Yellow

Желтая триада

Социальное поведение животных: 
эксперименты и теории

… их яростная враждебность направлена только против им подобных;
я ни разу не видел, чтобы рыбы разных видов нападали
друг на друга, как бы не были обе они агрессивны …

Конрад Лоренц. «Агрессия (так называемое «зло»)» [12]

О чем и зачем?

Ход занятия 

Организационный момент«входящие» вопросы/ответы
тайминг 10 минут; ТФ —  консультация, беседа

О рейтинге

О теме занятия

О ходе занятия

Агрессивность – не от избытка энергии, а от ее недостатка,
не от большой силы, а от бессилия.
.. 
[5]

«Загадки поведения: как принять правильное решение?”,
или “Поведенческие эксперименты: дискуссии и удачи”

Вводный интерактив (проблематизация)
тайминг 10 минут на отчет по этапу проекта, 40 минут на аудиторное практическое задание; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm» (актуализация темы,
свободное обсуждение, «столкновение мнений»)

Выполните аудиторное практическое задание



Аудиторное задание,
с подготовкой на занятии

 

1. Просмотрите данные материалы по подгруппам.

 

2. Сформулируйте

а) в чем, на Ваш взгляд, важность  постановки рассмотренных  экспериментов;

б) на изучение какой «загадки» поведения они направлены, и в чем эта «загадка» заключается; удалось ли решить эту «загадку», и если нет, то почему и в чем дискуссия, а если да, то что именно доказано; 

в) как Вы бы сами объяснили  «загадку» того или иного поведения, рассмотренного в дискуссионном эксперименте?

Для поиска необходимой  дополнительной информации используйте свободный веб-серфинг по ключевым словам.

 

3. Аргументируйте Ваш ответ в устном обсуждении.


ПОДГРУППА 1

Дискуссии

Эксперимент Дженовеса с плотом (просмотреть видео)
Эксперимент Дженовеса с плотом (прочитать кейс)

Удачи

Эксперимент Талера с кешью (прочитать кейс)


ПОДГРУППА 2

Дискуссии

Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо (просмотреть видео)
Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо (прочитать кейс)

Удачи

Эксперимент Айенгар и Леппера с джемом (прочитать кейс)


ПОДГРУППА 3

Дискуссии

Эксперимент Аша на подчинение (просмотреть видео)
Эксперимент Аша на подчинение (прочитать кейс)

Удачи

Эксперимент Монтегю с кока-колой (прочитать кейс)


ПОДГРУППА 4

Дискуссии

Эксперимент Бандуры с куклой Бобо (просмотреть видео)
Эксперимент Бандуры с куклой Бобо (просмотреть кейс)

Удачи

Эксперимент Вансинка с попкорном (просмотреть кейс)


ПОДГРУППА 5

Дискуссии

Эксперимент на разделение тройняшек, Йель (просмотреть видео)
Эксперимент на разделение тройняшек, Йель  (просмотреть кейс)

Удачи

Эксперимент Канеман с кружками и ручками (просмотреть кейс)


ПОДГРУППА 6

Дискуссии

Эксперимент доктора Хебба «Артишок» (просмотреть видео)
Эксперимент доктора Хебба «Артишок» (просмотреть кейс)

Удачи

Эксперимент Санствейн и Талера  с будильником (просмотреть кейс)


ПОДГРУППА 7

Дискуссии

Эксперимент по изучению беспомощности (просмотреть видео)
Эксперимент по изучению беспомощности (просмотреть кейс)

Удачи

Эксперимент Ромалиса и Карлана с похудением (просмотреть кейс)

… Запрет возбуждает интерес, разрешение его гасит … [5]

Каковы истоки (в истории философии и науки) 
знаний о поведении животных и человека?

Теория (актуализация)
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа)

… Защитные механизмы целостной системы состоят в том,
чтобы сводить к нулю вредные воздействия
[5]

Какие взгляды (в истории философии и науки)
дают начало современным поведенческим теориям?

Практика (закрепление)
тайминг индивидуально дома, рекомендуется 30 минут;
ТФ — закрепление информации (самостоятельная практическая работа)
Дедлайн — 10 утра следующего дня

 Отправьте на проверку в папку общего диска по данной ссылке

При высокой тревожности ситуации надежность важнее выгоды;
лояльность и доверие важнее профессионализма
.
[5]

Что стало отправной точкой в развитии объективных поведенческих теорий?

Онлайн-аналитика
тайминг индивидуально дома, рекомендуется 60 минут; ТФ — отчет-беседа по подгруппам
(отчет по проектным заданиям или обсуждение «рекомендательных»)

Домашнее задание

1. Ознакомьтесь с предлагаемым для Вашей подгруппы материалом. 

2. Подготовьтесь к ответу на поставленный вопрос и/или выполните предлагаемое в файле задание

3. При подготовке к ответу можно использовать данный алгоритм. Сверьтесь с терминокартой, входящей в состав материалов (см. справа): понятия этих ключевых слов должны быть в ней.

4. Тезисы выступления отразите по данной ссылке на  фрейме Вашей подгруппы. Ссылки отправлены в общий чат.

Пример слайда 1  Пример слайда 2

5. Озвучьте результаты работы  в рамках спич-дискуссии (7-10 минут от каждой подгруппы). 

Задание для подгруппы 1. Каковы основные принципы бихевиоризма Уотсона? Назовите три основных источника, которые Уотсон объединил для создания новой психологии.

Материал для подгруппы 1

 

Задание для подгруппы 2. Опишите развитие зоопсихологии, начиная с момента появления работ Романеса и Моргана. Как случай Умного Ганса повлиял на развитие зоопсихологии?

Материал для подгруппы 2

 

Задание для подгруппы 3. Соотнесите коннекционизм Торндайка с традиционным философским понятием ассоциативности. Опишите «проблемный ящик» Торндайка и его применение в исследованиях. Опишите научения, выведенные на основании этих исследований.

Материал для подгруппы 3

 

Задание для подгруппы 4. Опишите эксперименты Павлова по научению условных рефлексов. Обсудите первоначальную ориентацию Павлова на психические переживания и его попытки контролировать внешние влияния.

Материал для подгруппы 4

 

Задание для подгруппы 5Каким образом работы Павлова повлияли на бихевиоризм Уотсона? Сравните концепцию Павлова (условные рефлексы) с сочетательными рефлексами Бехтерева.

Материал для подгруппы 5

 

Задание для подгруппы 6. Опишите атмосферу в американской психологической науке во втором десятилетии XX века — в частности, позиции функционализма. Каким образом идеи функционализма повлияли на бихевиоризм Уотсона? Как дарвиновская эволюционная теория повлияла на развитие зоопсихологии? Какова была первоначальная реакция Вундта на произошедшие изменения?

Материал для подгруппы 6

 

Задание для подгруппы 7. Как Романес и Морган изучали смекалку животных? Опишите.

Материал для подгруппы 7

Циничная поговорка: «Если нельзя, но очень хочется, – то можно» … [5]

Бихевиоризм, функционализм, когнитивизм: какова их роль 
в развитии современных поведенческих теорий?

Спич-дискуссия
тайминг 60 минут; ТФ — «Speech-Discussion»
(экспресс-обсуждение аналитических комментариев)

7-10 мин. спич минут от каждой подгруппы
по результатам онлайн-аналитики

 

Человек (как и любое животное) с раннего детства постоянно
проверяет и уточняет, что «можно» из того, что «нельзя»
 …
[5]

Объективные теории в изучении поведения:
какова классика и их современное воплощение?

Тест-самопроверка
тайминг 20 минут; ТФ — онлайн-тестирование
Дедлайн — 10 утра следующего дня

Задача учебного курса – не столько в том, чтобы удовлетворить познавательные
потребности, сколько в том, чтобы их актуализировать
 …
[5]

Биология и эволюция поведения, интеллект животных:
что, как и зачем изучается?

Завершающий интерактив (проектирование)
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная практическая работа

 

Проектные задания — домашние, выполняются
по подгруппам или индивидуально. Подгрузите заполненный бланк в общую папку
по данной ссылке

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.