Psy-Edu-Digital-Technology

ЦОС: обучение, развитие, технологии

Цифровая образовательная среда как предмет психолого-педагогического исследования

 

Методы/инструментарий психологической диагностики цифровой образовательной среды определяются конкретными исследовательскими и практическими задачами, а также соответствующим предметным «периметром»: а) социально-психологическим (особенности учебной коммуникации в онлайн);  б) дифференциально-психологическим (индивидуальные черты/особенности обучающихся); в) психолого-педагогическим (профессиональные компетенции и личностные особенности обучающего/педагога)

Организационный момент
тайминг 10 минут; ТФ —  входящие вопросы/ответы

 

Наши ресурсы:
1) СДО РАНХиГС — официальный портал
2) 
Ecological Development вариативный портал
3) общий google диск — архив всех материалов
! у кого есть доступ в СДО РАНХиГС,
задания скачиваются и выполняются  там

 

Наши контакты в реальном времени:
группа в ТГ — для аспирантов психологов — приглашение
группа в ТГ — для аспирантов не психологов — приглашение

 

Наше расписание с указанием формы занятий
Перейдите по данной ссылке, посмотрите расписание

 

О рейтинге, зачете, экзамене, о тематике, формах и о ходе занятий

О чем и зачем?

Ход занятия 

Педагоги и психологи о цифровой образовательной среде, или каковы «ловушки» цифрового обучения?

Каковы современные направления в изучении  цифровой образовательной среды в современных психолого-педагогических исследованиях?

Каково реальное состояние и возможные перспективы развития проблематики цифровой образовательной среды в психолого-педагогических исследованиях?

Какова специфика технологий цифрового обучения для реализации целей и задач современного образования на разных его этапах? 

Какова роль педагога и его конкретных компетенций в специальной организации и фасилитации учебной коммуникации в цифровой образовательной среде?

Что понимается под средовой технологией образования в контексте его цифровизации?

Каковы направления эмпирического изучения цифровой образовательной среды на этапе определения технологических аспектов ее специальной организации и внедрения в практику?

Пары 1-2: групповая активность (диалоги, обсуждения по принципу «speech activity»)

Интерактив-проблематизация

Теория-актулизация

Практика-закрепление

___

Пары 3-4: индивидуальная активность (собеседования, консультации по принципу «question-answer»)

Онлайн-аналитика

Кейс-практикум

Итог-рефлексия

___

Проектирование (поддержка по принципу «face-to-face»)

… некоторые воздействия эффективны только в качестве регулярных, систематических, другие – только в качестве эпизодических, редких (а лучше виртуальных) [1]

Педагоги и психологи о цифровой образовательной среде, или каковы «ловушки» цифрового обучения?

Интерактив-проблематизация
тайминг 20 минут; ТФ — анализ проблемного контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)



Задание

Мы просмотрели вводное видео:
«Топ 15 ловушек цифрового образования — для чего внедряют цифровые технологии в школах?»

Сформулируйте в свободной форме один, два или три проблемных вопроса, на решение которых могли бы быть направлены эмпирические исследования в сфере педагогической психологии, и который/которые так или иначе связаны с так называемыми «ловушками» цифрового образования, детализируя проблему в контексте цифровых технологий обучения.

Для поиска идеи: посмотрите, например, данную статью «О плюсах и минусах цифрового образования», либо используйте свободный веб-серфинг.

Шпаргалка

При формулировке проблемы исследования, как правило, обозначают  три основных ее вектора:

а) социальный («запрос общества»), что важно и значимо для общества, востребовано «здесь и сейчас»; 

б) теоретический — насколько она теоретически «подкреплена», что есть и каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данном вопросе; 

в) практический — почему это может быть актуально для «практики жизни», и чего «не хватает» для такой практики сегодня (технологии, методы, техники …)?

Для ответов и обсуждения — общий чат

… механизмы блокирования: легкое неинтересно, а интересное трудно … [1]

Каковы современные направления в изучении цифровой образовательной среды в современных психолого-педагогических исследованиях?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс подборки научных статей, последующий анализ избранной статьи, краткие комментарии (лекционно-практическая работа)

… зпизодические события значимы неожиданностью, а систематические – суммированием затрат на встречу с ними [1]

Каково реальное состояние и возможные перспективы развития проблематики цифровой образовательной среды в психолого-педагогических исследованиях?

Практика-закрепление
тайминг 60 минут
(выполнение) + 20 минут (обсуждение); ТФ — закрепление информации в форме самостоятельной практической работы с последующим обсуждением

Индивидуальное задание

 Выполните задание на бланке и отправьте файл
(
Фамилия Имя Группа) в общую папку для учета в рейтинге

… формула интеграции и предотвращения конфликтов очень проста: в едином пространстве они должны занимать свои места и не претендовать на чужие … [1]

Какова специфика технологий цифрового обучения для реализации целей и задач современного образования на разных его этапах?

Онлайн-аналитика
тайминг 40 минут; ТФ — самостоятельный 
поиск и анализ информации в онлайн (веб-серфинг), и/или индивидуальная работа с рекомендуемой информацией; обсуждение на занятии в форме индивидуального собеседования, и/или по сессионным залам

Задание

Варианты поиска информации:

а) самостоятельный свободный веб-серфинг (рекомендуется для аспирантов психологических специальностей);
б) самостоятельная работа с заранее подготовленным материалами по ссылке справа (рекомендуется для аспирантов не психологических специальностей).

Задание 1. Предложите свой ответ на вопрос: «Какова специфика создания и реализации педагогом цифровой образовательной среды как эффективной технологии обучения и развития?» 
Акцентируйте свое внимание на диагностическом мониторинге тех особенностей (м.б. специальных компетенций?) обучающего (педагога), которые могут способствовать успешной организации (фасилитация, модерация, …) командной активности в онлайн-взаимодействиях.

Задание 2. Внесите тезисы на соответствующий слайд по данной ссылке

Пример слайда

Задание 3. Прокомментируйте результаты в индивидуальном собеседовании или в групповом обсуждении. Ориентируйтесь на рекомендуемую схему выступления (см. ниже). 

Рекомендуемые материалы

По данной ссылке на общем диске: «Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: 2019.» на стр. 34-55

Рекомендуемые вопросы для подготовки
(в подгруппах)

Тематика: Цифровая дидактика в современном вузе: цели, принципы, средства и технологии

1. Цифровая дидактика: цели цифрового обучения.

2. Цифровая дидактика: собственно цифровые компетенции педагога.

3. Средства: персонализированный образовательный процесс.

4. Средства: цифровые педагогические технологии.

5. Средства: метацифровые комплексы.

6. Принцип персонализации.

7. Принцип целесообразности.

8. Принцип гибкости и адаптивности.

9. Принцип успешности в обучении.

10.  Принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии (принцип интерактивности).

11. Принцип практикоориентированности.

12. Принцип нарастания сложности.

13. Принцип избыточности образовательной среды.

14. Принцип полимодальности (мультимедийности).

15. Принцип включённого оценивания и отказа от репрессивной функции оценки.

16. Технологии: традиционные (доцифровые) и цифророжденные (общее и особенное).

17. Технология дистанционного обучения: общая характеристика, адаптивные системы и кейсы.

18. Технология смешанного обучения.

19. Технология «перевернутого» обучения.

20. Технология мобильного обучения.

21. Технология «метод проектов»: общая характеристика.

22. Технология «метод проектов»: сетевой проект.

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какой актуальный вопрос рассматривается в данном материале?» и др.);

2) ключевая составляющая («Какой психологический/педагогический феномен, связанный с цифровой образовательной средой в центре, в чем его суть, специфика, каковые возможности его диагностики?» и др.);

3) практическая составляющая («Какие полезные процедуры, методы, техники, или просто идеи, обозначенные в данном материале, можно использовать в цифровом обучении/образовании, в чем их преимущества перед традиционными?» и др.).

… люди объединяются не только по сходству, но и по принципу дополнительности: мужчина и женщина; эрудит и любопытный [1]

Какова роль педагога и его конкретных компетенций в специальной организации  и фасилитации учебной коммуникации в цифровой образовательной среде? 

Кейс-практикум
тайминг 40 минут; ТФ — индивидуальное (или в кейс-группах) решение тематической задачи с  последующей обратной связью по принципу «микрофон» («один спикер — одна позиция»)

Задания

Для аспирантов 
психологических специальностей:

Задание 1. Ознакомьтесь с дизайном данного эмпирического исследования, его результатами и их интерпретацией: см. на общем диске

По данной ссылке на общем диске: «Диагностика психологических последствий влияния информационных технологий на человека, 2015» на стр. 84-99

Задание 2. Акцентируйте свое внимание на дизайн исследования в целом, и в частности на диагностическом инструментарии, который был применен авторами

Задание 3. Каковы возможные перспективы изысканий по предмету данного исследования, что можно скорректировать, что можно усовершенствовать, что можно расширить, на Ваш взгляд?

Прокомментируйте Вашу позицию в устном обсуждении или в групповом чате

Для аспирантов
непсихологических специальностей:

Задание 1. Ознакомьтесь с «батареей» из 7-ти диагностических методик, нацеленных на измерение:

— профессиональной идентичности, МИПИ (10 минут);
— социально-профессиональной направленности, RIASET (4 минуты);
— профессионального самоотношения (5 минут);
— отношения к себе как к профессионалу, ПВЛ (5 минут);
— склонности к профессиональной сфере, ДДО (3 минуты);
склонности к профессиональной сфере, «Карта интересов» (11 минут);
— склонностей к профессиональной сфере, ОПС (4 минуты).

Задание 2. Пройдите онлайн-тестирование по трем   (обязательно) или по каждой (рекомендательно) из них. 

Задание 3. Дайте обратную связь по результатам самодиагностики: что интересно, что полезно, что можно скорректировать, что добавить добавить, на Ваш взгляд?

… чтобы не бояться значимых и трудных целей, нужно разделить их на последовательность малозначимых и легких [1]

Что понимается под средовой технологией образования в контексте его цифровизации?

Итог-рефлексия
тайминг 40 минут
ТФ — письменный самоанализ освоения темы (формат опросный/тестовый/свободное эссе) с последующим обсуждением (индивидуальные собеседования или в сессионных залах)

 Уважаемые коллеги, в качестве итоговой рефлексии, ответьте на ряд вопросов
(для внесения ответов пройдите по данной ссылке в опросную форму)

Вопрос 1. Какие, на Ваш взгляд, возможности цифровой образовательной среды наиболее успешно можно использовать в формате дистанционного офлайн-обучения?

Вопрос 2.Какие, на Ваш взгляд, возможности цифровой образовательной среды наиболее успешно можно использовать в формате дистанционного онлайн-обучения?

Вопрос 3. Каковы, на Ваш взгляд, ключевые компетенции современного педагога, отличающие его от  аналогичного специалиста доцифровой эпохи?

Ваше мнение поможет нам в совершенствовании курса
(результаты обсудим в реальном времени)

… в едином управленческом пространстве должны оптимально сочетаться внешне противоположные принципы индивидуального подхода и единства требований … [1]

Каковы направления эмпирического изучения цифровой образовательной среды на этапе определения технологических аспектов ее специальной организации и внедрения в практику?

Проектирование (самостоятельно)
тайминг 40 минут
— на занятии, индивидуально — дома; ТФ — самостоятельная (предпочтительно  домашняя) работа, обсуждение/консультации в форме индивидуальных собеседований или в малых группах

Дедлайн для каждого этапа (всего три) — третья пары каждой учебной тетрады

Дедлайн для всего проекта  — предпоследний и последний день (аттестационная тетрада)

 
Проект выполняется индивидуально (вариативность, интерес,
значимость «для себя», соотношение с темой диссертации,
направлением собственной практики и т.п.).
Презентация проекта — на итоговой учебной конференции 
(два последних занятия)

Организационный момент

тайминг 5 минут

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.