Социальное поведение животных: эксперименты и теории
… некоторые загадки социального поведения животных, в т.ч. человека … : авторитет и подталкивание, агрессия и подчинение, конкуренция внутри одного вида и между разными видами …
… их яростная враждебность направлена только против им подобных; я ни разу не видел, чтобы рыбы разных видов нападали друг на друга, как бы не были обе они агрессивны …
Организационный момент: о теме и ходе занятия тайминг 20 минут; ТФ — вводная информация, беседа, отчет по проектам
… Агрессивность – не от избытка энергии, а от ее недостатка, не от большой силы, а от бессилия... [5]
Вводный интерактив (проблематизация) тайминг 60 минут; ТФ — анализ контента («кейс-лекция») + техника «Brainstorm» (актуализация темы, свободное обсуждение, «столкновение мнений»)
Загадки поведения: как принять правильное решение?, или из истории поведенческих экспериментов: дискуссии и удачи
Выполните интерактивное задание
Задание с подготовкой на занятии
1. Ознакомьтесь с кейсами, данными справа (прослушайте анонс, или самостоятельно, или в подгруппах).
2.В процессе знакомства с данной информацией, подумайте, как можно ответить на следующие вопросы:
а) в чем, на Ваш взгляд, важность постановки рассмотренных экспериментов;
б) на изучение какой «загадки» поведения они направлены, и в чем эта «загадка» заключается; удалось ли решить эту «загадку», и если нет, то почему и в чем дискуссия («провал»), а если да, то что именно доказано/опровергнуто;
в) как Вы бы сами объяснили «загадку» того или иного социального поведения, рассмотренного в дискуссионных экспериментах?
Для поиска необходимой дополнительной информации используйте свободный веб-серфинг по ключевым словам.
3. Дайте обратную связь с Вашими ответами или размышлениями устно (комментарий от каждой подгруппы).
… При высокой тревожности ситуации надежность важнее выгоды; лояльность и доверие важнее профессионализма. …[5]
Онлайн-аналитика тайминг: подготовка дома — индивидуально дома, если в аудитории — до 40 минут; ТФ — подготовка кратких аналитических комментариев по подгруппам
Что стало отправной точкой в развитии объективных поведенческих теорий?
Задание для подготовки
1. Ознакомьтесь с информацией по заданию для Вашей подгруппы (справа), используйте материал по данной ссылке.
2. Подготовьтесь к краткому спич с ответомна поставленный вопрос.
3. Начните свой спич с понятий ключевых слов по Вашему вопросу (найдите их в терминокарте, входящей в состав материалов (понятия ключевых слов есть в ней).
4. Тезисы выступления отразите на слайде для Вашей подгруппы (опционально, если занятие в онлайн).
5. Озвучьте результаты работы в рамках спич-семинара (5-7 минут от каждой подгруппы).
Задание для подгруппы 1. Каковы основные принципы бихевиоризма Уотсона? Назовите три основных источника, которые Уотсон объединил для создания новой психологии.
Задание для подгруппы 2. Опишите развитие зоопсихологии, начиная с момента появления работ Романеса и Моргана. Как случай Умного Ганса повлиял на развитие зоопсихологии?
Задание для подгруппы 3. Соотнесите коннекционизм Торндайка с традиционным философским понятием ассоциативности. Опишите «проблемный ящик» Торндайка и его применение в исследованиях. Опишите научения, выведенные на основании этих исследований.
Задание для подгруппы 4. Опишите эксперименты Павлова по научению условных рефлексов. Обсудите первоначальную ориентацию Павлова на психические переживания и его попытки контролировать внешние влияния.
Задание для подгруппы 5. Каким образом работы Павлова повлияли на бихевиоризм Уотсона? Сравните концепцию Павлова (условные рефлексы) с сочетательными рефлексами Бехтерева.
Задание для подгруппы 6. Опишите атмосферу в американской психологической науке во втором десятилетии XX века — в частности, позиции функционализма. Каким образом идеи функционализма повлияли на бихевиоризм Уотсона? Как дарвиновская эволюционная теория повлияла на развитие зоопсихологии? Какова была первоначальная реакция Вундта на произошедшие изменения?
Задание для подгруппы 7. Как Романес и Морган изучали смекалку животных? Опишите.
Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппах. Всего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется соответствующий бланк. Скачивайте их поэтапно в СДО или на общем диске. Заполненные бланки для учета в рейтинге обязательно отправляйте на проверку в соответствии с установленным дедлайном.