Студент vs Образование

Преамбула:

Цель психология образования  — освещение механизмов 
формирования его личностного результата …
уверенности молодого человека в себе и своих возможностях
в противоположность выученной беспомощности
и отсутствию желания реализовать себя …  

[40, с. 7]

 


 

 

Психология образования:
поколение Z – как обучать сегодня?

 

 

 

Смысл непрерывного образования
«… не только в достижении значимых результатов, но и
в обеспечении позитивного процесса жизнедеятельности …»
[1]

 

 


 

Организационный момент,
«входящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 

О рейтинге

О содержании

О ходе занятия

 


 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

 

 

Вводный час, актуализация
√! Ultra Light

Лекционный час: информация
√! Lecture «7 вопросов — 7 ответов»

Практический час, закрепление
√! Light  

 

Самоподготовка (вопросы)

 

Дискуссионный час, спич-дискуссия
√! Pro

Аттестационный час, самопроверка
 √! Ultra Pro

Завершающий час: проектирование
√! Project Creation

 

 

√! — интерактив на занятии (контактный блок)

√! — рекомендательно (самостоятельный блок)

 

 

 

 


 

 

 

Контактный блок

 

 

 

 

 

 


Вводный час (актуализация содержания)
тайминг 50 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)

 

 

Трудный выбор в образовании 
«… к высокозначимым событиям нужно готовиться и ждать,
даже если они маловероятны; но к очень маловероятным событиям
не нужно готовиться и ждать, даже если они высоко значимы 
…» [1]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

О чем и зачем?

«7 вопросов — 7 ответов»

 

Вопрос № 1. Студент сегодня: каковы противоречия (личность и поколение, стремительно изменяющийся социум, неопределенность социальной ситуации развития, парадигма современного образования … )?

Вопрос № 2. Современный студент — кто он (каков психологический портрет поколенческой когорты)?

Вопрос № 3. Современный студент — кто он (как вовлечь в конструктивную учебную коммуникацию)?

Вопрос № 4. Современный студент — кто он (какие практики обучения будут  эффективны сегодня)?

Вопрос № 5. Каковы возможности психологии образования в педагогическом сопровождении студента: а) студент как личность и индивидуальность  — как избежать ошибок и конфликтов в учебной коммуникации?

Вопрос № 6. Каковы возможности психологии образования в педагогической  поддержке студента: б) студент как субъект групповой активности — как оценить и повысить реальную эффективность учебной коммуникации?

Вопрос № 7. Образование сегодня: class-student or digital-student — кто он? — и какой должна быть эффективная дидактика высшей школы

 

 


 

В о п р о с   № 1

Студент сегодня: каковы противоречия (парадигма образования, личность, «стремительно изменяющийся» социум, неопределенность социальной ситуации развития … )?

 

 

√! Ultra Light
(вводный интерактив)

тайминг 40 минут

 


Студент/преподаватель глазами
преподавателя/студента, или

«Психология vs or & Образование … ?»

 

 


1. «Вы — преподаватель» (10 минут)

 

1.1. Ознакомьтесь с предлагаемым видео: «Как поступить РАНХиГС (студенты говорят …)».

1.1. Ответьте на вопрос: «Какие типичные черты современного студента (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд.»

1.3. Обратите внимание: формулировка каждой черты из одного-двух слов.

 

Для ответа пройдите по данной ссылке

Также используйте групповой чат

 

 


2. «Вы — студент» (10 минут)

 

2.1. Ознакомьтесь с предлагаемым видео «Теория поколений X, Y, Z и  Α (альфа)».

2.2. Ответьте на вопрос: «Каковы черты типичного представителя поколения Z (в общении, в учении, в жизненном целеполагании)? Назовите пять наиболее «ярких», на Ваш взгляд.»

2.3. Обратите внимание: формулировка каждой черты из одного-двух слов.

 

Для ответа пройдите по данной ссылке

Также используйте групповой чат

 


3. «Вы — исследователь» (10 минут)

 

3.1. Сформулируйте одну проблему, на Ваш взгляд, наиболее актуальную для современного высшего образования в контексте  психологии (и педагогики). Формулировка может состоять не более, чем из 7-11 слов и должна отражать объект (проблемное явление в контексте образования). Посмотрите примеры формулировок.

 

Для ответа пройдите по данной ссылке

Используйте также групповой чат

 

3.2. Продумайте («для себя»):

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке? (социальный уровень проблемы);

б) в чем ее практическая  составляющая — почему это может быть актуально для психологической практики, и чего «не хватает» для такой практики сегодня? (научно-методический уровень проблемы);

в) к какой отрасли академической психологии следует отнести Вашу формулировку, насколько она (формулировка) теоретически «подкреплена», каких теоретических разработок недостаточно, есть ли то или иное «незнание» в данной сфере? (научно-теоретический уровень проблемы)

3.3. Прокомментируйте (в свободном обсуждении) проблемную «связку» «Студент/преподаватель глазами преподавателя/студента, или «Психология vs or & Образование … ?»

.

 

[/su_expand]

 

 

Технический перерыв

 

 

в начало раздела        к следующему разделу

 

 


Лекционный час  (ключевая информация)
тайминг 30 минут;
ТФ — лекция-информация (с презентацией)

 

 

Созидание в образовании
«… здесь и сейчас – трудности, в будущем –
удовольствие от результата 
…» [1]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

В о п р о с ы   №№ 2, 3, 4 

Современный студент — кто он:
а) каков психологический портрет поколенческой когорты?
б) как вовлечь в конструктивную учебную коммуникацию?
в) какие практики обучения будут эффективны сегодня?

 

√! Lecture «7 вопросов — 7 ответов»

 

Опорная презентация
прослушайте анонс или просмотрите

 

Дополнительная информация

Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи. [Интернет-ресурс]

Как ведут себя и чего хотят взрослые дети — поколение Z. [Интернет-ресурс]

Мечты и страхи поколения Z. [Интернет-ресурс]

[/su_expand]

 

 

Перерыв 20 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Практический час («Закрепление»)
тайминг 20 минут; ТФ — практическая работа с опорным сигналом

 

 

Непродуктивность в образовании
«… жить сегодняшним днем – и работать
ради абстрактного будущего
… » [1]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

В о п р о с ы   №№ 2, 3, 4 

Современный студент — кто он:
а) каков психологический портрет поколенческой когорты?
б) как вовлечь в конструктивную учебную коммуникацию?
в) какие практики обучения будут эффективны сегодня?

 

√! Light («экспромт-кейс»)

тайминг 20 минут

 

 

Кейс «Педагогическая ситуация» — смотреть

Обратная связь в общем чате

 

 

√! Бланк «ЗАКРЕПЛЕНИЕ» — скачать для выполнения

Используем только для отработки пропуска

Инструкция: скачайте данный бланк и работайте в нем по рекомендованным заданиям, используйте для выполнения заданий опорную презентацию,  заполненный бланк по завершении работы  отправьте на проверку, имя файла — фамилия студента

 

 

[/su_expand]

 

 

Технический перерыв

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 

 

 


Дискуссионный час (спич-дискуссия) 
тайминг 60 минут
; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение заранее подготовленных вопросов)

 

 

Преодоление трудностей в образовании
«… страх перед заботами и тяжелым трудом рождает иллюзию
беззаботного и бездеятельного существования как счастья,
на самом же деле это жизненная трагедия .
..» [1]

 

 

 

В о п р о с  ы   № 5, 6

Каковы возможности психологии образования в педагогическом  сопровождении студента: а) студент как личность и индивидуальность — как избежать ошибок и конфликтов в учебной коммуникации?; б) студент как субъект групповой активности — как оценить и повысить реальную эффективность учебной коммуникации?

 

 


Самоподготовка
(вопросы спич-дискуссии)

ТФсамостоятельная (домашняя) работа
с рекомендуемой информацией

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Значимость образования
«… события сверхвысокой значимости – то, ради чего готов
на любые затраты; события сверхнизкой значимости – то,
что требует несущественных затрат …» [1]

 

 

 

Используя рекомендуемые варианты для поиска информации, подготовьте экспресс-выступление («speech») по одному вопросу из предлагаемого ниже списка, тезисы внесите на Ваш именной фрейм в jamboard (см. ниже)

 

 

Варианты поиска информации:

 

№ 1 Психология образования (2020), глава 5 (основной)

№ 2 Свободный веб-сёрфинг
по ключевым словам (дополнительный)

 

 

Вопросы для самоподготовки

Примечание: подготовьте выступление на семинаре 
по одному вопросу устно, регламент выступления — 5-7 минут

 

1) профессиональное развитие преподавателя высшей школы: сущность, личностные качества и умения педагога (зал 1)

2) тактика поведения преподавателя в ситуациях так называемой “ученической провокации”   (зал 2)

3) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления лабильной акцентуации характера обучающегося  (зал 3)

4) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления демонстративной акцентуации характера обучающегося  (зал 4)

5) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления астенической акцентуации характера обучающегося  (зал 5)

6) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления тревожно-мнительной акцентуации характера обучающегося  (зал 6)

7) тактика поведения преподавателя в ситуациях проявления инертно-импульсивной акцентуации характера обучающегося  (зал 7)

8) педагогический конфликт: сущность и классификация (зал 8)

9) педагогический конфликт: стадии и условия (варианты) предотвращения/прекращения  (зал 9)

10) конфликты между преподавателями и студентами: типология и особенности проявления (зал 10)

11) групповая учебная коммуникация: педагогическая помощь группе в осознании проблем (зал 11)

12) групповая учебная коммуникация: групповое обсуждение проблемы ал 12)

 

Дополнительно

 

13) групповая учебная коммуникация: факторы, осложняющиепроцесс группового решения (свободный спикер)

14) групповая учебная коммуникация: интеграция группы как фактор развития отдельной личности (свободный спикер) 

15) групповая учебная коммуникация: групповая сплоченность и ее диагностика (свободный спикер)

16) групповая учебная коммуникация: группа как источник психологической травмы личности  (свободный)

17) групповая учебная коммуникация: работа с негативными групповыми лидерами  (свободный спикер)

18) профессиональное выгорание преподавателя: стадии, симптомы, профилактика  (свободный спикер) 

 

 

Рекомендуемая схема выступления:

1)  общая информация по заданному вопросу («Какова актуальная проблема / одна из актуальных проблем образования?»);

2) возможности психологии образования в решении данной проблемы («Как выстроить эффективную и конструктивную учебную коммуникацию на индивидуальном уровне / на групповом уровне?»);

3) практические методы психологии образования (диагностика, коррекция, консультирование) в решении данной проблемы («Что и как «измерить», как интерпретировать, как активизировать, а при необходимости — как корректировать то или иное поведение студента/преподавателя). 

 

При подготовке п. 3 (методы и диагностика),
обратите внимание на следующие позиции:

 

Акцентуации

Акцентуации Чертова дюжина (онлайн)

Опросник Леонгарда-Шмишека (онлайн)

Акцентуации личности, 9 из 72 (Ник. Козлов) (онлайн)

Группа

Тест межличностных отношений Лири (онлайн)

Опросник межличностных отношений ОМО/FIRO (онлайн)

Тест Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации (онлайн)

Социометрия Дж. Морено (бланковый)

Внешнегрупповая референтометрия (бланковый)

 

Для самостоятельного подбора методов, 
обратите внимание на данный сборник онлайн-тестов:

Каталог психологических тестов

 

Фрейм для тезисов (выполняется на занятии онлайн)

Образец № 1 оформления тезисов на слайде

Образец № 2 оформления тезисов на слайде

 

 

[/su_expand]

 

 


√! Pro (спич-дискуссия)

тайминг 60 минут

 

Регламент (организация и проведение) «Speech-Discussion»

 

Актуализация (введение)

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общих позиций (5 минут).

Основная «спич-дискуссия»

2. Выступления каждого спикера, ответ на вопрос «из аудитории» (5 минут).

Рефлексия (подведение итогов)

3. Общее мнение, вопросы (минут).

 

[/su_expand]

 

Технический перерыв

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


 

 

Самостоятельный блок
(дедлайн для заданий — 14.00 следующего дня)

 

 


Аттестационный час (тест-самопроверка) 
тайминг 60 минут; ТФ — онлайн-тест — самопроверка

 

 

Непродуктивность образования
«… человек экономит то, что нужно растрачивать,
и растрачивает то, что нужно экономить … » 
[1]

 

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

√!  Ultra Pro

Проверьте себя — тест

зачет в формате E-Learning

 

[/su_expand]

 

 

Технический перерыв

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 

 


Завершающий час (рефлексия содержания)
тайминг 40 минут; ТФ — обсуждение, инструктаж 

 

 

Студент и педагог в образовании
«… сто раз объяснишь – глядишь,
и сам понял (К.К. Платонов) …»
[1]

 

 

В о п р о с   № 7

Образование сегодня: class-student or digital-student — кто он? —
и какой должна быть эффективная дидактика высшей школы?

 

 

√! Project Creation
(для «должников»)

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Блум-1.png

Познакомьтесь с одним из широко известных в мире подходом к разработке эффективных методов обучения. Его автор — Бенджамин Блум (Benjamin Samuel Bloom) — психолог в сфере образования, его работа «Taxonomy of educational objectives («Таксономия образовательных целей»)» по праву считается крупнейшим достижением в области когнитивного развития. 

Он утверждал, что можно ввести иерархию целей по трем основным категориям: когнитивные (относящиеся к знаниям); аффективные (затрагивающие интересы, отношения и ценности) и психомоторные (относящиеся к манипулятивным способностям).

См. рис. «Когнитивная пирамида Блума»
См. рис. «Таксономия целей Блума»
См. «Глаголы для формулировки целей»

В дальнейшем разрабатывал концепцию обучения мастерству, в основе которой идея о том, что для выработки навыков необходима определенная последовательность шагов, которым могут обучиться люди самых разных способностей при условии, что эти шаги будут осуществляться в нужном темпе, правильной последовательности и на родном языке. Такой процесс обучения предусматривает тестирование, инструктаж, повторное тестирование — до тех пор, пока обучающийся не овладеет соответствующими навыками.

См. подробнее

 

Задание (часть 2). Сопоставьте цели, задачи, структуру
и технологические формы данного занятия с таксономией
образовательных целей по Б. Блуму
. Каково Ваше мнение
(в аргументации преподавателя, и/или студента, и/или психолога)
Для выполнения задания используйте опорный сигнал.

 

Опорный сигнал с отчетным заданием — скачать

 

Важно: скачайте данный опорный сигнал, заполните его
и направьте файл вложением в указанный ниже чат,
имя файла — Ваша фамилия латинскими буквами
(дедлайн — последняя диада курса)

 

Для обратной связи используйте чат

в нашем сообществе «Вк»:
 

[/su_expand]

 

Проектное задание 
(обязательно для магистрантов)

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

1) Проектирование психологической практики (работа в подгруппе). Выполните задания в предлагаемом ниже опорном бланке. 

Бланк для ПР № 5 («Проектирование») — скачать

2) О результатах выполнения данного задания отчитайтесь на следующем занятии в рамках практического часа.

3) Для отчета подготовьте краткий анонс (до 5-ти минут)  основных положений проекта. Можно выбрать от подгруппы одного спикера, можно выступить вместе. 

[/su_expand]

 


 

 

Организационный момент,
«исходящие» вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация

 

 


 

Рекомендуемые источники информации

 

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к первому разделу

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.