Социальное поведение животных: эволюция, интеллект, внутри- и межвидовые коммуникации (введение в курс)
Задачи вводной триады — узнать и понять:
О чем и зачем наш курс и как будут проходить занятия? Каковы его особенности, структура, логика, и как получить аттестацию? Какова общая готовность и каковы ожидания от освоения курса?
Этология (др.-греч. ἦθος «характер» +-λογία «наука») — изучает биологически обусловленное поведение животных (в т.ч. людей как представителей животного мира). В центре — метод изучения поведения в различных природных (естественных) условиях. Термин ввёл в 1859 г. французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер
Сравнительная психология — изучает эволюцию поведения и психики в сравнении поведенческих и психологических особенностей животных и человека. В центре — сравнительно-психологический метод исследования. В России направление связано с именем биолога и психолога Владимира Александровича Вагнера (1849—1934)
Зоопсихология — интегративная наука о психике различных животных — изучает ее происхождение и развитие в фило- и онтогенезе, предысторию и предпосылки социального поведении и человеческой психики. В центре — комплекс методов:этологии (наблюдение за животными в естественных условиях), экспериментальной психологии (эксперименты по моделированию различных поведенческих ситуаций), а также физиологии (морфологические и функциональные исследования мозга). Термин утвердился в 1890-е гг, что было связано с влиянием на науку эволюционных теорий Чарльза Дарвина и Жана Батиста Ламарка.
Этологов интересует сам поведенческий процесс, не относящийся к определенной группе животных, поэтому ими изучается тот или иной тип поведения, например — иерархия, агрессия, аффилиация (сотрудничество), коммуникация и интеракция (внутри вида и между разными видами), репродукция (поиск и отношения партнеров), родительское (уход за потомством), потребительское (экономическое) и др.
Психологов интересует, прежде всего, собственно социальное поведение у разных конкретных (таксономических, социальных, внутри- и межвидовых и т.п.) групп животных как отражение эволюционных, биологических и средовых (среда обитания) предпосылок сознательного поведения современного человека.
Вводный интерактив (проблематизация) общий тайминг 40 минут; ТФ — самоактуализация в теме + техника «Brainstorm» (экспресс-анализ видео-контента, результат — «общее облако и столкновение мнений»)
Что есть социальное поведение и можно ли его понять?
Задания
Просмотрите вводное видео «10 поразительных умственных способностей животных» (здесь на Rutube) и любые 5-7 из предлагаемых в колонке справа. Данные материалы наглядно отражают самые разные аспекты поведения животных. Приведите примеры:
а)видоспецифичного поведения, то есть присущего всем особям данного вида;
б) индивидуального, то есть характерного только для данной конкретной особи;
в) адаптивного, то есть направленного на выживание и адаптацию животного к среде, когда поведение регулируется механизмами врожденными («инстинкт», «прошитая программа»), приобретенными («научение», «паттерн/шаблон»).
Просмотрите видео «Эксперимент Курта Рихтера с плавающими крысами», Какие элементы адаптивного поведения крыс в экспериментальной ситуации можно отнести (по одному примеру с кратким пояснением, почему так):
а) к реактивному (непроизвольному, импульсивному, «бессмысленному»);
б) к проактивному (целенаправленному на основе опыта);
в) к ситуативному изменению поведения под воздействием внешних факторов, не имеющему для данного организма ни биологического, ни социального значения?
… Все ошибки человеческого поведения сводятся к двум: мы удовлетворяем те потребности, которые надо подавлять, и подавляем те, которые надо удовлетворять …[5]
Теория-актуализация тайминг 20 минут; ТФ — анонс презентации (лекционно-практическая работа с детализацией на аудиторном занятии)
… Оперативность мобильной связи оплачивается не только денежными затратами, но и постоянной тревогой: не забыть дома, зарядить, заплатить …[5]
Практика-закрепление общий тайминг 60 минут; ТФ — ответы на вопросы по организационным моментам (до 10 минут), закрепление информации, практическая работа, самостоятельное тестирование (апробация) цифрового инструментария
Каковы основные понятия поведенческой науки?
! Дайте обратную связь на занятии (чат или устно)
или подгрузите на проверку в СДО (если такая возможность предоставлена)
… Иногда нужно быть готовым перешагнуть через неприятный процесс ради значимого результата, а иногда наоборот, отречься от результата ради более значимого процесса …[5]
Онлайн-аналитика тайминг 20 минут; ТФ — анализ онлайн-информации (начало на занятии, продолжение дома с подготовкой письменно тезисов)
Прочитайте сопровождающую информацию, посмотрите фото и видео, а также ознакомьтесь с примером аналитического комментария к данной информации. Если возникнет необходимость, найдите дополнительную информацию по теме публикации в свободном веб-поиске.
Ответьте на вопросы:
1) о каких социально-психологических эффектах межвидовой коммуникации может идти речь в изученной Вами информации?; 2) в чем они заключаются и как они могут проявляться во внешнем проявлении поведения красной панды, и в ответ — в поведении человека?; 3) какова может быть каждого из таких эффектов в практической психологии?
Подготовьте тезисы к обсуждению данных вопросов на спич-семинаре, внесите их на рекомендованный бланк. Готовые тезисы подгрузите в СДО или на общий диск для учета в рейтинге.
Магниты притягиваются друг к другу не одноименными, а разноименными полюсами – как и люди … [5]
Спич-семинар тайминг 30 минут; ТФ — краткие выступления (спич) с групповым обсуждением подготовленных аналитических комментариев (тезисов)
Что такое поведенческая психология?
Задание
По результатам проведенной онлайн-аналитики, используя подготовленные Вами тезисы, устно прокомментируйте вопросы:
1) о каких социально-психологических эффектах межвидовой коммуникации может идти речь в изученной Вами информации?; 2) в чем они заключаются и как они могут проявляться во внешнем проявлении поведения красной панды, и в ответ — в поведении человека?; 3) какова может быть каждого из таких эффектов в практической психологии?
Третий блок триады (самостоятельно дома или вместе в аудитории)
Запрет возбуждает интерес, разрешение его гасит … [5]
Завершающий интерактив (проектирование) тайминг индивидуально; ТФ — самостоятельная работа (по подгруппам или индивидуально, на занятии или дома) с общим обсуждением
Что есть социально-психологические эффекты поведения животных?
Проектирование — домашние задания, которые выполняются в семи подгруппах. Всего — семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется соответствующий цвету триады бланк. Скачивайте их поэтапно на общем диске из папки «Опорные бланки «Проектирование». Заполненные бланки для учета в рейтинге загружайте в «Папку для выполненных заданий «Проектирование» к началу следующей триады .
Каждый этап проектирования включает следующие дидактические единицы:
1) решаемая задача — проблематизировать тему этапа, используя рекомендуемую вводную информацию самостоятельно найти («подсказки» есть во вводных цитатах изучаемых персоналий, во вводных видео к триаде, в формулировке следующего задания), определить и сформулировать сущность изучаемого явления; источник информация — блог Eco Devo; ожидаемый результат — предварительная формулировка понятия изучаемого явления;
2) решаемая задача — познакомиться с ключевыми персоналиями, которые внесли важный вклад в изучении данного явления; источник информации — рекомендуемые кейс-статьи (интернет); ожидаемый результат — аналитический комментарий с точной формулировкой понятия изучаемого явления;
3) решаемая задача — найти практический и/или видео-пример изучаемого явления; источник информации — целенаправленный веб-серфинг в социальных сетях; ожидаемый результат — краткое, но обоснованное описание найденного примера.
Задание
«Проектирование» в СДО или на общем диске One Drive (ссылка дана в чате ТГ):
1) откройте папку «Проектирование»;
2) найдите файл «СПЖЭИК Зеленая Проект Этап 1», ознакомьтесь с ним;