Преамбула:
Цель психология образования — освещение механизмов
формирования его личностного результата …
уверенности молодого человека в себе и своих возможностях
в противоположность выученной беспомощности
и отсутствию желания реализовать себя …
Психология образования:
поколение Z – как обучать сегодня?
Смысл непрерывного образования
«… не только в достижении значимых результатов, но и
в обеспечении позитивного процесса жизнедеятельности …» [1]
Организационный момент,
«входящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация
О рейтинге
О содержании
О ходе занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводный час, актуализация
√! Ultra Light
Лекционный час: информация
√! Lecture «7 вопросов — 7 ответов»
Практический час, закрепление
√! Light
Самоподготовка (вопросы)
Дискуссионный час, спич-дискуссия
√! Pro
Аттестационный час, самопроверка
√! Ultra Pro
Завершающий час: проектирование
√! Project Creation
√! — интерактив на занятии (контактный блок)
√! — рекомендательно (самостоятельный блок)
Контактный блок
Вводный час (актуализация содержания)
тайминг 50 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)
Трудный выбор в образовании
«… к высокозначимым событиям нужно готовиться и ждать,
даже если они маловероятны; но к очень маловероятным событиям
не нужно готовиться и ждать, даже если они высоко значимы …» [1]
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
О чем и зачем?
«7 вопросов — 7 ответов»
Вопрос № 1. Студент сегодня: каковы противоречия (личность и поколение, стремительно изменяющийся социум, неопределенность социальной ситуации развития, парадигма современного образования … )?
Вопрос № 2. Современный студент — кто он (каков психологический портрет поколенческой когорты)?
Вопрос № 3. Современный студент — кто он (как вовлечь в конструктивную учебную коммуникацию)?
Вопрос № 4. Современный студент — кто он (какие практики обучения будут эффективны сегодня)?
В о п р о с № 1
Студент сегодня: каковы противоречия (парадигма образования, личность, «стремительно изменяющийся» социум, неопределенность социальной ситуации развития … )?
√! Ultra Light
(вводный интерактив)
тайминг 40 минут
Студент/преподаватель глазами
преподавателя/студента, или
«Психология vs or & Образование … ?»
1. «Вы — преподаватель» (10 минут)
1.1. Ознакомьтесь с предлагаемым видео: «Как поступить РАНХиГС (студенты говорят …)».
1.1. Ответьте на вопрос: «Какие типичные черты современного студента (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд.»
1.3. Обратите внимание: формулировка каждой черты из одного-двух слов.
Для ответа пройдите по данной ссылке
Также используйте групповой чат
2. «Вы — студент» (10 минут)
2.1. Ознакомьтесь с предлагаемым видео «Теория поколений X, Y, Z и Α (альфа)».
2.2. Ответьте на вопрос: «Каковы черты типичного представителя поколения Z (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд.»
2.3. Обратите внимание: формулировка каждой черты из одного-двух слов.
Для ответа пройдите по данной ссылке
Также используйте групповой чат
3. «Вы — исследователь» (10 минут)
3.1. Сформулируйте одну проблему, на Ваш взгляд, наиболее актуальную для современного высшего образования в контексте психологии (и педагогики). Формулировка может состоять не более, чем из 7-11 слов и должна отражать объект (проблемное явление в контексте образования). Посмотрите примеры формулировок.
Для ответа пройдите по данной ссылке
Используйте также групповой чат
3.2. Продумайте («для себя»):
а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);
б) в чем ее практическая составляющая — почему это может быть актуально для психологической практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);
в) к какой отрасли академической психологии следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)
3.3. Прокомментируйте (в свободном обсуждении) проблемную «связку» «Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента, или «Психология vs or & Образование … ?»
.
[/su_expand]
Технический перерыв
в начало раздела к следующему разделу
Лекционный час (ключевая информация)
тайминг 30 минут; ТФ — лекция-информация (с презентацией)
Созидание в образовании
«… здесь и сейчас – трудности, в будущем –
удовольствие от результата …» [1]
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
В о п р о с ы №№ 2, 3, 4
Современный студент — кто он:
а) каков психологический портрет поколенческой когорты?
б) как вовлечь в конструктивную учебную коммуникацию?
в) какие практики обучения будут эффективны сегодня?
√! Lecture «7 вопросов — 7 ответов»
Опорная презентация
прослушайте анонс или просмотрите
Дополнительная информация
Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи. [Интернет-ресурс]
Как ведут себя и чего хотят взрослые дети — поколение Z. [Интернет-ресурс]
Мечты и страхи поколения Z. [Интернет-ресурс]
[/su_expand]
Перерыв 20 минут
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Практический час («Закрепление»)
тайминг 20 минут; ТФ — практическая работа с опорным сигналом
Непродуктивность в образовании
«… жить сегодняшним днем – и работать
ради абстрактного будущего… » [1]
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
В о п р о с ы №№ 2, 3, 4
Современный студент — кто он:
а) каков психологический портрет поколенческой когорты?
б) как вовлечь в конструктивную учебную коммуникацию?
в) какие практики обучения будут эффективны сегодня?
√! Light («экспромт-кейс»)
тайминг 20 минут
Кейс «Педагогическая ситуация» — смотреть
Обратная связь в общем чате
√! Бланк «ЗАКРЕПЛЕНИЕ» — скачать для выполнения
Используем только для отработки пропуска
Инструкция: скачайте данный бланк и работайте в нем по рекомендованным заданиям, используйте для выполнения заданий опорную презентацию, заполненный бланк по завершении работы отправьте на проверку, имя файла — фамилия студента
[/su_expand]
Технический перерыв
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Дискуссионный час (спич-дискуссия) —
тайминг 60 минут; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение заранее подготовленных вопросов)
Преодоление трудностей в образовании
«… страх перед заботами и тяжелым трудом рождает иллюзию
беззаботного и бездеятельного существования как счастья,
на самом же деле это жизненная трагедия ...» [1]
В о п р о с ы № 5, 6
Каковы возможности психологии образования в педагогическом сопровождении студента: а) студент как личность и индивидуальность — как избежать ошибок и конфликтов в учебной коммуникации?; б) студент как субъект групповой активности — как оценить и повысить реальную эффективность учебной коммуникации?
Самоподготовка
(вопросы спич-дискуссии)
ТФ — самостоятельная (домашняя) работа
с рекомендуемой информацией
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Значимость образования
«… события сверхвысокой значимости – то, ради чего готов
на любые затраты; события сверхнизкой значимости – то,
что требует несущественных затрат …» [1]
Используя рекомендуемые варианты для поиска информации, подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого ниже списка, тезисы внесите на Ваш именной фрейм в jamboard (см. ниже)
Варианты поиска информации:
№ 1 Психология образования (2020), глава 5 (основной)
№ 2 Свободный веб-сёрфинг
по ключевым словам (дополнительный)
Вопросы для самоподготовки
Примечание: подготовьте выступление на семинаре
по одному вопросу устно, регламент выступления — 5-7 минут
1) профессиональное развитие преподавателя высшей школы: сущность, личностные качества и умения педагога (зал 1)
2) тактика поведения преподавателя в ситуациях так называемой “ученической провокации” (зал 2)
3) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления лабильной акцентуации характера обучающегося (зал 3)
4) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления демонстративной акцентуации характера обучающегося (зал 4)
5) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления астенической акцентуации характера обучающегося (зал 5)
6) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления тревожно-мнительной акцентуации характера обучающегося (зал 6)
7) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления инертно-импульсивной акцентуации характера обучающегося (зал 7)
8) педагогический конфликт: сущность и классификация (зал 8)
9) педагогический конфликт: стадии и условия (варианты) предотвращения/прекращения (зал 9)
10) конфликты между преподавателями и студентами: типология и особенности проявления (зал 10)
11) групповая учебная коммуникация: педагогическая помощь группе в осознании проблем (зал 11)
12) групповая учебная коммуникация: групповое обсуждение проблемы (зал 12)
Дополнительно
13) групповая учебная коммуникация: факторы, осложняющиепроцесс группового решения (свободный спикер)
14) групповая учебная коммуникация: интеграция группы как фактор развития отдельной личности (свободный спикер)
15) групповая учебная коммуникация: групповая сплоченность и ее диагностика (свободный спикер)
16) групповая учебная коммуникация: группа как источник психологической травмы личности (свободный)
17) групповая учебная коммуникация: работа с негативными групповыми лидерами (свободный спикер)
18) профессиональное выгорание преподавателя: стадии, симптомы, профилактика (свободный спикер)
Рекомендуемая схема выступления:
1) общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);
2) возможности психологии образования в решении данной проблемы («Как выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию на индивидуальном уровне / на групповом уровне?»);
3) практические методы психологии образования (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя).
При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:
Акцентуации
Акцентуации Чертова дюжина (онлайн)
Опросник Леонгарда-Шмишека (онлайн)
Акцентуации личности, 9 из 72 (Ник. Козлов) (онлайн)
Группа
Тест межличностных отношений Лири (онлайн)
Опросник межличностных отношений ОМО/FIRO (онлайн)
Тест Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации (онлайн)
Социометрия Дж. Морено (бланковый)
Внешнегрупповая референтометрия (бланковый)
Для самостоятельного подбора методов,
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:
Каталог психологических тестов
Фрейм для тезисов (выполняется на занятии онлайн)
Образец № 1 оформления тезисов на слайде
Образец № 2 оформления тезисов на слайде
[/su_expand]
√! Pro (спич-дискуссия)
тайминг 60 минут
Регламент (организация и проведение) «Speech-Discussion»
Актуализация (введение)
1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (5 минут).
Основная «спич-дискуссия»
2. Выступления каждого спикера, ответ на вопрос «из аудитории» (5 минут).
Рефлексия (подведение итогов)
3. Общее мнение, вопросы (5 минут).
[/su_expand]
Технический перерыв
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Самостоятельный блок
(дедлайн для заданий — 14.00 следующего дня)
Аттестационный час (тест-самопроверка)
тайминг 60 минут; ТФ — онлайн-тест — самопроверка
Непродуктивность образования
«… человек экономит то, что нужно растрачивать,
и растрачивает то, что нужно экономить … » [1]
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
√! Ultra Pro
Проверьте себя — тест
зачет в формате E-Learning
[/su_expand]
Технический перерыв
в начало раздела к предыдущему разделу к следующему разделу
Завершающий час (рефлексия содержания)
тайминг 40 минут; ТФ — обсуждение, инструктаж
Студент и педагог в образовании
«… сто раз объяснишь – глядишь,
и сам понял (К.К. Платонов) …» [1]
В о п р о с № 7
Образование сегодня: class-student or digital-student — кто он? —
и какой должна быть эффективная дидактика высшей школы?
√! Project Creation
(для «должников»)
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
Познакомьтесь с одним из широко известных в мире подходом к разработке эффективных методов обучения. Его автор — Бенджамин Блум (Benjamin Samuel Bloom) — психолог в сфере образования, его работа «Taxonomy of educational objectives («Таксономия образовательных целей»)» по праву считается крупнейшим достижением в области когнитивного развития.
Он утверждал, что можно ввести иерархию целей по трем основным категориям: когнитивные (относящиеся к знаниям); аффективные (затрагивающие интересы, отношения и ценности) и психомоторные (относящиеся к манипулятивным способностям).
См. рис. «Когнитивная пирамида Блума»
См. рис. «Таксономия целей Блума»
См. «Глаголы для формулировки целей»
В дальнейшем разрабатывал концепцию обучения мастерству, в основе которой идея о том, что для выработки навыков необходима определенная последовательность шагов, которым могут обучиться люди самых разных способностей при условии, что эти шаги будут осуществляться в нужном темпе, правильной последовательности и на родном языке. Такой процесс обучения предусматривает тестирование, инструктаж, повторное тестирование — до тех пор, пока обучающийся не овладеет соответствующими навыками.
Задание (часть 2). Сопоставьте цели, задачи, структуру
и технологические формы данного занятия с таксономией
образовательных целей по Б. Блуму. Каково Ваше мнение
(в аргументации преподавателя, и/или студента, и/или психолога)
Для выполнения задания используйте опорный сигнал.
Опорный сигнал с отчетным заданием — скачать
Важно: скачайте данный опорный сигнал, заполните его
и направьте файл вложением в указанный ниже чат,
имя файла — Ваша фамилия латинскими буквами
(дедлайн — последняя диада курса)
Для обратной связи используйте чат
[/su_expand]
Проектное задание
(обязательно для магистрантов)
[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]
1) Проектирование психологической практики (работа в подгруппе). Выполните задания в предлагаемом ниже опорном бланке.
Бланк для ПР № 5 («Проектирование») — скачать
2) О результатах выполнения данного задания отчитайтесь на следующем занятии в рамках практического часа.
3) Для отчета подготовьте краткий анонс (до 5-ти минут) основных положений проекта. Можно выбрать от подгруппы одного спикера, можно выступить вместе.
[/su_expand]
Организационный момент,
«исходящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация
Рекомендуемые источники информации
в начало раздела к предыдущему разделу к первому разделу