Turquoise

Бирюзовая триада

 

Эволюция поведения: от оперантного к социальному

 

Поведенческая психология … термин, который используется для обозначения прагматического направления, в котором анализ поведения носит исключительно объективный характер, основной метод — фиксация и интерпретация внешне наблюдаемых (объективных) явлений в поведенческом эксперименте. Сформировалась в прошлом веке, однако влияние данного направления на психологию в целом значительно и сегодня.

Организационный момент: о теме и ходе занятия
тайминг 5 минутТФ —  вводная информация, беседа, отчет по проектам

О чем и зачем?

Ход занятия 

… Образование это то, что остается, когда все выученное забыто …
Беррес Ф. Скиннер [15]

Вводный интерактив (проблематизация)
тайминг 25 минут
; ТФ — анализ контента + техника «Brainstorm»
(актуализация темы, свободное обсуждение, столкновение мнений)

Каковы внешние стимулы поведения («среда — адаптация»)?



Вариант аудиторной активности
(с экспресс-подготовкой)

Ознакомьтесь с видео и/или текстовым материалом
(см. справа)

Данные идеи так или иначе критикуются. Однако и сегодня их влияние на объективную и практическую психологию достаточно велико. 

Ответьте тезисно на один вопрос (от подгруппы):

Вопрос/подгруппа № 1. Кто такой Беррес Ф. Скиннер?

Вопрос/подгруппа № 2. Какой позиции придерживался Скиннер всю жизнь? В чем это заключалось? 

Вопрос/подгруппа № 3. Особое значение идеи Скиннера имеют в сфере поведения и психологии животных.  Почему? 

 

Вопрос/подгруппа № 4. Как относился Скиннер к понятию «черты характера»? Почему? 

Вопрос/подгруппа № 5. Современники Скиннера считали его ловким популяризатором науки. Почему?

Вопрос/подгруппа № 6. Скиннер сконструировал проблемную клетку. Что это такое?

Вопрос/подгруппа № 7. Важным вкладом Скиннера в науки о поведении является концепция оперантного научения. В чем заключается оперантное научение?

Подготовьтесь к краткому ответу на поставленный вопрос
(3 минуты на подгруппу).
Обратная связь — в группе ТГ.

… Слабого человека привлекает не столько значимость результата,
сколько легкость процесса реализации … [5]

Теория-актуализация
тайминг 25 минут
; ТФ — анонс презентации, групповая мыследеятельность
(лекционно-практическая работа)

Каковы внутренние стимулы поведения
(«психика — адаптация»)?

Вариант аудиторной активности
(с экспресс-подготовкой)

Подготовьтесь (по подгруппам) к устному обсуждению  следующих представлений:

подгруппа 1 – панпсихизизм;
подгруппа 2 – антипсихизм;
подгруппа 3 — биопсихизм (панбиопсихизм);
подгруппа 4 — анималопсихизм (панзоопсихизм);
подгруппа 5 — нейропсихизм (паннейропсихизм);
подгруппа 6 — иконопсихизм;.
подгруппа 7 – антропопсихизм.

 

Возьмите информацию здесь:

—  выдержка из учебника Филипповой Г.Г. «Зоопсихология и сравнительная психология  (подгруппы 1, 3, 4, 5, 7)

— для иконопсихизма — электронный ресурс: Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации (подгруппа 6)

—  для антипсихизма — здесь идет речь о физиологизме, бихевиоризме, необихевиоризме — можно подготовить краткую информацию по ним, используя веб-серфинг и слайд № 8 в презентации ниже (подгруппа 2)

 

… Легкость удовлетворения потребности сначала возбуждает ее,
а затем приводит к угасанию. … [5]

Практика-закрепление
тайминг 25 минут; ТФ — закрепление информации
(лекционно-практическая работа)

Каковы критерии внешнего проявления психики в поведении?

! Не забудьте отправить задание на проверку (в СДО / на общий диск)

… Истинное удовольствие от еды получает только проголодавшийся.
Сытому удовольствие от еды не грозит. [5]

Онлайн-аналитика
тайминг 80 минут (на паре по варианту 2) — + домашнее задание (подготовка по варианту 1)
ТФ — самостоятельная работа с онлайн-информацией, свободный веб-серфинг, анализ найденной актуальной информации по подгруппам, попытка поиска новизны в процессе анализа информации

 

Почему способность к научению – важный критерий
внешнего проявления психики?

Выполните задания

Вариант № 1 (основной, индивидуальный, домашнее задание)

Домашнее задание 

1. Используя рекомендуемый материал «Формы научения…» (будет отправлен в чат ТГ), а также свободный веб-серфинг дайте краткий ответ на один из вопросов (справа). 

2. Внесите тезисы на указанный для Вашего вопроса слайд  (ссылка на фреймы будет дана в групповом чате)

Пример слайда

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-коллоквиума.

! Не забудьте отправить слайд на проверку (в СДО / на общий диск)

Вопросы для подготовки
к спич-коллоквиуму

1. Импринтинг как форма научения, его сущность. и характерные особенности (1 спикер)
2. Социальный и межвидовой импринтинг (1 спикер)
3. Экологический и инструментальный импринтинг, значение периода импринтирования (1-2 спикера)
4. Ранняя сенсорная депривация (1-2 спикера)
5. Негативное научение или привыкание (1 спикер)
6. Угашение ориентировочной реакции и дрессировка (1 спикер)
7. Латентное (скрытое, неявное) научение (1-2 спикера)
8. Научение в форме условных рефлексов: история и современность (классическое условнорефлекторное, реактивное, оперантное, когнитивное научение) (1-2 спикер)

9. Научение на основе образования классического условного рефлекса: правила и классификация (1-2 спикера)
10. Научение на основе образования инструментальных условных рефлексов (1 спикер)

11. Отличия инструментального условного рефлекса от классического, этапы и «золотые правила» оперантной дрессировки (1-2 спикера) 
12. Имитационное научение или подражание (1-2 спикера)
13. Научение на основе доминанты: сущность, стадии, применение в дрессировочном процессе (1-2 спикер)
14. Когнитивное научение: сущность, интеллектуальное поведение животных, методы и способы его оценки, эксперименты A. Kиннаману (1-2 спикера)
15. Эксперименты по постановке задач перед животными, экстраполяция (Г.З. Рогинский, К.Э. Фабри, Л.В. Крушинский) (1 спикер)
16. Формирование сложных навыков у животных, понятие о реактивной, генетической, стохастический и когнитивной фазах поведения (эксперименты Э.Р. Душабаева и В.Г. Щепоткина) (1-2 спикера)
17. Интеллект и мышление (рассудочная деятельность) животных: сущность понятий, эксперименты Д. Примака и Дж, Вудрафа, Е.И. Мухина (1 спикер)
18. Взаимосвязь способности к мышлению и дрессируемости (общие данные на примере собак) (1 спикер)
19. Образное (психонервное) научение и элементарная рассудочная деятельность (концепции И.С. Бериташвили и Л.С. Крушинского) (1-2 спикера)
20. Инсайт и вероятностное прогнозирование (опыты Сэрриса и концепция А.С. Батуева) (1 спикер) 

Вариант № 2 (альтернативный, по комнатам/подгруппам, аудиторное задание)

Аудиторное задание

1. Используя свободный веб-серфинг дайте определение одному из видов научения. 

2. Внесите его на слайд от Вашей комнаты/зала в любой удобной для Вас программе. Скрин слайда подгрузите в СДО и отправьте в группу ТГ для онлайн-выступления.

3. Прокомментируйте результаты в рамках онлайн-выступлений. 

… Жизнь становится бессмысленной, если начинает делиться только на две части:
«хочу, но не могу», и «могу, но не хочу» … [5]

Спич-коллоквиум
тайминг от 40 до 80 минут; ТФ — контрольный спич по заранее подготовленной информации

Возможно ли, и если да, то как «научиться поведению»?

3-5 мин. от каждого спикера

 

… Жизнь разного рода фанатиков, бомжей, алкоголиков привлекательна тем,
что она примитивна в смысловом и регуляционном поле поведения … [5]

Тест-самопроверка
тайминг 30 минут дома; ТФ — онлайн-тестирование

Дедлайн10 утра следующего дня

Каковы возможности поведенческой психологии в изучении интеллекта животных?

… Чтобы стать более значимым для окружающих, человек готов
не только на большие созидания, но и на большие разрушения … [5]

Завершающий интерактив (проектирование)
тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа

Дедлайнпервая пара следующей триады

Каковы возможности поведенческой психологии в изучении
социального поведения животных?

 

Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппахВсего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется соответствующий бланк. Скачивайте их поэтапно в СДО или на общем диске. Заполненные бланки для учета в рейтинге обязательно отправляйте на проверку в соответствии с установленным дедлайном.

 

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.