Green

Зеленая триада

 

Социальное поведение животных: эволюция, интеллект, внутри- и межвидовые коммуникации (введение в курс)

 

Задачи вводной триады – узнать и понять:

О чем и зачем наш курс и как будут проходить занятия?
Каковы его особенности, структура, логика, и как получить аттестацию?
Какова общая готовность и каковы ожидания от освоения курса?

Первый блок триады

Этология (др.-греч. ἦθος «характер» +-λογία «наука») – изучает биологически обусловленное поведение животных (в т.ч. людей как представителей животного мира).  В центре – метод изучения поведения в различных природных (естественных) условиях. Термин ввёл в 1859 г. французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер

Сравнительная психология — изучает эволюцию поведения и психики в сравнении поведенческих и психологических особенностей животных и человека. В центре – сравнительно-психологический метод исследования. В России направление связано с именем биолога и психолога Владимира Александровича Вагнера (1849—1934)

Зоопсихология — интегративная наука о психике различных животных – изучает ее происхождение и развитие в фило- и онтогенезе, предысторию и предпосылки социального поведении и человеческой психики. В центре – комплекс методов: этологии (наблюдение за животными в естественных условиях), экспериментальной психологии (эксперименты по моделированию различных поведенческих ситуаций), а также физиологии (морфологические и функциональные исследования мозга). Термин утвердился в 1890-е гг, что было связано с влиянием на науку эволюционных теорий Чарльза Дар­ви­на и Жана Батиста Ламарка. 

О чем и зачем?

Ход занятия 

Этологов интересует сам поведенческий процесс, не относящийся к определенной группе животных, поэтому ими  изучается тот или иной тип поведения, например – иерархия, агрессия, аффилиация (сотрудничество), коммуникация и интеракция (внутри вида и между разными видами), репродукция (поиск и отношения партнеров), родительское (уход за потомством), потребительское (экономическое) и др. 

Психологов интересует, прежде всего, собственно социальное поведение у разных конкретных (таксономических, социальных, внутри- и межвидовых и т.п.) групп животных как отражение эволюционных, биологических и средовых (среда обитания) предпосылок сознательного поведения современного человека.

Что есть социальное поведение и можно ли его понять?

Вводный интерактив (проблематизация)
общий тайминг 40 минут; ТФ – самоактуализация в теме + техника “Brainstorm”
(экспресс-анализ видео-контента, результат – “общее облако  и столкновение мнений”)



1. Просмотрите предлагаемые справа видео,
отражающие разное поведение животных (10 минут)

 

2. Приведите примеры (10 минут):

а) видоспецифичного поведения, то есть присущего всем особям данного вида – ссылка для записи Вашего ответа

б) индивидуального, то есть характерного только для данной конкретной особи – ссылка для записи Вашего ответа

в)  адаптивного, то есть направленного на выживание и адаптацию животного к среде, когда поведение регулируется механизмами врожденными (“инстинкт”, “прошитая программа”), приобретенными (“научение”, “паттерн/шаблон”) – ссылка для записи Вашего ответа

 

3. Просмотрите видео (10 минут)
“Эксперимент Курта Рихтера с плавающими крысами”, как Вы думаете, к
акие элементы адаптивного поведения крыс в экспериментальной ситуации можно отнести: 

а) к реактивному (непроизвольному, импульсивному, “бессмысленному”); 

б) к проактивному (целенаправленному на основе опыта); 

в) к ситуативному изменению поведения под воздействием внешних факторов, не имеющему для данного организма ни биологического, ни социального значения? 

В ответе Вы можете привести только один пример с его кратким обоснованием (почему Вы так думаете).

Ответ и обсуждение устно или в чате (10 минут)

 

Главное меню

Все ошибки человеческого поведения сводятся к двум:
мы удовлетворяем те потребности, которые надо подавлять,
и подавляем те, которые надо удовлетворять …
[5]

Каковы границы поведенческой науки?

Теория-актуализация
тайминг 20 минут; ТФ – анонс презентации
(лекционно-практическая работа с детализацией на аудиторном занятии)

… Оперативность мобильной связи оплачивается не только денежными затратами,
но и постоянной тревогой: не забыть дома, зарядить, заплатить … [5]

Каковы основные понятия поведенческой науки?

Практика-закрепление
общий тайминг 60 минут; ТФ – ответы на вопросы по организационным моментам (до 10 минут), закрепление информации, практическая работа, самостоятельное тестирование (апробация) цифрового инструментария

! Дедлайн – 10 утра Мск следующего дня

Заполненный бланк для учета в рейтинге (имя файла – фамилия  латинскими буквами) закачайте на общий диск в “Папку для загрузки  заданий “Закрепление”

Второй блок триады

… Иногда нужно быть готовым перешагнуть через неприятный процесс ради значимого результата,
а иногда наоборот, отречься от результата ради более значимого процесса [5]

Каково проблемное поле поведенческой науки?

Онлайн-аналитика
тайминг 20 минут; ТФ – анализ онлайн-информации, беседа

Задание

Просмотрите публикацию “Тоже  Панда, но рыжая” в Eco-Devo Blog

Прочитайте сопровождающую информацию, а также ознакомьтесь
внимательно с избранным аналитическим комментарием к ней.

О каких социально-психологических эффектах идет речь?
В чем они заключаются и как “внешне проявляются”?

Магниты притягиваются друг к другу не одноименными,
а разноименными полюсами – как и люди … [5]

Что такое поведенческая психология?

Спич-семинар
тайминг 30 минут; ТФ – индивидуальные выступления с групповым обсуждением
(аналитических комментариев)

Непосредственным стимулятором поведения служат не реальные, а виртуальные события
в виде ожидания успеха или неудачи, поощрения или наказания … [5]

Что такое адаптивное социальное поведение?

Тест-самопроверка
тайминг 30 минут; ТФ – онлайн-тестирование
! Дедлайн – к началу следующего практического занятия

Третий блок триады
(самостоятельно дома или вместе в аудитории)

Запрет возбуждает интерес, разрешение его гасит … [5]

Что есть социально-психологические эффекты поведения животных?

Завершающий интерактив (проектирование)
тайминг индивидуально ; ТФ – самостоятельная работа
(по подгруппам или индивидуально, на занятии или дома) с общим обсуждением

! Дедлайн для загрузки задания в папку – к началу следующей триады (см. в расписании)

Проектирование – домашние задания, которые выполняются в семи подгруппахВсего – семь этапов проектирования. Для проектирования каждого из этапов имеется  соответствующий цвету триады бланк. Скачивайте их поэтапно на общем диске из папки “Опорные бланки “Проектирование”. Заполненные бланки для учета в рейтинге загружайте в “Папку для выполненных заданий “Проектирование”  к началу следующей триады .

Каждый этап проектирования включает следующие дидактические единицы:

1) решаемая задача  – проблематизировать тему этапа, используя рекомендуемую вводную информацию самостоятельно найти («подсказки» есть во вводных цитатах изучаемых персоналий, во вводных видео к триаде, в формулировке следующего задания), определить и сформулировать сущность изучаемого явления; источник информация – блог Eco Devo; ожидаемый результат – предварительная формулировка понятия изучаемого явления;

2) решаемая задача – познакомиться с ключевыми персоналиями, которые внесли важный вклад в изучении данного явления; источник информации – рекомендуемые кейс-статьи (интернет); ожидаемый результат – аналитический комментарий с точной формулировкой понятия изучаемого явления;

3) решаемая задача – найти практический и/или видео-пример изучаемого явления; источник информации – целенаправленный веб-серфинг в социальных сетях; ожидаемый результат – краткое, но обоснованное описание найденного примера.

На общем диске:
1) откройте папку “Опорные бланки “Проектирование”;
2) найдите файл “ПЖЭИК Зеленая Проект Этап 1”, ознакомьтесь с ним,
(задайте вопросы, если они возникнут);
3) выполните задания

 

В завершении триады пройдите небольшой опрос
(обсудим в реальном времени)

1. Есть ли у Вас домашнее животное/животные? Ответ можно дать кратко в форме “да/нет” или развернуто: если “да”, то какое/какие именно, если “нет”, обозначить причину (по желанию) …

2. Приходилось ли Вам ранее (в рамках обязательного обучения или факультативно) изучать вопросы психологии и/или поведения животных? Ответ можно дать кратко или детализировать (по желанию) …

3. Как Вы думаете, почему вопросы эволюции поведения, интеллекта, внутри- и межвидовых коммуникаций животных находятся в центре внимания этологии, зоо- и сравнительной психологии, и что может дать изучение этих вопросов собственно психологу? Ответ можно дать по любой одной из позиций, или развернутый ответ по всем позициям (по желанию) …

Заранее спасибо за участие в опросе!

 

 

Организационный момент

тайминг 5 минут; ТФ – “исходящие” вопросы/ответы

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.