Т1 Введение

 

 

Преамбула:

«… многообразие междисциплинарных связей, спонтанный характер
дифференциации отраслей психологии не позволяет сформировать
дидактически полноценную структуру психологической науки.
В …  классификациях отраслей психологии встречаются повторы,
пересечения, лакуны…» [3, с. 28]

 

 

 

«Онлайн-марафон» по теме № 1
(оптимизированная схема)

 

 

Психология как теория и методология:
отрасли академической психологии

 

 

 

Есть два способа избавиться от актуальной
потребности: удовлетворить или подавить
(отсрочить)
[1]

 

 

 

Организационный момент,
входящие вопросы, ответы
тайминг 10 минут ; ТФ — консультация

 

ФГОС ВО Психология 37.04.01 (академическая магистратура)

Учебный план (2019-2020) КП БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

Учебный план (2019-2020) ПУ БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

 

О рейтинге и требованиях к итоговой аттестации

О специфике курса (характер, цель, миссия)

О тематике и структуре курса

О ходе занятия

 

 

 

 


ХОД ЗАНЯТИЯ

 

 

Вводный час, актуализация: √! Ultra Light

Лекционный час: информация √! Lecture

Практический час, закрепление: √! Light Envelope free icon

 

Перерыв (+ час самоподготовки)

 

Дискуссионный час, спич-дискуссия: √! Pro

Аттестационный час, тест: √! Ultra Pro Envelope free icon

Завершающий час: рефлексия √! Project Creation

 

 

√! — контактный блок на занятии

√! — рекомендательно

 


 

 

 

Контактный блок
10.50 — 15.30

 

 

 

 


Вводный час (актуализация содержания)
тайминг 40 минут; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(свободное обсуждение, «столкновение мнений» по заданным вопросам)

 

 

Все ошибки человеческого поведения сводятся к двум:
мы удовлетворяем те потребности, которые надо подавлять,
и подавляем те, которые надо удовлетворять …
[1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

«О чем и зачем?:

 

1) «7 вопросов — 7 ответов»:

 

Вопрос № 1. Каковы тенденции развития современной психологии?

Вопрос № 2. В чем суть тенденции к интеграции («globally») современной науки, и психологии, — в частности?

Вопрос № 3. В чем суть тенденции к дифференциации («сounter-globally») современной науки, и психологии, — в частности?

Вопрос № 4. Каковы специфические характеристики знания о человеке, специфике его бытия, природе познания и поведения?

Вопрос № 5. Каковы различия  фундаментальных и прикладных психологических исследований, и как спланировать прикладное исследование?

Вопрос № 6. Что такое «отрасль», «отрасль науки», «отрасль психологии»?

Вопрос № 7. Каковы различия между научной и практической психологией и как спроектировать собственную практику?

 

 


В о п р о с   № 1 

Каковы тенденции развития современной психологии?

 

 

√! Задание Ultra Light (вводный интерактив)

тайминг 30 минут

 

«Лучшая тема — проблемная тема» …,
или «Globally» or «Сounter-globally»?

 

1. Ознакомьтесь с интернет-материалами (с любым/любыми на Ваш выбор) 10 минут
— кейс-статья «Нельзя заставлять сидеть дома»: каким будет обучение в вузах?»;
— кейс-статья «Тренды в психологии 2019 года».
— кейс-статья «Ложные воспоминания, которые не отличить от настоящих»

2. Исходя из полученной информации сформулируйте одно проблемное, на Ваш взгляд, направление отраслевой психологии, которое возможно бы было реализовать в  контексте темы Вашей курсовой работы) 10 минут

Уточняющая инструкция

Формулировка должна состоять из 7-11 слов.

Посмотрите примеры формулировок отраслевых направлений исследований на данном ресурсе «Отраслевая психология».

Обратите внимание также на видео-мотиватор «12 минут сильнейшей мотивации для жизни и успеха« и дополнительные рекомендуемые ссылки №№ 1, 2  (см. ниже).

 

Для ответа пройдите по данной ссылке

 

3. Примите участие в свободном обсуждении результатов выполненной работы 10 минут

Для обсуждения подумайте

а) какова социальная проблема («запрос общества») может быть заложена в Вашей формулировке;
б) в чем ее прикладная составляющая — почему это может быть актуально для психологической практики?;
в) к какой отрасли академической психологии следует отнести Вашу формулировку?

 

Рекомендуемые дополнительные ссылки:

Ссылка 1. Как генная инженерия может изменить будущее. [Электронный ресурс].
Ссылка 2. Заявление ВОЗ: пандемии нет и никогда не было. [Электронный ресурс].

 

[/su_expand]

 

 

Перерыв 10 минут

 

 

в начало раздела        к следующему разделу

 


Лекционный час  (ключевая информация)
тайминг 40 минут;
ТФ — лекция-информация (с презентацией)

 

 

 

В революционный период
преданность делу преобразований и личная
преданность
важнее профессионализма.
В стабильный период – наоборот …
[1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

 

В о п р о с ы   №№ 2, 3, 4 

Как проявляется тенденция к интеграции психологии?
Как проявляется тенденция к дифференциации психологии?
Какова специфика психологического знания?

 

 

√! Задание Lecture

 

Опорная презентация № 1, ознакомьтесь

 

Рекомендуемые дополнительные ссылки:

Ссылка 3. Асмолов А.Г. Будущее психологии или психология без будущего. [Электронный ресурс].
Ссылка 4. Липатова О. Классификация наук: дифференциация или интеграция? [Электронный ресурс]. (видео, 17 минут)
Ссылка 5. Ушаков Д. В., Григорьев А.А. Макропсихология интеллекта: От эмоций к теоретическим основаниям (на английском языке). // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 4. С. 629–635. [Электронный ресурс].
Ссылка 6. Юревич А.В. Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 3. [Электронный ресурс].

[/su_expand]

 

 

Перерыв 10 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу


Практический час (закрепление и проектирование)
тайминг 40 минут; ТФ — практическая работа с опорным сигналом

 

 

Дорогое лекарство
действует эффективнее … [1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

В о п р о с   № 5 

Каковы различия фундаментальной и прикладной  
психологии и как спланировать прикладное исследование?

 

 

√! Задание Light (закрепление)

тайминг 20 минут

 

 

Ознакомьтесь с ключевыми словами
в опорном сигнале № 1

 

Скачайте бланк для ПР № 1
(«Закрепление»)

 

Инструкция: скачайте данный бланк и работайте в нем по рекомендованным заданиям, используйте для выполнения заданий опорную презентацию № 1,  заполненный бланк по завершении работы прикрепите и отправьте вложением в поле комментария (внизу страницы), имя файла — фамилия студента

[/su_expand]

 

 

Перерыв 20 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 

 


Час самоподготовки (вопросы спич-дискуссии) 
тайминг 60 минут; ТФ — практическая работа с опорным материалом и с подготовкой «спич-выступления»; по подгруппам в сессионных залах

 

 

Иногда нужно быть готовым
перешагнуть через неприятный процесс
ради значимого результата,
а иногда наоборот, отречься от результата
ради более значимого процесса …
[1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

 

В о п р о с   № 6 

Что такое «отрасль», «отрасль науки», «отрасль психологии»?

 

 

Задание для самоподготовки

Используя рекомендуемые варианты для поиска информации, подготовьте экспресс-выступление («speech») по одной/двум позициям из предлагаемых вопросов

 

 

 

Критерии выделения отраслей психологии
(ознакомьтесь):

 

1) по цели деятельности (фундментальные);

2) по цели деятельности (прикладные);

3) по характеристике предметной области;

4) по критерию «уровни психологической организации человека»;

5) по критерию научного направления отраслей психологии;

6) по сферам деятельности;

7) по объекту исследования;

8) по показателям пентабазиса;

9) по предмету исследования;

10) по историческому критерию;

11) по критерию новизны;

12) по интенсивности развития

13) по критерию связи психологии с другими науками;

14) по критерию «профессиональной стандартизации»;

15) по критерию государственной стандартизации (специализации, номенклатура);

16) по международной классификации (XXVI психологический конгресс, Монреаль, 1990).

 

Рекомендуемый вариант № 1 для поиска информации:
работа с данным материалом (Игнатова И.С. Отрасли …)

Рекомендуемый вариант № 2 для поиска информации:
свободный веб-сёрфинг (по ключевому слову)

Обратите внимание на данные рекомендации

 

 

Вопросы для выступления

 

 

Выберите из предлагаемого ниже списка и кратко охарактеризуйте одну из фундаментальных и одну из прикладных отраслей психологии (можно предложить собственный вариант той или иной отрасли)

Подготовьте краткое выступление в спич-дискуссии
(3 минуты на спикера/подгруппу)

По данной ссылке, создайте свой фрейм
в jamboard и внесите на него тезисы ответа

 

Примерная схема характеристики:
а) фундаментальная или прикладная,
б) по какому критерию выделена, в) в чем актуальность развития сегодня,
г)  объект,
д) предмет,
е) цель,
ж) задачи,
з) проблемы, 
и) приложение в практику,
к) в чем новизна, новые направления,
л) возможные перспективы развития …

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 

1) общая;

2) социальная,

3) личности,

4) дифференциальная,

5) развития (+возрастная),

6) эволюционная,

7) сравнительная,

8) зоопсихология,

9) психодиагностика,

10) психофизика,

11) психогенетика,

12) психофизиология,

12) психоэкология (+экологическая),

13) инвайронментальная,

14) профессиональной деятельности,

15) математическая,

16) история психологии

фундаментальные
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 

 

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
прикладные

17) клиническая,

18) управления (+организационная), 

19) детская (+специальная),,

20) образования (+педагогическая),

21) медицинская,

22) профессиональной деятельности,

23) военная, 

24) спортивная, 

25) политическая, 

26) экономическая, 

27) инженерная (+эргономика), 

28) юридическая,

29) организационная, 

30) религии,

31) культуры (+искусства),

32) экстремальная
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

[/su_expand]

 

 

Перерыв 10 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Дискуссионный час (спич-дискуссия) 
тайминг 60 минут
; ТФ — семинар по варианту «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение  заранее подготовленных вопросов)

 

 

Магниты притягиваются друг к другу не одноименными,
а разноименными полюсами – как и люди …
[1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

 

В о п р о с   № 6 

Что такое «отрасль», «отрасль науки», «отрасль психологии«?

 

 

 

√! Задание Pro (спич-дискуссия)

тайминг 60 минут

 

 

Регламент «Speech-Discussion»

 

Актуализация (введение)

1. Вводные замечания, групповое обсуждение общего вопроса.
Тайминг — 16 минут (1 минута на ответ, устно).

Основная «спич-дискуссия»

2. Выступления каждого спикера по индивидуальным вопросам.
Тайминг (для каждого спикера около 3-х минут).
Наглядность — jamboard (см. выше)

3. Каждому спикеру задается один вопрос, причем вопрос задает каждый последующий спикер.
Тайминг («вопрос-ответ»)
— в пределах 3-х минут.

Рефлексия (подведение итогов)

4. Общее мнение, вопросы. Тайминг — 5 минут.

[/su_expand]

 

 

Перерыв 10 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


 

 

Самостоятельный блок
15.30 — 17.10 (дедлайн — 14.00 следующего дня)

 

 


 

Аттестационный час (тест-самопроверка) 
тайминг 60 минут; ТФ — онлайн-тест — самопроверка

 

 

Непосредственным стимулятором поведения
служат не реальные, а виртуальные события
в виде ожидания успеха или неудачи,
поощрения или наказания …
[1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

√! Задание Ultra Pro (рефлексия)

 

 

Пройти тест-самопроверку
зачет в формате E-Learning

 

[/su_expand]

 

 

Перерыв 10 минут

 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к следующему разделу

 


Завершающий час (рефлексия содержания)
тайминг 40 минут; ТФ — обсуждение, инструктаж 

 

 

Диссертацию можно разделить на две части:
первая – правильно, но не ново;
вторая – ново, но неправильно. …
[1]

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

 

 

В о п р о с   № 7 


Каковы различия  между научной и практической психологией
и как спроектировать собственную практику?

 

 

 

√! Задание Project Creation
(для магистрантов)

 

1) Проектирование психологической практики (работа в подгруппе). Выполните задания в предлагаемом ниже опорном бланке № 1. Для ознакомлением со всеми этапами проекта, посмотрите остальные пять бланков (задания в них выполняются в рамках соответствующей номеру тетрады).

 

Бланк для ПР № 1 («Проектирование») — скачать

Бланк для ПР № 2 (“Проектирование”) – скачать

Бланк для ПР № 3 (“Проектирование”) – скачать

Бланк для ПР № 4 (“Проектирование”) – скачать

Бланк для ПР № 5 (“Проектирование”) – скачать

Бланк для ПР № 6 (“Проектирование”) – скачать

 

2) О результатах выполнения данного задания отчитайтесь на итоговой конференции.

3) Для отчета подготовьтесь к выступлению на конференции по подгруппам (или индивидуально). Можно выбрать от подгруппы одного спикера, можно выступить вместе.

 

 


Как подготовиться к итоговой конференции

 

1. Как правильно оформить презентацию?

Скачайте данный шаблон оформления презентации проекта
 подготовьте Вашу презентацию в нем (одну на группу)

 

2. Как будет проходить конференция?

Посмотрите регламент конференции

 

3. Как задать вопрос по подготовке к конференции?

Используйте чат «Вк»
https://vk.com/developmentonline

 

[/su_expand]

 


Организационный момент,
исходящие вопросы, ответы
тайминг 10 минут; ТФ — консультация


 

 

в начало раздела        к предыдущему разделу        к первому разделу

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.