды …

(Анна Анастази, 2001)

Спич-дискуссия
тайминг до 60 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(обсуждение подготовленных аналитических комментариев)

Как разные варианты индивидуализации обучения могут быть применены
в современной практике образования?

Регламент выступления:
до 5-ти мин. от каждого спикера или от каждой сессионной комнаты

Регламент спич-дискуссии

1. Актуализация в проблеме (введение), групповая беседа (минут)

2. Основная часть, выступления каждого из спикеров или от каждой комнаты — до 5-ти минут, всего до 40 минут

3. Рефлексия (подведение итогов) (5 минут)

… междисциплинарные наблюдения антропологов и психологов дают нам примеры влияния тех или иных типологических особенности на различные виды поведения, …

Анна Анастази, 2001

Интерактив-обобщение

тайминг до 80 минутТФ — письменная и устная педагогическая рефлексия (самопроверка по пройденной теме, дидактический минимум в форме самоанализа, обратная связь в форме диалога)

Как аспекты коннектомики могут быть отражены в дифференциации и индивидуализации обучения, как можно их применить в практике?

Выполните задания «Самопроверка», используя презентацию «Актуализация»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ

«Как обучать сегодня?», или интеграция традиций и инноваций

Диалог № 4: об отдельных диалогово-дискуссионных формах организации занятий (см. «Основной — ОТ в ВМШС». С. 14-16, С. 73-79)

Про измерение индивидуальности: … люди не укладываются в четко разграниченные категории …. различия между людьми — вопрос степени … 

 (Анна Анастази, 2001)

Индивидуальный проект
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

Каково психолого-педагогическое отражение индивидуального подхода в обучении в реальной практике?

Проект — индивидуальное задание, выполняется самостоятельно в течении семестра с презентацией на итоговой учебной конференции

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.