Turquoise

Бирюзовая триада

 

Эволюция поведения: от оперантного к социальному

 

Поведенческая психология … термин, который используется для обозначения прагматического направления, в котором анализ поведения носит исключительно объективный характер, основной метод – фиксация и интерпретация внешне наблюдаемых (объективных) явлений в поведенческом эксперименте. Сформировалась в прошлом веке, однако влияние данного направления на психологию в целом значительно и сегодня.

Организационный момент: о теме и ходе занятия
тайминг 20 минутТФ —  вводная информация, беседа, отчет по проектам

О чем и зачем?

Ход занятия 

… Образование это то, что остается, когда все выученное забыто …
Беррес Ф. Скиннер [15]

Каковы внешние стимулы поведения (“среда – адаптация”)?

Вводный интерактив (проблематизация)
тайминг 40 минут
; ТФ – анализ контента + техника “Brainstorm”
(актуализация темы, свободное обсуждение, столкновение мнений)



Вариант аудиторной активности
(с экспресс-подготовкой)

Ознакомьтесь с видео и/или текстовым материалом
(см. справа)

Данные идеи так или иначе критикуются. Однако и сегодня их влияние на объективную и практическую психологию достаточно велико. 

Ответьте тезисно на один вопрос для подгруппы:

1. Кто такой Беррес Ф. Скиннер?

2. Особое значение идеи Скиннера имеют в сфере поведения и психологии животных.  Почему? 

3. Какой позиции придерживался Скиннер всю жизнь? В чем это заключалось? 

4. Как относился Скиннер к понятию “черты характера”? Почему? 

5. Современники Скиннера считали его ловким популяризатором науки. Почему?

6. Скиннер сконструировал проблемную клетку. Что это такое?

7. Важным вкладом Скиннера в науки о поведении является концепция оперантного научения. В чем заключается оперантное научение?

Подготовьтесь к краткому ответу на поставленный вопрос
(3 минуты на подгруппу)

… Слабого человека привлекает не столько значимость результата,
сколько легкость процесса реализации … [5]

Каковы внутренние стимулы поведения
(“психика – адаптация”)?

Теория-актуализация
тайминг 40 минут
; ТФ – анонс презентации, групповая мыследеятельность
(лекционно-практическая работа)

Вариант аудиторной активности
(с экспресс-подготовкой)

Подготовьтесь (по подгруппам) к устному обсуждению  следующих представлений:

подгруппа 1 – панпсихизизм;
подгруппа 2 – антипсихизм;
подгруппа 3 – биопсихизм (панбиопсихизм);
подгруппа 4 – анималопсихизм (панзоопсихизм);
подгруппа 5 – нейропсихизм (паннейропсихизм);
подгруппа 6 – иконопсихизм;.
подгруппа 7 – антропопсихизм.

 

Возьмите информацию здесь:

–  выдержка из учебника Филипповой Г.Г. “Зоопсихология и сравнительная психология  (подгруппы 1, 3, 4, 5, 7)

– для иконопсихизма – электронный ресурс: Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации (подгруппа 6)

–  для антипсихизма – здесь идет речь о физиологизме, бихевиоризме, необихевиоризме – можно подготовить краткую информацию по ним, используя веб-серфинг и слайд № 8 в презентации ниже (подгруппа 2)

… Легкость удовлетворения потребности сначала возбуждает ее,
а затем приводит к угасанию. … [5]

Практика-закрепление
тайминг 40 минут; ТФ – закрепление информации
(лекционно-практическая работа)

 

Каковы критерии внешнего проявления психики в поведении?

 Отправьте файл (Фамилия Имя Группа) в общую папку
по данной ссылке для учета в рейтинге

… Истинное удовольствие от еды получает только проголодавшийся.
Сытому удовольствие от еды не грозит. [5]

Онлайн-аналитика
тайминг 60 минут
дома на подготовку;
ТФ – 
— индивидуальная работа с рекомендуемой информацией, 
самостоятельный веб-серфинг, анализ информации, подготовка выступления

 

Почему способность к научению – важный критерий
внешнего проявления психики?

Выполните задания

Вариант № 1 (индивидуальный вопрос – в аудитории)

Домашнее задание 

1. Используя рекомендуемый материал “Формы научения…” по данной ссылке, а также свободный веб-серфинг дайте краткий ответ на один из вопросов (справа). 

2. Внесите тезисы на указанный для Вашего вопроса слайд:

для группы 122

для группы 222

Пример слайда

Пример слайда

3. Прокомментируйте 
результаты в рамках спич-коллоквиума.

Вопросы для подготовки
к спич-коллоквиуму

1. Импринтинг как форма научения, его сущность. и характерные особенности (1 спикер)
2. Социальный и межвидовой импринтинг (1 спикер)
3. Экологический и инструментальный импринтинг, значение периода импринтирования (1-2 спикера)
4. Ранняя сенсорная депривация (1-2 спикера)
5. Негативное научение или привыкание (1 спикер)
6. Угашение ориентировочной реакции и дрессировка (1 спикер)
7. Латентное (скрытое, неявное) научение (1-2 спикера)
8. Научение в форме условных рефлексов: история и современность (классическое условнорефлекторное, реактивное, оперантное, когнитивное научение) (1-2 спикер)

9. Научение на основе образования классического условного рефлекса: правила и классификация (1-2 спикера)
10. Научение на основе образования инструментальных условных рефлексов (1 спикер)

11. Отличия инструментального условного рефлекса от классического, этапы и «золотые правила» оперантной дрессировки (1-2 спикера) 
12. Имитационное научение или подражание (1-2 спикера)
13. Научение на основе доминанты: сущность, стадии, применение в дрессировочном процессе (1-2 спикер)
14. Когнитивное научение: сущность, интеллектуальное поведение животных, методы и способы его оценки, эксперименты A. Kиннаману (1-2 спикера)
15. Эксперименты по постановке задач перед животными, экстраполяция (Г.З. Рогинский, К.Э. Фабри, Л.В. Крушинский) (1 спикер)
16. Формирование сложных навыков у животных, понятие о реактивной, генетической, стохастический и когнитивной фазах поведения (эксперименты Э.Р. Душабаева и В.Г. Щепоткина) (1-2 спикера)
17. Интеллект и мышление (рассудочная деятельность) животных: сущность понятий, эксперименты Д. Примака и Дж, Вудрафа, Е.И. Мухина (1 спикер)
18. Взаимосвязь способности к мышлению и дрессируемости (общие данные на примере собак) (1 спикер)
19. Образное (психонервное) научение и элементарная рассудочная деятельность (концепции И.С. Бериташвили и Л.С. Крушинского) (1-2 спикера)
20. Инсайт и вероятностное прогнозирование (опыты Сэрриса и концепция А.С. Батуева) (1 спикер) 

Вариант № 2 (по сессионным залам – в онлайн)

Аудиторное задание

1. Используя свободный веб-серфинг дайте определение одному из видов научения. 

2. Внесите его по указанной для Вашей подгруппы/зала ссылке (если такое задание будет). 

№ 1

№ 2

3

№ 4 

№ 5

№ 6

7

3. Прокомментируйте результаты в рамках спич-коллоквиума. 

… Жизнь становится бессмысленной, если начинает делиться только на две части:
«хочу, но не могу», и «могу, но не хочу» … [5]

Спич-коллоквиум
тайминг 75 минут; ТФ – контрольный спич по заранее подготовленной информации

 

Возможно ли, и если да, то как “научиться поведению”?

3-5 мин. от каждого спикера

 

… Жизнь разного рода фанатиков, бомжей, алкоголиков привлекательна тем,
что она примитивна в смысловом и регуляционном поле поведения … [5]

Тест-самопроверка
тайминг 60 минут дома; ТФ – онлайн-тестирование

Дедлайн10 утра следующего дня

 

Каковы возможности поведенческой психологии в изучении интеллекта животных?

… Чтобы стать более значимым для окружающих, человек готов
не только на большие созидания, но и на большие разрушения … [5]

Завершающий интерактив (проектирование)
тайминг индивидуально; ТФ – самостоятельная работа

Дедлайнпервая пара следующей триады

Каковы возможности поведенческой психологии в изучении
социального поведения животных?

  Проектные задания – домашние, выполняются
по подгруппам. Всего – шесть этапов проектирования
и шесть
бланков. Сохраните все  заполненные бланки
до зачета!

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ – “исходящие” вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.