Yellow

Желтая триада

Социальное поведение животных: 
эксперименты и теории

… некоторые загадки социального поведения животных, в т.ч. человека … :
авторитет и подталкивание, агрессия и подчинение,
конкуренция внутри одного вида и между разными видами …

… их яростная враждебность направлена только против им подобных;
я ни разу не видел, чтобы рыбы разных видов нападали
друг на друга, как бы не были обе они агрессивны …

Конрад Лоренц. «Агрессия (так называемое «зло»)» [12]

О чем и зачем?

Ход занятия 

Организационный момент: о теме и ходе занятия
тайминг 20 минутТФ —  вводная информация, беседа, отчет по проектам

Агрессивность – не от избытка энергии, а от ее недостатка,
не от большой силы, а от бессилия.
.. 
[5]

Вводный интерактив (проблематизация)
тайминг 60 минут; ТФ — анализ контента («кейс-лекция») + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Загадки поведения: как принять правильное решение?,
или из истории поведенческих экспериментов: дискуссии и удачи

Выполните интерактивное задание



Задание с подготовкой на занятии

 

1. Ознакомьтесь с кейсами, данными справа (прослушайте анонс, или самостоятельно, или в подгруппах).

2. В процессе знакомства с данной информацией, подумайте, как можно ответить на следующие вопросы:  

а) в чем, на Ваш взгляд, важность  постановки рассмотренных  экспериментов;

б) на изучение какой «загадки» поведения они направлены, и в чем эта «загадка» заключается; удалось ли решить эту «загадку», и если нет, то почему и в чем дискуссия («провал»), а если да, то что именно доказано/опровергнуто; 

в) как Вы бы сами объяснили  «загадку» того или иного социального поведения, рассмотренного в дискуссионных экспериментах?

Для поиска необходимой  дополнительной информации используйте свободный веб-серфинг по ключевым словам.

3. Дайте обратную связь с Вашими ответами или размышлениями устно (комментарий от каждой подгруппы).


Первый кейс

Дискуссии

Эксперимент Дженовеса с плотом (просмотреть видео)
Эксперимент Дженовеса с плотом (прочитать информацию)

Удачи

Эксперимент Талера с кешью (прочитать информацию)


Второй кейс

Дискуссии

Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо (просмотреть видео)
Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо (прочитать информацию)

Удачи

Эксперимент Айенгар и Леппера с джемом (прочитать информацию)


Третий кейс

Дискуссии

Эксперимент Аша на подчинение (просмотреть видео)
Эксперимент Аша на подчинение (прочитать информацию)

Удачи

Эксперимент Монтегю с кока-колой (прочитать информацию)


Четвертый кейс

Дискуссии

Эксперимент Бандуры с куклой Бобо (просмотреть видео)
Эксперимент Бандуры с куклой Бобо (прочитать информацию)

Удачи

Эксперимент Вансинка с попкорном (прочитать информацию)


Пятый кейс

Дискуссии

Эксперимент на разделение тройняшек, Йель (просмотреть видео)
Эксперимент на разделение тройняшек, Йель  (прочитать информацию)

Удачи

Эксперимент Канеман с кружками и ручками (прочитать информацию)


Шестой кейс

Дискуссии

Эксперимент доктора Хебба «Артишок» (просмотреть видео)
Эксперимент доктора Хебба «Артишок» (прочитать информацию)

Удачи

Эксперимент Санствейн и Талера  с будильником (прочитать информацию)


Седьмой кейс

Дискуссии

Эксперимент по изучению беспомощности (просмотреть видео)
Эксперимент по изучению беспомощности (прочитать информацию)

Удачи

Эксперимент Ромалиса и Карлана с похудением (прочитать информацию)

… Запрет возбуждает интерес, разрешение его гасит … [5]

Теория (актуализация)
тайминг 10 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

Из истории развития поведенческих теорий — каковы истоки 
современных знаний о поведении животных и человека?

… Защитные механизмы целостной системы состоят в том,
чтобы сводить к нулю вредные воздействия
[5]

Практика (закрепление)
тайминг: инструктаж 10 минут, выполнение 60 минут;
ТФ — закрепление информации (лекционно-практическая работа)

Какие взгляды (в истории философии и науки)
дают начало современным поведенческим теориям?

! Не забудьте отправить на проверку 

При высокой тревожности ситуации надежность важнее выгоды;
лояльность и доверие важнее профессионализма
.
[5]

Онлайн-аналитика
тайминг: подготовка дома — индивидуально дома, если в аудитории — до 40 минут;
ТФ — подготовка кратких аналитических комментариев по подгруппам

Что стало отправной точкой в развитии объективных поведенческих теорий?

Задание для подготовки

1. Ознакомьтесь с информацией по заданию для Вашей подгруппы (справа), используйте  материал по данной ссылке

2. Подготовьтесь к краткому спич с ответом на поставленный вопрос

3. Начните свой спич с понятий ключевых слов по Вашему вопросу (найдите их в терминокарте, входящей в состав материалов (понятия ключевых слов есть в ней).

4. Тезисы выступления отразите на слайде для Вашей подгруппы (опционально, если занятие в онлайн).

5. Озвучьте результаты работы  в рамках спич-семинара (5-7 минут от каждой подгруппы). 

Задание для подгруппы 1. Каковы основные принципы бихевиоризма Уотсона? Назовите три основных источника, которые Уотсон объединил для создания новой психологии.

Задание для подгруппы 2. Опишите развитие зоопсихологии, начиная с момента появления работ Романеса и Моргана. Как случай Умного Ганса повлиял на развитие зоопсихологии?

Задание для подгруппы 3. Соотнесите коннекционизм Торндайка с традиционным философским понятием ассоциативности. Опишите «проблемный ящик» Торндайка и его применение в исследованиях. Опишите научения, выведенные на основании этих исследований.

Задание для подгруппы 4. Опишите эксперименты Павлова по научению условных рефлексов. Обсудите первоначальную ориентацию Павлова на психические переживания и его попытки контролировать внешние влияния.

Задание для подгруппы 5Каким образом работы Павлова повлияли на бихевиоризм Уотсона? Сравните концепцию Павлова (условные рефлексы) с сочетательными рефлексами Бехтерева.

Задание для подгруппы 6. Опишите атмосферу в американской психологической науке во втором десятилетии XX века — в частности, позиции функционализма. Каким образом идеи функционализма повлияли на бихевиоризм Уотсона? Как дарвиновская эволюционная теория повлияла на развитие зоопсихологии? Какова была первоначальная реакция Вундта на произошедшие изменения?

Задание для подгруппы 7. Как Романес и Морган изучали смекалку животных? Опишите.

Циничная поговорка: «Если нельзя, но очень хочется, – то можно» … [5]

Спич-семинар
тайминг до 40 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение рекомендованной информации по теме)

Бихевиоризм, функционализм, когнитивизм: какова их роль 
в развитии современных поведенческих теорий?

5-7 мин. спич минут от каждой подгруппы
по результатам онлайн-аналитики

 

Человек (как и любое животное) с раннего детства постоянно
проверяет и уточняет, что «можно» из того, что «нельзя»
 …
[5]

Тест-самопроверка
тайминг 20 минут; ТФ — онлайн-тестирование
Дедлайн — 10 утра следующего дня

Объективные теории в изучении поведения:
какова классика и их современное воплощение?

Задача учебного курса – не столько в том, чтобы удовлетворить познавательные
потребности, сколько в том, чтобы их актуализировать
 …
[5]

Завершающий интерактив (проектирование)
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

Дедлайн — первая пара следующей триады

Биология и эволюция поведения, интеллект животных:
что, как и зачем изучается?

 

Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппах.  Всего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется соответствующий бланк. Скачивайте их поэтапно в СДО или на общем диске. Заполненные бланки для учета в рейтинге обязательно отправляйте на проверку в соответствии с установленным дедлайном.

 

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.