Green

Зеленая триада

 

Социальное поведение животных: эволюция, интеллект, внутри- и межвидовые коммуникации (введение в курс)

 

Задачи вводной триады — узнать и понять:

О чем и зачем наш курс и как будут проходить занятия?
Каковы его особенности, структура, логика, и как получить аттестацию?
Какова общая готовность и каковы ожидания от освоения курса?

Первый блок триады

Этология (др.-греч. ἦθος «характер» +-λογία «наука») — изучает биологически обусловленное поведение животных (в т.ч. людей как представителей животного мира).  В центре — метод изучения поведения в различных природных (естественных) условиях. Термин ввёл в 1859 г. французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер

Сравнительная психология — изучает эволюцию поведения и психики в сравнении поведенческих и психологических особенностей животных и человека. В центре — сравнительно-психологический метод исследования. В России направление связано с именем биолога и психолога Владимира Александровича Вагнера (1849—1934)

Зоопсихология — интегративная наука о психике различных животных — изучает ее происхождение и развитие в фило- и онтогенезе, предысторию и предпосылки социального поведении и человеческой психики. В центре — комплекс методов: этологии (наблюдение за животными в естественных условиях), экспериментальной психологии (эксперименты по моделированию различных поведенческих ситуаций), а также физиологии (морфологические и функциональные исследования мозга). Термин утвердился в 1890-е гг, что было связано с влиянием на науку эволюционных теорий Чарльза Дар­ви­на и Жана Батиста Ламарка. 

О чем и зачем?

Ход занятия 

Этологов интересует сам поведенческий процесс, не относящийся к определенной группе животных, поэтому ими  изучается тот или иной тип поведения, например — иерархия, агрессия, аффилиация (сотрудничество), коммуникация и интеракция (внутри вида и между разными видами), репродукция (поиск и отношения партнеров), родительское (уход за потомством), потребительское (экономическое) и др. 

Психологов интересует, прежде всего, собственно социальное поведение у разных конкретных (таксономических, социальных, внутри- и межвидовых и т.п.) групп животных как отражение эволюционных, биологических и средовых (среда обитания) предпосылок сознательного поведения современного человека.

Вводный интерактив (проблематизация)
общий тайминг 40 минут; ТФ — самоактуализация в теме + техника «Brainstorm»
(экспресс-анализ видео-контента, результат — «общее облако  и столкновение мнений»)

Что есть социальное поведение и можно ли его понять?

Задания



Просмотрите любые 5-7 из предлагаемые справа видео,
отражающие разное поведение животных.  
Приведите примеры:

а) видоспецифичного поведения, то есть присущего всем особям данного вида;

б) индивидуального, то есть характерного только для данной конкретной особи;

в)  адаптивного, то есть направленного на выживание и адаптацию животного к среде, когда поведение регулируется механизмами врожденными («инстинкт», «прошитая программа»), приобретенными («научение», «паттерн/шаблон»).

Ссылка для записи Ваших ответов

 

Просмотрите видео «Эксперимент Курта Рихтера с плавающими крысами», Какие элементы адаптивного поведения крыс в экспериментальной ситуации можно отнести (по одному примеру с кратким пояснением, почему так): 

а) к реактивному (непроизвольному, импульсивному, «бессмысленному»); 

б) к проактивному (целенаправленному на основе опыта); 

в) к ситуативному изменению поведения под воздействием внешних факторов, не имеющему для данного организма ни биологического, ни социального значения? 

Обсуждение устно или в чате

[su_expand height=»40″ text_color=»#110790″ link_color=»#07599f» link_style=»underlined» link_align=»center» more_icon=»icon: chevron-right» less_icon=»icon: chevron-left»]

 

Дополнительные ссылки

 

[11].Сказка по красную шапочку (рассказывает попугай) 

[12].Умные птицы 

[13].300 тысяч птиц 

[14].Птичка против змеи 

[15].Прикольный попугай 

[16].Попугай плачет как ребёнок 

[17].Утки приземляются на лед (сравнение восприятия) 

[18].Танцы какаду 

[19].Кошачий триллер (ворона и кошки) 

[20].Кошка и вороны 

[21].Кошка спит под Солнцем

[22].Кричащая лягушка 

[23].Коты играют 

[24].Разговор двух котов 

[25].Утренний будильник для кота 

[26].Умный кот Мару 

[27].Хитрая сова

[28].У собаки проблемы 

[29].«Доброе утро!», − кричит петух

[30].Плавающий пес 

[31].Улыбающийся пес 

[32].Собака Мишка говорит 12 слов 

[33].Собаки друг за другом, первая на велосипеде 

[34].Собаке стыдно, что съела корм 

[35].Собака делает вид, что мертвая 

[36].Капибара и кроличье ухо 

[37].Выдра с камнями 

[38].Поросёнок и тигрёнок играют 

[39].Злая лягушка 

[40].Целующиеся сурки 

[41].Полярные медведи играют с собаками 

[42].Чихающий панда 

[43].Лемур

[44].Долгопят с зонтиком 

[45].Как питаются дельфины

[46].Шимпанзе курит… 

[47].Обезьяны дарят позитив

[48].Сладкая парочка – бабуин и курица 

[49].Побег из зоопарка 

[50].Дружба мальчика и обезьяны 

[51].Четвероногий робот – друг

[52].Брачный танец паучка

[53].Муравьи строят мост 

[54].Необычные питомцы 

[55] Макака с чипом играет в видеоигру

[/su_expand]

 

Главное меню

Все ошибки человеческого поведения сводятся к двум:
мы удовлетворяем те потребности, которые надо подавлять,
и подавляем те, которые надо удовлетворять …
[5]

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации
(лекционно-практическая работа с детализацией на аудиторном занятии)

Каковы границы поведенческой науки?

… Оперативность мобильной связи оплачивается не только денежными затратами,
но и постоянной тревогой: не забыть дома, зарядить, заплатить … [5]

Практика-закрепление
общий тайминг 60 минут; ТФ — ответы на вопросы по организационным моментам (до 10 минут), закрепление информации, практическая работа, самостоятельное тестирование (апробация) цифрового инструментария

Каковы основные понятия поведенческой науки?

!!! Не забудьте отправить на проверку

Второй блок триады

… Иногда нужно быть готовым перешагнуть через неприятный процесс ради значимого результата,
а иногда наоборот, отречься от результата ради более значимого процесса [5]

Онлайн-аналитика
тайминг 20 минут; ТФ — анализ онлайн-информации, беседа

Каково проблемное поле поведенческой науки?

Задание

Просмотрите публикацию «Тоже  Панда, но рыжая» в Eco-Devo Blog

Прочитайте сопровождающую информацию, а также ознакомьтесь
внимательно с избранным аналитическим комментарием к ней.

Ответьте на вопросы:

1) о каких социально-психологических эффектах межвидовой коммуникации мы можем говорить (см. видео)?;
2) в чем они заключаются и как они могут проявляться в поведении красной панды, в поведении человека?;
3) какова возможная роль каждого из этих эффектов в практике психологии?

Подготовьтесь к обсуждению данных вопросов на спич-семинаре. 

Магниты притягиваются друг к другу не одноименными,
а разноименными полюсами – как и люди … [5]

Спич-семинар
тайминг 30 минут; ТФ — краткие выступления (спич) с групповым обсуждением
подготовленных аналитических комментариев (тезисов)

Что такое поведенческая психология?

Задание

По результатам проведенной онлайн-аналитики кратко прокомментируйте вопросы:

1) о каких социально-психологических эффектах межвидовой мы можем говорить (см. видео)?;
2) в чем они заключаются и как они могут проявляться в поведении красной панды, в поведении человека?;
3) какова возможная роль каждого из этих эффектов в практике психологии?

Непосредственным стимулятором поведения служат не реальные, а виртуальные события
в виде ожидания успеха или неудачи, поощрения или наказания … [5]

Тест-самопроверка
тайминг 30 минут; ТФ — онлайн-тестирование

Что такое адаптивное социальное поведение?

Третий блок триады
(самостоятельно дома или вместе в аудитории)

Запрет возбуждает интерес, разрешение его гасит … [5]

Завершающий интерактив (проектирование)
тайминг индивидуально ; ТФ — самостоятельная работа
(по подгруппам или индивидуально, на занятии или дома) с общим обсуждением

Что есть социально-психологические эффекты поведения животных?

Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппахВсего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется  соответствующий цвету триады бланк. Скачивайте их поэтапно на общем диске из папки «Опорные бланки «Проектирование». Заполненные бланки для учета в рейтинге загружайте в «Папку для выполненных заданий «Проектирование»  к началу следующей триады .

Каждый этап проектирования включает следующие дидактические единицы:

1) решаемая задача  — проблематизировать тему этапа, используя рекомендуемую вводную информацию самостоятельно найти («подсказки» есть во вводных цитатах изучаемых персоналий, во вводных видео к триаде, в формулировке следующего задания), определить и сформулировать сущность изучаемого явления; источник информация — блог Eco Devo; ожидаемый результат — предварительная формулировка понятия изучаемого явления;

2) решаемая задача — познакомиться с ключевыми персоналиями, которые внесли важный вклад в изучении данного явления; источник информации — рекомендуемые кейс-статьи (интернет); ожидаемый результат — аналитический комментарий с точной формулировкой понятия изучаемого явления;

3) решаемая задача — найти практический и/или видео-пример изучаемого явления; источник информации — целенаправленный веб-серфинг в социальных сетях; ожидаемый результат — краткое, но обоснованное описание найденного примера.

Задание

«Проектирование» в СДО или на общем диске One Drive (ссылка дана в чате ТГ):

1) откройте папку «Проектирование»;

2) найдите файл «СПЖЭИК Зеленая Проект Этап 1», ознакомьтесь с ним;

3) выполните задания

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ — «исходящие» вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.